НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 09.09.2014 № А19-7452/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

    дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-7452/2014

11.09.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена  09.09.2014г.

Решение  в полном объеме изготовлено 11.09.2014г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В. Лунькова,          

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Н.Г. Куприяновым,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в  Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска (ОГРН 1103850018425,  ИНН 3808214697)

к Областному государственному образовательному бюджетному учреждению среднего профессионального образования "Иркутское театральное училище" (колледж) (ОГРН 1023801022057, ИНН 3808024985)

о взыскании 8915руб.52коп.,

при участии в заседании:

от заявителя: Н.Л.Малых, представителя по доверенности;

 от ОГОБУ: не явилось;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской                 области с заявлением о взыскании с Областного государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования "Иркутское театральное училище" (колледж) (далее плательщик, учреждение) финансовой санкции
в размере 8915 руб. 52 коп.

Представитель заявителя Малых в судебном заседании 02.09.14  заявленные требования поддержала по основания, указанным в заявлении. Кроме этого заявителем  представлены  возражения на отзыв плательщика, в которых указано, что представление страхователем недостоверных сведений в части не указания периодов отпусков без сохранения заработной платы, неверное указание даты окончания периода работы влечет необоснованное увеличение продолжительности страхового и специального стажа застрахованных лиц. Состав данного правонарушения является формальным и наличие неблагоприятных последствий для бюджета либо застрахованных лиц не имеет правового значения. Корректирующие индивидуальные сведения представлены страхователем 12.11.2013г., т.е. с нарушением двухнедельного срока.

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования "Иркутское театральное училище" (колледж) о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, просило о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве
учреждение требования заявителя  не признало. Указало, что учреждение необоснованно привлечено к ответственности, поскольку выявленные недочеты и ошибки не носят характер существенных нарушений и не повлияли на правильность исчисления страховых взносов. Указано, что в
ыявленные в ходе проверки нарушения не повлекли негативные последствия, страхователем самостоятельно представлены исправленные сведения. Размер штрафа за допущенное правонарушение должен быть рассчитан, с учетом изменений внесенных в ст.17 Закона №27-ФЗ (5 процентов от суммы страховых взносов). Кроме того, срок привлечения к ответственности за представление ошибочных сведений за 1 полугодие 2010 года истек. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании 02.09.14 в соответствии со ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09.09.14.

Заслушав объяснения представителя заявителя Малых, исследовав имеющиеся материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

По результатам проведенной выездной проверки плательщика по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд, проверка документов, связанных с предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц установлено, что в нарушение ст. 11 Федерального Закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009г. № 987н, Постановления Правления ПФР
от 31.07.2006г. №192П «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению»  страхователем
представлены недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, сведения о периодах трудовой и иной деятельности, иных периодах, включаемых в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, отраженные в формах СЭВ-6-1, СЭВ-6-2 за периоды: полугодие  2010 года, 1 квартал 2012, 9 месяцев 2012 года (не отражен код трудового стажа «АДМИНИСТР» за период отпуска без сохранения заработной платы застрахованных лиц).

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, причитающихся, соответственно, за отчетный период и за истекший календарный год в Пенсионный фонд Российской Федерации по лицам, по которым проверкой установлено непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, либо представление неполных
и (или) недостоверных сведений составила 89155руб.19коп.

На основании Акта выездной проверки от 20.08.2013г. № 30-01-47/166   принято решение от 27.09.2013г. 192 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде взыскания штрафа в размере 8915руб.52коп. (10%).

Требование от 28.10.2013г., которым плательщику предложено добровольно уплатить сумму штрафа, в установленный срок не исполнено. В связи с неуплатой плательщиком суммы финансовых санкций в добровольном порядке заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанной суммы штрафа. Досудебный порядок соблюден, что подтверждается материалами дела (в том числе: требованием об уплате задолженности, почтовым уведомлением).

Суд что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее: Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ) страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего
за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера,
на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ
о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции, действовавшей до 01.01.2014, за непредставление
в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 названного Федерального закона в редакции, вступившей в силу с 01.01.2014, за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

Таким образом, изменениями, вступившими в силу  с 01.01.2014г. установлен меньший размер штрафа за нарушение сроков представления сведений об индивидуальном учете.

Согласно статье 2 указанного закона правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, названный Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.

Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

В связи с изложенным, суд полагает правомерным применение положений статьи 17  Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ в редакции, устанавливающей меньший размер штрафа.

С учётом анализа представленных в материалы дела документов и установленных в ходе разбирательства обстоятельств, суд считает, что Пенсионным фондом
не доказан состав рассматриваемого правонарушения, а учреждение неправомерно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона
от 01.04.1996г. №27-ФЗ в виде штрафа  в размере 8915руб.52коп.

Так, в соответствии со статьей 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют
в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ, индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009г. №987н и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 №192 п.

Представление корректирующих сведений предусмотрено п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах № 987н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.

Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.

Кроме того, статьей 16 Закона № 27-ФЗ пенсионному органу предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

В случае, когда страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Из положений Закона №27-ФЗ следует, что недостоверность сведений предполагает существенные нарушения, влияющие на правильность исчисления страховых взносов. В иных случаях предоставление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, не могут быть расценены в качестве недостоверных, за данные нарушения ответственность в данном случае не предусмотрена.

Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.

Пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, составляет нарушение срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения плательщика
к ответственности явилось представление, по мнению Управления, неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за рассматриваемый период. По мнению Пенсионного фонда, учреждением в нарушение ч.1 ст.11 Закона № 27-ФЗ представлены недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, сведения о периодах трудовой и иной деятельности, иных периодах, включаемых в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, отраженные в формах СЭВ-6-1, СЭВ-6-2 за периоды: полугодие  2010 года, 1 квартал 2012, 9 месяцев 2012 года в отношении соответствующих работников (не отражен код трудового стажа «АДМИНИСТР» за период отпуска без сохранения заработной платы застрахованных лиц, неверно отражена дата окончания работы застрахованного лица).

Вместе с тем, как верно указано учреждением в отзыве на заявление и не отрицается самим заявителем, указанные расхождения не являются свидетельством недостоверности представленной страхователем информации, поскольку выявленные нарушения не привели к занижению базы по начислению страховых взносов в проверяемых периодах, фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм страховых взносов в результате неправомерных действий не выявлено.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном п. п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н. Обратного Пенсионным фондом в ходе судебного разбирательства не доказано.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П и доведенной
до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации
в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379
"О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ" при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.

В ходе судебного разбирательства установлено, что представленные страхователем  сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, которые были скорректированы в установленном порядке, и, соответственно, могут быть расценены как ошибочные.

В данном случае неточности в представленных индивидуальных сведениях
не повлекли за собой занижения базы по страховым взносам и не привели к их доначислению.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку оспариваемое решение не содержит данных, позволяющих однозначно определить, что представленные заявителем сведения являются недостоверными. Напротив, самим заявителем не оспаривается, что указанные нарушения
не повлияли на правильность исчисления страховых взносов. Доказательств существенности выявленных нарушений также не представлено.

При рассмотрении возражений заявителя на отзыв суд приходит к выводу о том, что, позиция заявителя сводится к тому, что любая ошибка в отношении предоставленных сведений, расчетов, либо уплаченных сумм страховых взносов, свидетельствует
о нарушении страхователями требований законодательства, ответственность за которые
в любом случае предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Суд считает такую позицию противоречащей нормам действующего законодательства.

При представлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, в действиях страхователя отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку за представление сведений, имеющих недочеты и ошибки, которые не являются недостоверными сведениями, ответственность Законом № 27-ФЗ не установлена.

Кроме того следует отметить, что Пенсионным фондом в нарушение ст.45  Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ пропущен срок привлечения плательщика к ответственности за представление ошибочных сведений за 1 полугодие 2010 года. Данное обстоятельство также не опровергнуто заявителем.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Пенсионным фондом не представлено достоверных доказательств представления учреждением недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, что свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения учреждения к вышеназванной ответственности,в связи с чем требования органа Пенсионного фонда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2.На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в срок не позднее одного месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                                                     М.В. Луньков