НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 09.10.2006 № А19-20466/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-20466/06-52

«16» октября 2006 г.

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 16 октября 2006 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Татьяны Юрьевны,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МИ ФНС России № 5 по Иркутской области и УО БАО

к Государственному (унитарному) предприятию учреждение 235/25 ГУИН Минюста России

о взыскании 136 717 руб.

при участии в заседании:

от заявителя: не присутствовал;

от налогоплательщика: не присутствовал;

установил:

МИ ФНС России № 5 по Иркутской области и УО БАО (далее - налоговый орган, заявитель по делу) заявлено требование к Государственному (унитарному) предприятию учреждение 235/25 ГУИН Минюста России (далее - Предприятие учреждения У-235/25, налогоплательщик по делу) о взыскании 136 717 рублей, составляющих сумму налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Дело рассматривается в порядке ст. 215 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.

Установлено, что Предприятие учреждения У-235/25 зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Тайшетского района 22.12.1999 года за регистрационным номером 606.

Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2005 года.

По результатам проверки инспекцией принято решение № 10-262 от 06.03.2006 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 136 717 руб.

В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ требование от 16.03.06г. № 4629 об уплате налоговой санкции направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом. Учитывая, что требование налогового органа добровольно не исполнено, заявитель просит взыскать задолженность в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии со ст. 143 НК РФ Предприятие учреждения У-235/25 является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Пунктами 1, 2 ст. 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Из решения инспекции следует, что согласно представленной уточненной налоговой декларации по НДС за март месяц 2005г. показатели составляют: выручка от реализации товаров составляет 31 352 130 руб., начислено НДС 5 559 869 руб.; сумма налога, предъявленная налогоплательщиком к вычету составляет 1 727 206 руб.; сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период 3 832 662 руб.; операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) - стоимость реализованных товаров, (работ, услуг) не подлежащих налогообложению – 3 276 863 руб.

Для проведения углубленной налоговой проверки налоговым органом было выставлено требование № 10 - 145 от 07.02.2005г. о предоставлении документов.

Для проверки налогоплательщиком были представлены следующие копии документов:

- книга покупок и книга продаж за данный период;

- документы, подтверждающие налоговые вычеты (счета-фактуры, полученные от поставщиков, документы, подтверждающие их оплату, акты о погашении взаимной задолженности);

- журнал ордер № 6;

- копию счетов главной книги- 19,60,62,68,90,91.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или к возмещению, является счет-фактура, составленный и выставленный в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 и 6 статьи 169 НК РФ, при этом счета-фактуры не соответствующие требованиям п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В соответствии с п.п. 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ, в счете-фактуре предъявленной налогоплательщику обязательным реквизитом должны быть указаны: наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 (с изменениями и дополнениями) состав реквизита счета-фактуры «Идентификационный номер налогоплательщика» дополнен кодом причины постановки на учет, то есть КПП является обязательным реквизитом при заполнении счетов-фактур.

Учитывая изложенное, налогоплательщики вправе принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) в соответствующем налоговом периоде, при единовременном соблюдении трех обязательных условий:

- фактическое оприходование товаров (работ, услуг);

- оплата приобретенных товаров (работ, услуг); (платежными документами могут быть: платежное поручение, приходный кассовый ордер с отпечатанным контрольно-кассовой техникой кассовым чеком и акт взаимозачетов, заверенный подписями руководителей и печатями сторон);

- наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии со статьей 169 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении их прав и обязанностей.

В Постановлении от 20 июня 2000 г. № 7222/99 со ссылкой на данное положение Президиум ВАС РФ указал на то, что протокол о зачете взаимных долгов - это многосторонний договор, который направлен на прекращение прав и обязанностей сторон и, следовательно, протокол отвечает понятию договора.

Документ подписывается представителями всех сторон по сделке и скрепляется печатями сторон.

Договор (соглашение) о взаимозачете должен содержать:

- дату его подписания;

- полное наименование и реквизиты всех его участников;

- сведения о договорах, на основе которых возникла погашаемая задолженность (дату заключения, номер, название, наименование товаров, работ, услуг) и размеры сумм

задолженностей по данным договорам;

- сумму задолженности, погашаемую взаимозачетом;

- подписи руководителей организаций, участвовавших во взаимозачете.

На проверку налогоплательщик представил следующие счета-фактуры, для подтверждения примененного налогового вычета, в которых налоговым органом выявлены нарушения по следующим поставщикам:

- ЗАО «Южуралнефтепродукт» счет-фактура № 185 от 26.02.2004 г. на общую сумму 520335 руб.90 коп., в том числе НДС 79373 руб. 27 коп.;

- ГУП Учреждение У-235/29 счет фактура №116 от 04.03.2005г. на общую сумму 42250 руб. 62 коп., в том числе НДС 6445 руб. 01 коп.;

- ГУП Учреждение У-235/15 счет-фактура № 39 от 29.03.2005г. на общую сумму 83788 руб. 76 коп., в том числе НДС 12781 руб. 34 коп.;

- ГУП Учреждение У-235/34 счет- фактура № 242 от 25.03.2005г. на общую сумму 5180 руб. 00 коп., в том числе НДС 790 руб. 17 коп.; счет- фактура № 243 от 25.03.2005г. на общую сумму 38409 руб. 00 коп., в том числе НДС 5859 руб. 00 коп.; счет- фактура № 125 от 25.03.2005г. на общую сумму 4440 руб. 00 коп., в том числе НДС 677 руб. 29 коп.

В данных счетах-фактурах отсутствует код причины постановки на учет (КПП) покупателя, кроме того, налогоплательщиком не представлены документы подтверждающие оплату.

По поставщику ООО «Межотраслевой центр» налогоплательщиком представлены счета-фактуры: № 5 от 18.03.05г. на общую сумму 850732 руб. 23 коп. в том числе НДС 129772 руб. 70 коп.; № 6 от 18.03.05г. на общую сумму 265031 руб. 58 коп. в том числе НДС 40428 руб. 54 коп. Для подтверждения оплаты представлено письмо по взаимным требованиям ГУП Учреждение У-235/25 с ООО «Прогресс», которое не отвечает требованиям предъявляемым Гражданским кодексом РФ к договору о взаимозачете.

Из представленного письма следует, что Государственное унитарное предприятие Учреждения У-235/25 просит ООО «Прогресс» в счет отгрузки лесопродукции перечислить денежные средства по реквизитам ООО «Межотраслевой центр». Представленное письмо не содержит следующие обязательные реквизиты, предусмотренные для всех участников соглашения, а именно: дату его подписания, сведения о договорах, на основании которых возникла погашаемая задолженность, дату заключения договора, номер, название, наименование товаров (работ, услуг), нет подписей и расшифровок руководителя и главного бухгалтера ООО «Прогресс» и ООО «Межотраслевой центр», участвовавших во взаимозачете.

Таким образом, представленное письмо не подтверждает оплату товаров по вышеуказанным счетам-фактурам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ.

По поставщику ООО «Красноярск-ЧТЗ-Сервис» налогоплательщиком представлен счет фактура 147 от 25.02.05г. на общую сумму 4000 руб.00 коп. в том числе НДС 610 руб. 17 коп., однако документы, подтверждающие оплату указанного счета-фактуры не представлены.

Кроме того, в данном счете-фактуре по строке «к платежно-расчетному документу» номер платежного документа № 2 от 25.02.2005. Поскольку проверяемый период - март 2005 г., следовательно, налогоплательщиком неправомерно заявлен к вычету НДС за проверяемый период.

По поставщику ЦБСС КУЛИУ на проверку представлен счет фактура № 476 от 16.03.05г. на общую сумму 33924 руб. 05 коп. в том числе НДС 5174 руб. 83 коп.

В данном счете-фактуре отсутствует КПП продавца и покупателя. Кроме того, налогоплательщиком указан не точный адрес покупателя и продавца.

Адрес покупателя указанный в счете-фактуре: Красноярский край, Н-Ингашский р-н. В соответствии с учредительными документами адрес покупателя - Красноярский край, Н-Ингашский р-он, п. Нижняя пойма, ул. Аэродромная, 2. Адрес продавца указанный в счете-фактуре: Иркутская область; Тайшетский район, в соответствии с учредительными документами адрес продавца - Иркутская область; Тайшетский район, п. Новобирюсинск.

Данный факт является нарушением порядка заполнения счета-фактуры, следовательно, НДС в размере 5174,83 руб. неправомерно заявлен к вычету.

По поставщику ООО «Реверс» г. Красноярск на проверку представлены счета-фактуры: № 139 от 18.03.05г. на общую сумму 11901 руб. 48 коп. в том числе НДС 1815 руб. 48 коп.; № 132 от 16.03.05г. на общую сумму 32098 руб. 36 коп. в том числе НДС 4896 руб. 36 коп.; № 105 от 24.02.05г. на общую сумму 20224 руб. 02 коп. в том числе НДС 3085 руб. 02 коп.; по поставщику ООО КФ «Корэс» - счет-фактура № 0768 от 18.03.05г. на общую сумму 8400 руб. 00 коп. в том числе НДС 1281 руб. 36 коп.

В данных счетах-фактурах код причины постановки на учет покупателя ГУП Учреждения У-235/25 указан неверно 540247697, действительный КПП 383801001.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 4 ст. 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Сумма НДС, отраженная в книге покупок и не выделенная в счете-фактуре, не может быть принята в составе налоговых вычетов при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет.

По поставщику ООО «СибАгроПром» представлены счета-фактуры, в которых отсутствует сумма НДС, а именно: № 14 от 07.02.05г. на общую сумму 126886 руб. 00 коп. без НДС, сумма НДС предъявленная к вычету 19355 руб. 50 коп; № 15 от 07.02.05г. на общую сумму 58437 руб. 00 коп. без НДС, сумма НДС предъявленная к вычету 8914 руб. 12 коп; № 16 от 07.02.05г. на общую сумму 34880 руб. 00 коп. без НДС, сумма НДС предъявленная к вычету 5320 руб. 68 коп; № 17 от 07.02.05г. на общую сумму 7820 руб. 00 коп. без НДС, сумма НДС предъявленная к вычету 1192 руб. 88 коп. Кроме того, в счетах-фактурах отсутствует КПП продавца и покупателя.

По поставщику ГУП Учреждение У-235/14 представлены счета-фактуры: № 171 от 31.03.05г. на общую сумму 745226 руб. 88 коп. в т.ч. НДС 113831
 руб.22 коп.; № 93 от 28.02.05г. на общую сумму 180088 руб. 98 коп. в т.ч. НДС 27471 руб.20 коп.; поставщик ГУП Учреждение У-235/26 счет-фактура № 02/12 от 02.02.05 г. на общую сумму 116880 руб. 20 коп. в т.ч. НДС 17829 руб. 18 коп.; счет-фактура № 03/37 от 23.03.05 г. на общую сумму 380848 руб. 16 коп. в т.ч. НДС 58095 руб. 48 коп.; поставщик ГУП Учреждение У-235/33 счет-фактура № 50 от 30.03.05г. на общую сумму 329544 руб. 22 коп. в т.ч. НДС 50269 руб. 45 коп.; счет-фактура № 41 от 30.03.05г. на общую сумму 740182 руб. 07 коп. в т.ч. НДС 112909 руб. 12 коп.; поставщик ГУП Учреждение У-235/13 счет-фактура № 30 на общую сумму 72012 руб. 39 коп. в т.ч. НДС 10984 руб. 94 коп. К данным счетам-фактурам не представлены документы, подтверждающие фактическую оплату выставленных счетов-фактур.

В нарушение п. 1 ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК РФ налогоплательщик не представил счета-фактуры отраженные в книге покупок и документы, подтверждающие факт их оплаты по следующим поставщикам:

- ООО МТД Савва счет-фактура № 165 март на общую сумму 826 руб. 56 коп., в т. ч. НДС 126 руб. 09 коп;

- ГУП БТО счет-фактура № 25/36 март на общую сумму 108624 руб. 46 коп., в т.ч. НДС 14673 руб. 94 коп.; счет-фактура № 25/37 март на общую сумму 217539 руб. 88 коп., в т.ч. НДС 21311 руб.98 коп.;

- ЦБСС КУЛИУ счет-фактура № 508 март на общую сумму 434 руб. 32 коп., в т.ч. НДС 66 руб. 25 коп.

Следовательно, сумма НДС по выше указанным счетам-фактурам включена в состав налоговых вычетов неправомерно.

Всего по проверенным документам налоговым органом установлено, что налогоплательщик необоснованно заявил НДС к возмещению в сумме 755343 руб.

Проверкой установлено, что налогоплательщик осуществляет операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ, сумма «входного» налога у таких налогоплательщиков учитывается в следующем порядке: «Входной» НДС принимается к вычету, если приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций, облагаемых НДС. Налог учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), если они используются для операций, не облагаемых НДС. «Входной» НДС распределяется между операциями, облагаемыми и не облагаемыми НДС, если приобретенные товары (работы, услуги) используются, как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период, и составляет в проверяемом периоде 90,5 (31352130/34628993).

Вследствие чего, сумма неправомерно примененных налоговых вычетов по операциям облагаемым НДС составляет 683 585 руб. 00 коп. (755343*90,5%)

По результатам проверки налоговым органом начислен штраф на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в виде штрафа в размере 136 717 руб.

На основании вышеизложенного, суд считает, что налоговый орган правомерно привлек Предприятие учреждения У-235/25 к налоговой ответственности, однако требования о взыскании налоговых санкций подлежат удовлетворению в части, так как налогоплательщиком заявлено ходатайство о снижении размера налоговых санкций.

Согласно п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Пунктом 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, нормой установлен минимальный предел снижения штрафа. Максимальный предел такого снижения законодательством о налогах и сборах не предусмотрен, что позволяет уменьшать штрафные санкции до такого размера, который суд считает допустимым в той или иной конкретной ситуации.

В пункте 19 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ» указано: если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.

В обоснование ходатайства о снижении налоговых санкций налогоплательщик представил решение налогового органа о приостановлении операций по счетам Учреждения У-235/25 ГУИН Минюста России, а также Устав, согласно которому основной целью Учреждения является обеспечение трудовой занятости осужденных.

Учитывая тяжелое финансовое состояние налогоплательщика, суд полагает возможным уменьшить размер налоговых санкций до 50 000 руб., а также сумму госпошлины до 500 руб.

Таким образом, требования налогового органа о взыскании налоговых санкций подлежат удовлетворению в части взыскания налоговой санкции по налогу на добавленную стоимость предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС за март 2005г. в результате неправильного исчисления налога, выразившегося в завышении налоговых вычетов в сумме 50 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного (унитарного) предприятия учреждение У-235/25 ГУИН Минюста России, расположенного по адресу: Тайшетский район, р.п. Новобирюсинск, зарегистрированного в качестве юридического лица администрацией Тайшетского района 22.12.1999 года за регистрационным номером 606, налоговые санкции в сумме 50 000 руб. с зачислением в соответствующие бюджеты, а также госпошлину в доход федерального бюджета РФ в сумме 500 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Чемезова