НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 05.04.2021 № А19-2617/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                              Дело  № А19-2617/2021

« 07 » апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2021 года 

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2021 года   

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усть-Кутский» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666784, <...>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: <...>) 

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании представителей

от административного органа: не явились;

лицо, привлекаемое к ответственности: не явились;

установил:

Заявление подано о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усть-Кутский» (далее – МО МВД России «Усть-Кутский») в судебное заседание своего представителя не направил. 

Индивидуальный предприниматель ФИО1, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв по существу заявленных требований не представил.

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.03.2017 за основным государственным регистрационным номером <***>.

08.01.2021 сотрудниками МО МВД России «Усть-Кутский» в ходе несения дежурства был остановлен автомобиль SSANGYONGISTANA, гос. номер Т949 АУ138, принадлежащий предпринимателю ФИО1, на котором последний осуществлял деятельность по перевозке пассажиров  на территории г. Усть-Кута без лицензии на осуществление соответствующего  вида деятельности.

22.01.2021 должностным лицом МО МВД России «Усть-Кутский» составлен протокол об административном правонарушении АД № 093472, в котором отражен факт осуществления предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров легковым такси без разрешения.

На основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ  МО МВД России «Усть-Кутский» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.  

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат  удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно материалам дела ФИО1 по договору купли-продажи транспортного средства от 23.12.2020 приобрел автобус SSANG YONG ISTANA, 2000 года выпуска, зеленого цвета, гос. номер Т949 АУ138.

В данное транспортное средство были внесены изменения, а именно, произведен демонтаж трех пассажирских сидений, что повлекло изменение категории транспортного средства «Д» на категорию «В». Изменения подтверждены свидетельством <...>  о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Административный орган, установив факт осуществления предпринимателем ФИО1 деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на принадлежащем ему транспортном средстве SSANGYONGISTANA, гос. номер Т949 АУ138, запросил в соответствующем органе сведения о выдаче предпринимателю разрешения на осуществление такой деятельности.

Письмом от 21.01.2021 № 02-58-456/21 Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области подтвердило, что по состоянию на 19.01.2020 на транспортное средство SSANG YONG ISTANA гос. номер Т949 АУ138 отсутствует действующее разрешение. ФИО1 не значится в перечне индивидуальных предпринимателей, получивших разрешения, в том числе, на иные транспортные средства.

Требование МО МВД России «Усть-Кутский» основано на положениях статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в которой указано, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.

Таким образом, указанное разрешение представляет собой документ на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров легковыми такси и не может признаваться тождественным понятию лицензии, поскольку рассматриваемый вид перевозки не включен в перечень лицензируемых видов деятельности.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2014, разъяснено, что в случае, когда лицо занимается перевозкой пассажиров и багажа легковым транспортным средством, но соответствующего разрешения на осуществление такой деятельности не получало, его действия при наличии доказательств, подтверждающих факт занятия этим лицом деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли (предпринимательской деятельностью), следует квалифицировать по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (вопрос № 6 Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике).

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что ФИО1 вменяется осуществление перевозки пассажиров на личном легковом транспортном средстве без специального разрешения на осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

В силу пункта 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, "легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

Таким образом, легковое такси  - аттестованный пассажирский автомобиль, предназначенный для проката с водителем для передвижения без заранее установленного маршрута.

Согласно ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 7 мая 2003 г.), а также в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877, транспортное средство категории "M1" - транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения-легковые автомобили.

Транспортное средство категории "M2" - транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, максимальная масса которого не превышает 5 тонн (автобус).

Транспортное средство категории "M3" - транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, максимальная масса которого превышает 5 тонн (автобус).

Как следует из фототаблиц, документов на транспортное средство (свидетельство <...>  о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, свидетельство о регистрации транспортного средства <...>), количество мест спереди/сзади после внесенных изменений составило 2/6; тип ТС «Автобус» изменен на тип кузова «Микроавтобус».  Следовательно, используемое предпринимателем транспортное средство подпадает под категорию М1 исходя из количества мест для сидения.

Между тем, из представленных в материалы дела доказательств следует, что  фактически индивидуальным предпринимателем на данном транспортном средстве осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров на основании договора перевозки, с взиманием платы за перевозку, по определенному маршруту («Лена-Заречная»), из начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта,  что не отвечает понятию перевозки пассажиров и багажа  легковым такси по договору фрахтования. В связи с чем, тот факт, что в конструкцию транспортного средства были внесены изменения и оно (транспортное средство) подпадает под категорию М1 , не влияет на выводы суда о фактическом виде деятельности, осуществляемом предпринимателем с нарушением требований действующего законодательства.

В силу пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами относится к лицензионным видам деятельности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» в целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерения приступить в течение ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления.

Пункт 2 статьи 4 Закона № 386-ФЗ вступил в силу с 01.03.2019.

Таким образом, исходя из положения части 1 статьи 6 Закона № 386-ФЗ, лицо осуществлявшее деятельность по перевозке пассажиров автобусами до момента вступления в силу указанного закона, для продолжения осуществления указанного вида деятельности обязано получить лицензию в срок до 29.06.2019. В том случае, если лицо намерено приступить к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами после указанной даты, оно обязано получить лицензию до начала ее осуществления. 

Порядок лицензирования данного вида деятельности с 01.01.2021 определяется Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 (далее – Положение № 1616). До указанной даты такой порядок определялся Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.01.2019 № 195 (утратил силу с 01.01.2020).

Согласно пункту 2 Положения № 1616 лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами).

В силу пункта 3 Положения № 1616 понятие «автобус», используемое в настоящем Положении, означает транспортное средство категории M2 или M3, за исключением троллейбуса, специализированного пассажирского транспортного средства и его шасси.

Для квалификации противоправных действий по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ достаточно установление двух обстоятельств: 1) осуществление хозяйствующим субъектом подлежащей лицензированию предпринимательской деятельности и 2) отсутствие у такого хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии.

В рассматриваемом случае установлено наличие обоих этих обстоятельств.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,  орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

 Факт осуществления предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров на принадлежащем ему транспортном средстве подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, свидетельством о регистрации ТС, рапортом от 08.01.2021, фототаблицами, объяснениями ФИО1 от 08.01.2021 и от 22.01.2021.

Так, предприниматель ФИО1 пояснил, что с целью извлечения прибыли он решил заняться перевозкой пассажиров на приобретенном им автобусе SSANGYONGISTANA. На лобовом стекле автобуса им были размещены таблички с информацией о маршруте поездки «Лена-Заречная», о стоимости проезда - 30 руб. с человека. Первый рейс был осуществлен 02.01.2021, выручка составила около 500 руб. Во время второго рейса 08.01.2021 был задержан сотрудниками ГИБДД.

Таким образом, предпринимателем ФИО1 фактически были организованы и осуществлялись регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом (микроавтобус SSANGYONGISTANA, гос. номер Т949 АУ138) по маршруту «Лена-Заречная» в отсутствие лицензии на данный вид деятельности.

Данные действия предпринимателя образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина индивидуального предпринимателя ФИО1 подтверждена материалами дела. Выполнение требований Закона о лицензировании является обязанностью предпринимателя.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что у ФИО1 имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях лица, привлекаемого к ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 не допущено и судом не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый с 08.02.2021, на момент рассмотрения дела не истек.

При таких обстоятельствах, имеются основания для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

На основании части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.  

Обстоятельств, смягчающих, либо отягчающих  административную ответственность, судом не установлено. 

С учетом характера совершенного правонарушения, учитывая цели и принципы  административного наказания, суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 административное наказание за совершенное правонарушение в виде штрафа в размере 4000 руб. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 решил:

заявленные требования удовлетворить.

Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 10.03.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, проживающего по адресу:: <...>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа:

03100643000000013400, получатель УФК по Иркутской области (МО МВД России «Усть-Кутский» по Иркутской области), ИНН <***>, КПП 380801001, банк получателя: Отделение Иркутск Банка России/УФК по Иркутской области, г. Иркутск, БИК 012520101, ОКТМО 25644000, КБК 18811601141010001140, УИН 18880338210320934727.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа представить в арбитражный суд.    

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

 Судья                                                                                               Позднякова Н.Г.