НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 07.03.2017 № А19-19089/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иркутск Дело №  А19-19089/2016

13.03.2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.03.2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13.03.2017 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богдановой Е.С., после перерыва – секретарем судебного заседания Семёновой А.Я., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Н.Басманная, 2) в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 7)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска (664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 92)

о признании незаконными решения от 10.08.2016г. №30-01-48/143, требования от 12.09.2016 № 048S01160235838

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Сурина Д.Е. (представитель по доверенности, паспорт), Мухачева О.Ю. (представитель по доверенности, паспорт),

от органа, принявшего оспариваемый акт – Суханова Н.В. (представитель по доверенности, паспорт).

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее – Управление Пенсионного фонда) от 10.08.2016г. №30-01-48/143, требования от 12.09.2016 № 048S01160235838.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали согласно доводам, изложенным в заявлении. В качестве основания признания незаконными оспариваемых решения, требования указали на отсутствие у страхователя оснований для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу.

Представитель Управления Пенсионного фонда требования не признал, указал на законность и обоснованность оспариваемых решения, требования.

В судебном заседании 28.02.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 9 час. 50 мин. 07.03.2017.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1037739877295.

Как следует из материалов дела, на основании решения от 28.03.2016 № 30-01-45/053 о проведении выездной проверки должностным лицом Управления Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования плательщиком страховых взносов База № 7 – структурное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги – филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в результате которой Управлением Пенсионного фонда сделан вывод о занижении ОАО «РЖД» базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 6 % согласно части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) в сумме 238 851 руб. 67 коп. (с января по июнь 2015) и по дополнительному тарифу в размере 2 % согласно части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ в сумме 197455 руб. 17 коп. (с июля по декабрь 2015 года).

Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 24.06.2016 № 30-01-47/107, по результатам рассмотрения которого Управлением Пенсионного фонда 10.08.2016 принято решение № 30-01-48/143 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно п. 1 которого ОАО «РЖД» привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в общем размере 5416 руб. 05 коп., также ОАО «РЖД» предложено уплатить недоимку в общем размере 27080 руб. 23 коп., пени в общем размере 2797 руб. 32 коп., отразить по строке 120 «Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода» раздела 1 расчета страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР) за 9 месяцев 2016 года сумму начисленных страховых взносов в размере 27080 руб. 23 коп. и представить корректирующие формы индивидуальных сведений.

Требованием от 12.09.2016 № 048S01160235838 Управлением Пенсионного фонда плательщику страховых взносов – База № 7 – структурное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги – филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" было предложено уплатить в срок до 30.09.2016 доначисленные пени по выездной проверке в сумме 2336 руб. 90 коп.

Согласно выписке из протокола от 30.09.2016 № 25 решение от 10.08.2016 № 30-01-48/143, обжалованное ОАО «РЖД» в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области, Комиссией по рассмотрению жалоб плательщиков на решения и иные акты ненормативного характера, вынесенные территориальным органом ПФР оставлено без изменения.

Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда от 10.08.2016 № № 30-01-48/143, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ОАО «РЖД», заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

В силу положений статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ ОАО «РЖД» относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

На основании пункта 1 статьи 18, подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Как установлено пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Судом установлено, что основанием для вынесения Управлением Пенсионного фонда оспариваемого решения от 10.08.2016 № № 30-01-48/143, послужил вывод о занижении ОАО «РЖД» базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат, произведенных электрогазосварщикам Воронкову А.В., Самойлову А.И.

Оспаривая данное решения заявитель указал на то, что на основании нормированных заданий и результатов хронометража рабочего времени «Продолжительность выполнения на рабочих местах видов работ (технологических операций) по данным фотографии рабочего дня» электрогазосварщики Воронков А.В. и Самойлов А.И. в течение рабочего дня были заняты резкой и ручной сваркой менее 80 процентов рабочего времени и выполняли другие работы, не связанные с вредными и тяжёлыми условиями труда: погрузку и выгрузку материалов с автомобиля и на автомобиль, укладку материалов на стеллажи, уборку в складе, очистку территории от снега и мусора и т.д. В связи с чем у заявителя не было оснований для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу.

Оценивая доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, статье 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, относятся электрогазосварщики (позиция 23200000-19756).

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона N 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила).

Согласно п. 5, 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

Под полным рабочим днем, в силу с постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.

Таким образом, если работник занят на работах, предусмотренных пп. 1 и 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ в течении неполного рабочего дня, периоды выполнения этих работ не включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с чем у плательщика страховых взносов не возникает обязанность применять дополнительные тарифы страховых взносов.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 27.05.2016 № 309-КГ16-4485 по делу № А47-2495/2015. Также согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 24.12.2015 № 301-КГ15-17887 по делу № А82-19103/2014, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.09.2015 № Ф01-3734/2015 по делу № А82-19103/2014, постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу № А19-14688/2016, право на досрочное назначение трудовой пенсии у работника, занятого выполнением работ, предусмотренных Списками, не полный рабочий день не возникает. При этом уплата страховых взносов по дополнительному тарифу ставится в прямую связь с правом работника на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени фактически отработанного каждым работником.

Как установлено судом и следует из материалов дела, занятость работников ОАО «РЖД» Воронкова А.В., Самойлова А.И. на работах с опасными и вредными условиями труда оформлена трудовыми договорами, личными карточками работника, должностными инструкциями, картами аттестации рабочего места по условиям труда №№ 15, 55, нормированными заданиями, фотографиями рабочего дня.

Вместе с тем, на основании нормированных заданий и результатов хронометража рабочего времени «Продолжительность выполнения на рабочих местах видов работ (технологических операций) по данным фотографии рабочего дня» электрогазосварщики Воронков А.В. и Самойлов А.И. в течение рабочего дня были заняты резкой и ручной сваркой менее 80 процентов рабочего времени и выполняли другие работы, не связанные с вредными и тяжёлыми условиями труда: погрузку и выгрузку материалов с автомобиля и на автомобиль, укладку материалов на стеллажи, уборку в складе, очистку территории от снега и мусора и т.д. Так, согласно «Продолжительности выполнения на рабочих местах видов работ (технологических операций) по данным фотографии рабочего дня» Воронкова А.В. за 25.12.2013 сварочные работы занимали 38,54 процента рабочего времени, 26.12.2013 - 36,46 процента, а 27.12.2013 Воронков А.В. вообще не выполнял сварочные работы. 20.05.2014 сварочные работы составляли 42,71 процента рабочего времени, 21.05.2014 - 38,54 процента, 22.05.2014 - 36,46 процента, 20.04.2015 - 61,45 процента, 21.04.2015 и 22.04.2015 - 63,54 процента. По показателям «Продолжительности выполнения на рабочих местах видов (технологических операций) по данным фотографии рабочего дня» Самойлова А.И. за 20.04.2015 сварочные работы занимали 61,45 процента рабочего времени, 21.04.2015 и 22.04.2015 - 63,54 процента.

Доказательств того, что указанные в оспариваемом решении спорные периоды занятости работников Общества включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, Управлением Пенсионного фонда не установлено и в материалы дела не представлено.

Таким образом, учитывая, что Воронков А.В. и Самойлов А.И. работали у заявителя с занятостью на рабочем месте с вредными и тяжелыми условиями труда менее 80 процентов времени, суд, приходит к выводу об отсутствии у ОАО «РЖД», в данном случае, оснований для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу по вышеизложенным основаниям.

Доводы пенсионного фонда о том, что закон 212-ФЗ не связывает определение базы для уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу с наличием у работника права на досрочную пенсию, отклоняются, как не соответствующие смыслу закона: уплата страховых взносов как раз и осуществляется за каждого конкретного работника, поскольку это влияет на его права по получению последующих выплат, в том числе пенсионных.

Данные доводы УПФ, в том числе, со ссылками на наличие разъяснений Пенсионного фонда РФ, с иной позицией, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд признает оспариваемое решение Пенсионного фонда от 10.08.2016 №30-01-48/143 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, доначислении страховых взносов и пени незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.

Учитывая положения ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ, оспариваемое требование от 12.09.2016 № 048S01160235838, выставленное на основании решения от 10.08.2016 №30-01-48/143, суд также признает незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

При изложенных обстоятельствах, требования Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

С учетом указанных положений, суд считает необходимым возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, что, по мнению суда, является достаточным указанием для восстановления нарушенных прав заявителя.

В силу статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными решение от 10.08.2016 № 30-01-48/143 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в отношении Базы № 7 – структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, требование от 12.09.2016 № 048S01160235838, как несоответствующие Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» расходы по государственной пошлине в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Г.В. Ананьина