НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 08.05.2014 № А19-3628/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-3628/2014

12.05.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  08.05.2014   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   12.05.2014  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркатюк Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПОЛИМЕРСПЕЦСТРОЙ» (ОГРН 1073812005145, ИНН 3812097270, 664043, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ракитная,4)

к Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области (место нахождения: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а).

третье лицо: Министерство труда и занятости Иркутской области (ОГРН 1073808028250, место нахождения: 664011, г. Иркутск, ул. Желябова, д. 8А),

о признании незаконным решения в части отклонения заявки на 2014г., изложенного в уведомлении от 12.07.2013г. № 74-73-4414,

при участии в заседании представителей

от заявителя: Лохов И.А. – представитель по доверенности;

от Межведомственной комиссии по вопросам миграции: Соколова И.Ю.- представитель по доверенности;

от Министерства труда и занятости Иркутской области: Сидоренко К.В. - представитель по доверенности;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ПолимерСпецСтрой» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области о признании незаконным решения в части отклонения заявки о потребности в работниках на 2014г., изложенного в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 12.07.2013г. № 74-73-4414.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным заявлении и дополнении к заявлению, считает оспариваемое решение нарушающим права и законные интересы общества, так как Межведомственной комиссией необоснованно частично отклонена заявка Общества на привлечение в 2014 году иностранных работников по заявленным профессиям, также сослался, что уведомление от 12.07.2013г. № 74-37-4414 не содержит указаний на основания принятия решения о частичном отказе в удовлетворении заявки.

Представитель Межведомственной комиссии по вопросам миграции в заседании суда заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве, указав на наличие возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.

Представитель Министерства труда и занятости Иркутской области в судебном заседании просил в удовлетворении требований общества отказать, поддержал доводы, изложенные в отзыве, указал на пропуск срока обращения общества в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании 29.04.2014г., в порядке статьи 163 Арбитражного кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 08.05.2014г. до 11 час. 20 мин.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ по имеющимся материалам, исследовав которые, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «ПолимерСпецСтрой» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1073812005145, осуществляет предпринимательскую деятельность в области строительства, 29.04.2013 обратилось в Министерство труда и занятости Иркутской области с заявкой от 15.04.2013 № 62  на привлечение иностранной рабочей силы 2014г. в количестве 228 человек из них 167 человек из стран дальнего зарубежья (КНР) и 61 человек из Республики Таджикистан.

Решением Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области от 04.07.2013 (протокол № 2) заявка Общества удовлетворена частично в количестве 30 человек из республики Таджикистан, о чем Министерство труда и занятости Иркутской области уведомило Общество (исх. № 74-37-4414 от 12.07.2013).

Полагая, что решение Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области, изложенное в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 12.07.2013 № 74-37-4414, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 названного Закона).

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Согласно пункту 2 статьи 18.1 Закона N 115-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 7 Положения о Министерстве труда и занятости Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 03.12.2012 N 688-пп, Указом Губернатора Иркутской области от 03.12.2012 N 385-уг "О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области" функции по ежегодному определению потребности в привлечении иностранных работников, оценке эффективности использования иностранной рабочей силы, вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие Иркутской области возложены на Министерство труда и занятости Иркутской области.

Порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации был установлен Правилами (действовавшими в 2013 году), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" (далее – Правила № 783), в соответствии с пунктом 2 которых определение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - работодатели), привлекающих в целях осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 783 согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации, деятельность которых регулируется положениями, утверждаемыми высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также настоящими Правилами. Состав межведомственных комиссий утверждается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Согласно пункту 17 Правил № 783 межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

Пунктом 18 Правил № 783 установлено, что по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по основаниям указанным в данном пункте Правил.

Пункт 20 Правил N 783 предусматривает, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.

Работодатели вправе обжаловать решения межведомственных комиссий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, Правилами № 783 не предусмотрено направление в адрес работодателей собственно решений межведомственной комиссии: о принятии таких решений работодатели уведомляются путем соответствующих писем (уведомлений) уполномоченных органов субъектов Российской Федерации (в рассматриваемом случае таким органом является Министерство).

Постановлением Губернатора Иркутской области от 27.03.2009 N 65-п образована межведомственная комиссия по вопросам миграции, распоряжением Губернатора Иркутской области от 19 апреля 2013 г. N 38-р утвержден ее состав.

В соответствии с пунктом 13 Положения о Межведомственной комиссии по вопросам миграции решения комиссии оформляются протоколами.

Пунктом 16 данного Положения предусмотрено, что решения комиссии и иная информация о деятельности комиссии доводится до сведения всех членов комиссии и других заинтересованных лиц и организаций.

В рассматриваемом случае межведомственная комиссия свое решение, оформленное протоколом, в адрес ООО «ПолимерСпецСтрой» не направляла. О принятом решении общество было уведомлено в порядке, предусмотренном пунктом 20 Правил № 783.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259,276,292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

Как следует из материалов дела, Обществом оспорено именно решение Межведомственной комиссии по вопросам эмиграции в части отклонения заявки о потребности в иностранных работниках на 2014 год, изложенное в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 12.07.2013 № 74-37-4414, которое было получено обществом 12.08.2013г., что не оспаривается обществом и подтверждается доводами заявителя, изложенными в заявлении и дополнении к заявлению.

Соответственно, в суд с заявлением об оспаривании решения Межведомственной комиссии по вопросам эмиграции в части отклонения заявки о потребности в иностранных работниках на 2014 год, изложенного в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 12.07.2013 № 74-37-4414, общество должно было обратиться не позднее  12.11.2013г.

Рассматриваемое заявление направлено в суд 11.03.2014г., то есть с пропуском предусмотренного законодательством срока.

ООО «ПолимерСпецСтрой» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования. В качестве основания для восстановления пропущенного срока общество ссылается на длительную переписку в период с 15.08.2013г. по 03.04.2014г. с целью выяснения причин частичного отказа в удовлетворении заявки общества на привлечение иностранной рабочей силы.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 года № 367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

По мнению суда, указанное обстоятельство пропуска срока обращения в суд не может быть принято в качестве уважительной причины, поскольку данное обстоятельство не является доказательством, свидетельствующим о причинах, которые объективно препятствовали обществу своевременно подать заявление в суд.

Довод заявителя о том, что длительная переписка с Министерством труда и занятости Иркутской области была необходима, поскольку выяснение причин отказа является основанием для подачи заявления об обжаловании решения Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области, судом не принимается.

Министерство труда и занятости Иркутской области является уполномоченным органом, в функции которого не входит дача разъяснений о деятельности Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области, выдача каких либо иных документов, относящихся к деятельности Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области. Вместе с тем, Министерство труда и занятости Иркутской области исполнило свои функции - уполномоченного органа исполнительной власти, путем направления обществу Уведомления от 12.07.2013 г. № 74-37-4414 в установленные сроки, что Заявителем не оспаривается. Заявитель о принятом решении Межведомственной комиссией был уведомлен надлежащим способом в установленные сроки и имел возможность обжаловать решение Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Факт того, что ООО «ПолимерСпецСтрой» знало о решении и имело возможность его обжаловать, так же подтверждается вышеуказанной перепиской.

Доводы заявителя о непредставлении Министерством труда и занятости Иркутской области документов Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области: протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области, приложений к Протоколу, заключений органов государственной власти и др., не состоятелен, так как не имеет законодательного закрепления, не входит в функции Министерства труда и занятости.

Кроме того, непредставление вышеуказанных документов и материалов не препятствовало обжалованию решения Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области в Арбитражном суде Иркутской области в установленные законом сроки.

При изложенных обстоятельствах суд признает, что Обществом пропущен установленный законом процессуальный срок подачи заявления об оспаривании решения Межведомственной комиссии по вопросам эмиграции в части отклонения заявки о потребности в иностранных работниках на 2014 год, изложенного в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 12.07.2013 № 74-37-4414, без уважительных причин.

Пропуск установленного процессуального срока без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «ПолимерСпецСтрой» о признании незаконным решения в части отклонения заявки на 2014г., изложенного в уведомлении от 12.07.2013г. № 74-37-4414, удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                              Г.В. Ананьина