НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 03.10.2022 № А19-9545/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-9545/2022

10.10.2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.10.2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10.10.2022 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В.,

рассматривает в судебном заседании дело по заявлению Областного государственного казенного учреждения Центра занятости населения города Иркутска (ОГРН: 1023801756846, ИНН: 3812067332, адрес: 664005, область Иркутская, город Иркутск, улица Маяковского, дом 11)

к Обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроектСервис» (ОГРН: 1073812008643, ИНН: 3812100526, адрес: 664074, Иркутская область, Иркутск город, Леси Украинки улица, 35, 101)

о взыскании 2 052 000 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены;

от ответчика – Маслова Н.П., представитель по доверенности № 72/Д от 16.06.2022 (предъявлен паспорт, документ об образовании),

В судебном заседании 26.09.2022, в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 09 час. 05 мин. 03.10.2022.

Лица, участвующие в деле об объявлении перерыва в судебном заседании уведомлены путем размещения сведений о дате, времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда Иркутской области www.irkutsk.arbitr.ru.

После перерыва – 03.10.2022 судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В., при участии в судебном заседании:

от заявителя – Иванова С.Н., представитель по доверенности от 10.03.2022 № 687 (предъявлен паспорт, документ об образовании);

от ответчика – Маслова Н.П., представитель по доверенности № 72/Д от 16.06.2022 (предъявлен паспорт, документ об образовании);

установил:

Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Шелехова (далее – заявитель, ОГКУ ЦЗН города Шелехова, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроектСервис» (далее – ответчик, ООО «СтройПроектСервис», Общество) с требованием о взыскании в бюджет Иркутской области субсидии в размере 2 052 000 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам заявления.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, по доводам отзыва на заявление.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 13.08.2019 между ОГКУ ЦЗН города Шелехова и ООО «СтройПроектСервис» заключено соглашение № 2 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат (части затрат) на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста (далее – соглашение № 2 от 13.08.2019, соглашение).

Согласно доводам заявителя, в ходе контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой Иркутской области (далее - КСП) установлен факт нарушения ООО «СтройПроектСервис» подп. 9 п. 8 «Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников в возрасте 50 лет и старше, а также работников предпенсионного возраста», а именно: нарушено обязательство о сохранении занятости в течение 1 года со дня окончания обучения 2 работников из 35, прошедших обучение.

22.12.2021 заявителем ответчику направлено требование от 22.12.2021 № 3942 о возврате в течение 30 рабочих дней со дня получения настоящего требования в бюджет денежных средств в размере 2 052 000 руб.

Письмом от 18.01.2022 № 38/ЦЗ/БИ-СПС-112/22 ответчик в удовлетворении требования заявителя отказал.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, оценив доводы каждой из сторон, суд пришел к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Правительства Иркутской области № 451-пп от 05.06.2019 утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста (далее – Положение).

Названное Положение устанавливает порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста (далее – субсидия), категории лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий.

В соответствии с п. 5 Положения субсидии предоставляются в целях возмещения следующих затрат (части затрат) юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию (далее - обучение) работников, в том числе на:

1)оказание образовательных услуг по теоретическому и производственному обучению (производственной практике), стажировке;

2)оплату труда членов комиссий по аттестации работников, закончивших обучение;

оплату за квалификационные экзамены при получении поднадзорных профессий;

3)оплату за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно-методических материалов, технологий и средств обучения;

4)оплату за аренду (на время проведения обучения) и содержание необходимых для обучения учебно-производственных площадей;

5)приобретение оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и материальных ресурсов, необходимых для учебного процесса.

Условия предоставления субсидии установлены пунктом 8 Положения. К указанным условиям, в том числе относятся следующее: наличие работника предпенсионного возраста, который не является (не являлся) участником государственной региональной программы Иркутской области «Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста» на 2019- 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 06.05.2019 года № 346-рп (далее – программа); наличие письменного обязательства Получателя о сохранении занятости прошедшего обучение работника предпенсионного возраста в течение одного года со дня окончания обучения (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской федерации).

Согласно п. 23 Положения в случае нарушения Получателем условий, установленных для предоставления субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, а также в случае невыполнения Получателем письменного обязательства, указанного в подпункте 9 пункта 8 настоящего Положения, Учреждение в течение 10 рабочих дней со дня выявления такого нарушения направляет Получателю требование о возврате полученных субсидий. Субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

Как указывалось судом выше, 13.08.2019 между ОГКУ ЦЗН города Шелехова и ООО «СтройПроектСервис» заключено соглашение № 2 предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2019 год субсидий в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста Получателя, связанных с оплатой услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию.

Получателя на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста Получателя (далее - Субсидия).

Согласно п. 2 соглашения субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных Центру, на цели, указанные в разделе 1 соглашения в следующем размере: 2019 году – 2 052 000 руб., в том числе: по коду классификации расходов 805 0401 572Р352940 811 245 ДОП ЭК 257180100 ДОП КР2.01.001 – 1949398,25 рублей; 8050401 572Р352940 811 245 ДОП ЭК 257180100 ДОП КР 1.01.000-102601,75 рублей.

Как следует из материалов дела, 20.08.2019, в целях исполнения указанного соглашения, между Обществом с ограниченной ответственностью «СибЛесТранс» (далее – ООО «СибЛесТранс») (Образовательное учреждение) и ООО «СтройПроектСервис» (заказчик) был заключен договор № 681-1/19 на оказание услуг по профессиональному обучению, дополнительному и профессиональному образованию и повышению квалификации (далее – договор № 681-1/19 от 20.08.2019), по условиям которого образовательное учреждение обязалось оказать услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации (перечень программ – Приложение № 1 к договору) сотрудников предпенсионного возраста заказчика в количестве 35 человек, а заказчик, в свою очередь, обязался принять и оплатить услуги в соответствии со сметой расходов (Приложение № 2 к договору).

В соответствии с п. 2.4.3 договора по окончании профессионального обучения и при успешной сдаче квалификационных экзаменов Образовательное учреждение обязалось выдать документ, удостоверяющих прохождение обучения и получения соответствующей квалификации (свидетельство).

В силу п. 3.1 договора стоимость обучения за 1 гражданина определяется сторонами на основе сметы расходов.

Согласно представленных в материалы дела платежных поручений № 38493 от 22.10.2019 на сумму 275 000 руб., № 38494 от 22.10.2019 на сумму 455 000 руб., № 40916 от 11.11.2019 на сумму 385 000 руб., № 42923 от 25.11.2019 на сумму 300 000 руб., № 43439 от 29.11.2019 на сумму 189 000 руб., № 144255 от 05.12.2019 на сумму 275 000 руб., 144256 от 05.12.2019 на сумму 173 000 руб. услуги оказанные ООО «СибЛесТранс» оплачены ООО «СтройПроектСервис» на сумму 2 052 000 руб.

Понесенные ООО «СтройПроектСервис» расходы в размере 2 052 000 руб., возмещены ОГКУ ЦЗН города Шелехова в полном объеме, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Однако согласно доводам заявителя, Обществом нарушено обязательство о сохранении занятости 2 работников (из 35 работников) прошедших обучение, а именно:

-трудовой договор с одним работником расторгнут по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) (соглашение сторон);

-трудовой договор с одним работником расторгнут по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ (прогул).

Ответчик возражал, указал, что Общество, взятое на себя обязательство по обучению работников предпенсионного возраста, выполнило в полном объеме, поскольку все работники, отправленные на обучение, обучение прошли, получив по его окончанию соответствующее свидетельство/удостоверение. Факт расторжения договоров с работниками по основаниям, указанным заявителем не оспорил, однако возражая против удовлетворения заявления, указал, что увольнение работника по причине отсутствия на рабочем месте без уважительных причин произведено Обществом законно и обоснованно, в соответствии с экономическими и производственными задачами (ввиду того, что данный сотрудник неоднократно отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин), а также с целью сохранения деловой репутации.

Относительно расторжения трудового договора с одним из работников на основании п. 1 ст. 77 ТК РФ, ответчик пояснил, что заключение данного соглашение было вызвано переездом работника в другую местность и невозможностью предупредить работодателя (ООО «СтройПроектСервис») за две недели до даты увольнения по собственному желанию, в связи с чем, по мнению ответчика, учитывая, что соглашение было заключено на основании заявления работника об увольнении по собственному желанию, соглашение о прекращении трудового договора в данном случае следует расценивать как увольнение по инициативе работника в связи с ее письменным волеизъявлением.

Рассмотрев данный довод ответчика, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Следовательно, основанием для возврата выделенных в качестве субсидий денежных средств, является использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

Как указывалось судом выше, Положение, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области № 451-пп от 05.06.2019, устанавливает порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста.

Пункт 5 Положения, содержит исчерпывающий перечень целей возмещения затрат по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию для предоставления субсидии.

Условия предоставления субсидии установлены пунктом 8 Положения. К указанным условиям, в том числе относятся следующее: наличие работника предпенсионного возраста, который не является (не являлся) участником государственной региональной программы Иркутской области «Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста» на 2019- 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 06.05.2019 года № 346-рп (далее – программа); наличие письменного обязательства Получателя о сохранении занятости прошедшего обучение работника предпенсионного возраста в течение одного года со дня окончания обучения (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской федерации).

Согласно п. 23 Положения в случае нарушения Получателем условий, установленных для предоставления субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, а также в случае невыполнения Получателем письменного обязательства, указанного в подпункте 9 пункта 8 настоящего Положения, Учреждение в течение 10 рабочих дней со дня выявления такого нарушения направляет Получателю требование о возврате полученных субсидий. Субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

Подпункт 9 пункта 8 Положения предусматривает наличие письменного обязательства Получателя о сохранении занятости прошедшего обучение работника предпенсионного возраста в течение одного года со дня окончания обучения (за исключением случаев
расторжения трудового договора по инициативе работника (пункт 3 части 1
статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации)).

07.08.2019 ООО «СтройПроектСервис», в соответствии с подпунктом 9 пункта 8 Положения, предоставлено обязательство о достижении результата предоставления субсидий.

Пунктом 4.3.6 Соглашения, предусмотрено, что Получатель обязуется сохранить занятость Работников в течение одного года со дня окончания обучения (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе Работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации)).

Как указывалось судом выше и следует из материалов дела, по результатам проверки Контрольно-счетной палаты Иркутской области установлено, что Получателем нарушено обязательство о сохранении занятости Работников, прошедших обучение, а именно: трудовой договор с одним из работников расторгнут по основанию подпункта «а» пункта 6 статьи 81 ТК РФ (прогул).

Судом установлено, что удостоверение о прохождении обучения, уволенный, на основании подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ, сотрудник получил 02.12.2019; приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с данным сотрудником, датирован 27.07.2020.

Как следует из Соглашения основной целью предоставления субсидии является возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста Получателя.

В силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (абзацы первый, второй, четвертый ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

В соответствии с положениями части первой статьи 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае такого однократного грубого нарушения им трудовых обязанностей, как прогул.

Однако в данном случае, как следует из представленных в материалы дела документов – служебной записки от руководителя управления механизации и транспорта адресованной генеральному директору ООО «СтройПроектСервис» и приложенных к ней актам о невыходе на работу, составленных за период с 10.01.2020 по 23.07.2020, уволенный сотрудник систематически без уважительных причин отсутствовал на рабочем месте.

Таким образом, увольнение работников по причине отсутствия на рабочем месте без уважительных причин, по мнению суда, произведено работодателем законно и обоснованно, поскольку принятие данного решения (увольнение) вызвано действиями самого работника, на поведение которого, Общество никак повлиять не могло.

Понуждение/принуждение работника на исполнение трудовых обязанностей, в том числе обеспечение его явки на рабочее место, не входит в обязанности ООО «СтройПроектСервис», а сохранение рабочего места за данным сотрудником в течение длительного времени, учитывая его отсутствие на рабочем месте на протяжении 7 месяцев (с 10.01.2020 по 27.07.2020), является экономически нецелесообразным для Общества, нарушающим его право на достижение поставленных производственных задач и целей.

В части довода заявителя о нарушении ответчиком обязательства о сохранении занятости работника, трудовой договор с которым расторгнут по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 77 ТК РФ, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из представленных в материалы дела документов, Свидетельство о прохождении обучения, уволенный, на основании п. 1 ст. 77 ТК РФ, сотрудник получил 25.11.2019; соглашение о прекращении трудового договора и приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с данным сотрудником, датированы 04.09.2020.

Общие основания прекращения трудового договора перечислены в статье 77 ТК РФ, которая предусматривает, в частности, прекращение трудового договора по соглашению сторон.

Согласно статье 78 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.

Из представленного ответчиком в материалы дела соглашения от 27.08.2020 о прекращении трудового договора, усматривается, что последнее заключено в связи с переездом работника в другую местность и невозможностью предупредить работодателя за две недели до даты увольнения по собственному желанию.

При этом, как указал ответчик и следует из материалов дела, основанием к заключению соглашения о прекращении трудового договора явилось заявление самого работника, в котором последний просил уволить по собственному желанию 24.08.2020 в связи со срочным переездом в другой город.

Проанализировав, представленные в материалы дела доказательства, по правилам ст. 431 ГК РФ, в их совокупности и взаимосвязи, учитывая пояснения представителя Общества, согласно которым данное соглашение заключено ввиду отсутствия у работника возможности отрабатывать, предусмотренные Трудовым законодательством, две недели, суд приходит к выводу, что в данном конкретном случае увольнение работника осуществлено по инициативе работника и на основании его письменного волеизъявления.

Как неоднократно указывалось судом выше предметом соглашения № 2 от 13.09.2019 является предоставление из областного бюджета в 2019 год субсидий в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста Получателя, связанных с оплатой услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию.

Заявителем не оспаривается, что все работники ООО «СтройПроектСервис», направленные на обучение, обучение прошли, документы, подтверждающие окончание обучения (свидетельства/удостоверения) получили.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае мероприятие по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию считается выполненным получателем субсидии с момента завершения такого обучения и получения лицами его проходившим соответствующего документа – сертификата, свидетельства, удостоверения и т.д.

Таким образом, ООО «СтройПроектСервис» обязательства, предусмотренные соглашением № 2 от 13.09.2019, выполнены. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.

На основании вышеизложенного, учитывая пояснения ответчика и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что денежные средства, предоставленные ОГКУ ЦЗН города Шелехова по соглашению № 2 от 13.09.2019г., были направлены ООО «СтройПроектСервис» исключительно для достижения целей такого соглашения.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку требования к ответчику заявлены ОГКУ ЦЗН города Шелехова, то в силу статьи 65 АПК РФ именно заявитель обязан представить доказательства того, что ответчиком нарушены условия соглашения.

Между тем, заявителем не доказано, что средства субсидии использованы ответчиком не по назначению. В то же время ответчиком подтверждено, что полученные средства были направлены исключительно для достижения целей, на которые предоставлялась субсидия.

При таких обстоятельствах, учитывая факт целевого расходования предоставленных денежных средств, суд не находит оснований для взыскания с ООО «СтройПроектСервис» субсидии в размере 2 052 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья А.А. Пугачёв