АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-12955/12
11.09.2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10.09.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.09.2012 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.Н.Габескирия, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В.Ершовой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Прокуратуры Иркутской области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899, 664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5)
к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству (ОГРН 1083847000071, ИНН 3834013370, 665684, Нижнеилимский район, Рабочий поселок Новая Игирма, ул. Дружбы 26), Обществу с ограниченной ответственностью «Тега - лес» (ОГРН 1063847006475, ИНН 3834011478, 665689, Нижнеилимский район, Рабочий поселок Рудногорск, ул. Почтовая, 6, 2)
третье лицо - Администрация Нижнеилимского муниципального района (665653, Иркутская область, Нижнеилимский район, г.Железногорск-Илимский, 8 квартал, дом 20)
о признании договора недействительным
при участии в заседании:
от истца – Ульянова М.С. - прокурор (удостоверение),
от ответчиков:
от территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству – не явились,
от Общества с ограниченной ответственностью «Тега-лес» – не явились,
от третьего лица – не явились,
установил:
иск заявлен о признании договора купли-продажи лесных насаждений № 362 заключенного 15.04.11 между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству и Обществом с ограниченной ответственностью «Лесоторговая компания» недействительным.
Истец в поступивших в суд 14.08.12 «пояснениях» от 14.08.12 № 38-129-12, указал на то, что договор купли-продажи лесных насаждений № 362 от 15.04.11 подлежит признанию недействительным, поскольку заключен на основании муниципального контракта на право обеспечения муниципальных котельных Нижнеилимского района дровами от 17.03.11 № 7, который является незаключенным, поскольку сторонами не определена цена контракта.
Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству в поступившем в суд 30.07.12 отзыве от 17.07.12 № 1267, возражая в отношении заявленного иска, указало, что на основании планируемого объема заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений на 2011 год утвержденные Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 14.02.11 № 29-мр на Нижнеилимский муниципальный район в ТУАЛХ Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству был выделен объем заготовки древесины для муниципальных нужд в объеме 92 420 куб.м., в связи с чем, был проведен лесной аукцион на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по исключительным случаям заготовки древесины 04.04.11 и заключен договор купли-продажи лесных насаждений с ООО «Тега-лес», что лесной аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по заготовке древесины для муниципальных нужд был проведен в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и соответствует Закону Иркутской области «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области» № 67/33-оз от 07.10.2009, а также то, что основанием для заключения договора от 15.04.11 № 362 в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации явился результат аукциона по продаже права на заключение договора, а не муниципальный контракт от 17.03.11 № 7.
Общество с ограниченной ответственностью «Тега-лес» и Администрация Нижнеилимского муниципального района определение от 14.08.12 получили 22.08.12, однако, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на иск не представили.
Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству определение от 14.08.12 получило 23.08.12, однако, представителя в судебное заседание не направило.
Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству, Общества с ограниченной ответственностью «Тега-лес» и Администрации Нижнеилимского муниципального района.
Выслушав представителя истца и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что согласно данным протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда от 04.04.11 № 15, территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству 04.04.11 проведен аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по аукционной единице № 18, расположенной в Иркутской области, Нижнеилимском лесничестве, Рудногорском участковом лесничестве, Рудногорская дача, квартал 400, в объеме 1248 куб. м., который признан несостоявшимся, так как единственным участником аукциона является ООО "Тега-лес".
По результатам аукциона 15.04.11 территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству (продавцом) с ООО "Тега-лес" (покупателем) заключен договор № 362 купли-продажи лесных насаждений, занимающих площадь 5,8 га., расположенных на территории Иркутской области, муниципального образования «Нижнеилимский район», в границах Нижнеилимского лесничества в Рудногорском участковом лесничестве, Рудногорская дача, в квартале 400, выдел 17,20, лесосека 3.
В обоснование заявленного требования истец ссылается на то, что договор купли-продажи лесных насаждений от 15.04.11 № 362 не соответствует статье 2 Закона Иркутской области от 07.10.2009 № 67/33-оз "Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области".
Пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования леса названа заготовка древесины.
Частями 8 и 8,2 статьи 29 названного Кодекса определено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Данная норма указывает на то, что случаи заготовки древесины по договору купли-продажи являются исключительными и должны быть установлены законами субъекта, но при этом в соответствии с прямым указанием федерального законодателя (части 1 статьи 77 Лесного кодекса РФ) такие договоры должны заключаться по результатам аукциона за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного кодекса РФ.
Проведение указанного аукциона регулируется общими правилами Гражданского кодекса РФ (статьи 447-449) и специальными нормами главы 8 Лесного кодекса РФ.
Таким образом, законодателем установлены правила проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в то время как исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в силу части 8.2 статьи 29 Лесного кодекса РФ определяются законодательством субъектов РФ.
На основании положений Лесного кодекса РФ Иркутской областью принят Закон Иркутской области № 67/33-оз от 07.10.2009 "Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области", устанавливающий исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений на территории Иркутской области.
Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд относится заготовка древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях выполнения государственных или муниципальных контрактов на поставку древесины, выполнение работ или оказание услуг, связанных с использованием заготовленной древесины, перечислены в статье 2 названного Закона.
Согласно п. п. 1, 2, 6 договора купли-продажи лесных насаждений от 15.04.11 № 362, ООО "Тега-лес" покупает лесные насаждения, занимающие площадь 5,8 га., расположенные на территории Иркутской области, муниципального образования «Нижнеилимский район», в границах Нижнеилимского лесничества в Рудногорском участковом лесничестве, Рудногорская дача, в квартале 400, выдел 17,20, лесосека 3, осуществляет заготовку древесины в объеме 1248 куб. м.
Согласно данным, представленной в материалы дела заявки ООО "Тега-лес" от 25.03.11 на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в Рудногорвском участковом лесничеству, квартал 400, площадью 5,8 га, объем древесины 1246 куб. м., подлежащего проведению 04.04.11, по аукционной единице № 18, подписанной директором ООО "Тега-лес", в качестве приложений к заявке указаны, в том числе: муниципальный контракт.
В материалы дела представлен муниципальный контракт на право обеспечения муниципальных котельных Нижнеилимского района дровами от 17.03.11 № 7, заключенный Администрацией Нижнеилимского муниципального района (заказчиком) с ООО "Тега-лес" (подрядчиком), согласно которому, заказчик предоставляет подрядчику право обеспечения муниципальных котельных дровами в объеме 6000 кубометров и обязуется подать заявку в территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству на участие подрядчика в аукционе, в случае победы на аукционе от 04.04.11 по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений подрядчик обязался заключить договор купли-продажи лесных насаждений и оплатить платежи, указанные в справке-счете территориального лесничества, заключить договор купли-продажи дров с балансодержателем муниципальной котельной, поставить дрова в объеме и по характеристикам, соответствующим приобретенным аукционным единицам.
В соответствии с п. п. 3.1., 3.2., 3.3. муниципального контракта, подрядчик оплачивает приобретение лесосечного фонда за счет собственных средств. Оплату поставленных дров на котельную производит балансодержатель муниципальной котельной. Цена поставляемых дров определяется в размере, не превышающем предельную цену дров (долготье), поставляемых физическим и юридическим лицам на муниципальные котельные, расположенные на территории Нижнеилимского муниципального району, согласованную постановлением администрации Нижнеилимского муниципального района.
При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что основанием для участия в аукционе, проведенном территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству 04.04.11 по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по аукционной единице № 18, являлся муниципальный контракт от 17.03.11 № 7, соответственно, оспариваемый договор был заключен в целях реализации указанного муниципального контракта.
Вместе с тем, арбитражный суд приходит к выводу о том, что муниципальный контракт от 17.03.11 № 7 не отвечает признакам муниципального контракта.
Так, согласно статье 526 Гражданского кодекса РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В пунктах 1 и 2 статьи 527 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Аналогичное положение о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд содержится в части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса РФ оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд является функцией бюджетных учреждений.
На основании пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Частью 1 статьи 3 Закона № 94-ФЗ установлено, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Вместе с тем, муниципальный контракт от 17.03.11 № 7 не может быть признан договором, заключенным в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а также статьями 70, 72 Бюджетного кодекса РФ, поскольку указанный договор не предусматривает выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд, а также использование бюджетных средств, как установлено положениями ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, следует признать, что подписанный Администрацией Нижнеилимского муниципального района с ООО "Тега-лес" муниципальный контракт от 17.03.11 № 7 не может быть основанием для участия ООО "Тега-лес" в проведенном 04.04.11 аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в связи с чем, договор купли-продажи лесных насаждений от 15.04.11 № 362 заключен в отсутствие оснований, предусмотренных Законом Иркутской области № 67/33-оз от 07.10.2009 «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области» и, в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, является недействительным.
При названных обстоятельствах, требование о признании названного договора недействительным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии статьей 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков, вместе с тем, учитывая, что территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству освобождено от уплаты государственной пошлины, с ООО "Тега-лес" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать заключенный территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству (ОГРН 1083847000071, ИНН 3834013370) с Обществом с ограниченной ответственностью "Тега-лес" (ОГРН 1063847006475, ИНН 3834011478) договор купли-продажи лесных насаждений от 15.04.11 № 362 недействительным;
взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Тега-лес" (ОГРН 1063847006475, ИНН 3834011478) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.Н. Габескирия