АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
13.08.2020 Дело № А19-29522/2019
Резолютивная часть решения объявлена 11.08.2020.
Полный текст решения изготовлен 13.08.2020.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Акционерного общества «Полюс Вернинское» (ИНН 3802008546, ОГРН 1023800732889, адрес: 666904, г. Бодайбо, ул. Мира, 2)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области (ИНН 3808114237, 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Советская, 55),
Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9,
о признании недействительным решения МИФНС России № 20 по Иркутской области от 11.04.2019 № 36227 в части привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 43 093, 37 руб. (п. 3.1), отказа в возмещении суммы НДС в размере 1 723 737 руб. (п. 3.2., 3.4), начисления процентов в размере 107 556, 47 руб. за необоснованный возврат НДС по заявлению налогоплательщика (п. 3.5).
при участии сторон:
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пальчик А.Н. – доверенность от 25.03.2019, паспорт,
от ответчика (МИФНС России № 20 по Иркутской области): Рязанцева К.В. – доверенность от 10.01.2020, паспорт,
от Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9,- не явился, извещены.
установил:
Акционерное общество «Полюс Вернинское» (далее - Общество, АО «Полюс Вернинское», налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области (налоговый орган, МИФНС №20по ИО) с требованием о признании недействительным решения МИФНС России № 20 по Иркутской области от 11.04.2019 № 36227 в части привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 43 093, 37 руб. (п. 3.1), отказа в возмещении суммы НДС в размере 1 723 737 руб. (п. 3.2., 3.4), начисления процентов в размере 107 556, 47 руб. за необоснованный возврат НДС по заявлению налогоплательщика (п. 3.5).
Определением суда от 17.03.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (далее - МИФНС №9).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении, пояснениях по делу.
Общество считает, что инспекцией не обоснованно отказано в возмещении налога на добавленную стоимость.По мнению АО «Полис Вернинское» инспекция, восстанавливая налог в том же периоде, должна была предоставить вычет по НДС, как это предусмотрено налоговым законодательством. В результате формального подхода инспекция незаконно привлекла Общество к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, а также начислила проценты за необоснованный возврат НДС в заявительном порядке. Кроме того, общество дополнительно указало, что налогоплательщиком задвоение вычетов не допускало, т.е вычет НДС после отгрузки товара до момента восстановления НДС обществом не предъявлялся.
Представители ответчиков требования Общества не признали и пояснили, что отсутствуют основания для признания оспариваемого решения недействительным, в обоснование своих возражений привели доводы, изложенные в отзыве на заявление и пояснениях по делу.
Как следует из материалов дела, Акционерное общество «Полюс Вернинское» зарегистрировано юридического лица ОГРН 1023800732889.
03.10.2018 Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы крупнейшим налогоплательщикам №5 в соответствии с временным порядком заключения договора поручительства для целей пункта 2.1 статьи 176.1 и (или) пункта 2.2 ст. 184 НК РФ представлены документы: заявление о заключения договора поручительства и проект договора поручительства, представленные АО «Полюс Красноярск» в отношении АО «Полюс Вернинское». По результатам проведения проверки, представленного проекта поручительства требованиям законодательства Российской Федерации налогах и сборах в обеспечение обязательств АО «Полюс Вернинское» заключен договор поручительства от 08.10.2018 №ПКМ212-18 между Межрайонной ИФНС №20 по ИО и АО «Полюс Красноярск».
24.10.2018 АО «Полюс Вернинское» представлена налоговая декларация по налогу добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) за 3 квартал 2018 года, в которой заявлена сумма НДС к возмещению из бюджета в размере 304 617 100руб. Одновременно с указанной декларацией АО «Полюс Вернинское» представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения. НДС в размере 304 617 100руб.
Межрайонной ИФНС России №20 по Иркутской области принято решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной, к возмещению, в заявительном порядке от 31.10.2018 №14-19/21 в размере 304 617 100руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2018 года, представленной обществом 24.10.2018. По окончании проверки налоговым органом составлен акт от 15.01.2019 №66332. По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика инспекцией вынесено решение от 11.04.2019 № 36227 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением налогоплательщику отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 1 789 443 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом п. 3 ст. 114 НК РФ, в виде штрафа в размере 43 093,37 руб., так же начислены проценты за необоснованный возврат НДС по заявлению налогоплательщика в размере 108 208,31 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилась в Управление с жалобой. Решением Управления от 24.07.2019, апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик, считая решение налоговой инспекции от 11.04.2019 № 36227 незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в судебном порядке.
Заявитель не согласен с доводами инспекции, изложенными в оспариваемом решении, указывая при этом, что Обществом в 3 квартале 2018года не восстанавливало в период поставки товара сумму НДС по предоплате в размере 1723737 руб., однако и вычет со стоимости приобретенного товара в соответствующем размере в 3 квартале 2018 года налогоплательщиком не заявлялся.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводам, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно 21 Налогового кодекса Российской Федерации Акционерного общества «Полюс Вернинское» является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ суммы частичной оплаты в счет в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у продавца товара (исполнителя этих работ, услуг).
При этом суммы налога на добавленную стоимость, соответствующие сумме частичной оплаты в счет выполнения предстоящих работ, покупатель (заказчик) вправе поставить к вычету (п. 12 ст. 171 НК РФ).
Согласно п. 9 ст. 172 НК РФ вычеты указанных сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.
Кроме того, п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Однако, при этом в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком, в тим числе в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Исходя из анализа данных норм, суммы налога на добавленную стоимость, принятые покупателем к налоговому вычету при перечислении авансового платежа, подлежат восстановлению в размере суммы налога, принятого ранее к вычету по авансовым платежам, в налоговом периоде, в котором осуществляется принятие товаров, выполненных частично либо полностью работ.
Кроме того, согласно п. 1, 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Положениями п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Таким образом, восстановление сумм налога должно быть произведено в том объеме, в котором суммы налога по приобретенным товарам (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав подлежат вычету в налоговом периоде, в котором осуществляется принятие выполненных частично или полностью работ.
Как следует из материалов проверки, между ООО «ВЛРП» (поставщик) и АО «Полюс Вернинское» (покупатель) заключен договор поставки от 27.04.2018 № ПВ185-18, согласно которому поставщик обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить каменный уголь марки «Д» крупностью 25-60, изготовитель ООО «СУЭК-Хакасия». Общая стоимость составляет 84 364 764,44 руб.
Покупатель производит оплату товара в следующем порядке:
- 46 400 620,44 руб. (55 % общей стоимости) в срок до 03.05.2018;
- 7 592 828,80 руб. в срок до 02.07.2018;
- 7 592 828,80 руб. в срок до 01.08.2018;
- 7 592 828,80 руб. в срок до 03.09.2018;
- 7 592 828,80 руб. в срок до 01.10.2018;
- 7 592 828,80 руб. в срок до 30.11.2018.
Обществом в счет предстоящей поставки угля ООО «ВЛРП» перечислены авансовые платежи в общем размере 69 179 106,84 руб. платежными поручениями от 28.04.2018 (46 400 620,44 руб.), от 02.07.2018 (7 592 828,80 руб.), 02.08.2018 (7 592 828,80 руб.) и от 04.09.2018 (7 592 828,80 рубля).
ООО «ВЛРП» осуществлена поставка товара в адрес АО «Полюс Вернинское» в III квартале 2018 года на общую сумму 57 700 673,83 руб., в т.ч.
- 20 676 750 руб. (30.07.2018);
- 18 579 750 руб. (31.08.2019);
- 10 125 078,74 руб. (28.09.2018);
- 8 319 095,09 руб. (28.09.2018).
24.10.2018 налогоплательщиком представлены налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2018 года и заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС. Обществом в указанной налоговой декларации заявлено право на возмещение налога в размере 304 617 100 рублей.
31.10.2018 инспекцией принято решение № 14-19/21 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.
Вместе с тем, налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки, установлено, что согласно акту сверки взаимных расчетов между АО «Полюс Вернинское» и ООО «ВЛРП» за 3 квартал 2018 года, который подписан ООО «ВЛРП» с разногласиями, в частности, в указанном акте отсутствует информация о поставке товаров в адрес общества на общую сумму 18 444 173,83 рубля, в т.ч. по универсальному передаточному документу (далее – УПД) от 28.09.2018 № 1741 на сумму 10 125 078,74 руб. и от 28.09.2018 № 1748 на сумму 8 319 095,09 рубля.
УПД от 28.09.2018 № 1741 составлен к платежно-расчетным документам от 28.04.2018 № 2753, от 02.07.2018 № 4266 и от 02.08.2018 № 5554. В качестве платежно-расчетных документов в УПД от 28.09.2018 № 1748 указаны платежные поручения от 02.07.2018 № 4266 и от 02.08.2018 № 5554.
Из сведений, отраженных обществом в книге продаж за 3 квартал 2018 года, следует, что налогоплательщиком восстановлен НДС в размере 5 988 279,66 руб. с суммы авансовых платежей только за товар, поступивший обществу 30.07.2018 и 31.08.2019, с суммы 39 256 500 руб. (20 676 750 + 18 579 750) * 18/118).
Вместе с тем, обществом не восстановлен НДС в размере 2 813 518 руб., в т.ч.:
- 1 089 781 руб. с суммы 7 144 120,40 руб., ранее перечисленной оплаты за товар, поступивший 28.09.2018, по универсальному передаточному акту от 28.09.2018 № 1741 (46 400 620,44руб. - 39 256 500руб.);
- 1 723 737 руб. с суммы 11 300 053,43 руб., ранее перечисленной платежными поручениями от 02.07.2018 № 4266 и от 02.08.2018 № 5554 за товар, поступивший 28.09.2018 по универсальному передаточному документу от 28.09.2018 № 1748 (10 125 078,74руб. - 7 144 120,40руб. + 8 319 095,09руб.).
Кроме того, при проведении анализа документов, представленных обществом, налоговым органом установлено завышение НДС, подлежащего возмещению из бюджета, в размере 65 898 руб. (66 090 руб. - 192 руб.) с учетом допущенной налогоплательщиком ошибки при заполнении налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018 года по взаимоотношения с контрагентами ООО «Кристалл» и АО ТД «Тракт». Данный вывод налогового органа заявителем не оспаривается.
В силу пунктов 1, 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты, которым, в том числе, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также для перепродажи.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет данных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п. 1.1. ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные п.2 ст. 171 настоящего Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном настоящим Кодексом, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Суммы налога, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Восстановление сумм налога, как корректировка исчисленного налога, т.е. налоговой базы (отражается в книге продаж) производится в совершенно конкретном налоговом периоде, т.е. исполнению подлежит установленная законодателем обязанность по увеличению подлежащего уплате налога.
Учитывая, что в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты, и данное право налогоплательщик может по своему усмотрению реализовать в течение 3 лет (п. 2 ст. 173 НК РФ), допускается диспозитивность поведения налогоплательщика в части периода фактической реализации вышеуказанного права на вычет.
С учетом вышеуказанного нормативного регулирования доводы налогоплательщика о безусловном совпадении периодов исполнения обязанности по восстановлению налога и реализации права на вычет противоречит вышеуказанным нормам гл. 21 НК РФ.
Таким образом, Налогоплательщиком заявлено право на налоговые вычеты по взаимоотношениям с ООО «Верхнеленское речное пароходство, в т.ч. на основании счетов-фактур от 02.07.2018 № 816 и от 02.08.2018 № 1112. Данные счета-фактуры выставлены ООО «ВЛРП» при получении от общества сумм авансовых платежей и отражены ООО «ВЛРП» в книге продаж и в книге покупок за 3 квартал 2018 года, что свидетельствует об отгрузке товаров в счет полученных авансовых платежей. При этом обществом не восстановлен НДС в 3 квартале 2018 года.
Таким образом, суд соглашается с выводами инспекции, о правомерности отказа в возмещении НДС в размере 1 723 737 руб.
Довод общества в том, что избранный инспекцией подход не учитывает действительной экономической сути операции по восстановлению НДС и является формальным , не принимается во внимание, посколькунормативное регулирование налога на добавленную стоимость прямо указывает на необходимость декларирования вычетов налогоплательщиком именно в том периоде, в котором он имеет на него право на основании имеющихся у него документов.
Общество указывает на то, что в 3 квартале 2018года не восстанавливало в период поставки товара на сумму НДС по предоплате в размере 1723737 руб., однако и вычет со стоимости приобретенного товара в соответствующем размере в 3 квартале 2018 года налогоплательщиком не заявлялся.
Вместе с тем, вычет, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу, заявлен в декларации по НДС за 4 квартал 2018 года, когда товар Обществом принят на учет, но не восстановлен в 3 квартале 2018года.
Таким образом, Общество не лишено возможности представить в налоговый орган уточненные налоговые декларация по НДС за 3 и 4 кварталы 2018 года, однако налогоплательщик таким правом не воспользовался.
Заявителем представлены дополнительные пояснения, в которых общество полагает, что причиной несвоевременного восстановления НДС и, одновременно, предъявления равнозначной суммы НДС к вычету - стало несвоевременное оприходование товара (в 4 кв. 2018) при наличии в 3 кв. 2018 г полного комплекта необходимых первичных документов, а также соответствующих счетов-фактур, в связи, с чем налогоплательщик считает, что исправляя указанную ошибку, налоговый орган самостоятельно должен был перенести из 4 кв. 2018 г. в 3 кв. 2018 г. сумму НДС, подлежащую восстановлению, и одновременно применить (перенести) заявленный вычет на туже сумму.
В силу пунктов 1, 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты, которым, в том числе, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также для перепродажи.
Согласно п. 1.1. ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные п.2 ст. 171 настоящего Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, нормативное регулирование налога на добавленную стоимость прямо указывает на необходимость декларирования вычетов налогоплательщиком именно в том периоде, в котором он имеет на него право на основании имеющихся у него документов.
Вместе с тем, право на вычет из одной налоговой декларации перенести в другую (за иной период) Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. В тоже время законодательством предусмотрен иной порядок, в соответствии с которым налогоплательщик заявляет в декларации о наличии у него права на вычет по НДС и предоставляет подтверждающие документы.
Поскольку Общество имело намерение завить вычет по НДС в 3 кв. 2018 года, то в таком случае налогоплательщику необходимо было в порядке ст.81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию до даты вынесения решения по итогам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 3 кв. 2018 года. В таком случае проверка на основании п.9.1 ст.88 НК РФ производится заново.
Налоговый орган не наделен правом определять (влиять) период применения налогового вычета, который является правом налогоплательщика заявляться в пределах установленного 3-х летнего срока.
Кроме того, налогоплательщиком представлены уточненные налоговые деклараций в МРИ ФНС по КН №9 за 3 и 4 кв. 2018г , согласно которым обществом изменен период реализации права на вычет, который совпал с периодом исполнения обязанности по восстановлению спорной суммы налога.
Таким образом, налогоплательщик скорректировал свои налоговые обязательства согласно правовой позиции налогового органа, изложенной в оспариваемом решении, основанной на выводах, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 08.11.2018 №2796-0.
На основании вышеизложенного, суд считает, что решение инспекции вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства с учетом прав и интересов налогоплательщика. При этом механизм учета («переноса») указанный в доводах заявителем, законодательством не предусмотрен, соответственно не может быть применен в рамках камеральной проверки. Такая форма администрирования возможна только в рамках выездной налоговой проверки, когда налоговый орган, проверяет одновременно несколько налоговых периодов.
В отношении довода АО «Полюс Вернинское» о том, что восстановление НДС в 3 квартале 2018 года не повлияло бы на размер налоговых обязательств налогоплательщика, в связи с заявлением налоговых вычетов в том же размере в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018 года ( не могут быть признаны повторными), при этом экономический эффект равен 0, суд считает, что данное утверждение является ошибочным, поскольку противоречит нормам права, изложенным в главе 21 НК РФ. Налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, являются правом налогоплательщика, и могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). Налогоплательщик применил налоговые вычеты с авансов, следовательно, уменьшил налогооблагаемую базу на налоговые вычеты по НДС. При получении документов, подтверждающих обязательства по сделки, должен был восстановить НДС и уменьшить их на налоговые вычеты по НДС.
Поскольку документы не соответствовали 4 кварталу 2018, а относились к 3 кварталу 2018 проверяемого периода, налогоплательщик не подтвердил законность и обоснованность ранее заявленных вычетов с авансов в 3 квартале 2018, допустив занижение налогооблагаемой базы.
При этом, налогоплательщик не согласен с начислением процентов и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, вместе с тем, проценты за необоснованный возврат НДС по заявлению налогоплательщика являются компенсацией потерь бюджета и не освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 176.1 НК РФ заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном статьей 176.1 НК РФ, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Согласно п. 7 ст. 176.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.
В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.
В силу п. 8 ст. 176.1 НК РФ в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных п. п. 2, 4, 6 и 7 ст. 176.1 НК РФ, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.
Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.
В соответствии с п. 11 ст. 176.1 НК РФ обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены ст. 88 НК РФ, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.
Пунктом 14 ст. 176.1 НК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с п. 15 ст. 176.1 НК РФ в случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 176.1 НК РФ, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 статьи 176.1 НК РФ, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения ог зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.
Одновременно с сообщением о принятии вышеуказанного решения, налогоплательщику согласно п. 17 ст. 176.1 НК РФ направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
Пунктом 2 статьи 11 НК РФ определено, что недоимка - это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Пунктом 8 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога).
В силу п. 8 ст. 101 НК РФ излишне возмещенный налогоплательщику НДС также является недоимкой с момента его возврата (зачета).
Пунктом 1 ст. 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Из материалов проверки следует, что решением налогового органа от 31.10.2018 № 14-19/21 НДС в сумме 304 617 100 руб. возвращен налогоплательщику, оспариваемым решением инспекцией установлено отсутствие у общества права на возмещение НДС в сумме 1 723 737 рублей.
Таким образом, общество получило из бюджета налог в сумме 1 723 737 руб. без каких-либо правовых оснований, в связи, с чем у налогоплательщика возникла недоимка по НДС перед бюджетом в указанной сумме, в связи с чем, инспекцией правомерно начислены обществу проценты в размере 108 208, 31 руб., и применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ с учетом п. 3 ст. 114 НК РФ в размере 43 093,37 рубля. (уменьшенный в 8 раз - налоговым органом были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушение).
В судебном заседании, доводы о снижении штрафных санкций заявителем не заявлены, документы, подтверждающие обоснование для применения ст. 112-114 НК РФ не представлены.
Таким образом, суд полагает, что размер штрафных санкций с учетом обстоятельств дела отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Кроме того, начисление процентов на излишне возмещенную сумму налога в размере 1 723 737 руб. не освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, поскольку повышенные проценты в рассматриваемом случае являются компенсацией потерь бюджета.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд, оценив представленные доказательства налоговым органом, Заявителем, в соответствии со ст.ст. 69-71 АПКРФ, в их совокупности, приходит к выводу о законности оспариваемого решения. Совокупность представленных инспекцией доказательств опровергает доводы заявителя, тогда как заявитель не представил каких-либо доказательств и не привел объективных доводов, свидетельствующих о необоснованности выводов инспекции, изложенных в оспариваемом решении. Оспариваемое решение законно и обоснованно. Нарушение прав и законных интересов Заявителя, судом не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Акционерного общества «Полюс Вернинское» о признании недействительным решения МИФНС России № 20 по Иркутской области от 11.04.2019 № 36227 в части привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 43 093, 37 руб. (п. 3.1), отказа в возмещении суммы НДС в размере 1 723 737 руб. (п. 3.2., 3.4), начисления процентов в размере 107 556, 47 руб. за необоснованный возврат НДС по заявлению налогоплательщика (п. 3.5), удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требованийотказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Л. Зволейко