НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 07.12.2020 № А19-16229/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-16229/2020 

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.12.2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10.12.2020 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:
судьи С.Н. Антоновой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Синюгиной С.Н.  рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ГОСУДАРСТВЕННОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ В НИЖНЕИЛИМСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН:  <***>, ИНН: <***>, 665653, <...>) 

к МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ  КОМПЛЕКС" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 665654, ИРКУТСКАЯ  ОБЛАСТЬ, <...>) 

о взыскании 2 267 руб. 63 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца – представитель по доверенности ФИО1,  от ответчика – представитель не присутствовал, 


установил: 

Иск заявлен о взыскании ущерба в сумме 2267 руб. 93 коп., причиненного в  результате несвоевременного представления индивидуальных сведений по форме СЗВ-М  на застрахованное лицо- ФИО2 за май 2019г. 

В обоснование заявленного иска истец указал, что индивидуальные сведения по  форме СЗВ-М на застрахованное лицо- ФИО2 (являющееся работающим  пенсионером) за май 2019г. представлено с нарушением установленного срока. 

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 15.09.2020г. исковое  заявление судом принято, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного  производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 10.11.2020г. суд перешел к  рассмотрению дела в порядке искового производства. 

Истец в судебном заседании иск поддержал.

Ответчик судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела  извещен надлежаще по юридическому адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ от  04.08.2020г., определение суда ответчиком получено24.11.2020г.,ответчик считается  надлежащим образом извещенный. 15.10.2020г. от ответчика поступил отзыв на иск, в  котором указано на отсутствие вины ответчика в причинении ущерба, ввиду сокращения  данного работника 30.04.2019г., в связи с чем данный работник не был включен в форму  СЗВ-М. Расторжение трудового договора осуществлено 06.05.2019г., ввиду нахождения  указанного работника на больничном до 05.05.2019г. 

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица,  участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном  судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или  совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения  относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное  судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением  случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное  рассмотрение дела. 

Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений сторон суд  завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой  инстанции. 


Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в  деле материалам. 

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд установил следующие  обстоятельства. 

Как следует из материалов дела, ФИО2 назначена выплата  страховой пенсии по старости. ФИО2 до 06.05.2019г. осуществляла трудовую  деятельность в МУК «Оздоровительный комплекс». 

 Страхователь по телекоммуникационным каналам связи представил форму СЗВ-М  (исходная) за отчетный период май 2019г. на 38 застрахованных лиц, что подтверждается  извещением о доставке от 05.06.2019г. 

 В дальнейшем, страхователь по телекоммуникационным каналам связи предоставил  форму СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период май 2019г. на 2 застрахованных лиц (в  том числе ФИО2), которые отсутствуют в исходной форме, что подтверждается  извещением о доставке от 24.01.2020г. 

Таким образом, МКУ «Оздоровительный комплекс» как страхователем, форма  сведений СЗВ-М за период май 2019г. предоставлена на ФИО2 24.01.2020г. при  установленном сроке не позднее 15.06.2019г. 

Из составленного Пенсионным фондом протокола от 22.05.2020г. N 770 видно, что  контролирующим органом выявлен факт излишней выплаты индексированной страховой  пенсии сотруднику ФИО2 за май 2019г. в общей сумме 2267руб. 93 коп. 

Как указано Пенсионным фондом переплата пенсии ФИО2 как работающему  пенсионеру произошла по причине несвоевременное представления ответчиком  сведений в отношении указанного лица, а именно: в отношении ФИО2 форма СЗВ- М за май 2019г. представлена 24.01.2020г. 

Отсутствие у Пенсионного фонда сведений об осуществлении трудовой  деятельности пенсионера ФИО2 в мае 2019г. повлекло за собой необоснованное  начисление ему пенсии с учетом индексации. 

Предоставление ответчиком недостоверных сведений индивидуального  (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за май 2019г. года повлекло  неправомерную выплату пенсии ФИО2 в завышенном размере в период с  01.05.2019г. по 31.07.2019г., что привело к возникновению материального ущерба в общей  сумме 2267 руб. 93 коп., пенсионный фонд извещением от 05.08.2020г. N ЮР-09/3201  уведомил страхователя о данном обстоятельстве и потребовал возместить убытки,  обратился в суд с настоящим иском. 


Исследовав представленные документы суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ  "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную  деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию,  суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета  индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и  корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления  работы и (или) иной деятельности. 

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в  период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы  страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации  (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с  частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера  страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место  в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N  400-ФЗ). 

В части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта  осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период  которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с  Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи  производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на  основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. 

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь  ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем,  представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1)  страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3)  идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об  идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). 

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением  Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об  утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах". 

Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут  ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых 


ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а  работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения  индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного  страхования. 

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в  части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают  пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28). 

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59  Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу  гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит  возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. 

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может  требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором  не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. 

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,  произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата  или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы,  которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его  право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). 

Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие  убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя  вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя  вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения  вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой  (непосредственной). 

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи,  руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11  Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, суд полагает, что причинно-следственная  связь между предоставленными работодателем недостоверными сведениями за май 2019г. 


в отношении Гладких С.В. и понесенными Фондом расходами в виде выплаты излишних  сумм пенсии за период с 01.05.2019г. по 31.07.2019г. доказана. 

Довод ответчика об отсутствии вины МКУ «Оздоровительный комплекс» поскольку  сокращение данного работника было осуществлено 30.04.2019г., а более позднее  прекращение с ним трудовых отношений 06.05.2020г. возникло виду нахождения  работника на больничном листе и невозможности увольнения 30.04.2020г., по мнению  суда, является несостоятельным. 

Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О  приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской  Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к  страховой пенсии и социальных пенсий", индексации подлежат страховые пенсии только  не работающим пенсионерам. 

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от  17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их  выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за  текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае  назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации,  определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила). 

Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной  выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой  пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную  деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному  страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ производится в порядке,  предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ. 

Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1  Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального  (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете  застрахованного лица. 

Из приведенных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам,  индексации производится на основании сведений индивидуального  (персонифицированного) учета. 


По мнению суда, поскольку основанием для прекращения трудовых отношений  является исключительно расторжение трудового договора (т.е. фактическое прекращение  существующих между работником и работодателем трудовых отношений), которое в  рассматриваемом случае состоялось 06.05.2019г., основания для выводов о прекращении  трудовой деятельности ранее (30.04.2019 в момент сокращения должности) отсутствуют и  противоречат положениями Трудового кодекса Российской Федерации. 

 В рассматриваемом случае Пенсионный фонд ссылается на то, что в связи с  предоставлением ответчиком недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме  СЗВ-М за май 2019г. года пенсионерке ФИО2 необоснованно осуществлялась  выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации. 

 Таким образом, страхователь не проявил должную степень заботливости и  осмотрительности, не представил своевременно сведения СЗВ-М на ФИО2 за май  2019г. как на работающее лицо. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей  71 АПК РФ и, приняв во внимание установленные по делу факты, суд признал, что  перерасход средств на выплату трудовой пенсии ФИО2 произошел по вине  страхователя Муниципального казенного учреждения «Оздоровительный комплекс». 

В этой связи суд полагает размер убытков, подлежащих взысканию с ответчика  определен правомерно в размере переплаты в сумме 2267 руб. 93 коп. за май 2019г. 

Таким образом, суд полагает, что совокупность обстоятельств, необходимых для  возложения на МКУ «Оздоровительный комплекс» ответственности в виде возмещения  убытков, возникших за май 2019г. в сумме 2267 руб. 93 коп., пенсионным фондом в  данном случае доказана, в связи с чем, суд полагает требования истца подлежащими  удовлетворению в полном объеме. 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым  Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным  законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются  прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации,  арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и  (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного  самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской  Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков. 


В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего иска  подлежит взысканию с ответчика в размере 2000 руб. 

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, 

РЕШИЛ:

Взыскать с МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  "ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС" в пользу ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В  НИЖНЕИЛИМСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ сумму 2267 руб. 93 коп. –  ущерб; 

 Взыскать с МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  "ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС" в доход федерального бюджета РФ  государственную пошлину в сумме 2000 руб. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд,  через Арбитражный суд Иркутской области, в течение месяца со дня изготовления  полного текста решения. 

 Судья С.Н. Антонова