НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 05.12.2023 № А19-17019/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                           Дело  №А19-17019/2023

«05» декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 ноября 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 05 декабря 2023 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батраковой А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТИМБЕР ИНВЕСТ ГРУП» (ОГРН <***>; ИНН <***>, адрес: 664007, РОССИЯ, ИРКУТСКАЯ ОБЛ., ГОРОД ИРКУТСК Г.О., ИРКУТСК Г., ИРКУТСК Г., ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ УЛ., Д. 125, ОФИС 210)

к ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО УСТЬ-КУТСКОМУ ЛЕСНИЧЕСТВУ (ОГРН <***>; ИНН <***>, адрес: 666787, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, УСТЬ-КУТ ГОРОД, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕУЛОК, ДОМ 1)

о признании незаконным решения от 20.07.2023 об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договору аренды земельного участка №2/09 от 03.09.2009г.,

о признании незаконным решения от 20.07.2023 об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договору аренды земельного участка №14/8 от 26.11.2008г.

о признании незаконным решения от 20.07.2023 об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договору аренды земельного участка №1/8 от 25.08.2008г.

о признании незаконным решения от 20.07.2023 об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договору аренды земельного участка №91-446/11 от 01.12.2011г.,

третье лицо: Министерство лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***> ИНН <***>; адрес: 664011, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ГОРЬКОГО УЛИЦА, 31)

при участии в судебном заседании:

от заявителя:  Пригожая А.С. – представитель  по доверенности, представлен паспорт, диплом;

от ответчика:  не явились;

от третьего лица: не явились;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Тимбер Инвест Груп» (далее – заявитель, Общество, ООО «Тимбер Инвест Груп») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (далее - Усть-Кутское лесничество) о признании незаконным решения и действий (бездействий)

о признании незаконным решения от 20.07.2023г. об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договору аренды земельного участка №2/09 от 03.09.2009г.,

о признании незаконным решения от 20.07.2023г. об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договору аренды земельного участка №14/8 от 26.11.2008г.

о признании незаконным решения от 20.07.2023г. об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договору аренды земельного участка №1/8 от 25.08.2008г.

о признании незаконным решения от 20.07.2023г. об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договору аренды земельного участка №91-446/11 от 01.12.2011г.

В судебном заседании представитель ООО «Тимбер Инвест Груп» заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направило, представил отзыв на заявление.

23.11.2023г. в судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 час. 40 мин. 28.11.2023г. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием тех же сторон, представитель ответчика после перерыва в судебное заседание не явился.

В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.

Из материалов дела следует, что единственным участником – Обществом с ограниченной ответственностью «Интер Форест Рус» 20.02.2023г. принято решение о реорганизации следующих Обществ путем присоединения к ООО «Тимбер Инвест Груп»:

1) Общества с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» (ОГРН <***>);

2) Общества с ограниченной ответственностью «ВСК Лес» (ОГРН <***>);

3) Общества с ограниченной ответственностью «ЛесПроект» (ОГРН <***>);

4) Общества с ограниченной ответственностью «ЛЗПК Лена-Лес» (ОГРН <***>);

5) Общества с ограниченной ответственностью «НордРесурс» (ОГРН <***>);

6) Общества с ограниченной ответственностью «Лесные Территории» (ОГРН <***>).

05.06.2023г. ООО «Тимбер Инвест Груп» реорганизовано в форме присоединения к нему вышеуказанных Обществ.

С даты реорганизации все права и обязанности ООО «Байкальская лесная компания», ООО «ВСК Лес», ООО «ЛесПроект», ООО «ЛЗПК Лена-Лес», ООО «НордРесурс», ООО «Лесные Территории» в порядке универсального правопреемства перешли к ООО «Тимбер Инвест Груп».

Учитывая, что данные Общества являются также и Арендаторами лесных участков по договорам аренды, ООО «Тимбер Инвест Груп» перед принятием решения обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с письмом о возможности проведения реорганизации путем присоединения (исх. № 149 от 31.08.2022).

09.09.2022г. ООО «Тимбер Инвест Груп» получило ответ на данное обращение, в соответствии с которым Министерство лесного комплекса Иркутской области  не выразило запрета на реорганизацию арендаторов лесных участков.

Во исполнения обязанности, предусмотренной статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации, ООО «Тимбер Инвест Груп» были поданы отчеты об использовании лесов (1-ИЛ) за период январь – июнь 2023 года по следующим договорам аренды лесных участков:

1. № 2/09 от 03.09.2009г.;

         2. № 14/8 от 26.11.2008г.;

3. № 1/8 от 25.08.2008г.;

4. № 91-446/11 от 01.12.2011г.

По результатам рассмотрения направленных отчетов Усть-Кутским лесничеством 20.07.2023г. приняты  решения об  отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Тимбер Инвест Груп»  в  приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договорам аренды земельного участка № 2/09 от 03.09.2009г., № 14/8 от 26.11.2008г., № 1/8 от 25.08.2008г., № 91-446/11 от 01.12.2011г..

В качестве основания для отказа в приеме отчетов Усть-Кутское лесничество указало на несоответствие его (отчета) форме, содержанию и порядку его предоставления и заполнения.

Заявитель полагая, что решения Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области  по Усть-Кутскому  лесничеству об отказе в  приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договорам аренды земельного участка № 2/09 от 03.09.2009г., № 14/8 от 26.11.2008г., № 1/8 от 25.08.2008г., № 91-446/11 от 01.12.2011г., не соответствуют закону, а также нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Указом Губернатора Иркутской области № 322-уг от 29 ноября 2021 г. утверждена структура министерства лесного комплекса Иркутской области, согласно которой территориальное управление по Усть-Кутскому лесничеству является одним из подразделений министерства.

В свою очередь, приказом министерства лесного комплекса Иркутской области № 90-мпр от 06 октября 2017 г. утверждено положение о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству.

Пунктами 1, 4 и 8 Положения определено, что данное территориальное управление обладает правами юридического лица (в т.ч. выступает истцом и ответчиком в суде) и является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области в том числе по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Территориальное управление в соответствии с возложенной на него задачей по обеспечению рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Усть-Кутского лесничества осуществляет функции по принятию и рассмотрению отчетов об использовании лесов.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Согласно определению от 24 октября 2019 г. № 2843-0 Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что из статьи 26 Лесного кодекса РФ во взаимосвязи с иными положениями лесного законодательства РФ следует, что лесная декларация, являющаяся заявлением об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, ежегодно подаваемая в уполномоченные органы, в частности, лицами, которым лесные участки  предоставлены в аренду, представляет собой документ, на основании которого непосредственно осуществляется заготовка древесины как вид использования лесов и в котором отражается объем подлежащей заготовке древесины.

Согласно части 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 ст. 49 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 21.08.2017г. № 451 утвержден перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов (далее - Перечень), форма и порядок представления отчета об использовании лесов (далее - Порядок), а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме.

Согласно Перечню, в отчете об использовании лесов должна приводиться информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода.

ООО «Тимбер Инвест Груп» представило в Усть-Кутское лесничество отчет по форме № 1-ИЛ, утвержденной Приказом Минприроды России от 21.08.2017г. № 451, с показателями объемов лесовосстановления и лесоразведения, за период январь-июнь 2023г.

Как следует из оспариваемого отказа, отчет не принят в связи с его несоответствием утвержденным форме, порядку предоставления и заполнения.

В отзыве  ответчик указал следующее: 

По договору аренды лесного участка № 2/09 от 03.09.2009г. Отчет об использовании лесов поступил 07.07.202 г. № 2870117625 от ООО «Тимбер Инвест Груп», было принято решение об отказе в приеме отчета по следующим основаниям: несоответствие отчета форме и порядку его предоставления, с разъяснением причин отказа (Извещение об отказе в приеме отчета об использовании лесов № 00-066135 от 20.07.2023г.). 

Такое решение было принято на основании п. 2 приказа министерства природных ресурсов и экологии РФ № 451 от 21.08.2023г. «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» - В случае, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, Отчет (нулевой) должен предоставляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным (годовой отчет).

Также дополнительно сообщаю, что по договору аренды лесного участка № 2/09 от 03.09.2009г. до реорганизации арендатором ООО «Лесные территории» (ИНН <***>) лесная декларация не подавалась. Новым арендатором после реорганизации ООО «Тимбер Инвест Груп» лесная декларация не подавалась по состоянию на дату отказа в приеме отчета об использовании лесов (20.07.2023г.). Отчет об использовании лесов подан без заготовки древесины (нулевой).

В системе ЛесЕГАИС установлена идентификация юридических лиц по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН). Во вкладке «Лесные декларации» алгоритм изменения лесопользователя не предусмотрен. Кроме того, в ЛесЕГАИС заложен алгоритм прикрепления отчетов об использовании лесов к лесным декларациям, которые в свою очередь прикрепляются к договорам аренды лесных участков.

На основании изложенного, у Усть-Кутского лесничества отсутствовала техническая возможность прикрепить отчет об использовании лесов, поданный ООО «Тимбер Инвест Груп» (ИНН <***>) в систему ЛесЕГАИС. Система выдает ошибку «нет действующих лесных деклараций», так как ИНН, наименование, место нахождения организаций отличаются. Соответственно, отчеты об использовании лесов, поданные  ООО «Тимбер Инвест Груп» и принятые Усть-Кутским лесничеством числятся в статусе «Черновики».

По договору аренды лесного участка № 14/08 от 26.11.2008г.

Отчет об использовании лесов поступил 07.07.2023г. № 2870164217 от ООО «Тимбер Инвест Груп», было принято решение об отказе в приеме отчета по следующим основаниям: несоответствие отчета форме и порядку его предоставления, с разъяснением причин отказа (Извещение об отказе в приеме отчета об использовании лесов № 00-066181 от 20.07.2023г.). 

Такое решение было принято на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии РФ № 451 от 21.08.2023г. «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» - В случае, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, Отчет (нулевой) должен предоставляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным (годовой отчет).

По договору аренды лесного участка № 14/08 от 26.11.2008г. до реорганизации арендатором ООО «Лесные территории» (ИНН <***>) было подано 5 лесных деклараций. Новым арендатором после реорганизации ООО «Тимбер Инвест Груп» лесная декларация не подавалась по состоянию на дату отказа в приеме отчета об использовании лесов (20.07.2023г.). Отчет об использовании лесов подан без заготовки древесины (нулевой).

В системе ЛесЕГАИС установлена идентификация юридических лиц по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН). Во вкладке «Лесные декларации» алгоритм изменения лесопользователя не предусмотрен. Кроме того, в ЛесЕГАИС заложен алгоритм прикрепления отчетов об использовании лесов к лесным декларациям, которые в свою очередь прикрепляются к договорам аренды лесных участков.

На основании изложенного, у Усть-Кутского лесничества отсутствовала техническая возможность прикрепить отчет об использовании лесов, поданный ООО «Тимбер Инвест Груп» (ИНН <***>) в систему ЛесЕГАИС. Система выдает ошибку «нет действующих лесных деклараций», так как ИНН, наименование, место нахождения организаций отличаются. Соответственно, отчеты об использовании лесов, поданные  ООО «Тимбер Инвест Груп» и принятые Усть-Кутским лесничеством числятся в статусе «Черновики».

По договору аренды лесного участка № 91-446/11 от 01.12.2011г. ответчик указал, что ситуация аналогичная как и с договором аренды лесного участка № 14/08 от 26.11.2008г.

Отчет об использовании лесов поступил 07.07.2023г. № 2870184517 от ООО «Тимбер Инвест Груп», было принято решение об отказе в приеме отчета по следующим основаниям: несоответствие отчета форме и порядку его предоставления, с разъяснением причин отказа (Извещение об отказе в приеме отчета об использовании лесов № 00-066204 от 20.07.202 г.). 

Такое решение было принято на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии РФ № 451 от 21.08.2023г. «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» - В случае, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, Отчет (нулевой) должен предоставляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным (годовой отчет).

По договору аренды лесного участка № 91-446/11 от 01.12.2011г. до реорганизации арендатором ООО «Лесные территории» (ИНН <***>) было подано 9 лесных деклараций. Новым арендатором после реорганизации ООО «Тимбер Инвест Груп» лесная декларация не подавалась по состоянию на дату отказа в приеме отчета об использовании лесов (20.07.2023г.). Отчет об использовании лесов подан без заготовки древесины (нулевой).

В системе ЛесЕГАИС установлена идентификация юридических лиц по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН). Во вкладке «Лесные декларации» алгоритм изменения лесопользователя не предусмотрен. Кроме того, в ЛесЕГАИС заложен алгоритм прикрепления отчетов об использовании лесов к лесным декларациям, которые в свою очередь прикрепляются к договорам аренды лесных участков.

На основании изложенного, у Усть-Кутского лесничества отсутствовала техническая возможность прикрепить отчет об использовании лесов, поданный ООО «Тимбер Инвест Груп» (ИНН <***>) в систему ЛесЕГАИС. Система выдает ошибку «нет действующих лесных деклараций», так как ИНН, наименование, место нахождения организаций отличаются. Соответственно, отчеты об использовании лесов, поданные  ООО «Тимбер Инвест Груп» и принятые Усть-Кутским лесничеством числятся в статусе «Черновики».

По договору аренды лесного участка № 1/8 от 25.08.2008г.

Отчет об использовании лесов поступил 07.07.2023г. № 2870061959 от ООО «Тимбер Инвест Груп», было принято решение об отказе в приеме отчета по следующим основаниям: несоответствие отчета форме и порядку его предоставления, с разъяснением причин отказа (Извещение об отказе в приеме отчета об использовании лесов № 00-066030 от 20.07.2023г.). 

Такое решение было принято на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии РФ № 451 от 21.08.2023г. «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме».

По договору аренды лесного участка № 1/8 от 25.08.2008г. до реорганизации арендатором ООО  «ЛЗПК Лена-Лес» (ИНН <***>) было подано 2 лесные декларации. Новым арендатором после реорганизации ООО «Тимбер Инвест Груп» лесная декларация не подавалась по состоянию на дату отказа в приеме отчета об использовании лесов (20.07.2023г.). Отчет об использовании лесов ООО «Тимбер Инвест Груп» подало с объемами заготовки древесины арендатора ООО «ЛЗПК Лена-Лес» (показатели объемов задвоились, так как последний арендатор отчет с аналогичной информацией подавал за период январь-май 2023 года, который внесен и существует в системе ЛесЕГАИС).

В системе ЛесЕГАИС установлена идентификация юридических лиц по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН). Во вкладке «Лесные декларации» алгоритм изменения лесопользователя не предусмотрен. Кроме того, в ЛесЕГАИС заложен алгоритм прикрепления отчетов об использовании лесов к лесным декларациям, которые в свою очередь прикрепляются к договорам аренды лесных участков.

На основании изложенного, у Усть-Кутского лесничества отсутствовала техническая возможность прикрепить отчет об использовании лесов, поданный ООО «Тимбер Инвест Груп» (ИНН <***>) в систему ЛесЕГАИС. Система выдает ошибку «нет действующих лесных деклараций», так как ИНН, наименование, место нахождения организаций отличаются. Соответственно, отчеты об использовании лесов, поданные  ООО «Тимбер Инвест Груп» и принятые Усть-Кутским лесничеством числятся в статусе «Черновики».

При анализе доводов, изложенных Усть-Кутским лесничеством в отзыве, однозначно следует, что причиной принятия решения об отказе в приеме отчетов об использовании лесов, послужило не несоответствие отчета 1-ИЛ форме и содержанию, аотсутствие технической возможности прикрепить отчет об использовании лесов, поданный ООО «Тимбер Инвест Груп».

Приказом Минприроды России от 08.12.2016г. № 641 утвержден административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц осуществляющих использование лесов (далее по тексту - Административный регламент).

Пунктом 1.1 Административного регламента закреплено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее уполномоченный орган) государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц осуществляющих использование лесов.

Таким образом, рассмотрение представленного отчета об использовании лесов является государственной услугой.

В силу пункта 2.3 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является прием уполномоченным органом лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов с направлением извещения о принятии лесной декларации, отчетов, либо извещения содержащего мотивированный отказ в их приеме.

В соответствии с пунктом 2.11.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по приему отчета об использовании лесов является: непредставление документов, указанных в Административном регламенте; несоответствие отчета форме и порядку его представления и заполнения.

По смыслу изложенного выше пункта, перечень оснований для отказа в приеме отчета является исчерпывающим, и само положение расширительному толкованию не подлежит.

Пункт 3.9 регламента определяет, что основанием для начала административной процедуры является установление должностным лицом, ответственным за проверку правильности заполнения отчетов, несоответствия представленного отчета установленным форме и требованиям к его содержанию.

В случае выявления указанного несоответствия должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за проверку правильности заполнения отчетов, готовит проект письменного извещения, содержащий мотивированный отказ в приеме отчета.

Таким образом, Административным регламентом №641 не предусмотрены такие основания для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема отчетов, как техническая сложность или невозможность.

По настоящему делу отсутствуют доказательства того, что отчеты ООО «Тимбер Инвест Груп» от 20.07.2023г. в  приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договорам аренды земельного участка № 2/09 от 03.09.2009г., № 14/8 от 26.11.2008г., № 1/8 от 25.08.2008г., № 91-446/11 от 01.12.2011г. были составлены не по установленной форме, что при подаче отчета был нарушен порядок его представления и заполнения. 

Вопреки требованиям пункта 2.3 Административного регламента оспариваемые решения об отказе являются немотивированными.

Кроме того, суд обращает внимание, что правопреемство не должно вызывать затруднений в хозяйственной деятельности Общества, учитывая, что оно является универсальным.

 Гражданским законодательством определено, что при реорганизации в форме присоединения одного Общества к другому происходит универсальное правопреемство.

В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Россий Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при присоединении Общества к другому Обществу права отражение сведение в системе ЛесЕГАИС возникают на основании закона, а не сделки. Факт правопреемства при присоединении подтверждается документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, и, как правило, документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство, например договором присоединения.

Федеральным законом от 28.12.2013г. №415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены изменения в лесное законодательство, направленные на борьбу с реализацией незаконно заготовленной древесины. Указанным Законом введен учет древесины и сделок с ней, который осуществляется через сбор, анализ, обработку информации и контроль за достоверностью такой информации, представленной в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС древесины и сделок с ней).

Согласно части 1 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации ЕГАИС древесины и сделок с ней является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации в ЕГАИС древесины и сделок с ней содержится документированная информация:

1) о юридических лицах и их филиалах, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих заготовку древесины; о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях, совершивших сделки с древесиной;

2) о сделках с лесными участками и насаждениями: о документах, являющихся основаниями для использования лесных участков; о договорах купли-продажи лесных насаждений; о контрактах, указанных в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации;

3) информация, содержащаяся в проекте освоения лесов;

4) о лесных декларациях и об отчетах об использовании лесов; о сделках с древесиной;

5) о фактическом объеме полученной древесины;

6) о маркировке древесины;

7) о лицах, владеющих на праве собственности или ином законном основании древесиной и местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры;

8) об адресах (местоположении) мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

9) о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины, и об автотранспортных средствах, осуществляющих транспортировку древесины.

Во избежание дублирования информации в ЕГАИС древесины и сделок с ней и в других государственных информационных системах согласно части 10 статьи 50.6 ЛК РФ в случае, если информация, которая должна представляться для включения в ЕГАИС древесины и сделок с ней, содержится в иных государственных информационных системах и включается в иные государственные информационные системы в обязательном порядке, такая информация и информация, содержащаяся в материалах дистанционного зондирования, подлежат включению в ЕГАИС древесины и сделок с ней из иных государственных информационных систем. Такой подход позволит органам государственной власти включить в ЕГАИС древесины и сделок с ней сведения из государственного лесного реестра и других государственных информационных систем в автоматическом режиме.

На основании вышеизложенного, в систему ЛесЕГАИС информация об изменении ИНН реорганизованных лиц должна была отразиться в автоматическом режиме, далее лесные декларации также в автоматическом режиме должны были отразиться уже на юридическом лице правопреемнике - ООО «Тимбер Инвест Груп».

Соответственно, если законодательно закреплен режим обмена информацией, то уполномоченные органы просто обязаны сделать все возможное для отражения сведений о сделках с древесиной.

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено заключение дополнительных соглашений, между ООО «Тимбер Инвест Груп» и Министерством лесного комплекса Иркутской области 090.06.2023г. заключено Дополнительное соглашение об изменении реквизитов Арендатора.

Следовательно, к моменту подачи отчета сведения о правопреемнике ООО «Тимбер Инвест Груп» должны были отразиться в системе учета.

04.09.2023г. Общество обратилось с письмом в Министерство лесного комплекса Иркутской области и Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) с просьбой определить порядок действий лесопользователей в переходный период по ранее поданным лесным декларациям и предоставить техническую возможность  для корректного отражения сведений в системе учета.

03.11.2023г. Рослесхоз письмом № 04-01-47/26632 ответил, что по данному вопросу ООО «Тимбер Инвест Груп» следует обратиться в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области лесных отношений после предоставления документов, подтверждающих реорганизацию Обществ.

Министерство лесного комплекса Иркутской области, являющее исполнительным органом власти в области использования лесов, в ответе от 16.10.2023г. № 02-91-11670/23 предложило подать лесные декларации от ООО «Тимбер Инвест Груп».

Срок действия лесной декларации составляет 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (п. 2 Порядка №303).

Сроки рубки лесных насаждений в целях заготовки древесины, хранения и вывоза древесины по лесным декларациям, поданным до 01.05.2022, увеличены. Эта же мера применена в отношении деклараций, которые поданы в прошлом году и продолжали действовать на момент вступления в силу Постановления Правительства РФ от 15.06.2022г. №1064. Указанные декларации теперь действительны до 01.05.2024г. При этом, никаких дополнительных действий со стороны лесопользователей не требуется (Информация Рослесхоза от 22.08.2022г.).

ООО «ЛЗПК Лена-Лес» были поданы лесные декларации № 8 от 09.01.2023г. и № 252 от 21.02.2023г., соответственно, данные декларации действуют до января-февраля 2024 года. До 2024 года юридическое лицо – правопреемник имеет право осуществлять хранение и вывозку древесины.

Таким образом, отказ Усть-Кутского лесничества в приеме отчетов  об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договорам аренды земельного участка № 2/09 от 03.09.2009г., № 14/8 от 26.11.2008г., № 1/8 от 25.08.2008г., № 91-446/11 от 01.12.2011г., противоречит требованиям закона, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении. Иные доводы и пояснения лиц участвующих в деле судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.   

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования ООО «Тимбер Инвест Груп» подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.

Заявитель при обращении с настоящим заявлением в арбитражный суд оплатил государственную пошлину в размере 12000 рублей.

Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины в размере 12000 рублей подлежат взысканию с ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО УСТЬ-КУТСКОМУ ЛЕСНИЧЕСТВУ в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТИМБЕР ИНВЕСТ ГРУП».

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу:  https://kad.arbitr.ru

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть  направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

       решил:

Заявленные требования ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТИМБЕР ИНВЕСТ ГРУП» удовлетворить.

Признать  незаконными решения ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО УСТЬ-КУТСКОМУ ЛЕСНИЧЕСТВУ от 20.07.2023  об  отказе ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТИМБЕР ИНВЕСТ ГРУП»  в  приеме отчета об использовании лесов за период январь-июнь 2023г. по договорам аренды земельного участка № 2/09 от 03.09.2009г., № 14/8 от 26.11.2008г., № 1/8 от 25.08.2008г., № 91-446/11 от 01.12.2011г.

Обязать ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО УСТЬ-КУТСКОМУ ЛЕСНИЧЕСТВУ устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТИМБЕР ИНВЕСТ ГРУП» в соответствии с нормами действующего законодательства.

Взыскать с ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО УСТЬ-КУТСКОМУ ЛЕСНИЧЕСТВУ в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТИМБЕР ИНВЕСТ ГРУП» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 12000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

         Судья                                                                                                        Л.А. Куклина