НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 04.06.2013 № А19-3681/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-3681/2013

11.06.2013г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04.06.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11.06.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Дмитриенко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паженцевым О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Восточно-Сибирская газовая компания» (ОГРН 1043801536591, ИНН 3811079840; адрес: 664050, Иркутская обл., Иркутск г., Байкальская ул., 279, 801)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697; адрес: 664007, Иркутская обл., Иркутск г., Декабрьских Событий ул., 92)

о признании решения недействительным,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Портнягина А.Ю. (представитель по доверенности, паспорт);

от Управления Пенсионного фонда – Носова С.С. (представитель по доверенности, ,

установил:

Открытое акционерное общество «Восточно-Сибирская газовая компания» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее – Управление Пенсионного фонда, Учреждение) от 23.01.2013г. № 13 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

В судебном заседании представитель Общества в полном объеме поддержал заявленные требования, в обоснование которых указал, что выявленные Управлением Пенсионного фонда нарушения не свидетельствуют о представлении Обществом недостоверных сведений о начисленных страховых взносах, неточность в сведениях не повлекла за собой занижение базы для начисления страховых взносов. По мнению заявителя, вмененное Обществу правонарушение обусловлено внесением изменений в формы отчетности на основании Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.03.2012г. № 66п. При этом на момент представления исходных сведений за полугодие 2010 года Учреждением не было выявлено ошибок, несоответствий и недостоверности в индивидуальных сведениях, представленная отчетность принята страховщиком без замечаний. Кроме того, заявитель отмечает, что несоответствия, выявленные по результатам выездной проверки, добровольно устранены страхователем путем направления корректирующих форм индивидуального (персонифицированного) учета до вынесения оспариваемого решения.

Представитель Управления Пенсионного фонда, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, просил отказать в удовлетворении требований заявителя.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Восточно-Сибирская газовая компания» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1043801536591.

На основании решения заместителя начальника Управления Пенсионного фонда от 13.08.2012г. № 30-01-45/153 должностными лицами Учреждения в период с 13.08.2012г. по 12.10.2012г. проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Открытым акционерным обществом «Восточно-Сибирская газовая компания» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 12.12.2012г. № 30-01-47/235, в пункте 2.2.3 которого указано на допущенное Обществом нарушение положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009г. № 987н, Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006г. № 192П «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению», выразившееся в неверном указании в формах СЗВ-6-1 за полугодие 2010 года периода работы застрахованных лиц Абдусалямовой Д.В., Тверитиновой О.Г.

В пункте 3.3 указанного акта плательщику страховых взносов предложено представить корректирующие формы индивидуального (персонифицированного) учета.

По результатам рассмотрения материалов проверки начальником Управления Пенсионного фонда принято решение от 23.01.2013г. № 13 о привлечении Открытого акционерного общества «Восточно-Сибирская газовая компания» к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за непредставление в установленный срок, представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 3 367 рублей 55 копеек.

Полагая, что в указанное решение не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с рассматриваемым требованием.

Исследовав представленные в дело доказательства, изучив доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению в силу следующего.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователями являются юридические лица; застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, срочной пенсионной выплаты; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам (статья 3 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании абзаца 5 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица при подсчете страхового стажа периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.

Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1).

Пунктом 2 указанной нормы права предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Страхователь обязан своевременно представлять в Пенсионный фонд полные, достоверные сведения о застрахованных лицах путем представления соответствующих форм отчетности. За нарушение указанных требований, статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрена ответственность.

Согласно пункту 30 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009г. № 987н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» страхователь ежеквартально, до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в территориальный орган фонда относящиеся к отчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006г. № 192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица».

Из материалов дела следует и Управлением Пенсионного фонда не оспаривается, что первоначально сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже в отношении застрахованных лиц Абдусалямовой Д.В. и Тверитиновой О.Г. за полугодие 2010 года представлены Обществом страховщику в установленные сроки в соответствии с формами, действовавшими на дату представления соответствующих сведений. Учреждением не было выявлено ошибок, несоответствий и недостоверности в указанных индивидуальных сведениях, представленная отчетность принята страховщиком без замечаний.

Впоследствии Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.03.2012г. № 66п внесены изменения и дополнения в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006г. № 192п, в частности, пунктом 4 Приложения № 3 к Постановлению от 28.03.2012г. № 66п введены новые коды для обозначения периодов, которые не включаются в страховой стаж работника, но учитываются при расчете трудового стажа, в том числе код «ЛДДЕТИ» - отпуск по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет. Указанный код подлежит отражению в графе «исчисление страхового стажа: дополнительные сведения» с 01.01.2010г.

Разъясняя порядок применения указанных изменений, Пенсионный фонд Российской Федерации в письменной Информации от 29.03.2012г. указал, что изменениями, внесенными в постановление Правления ПФР от 31.07.2006г. № 192п постановлением Правления ПФР от 28.03.2012г. № 66п, необходимо руководствоваться при подготовке отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету за первый квартал 2012 года, представляемых в территориальный орган ПФР с 1 апреля 2012 года.

По результатам выездной проверки, проведенной Управлением Пенсионного фонда в период с 13.08.2012г. по 12.10.2012г., установлено, что в представленных Обществом формах СЗВ-6-1 за полугодие 2010 года не указан период отпуска по уходу за ребенком до трех лет на застрахованных лиц Абдусалямову Д.В. и Тверитинову О.Г.

Расценив указанные действия (бездействие) страхователя как представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Управление Пенсионного фонда приняло решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Вместе с тем суд считает, что наличие указанных недостатков в формах СЗВ-6-1 само по себе не свидетельствует о представлении страхователем недостоверных сведений за полугодие 2010 года, а указывает на нарушение порядка заполнения форм индивидуального (персонифицированного) учета.

Так, из содержания оспариваемого решения не следует, что данные обстоятельства отразились на достоверности начисленных страховых взносов. Кроме того, в связи с выявленными недостатками при отражении трудового стажа застрахованных лиц Управлением Пенсионного фонда не было выявлено занижение базы для начисления страховых взносов, страховые взносы по результатам проверки страхователю не доначислялись, произвести корректировку сумм Обществу не предлагалось.

В силу изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что представленные страхователем сведения индивидуального (персонифицированного) учета содержали недочеты, впоследствии устраненные Обществом, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения.

Согласно пункту 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009г. № 987н, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

На момент первоначального представления сведений по форме СЗВ-6-1 недостоверности в указанных сведениях Управлением Пенсионного фонда выявлено не было. При этом у страхователя не имелось возможности отражения кода «ЛДДЕТИ» в графе «исчисление страхового стажа: дополнительные сведения» по причине отсутствия соответствующей кодировки, введенной впоследствии Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.03.2012г. № 66п. При этом.

О выявленных недостатках в представленных индивидуальных сведениях и о необходимости представления корректирующих форм индивидуального (персонифицированного) учета страхователю стало известно из акта выездной проверки от 12.12.2012г. № 30-01-47/235, который был вручен генеральному директору Общества Ратникову Г.А. 14.12.2012г.

В письме от 14.12.2004г. № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ» Пенсионный фонд Российской Федерации разъяснил своим территориальным органам, что если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указывает, что территориальным органам ПФР следует исходить из того, что формальный подход к наложению штрафа недопустим, любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

В рассматриваемом случае корректирующие формы индивидуальных сведений за полугодие 2010 года в отношении застрахованных лиц Абдусалямовой Д.В. и Тверитиновой О.Г. представлены страхователем в Управление Пенсионного фонда до вынесения решения о привлечении к ответственности.

В свою очередь, при рассмотрении материалов проверки Управление Пенсионного фонда не вправе было ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы об ответственности, а с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания должно было исследовать по существу все фактические обстоятельства вмененного правонарушения и освободить страхователя от ответственности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что Управлением Пенсионного фонда не доказаны обстоятельства вмененного страхователю правонарушения, с которым законодатель связывает применение ответственности в виде штрафа, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, заявленные требования Открытого акционерного общества «Восточно-Сибирская газовая компания» подлежат удовлетворению, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска от 23.01.2013г. № 13 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании – признанию незаконным.

В силу положений статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей 00 копеек, оплаченные Обществом при обращении в арбитражный суд платежным поручением от 11.03.2013г. № 83.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

  Заявленные требования удовлетворить.

Решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании от 23.01.2013г. № 13 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска признать недействительным и отменить полностью.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697; адрес: 664007, Иркутская обл., Иркутск г., Декабрьских Событий ул., 92) в пользу Открытого акционерного общества «Восточно-Сибирская газовая компания» (ОГРН 1043801536591, ИНН 3811079840; адрес: 664050, Иркутская обл., Иркутск г., Байкальская ул., 279, 801) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей, оплаченной платежным поручением № 83 от 11.03.2013г.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.В. Дмитриенко