НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 02.10.2012 № А19-14909/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иркутск Дело №А19-14909/2012

2.10.2012г.

Резолютивная часть решения объявлена   18.10.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено   22.10.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «СибСтальСтрой» (ОГРН <***>, место нахождения: 664540, <...>)

к Службе по охране природы и озера Байкал Иркутской области (место нахождения: 664011, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления №214/1-гэ от 12.07.2012г. о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – паспорт, доверенность,,

от ответчика: ФИО2 - удостоверение, доверенность,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СибСтальСтрой» (далее – заявитель, ООО «СибСтальСтрой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №214/1-гэ о назначении административного наказания от 12.07.2012г., вынесенного Службой по охране природы и озера Байкал Иркутской области (далее – административный орган, Служба), по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 900 000 руб.

В судебном заседании представитель Общества заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель административного органа заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 18.10.2012г.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

ООО «СибСтальСтрой» зарегистрировано в качестве юридического лица – ОГРН <***>.

Административным органом в период с 14.06.2012г. по 13.07.2012г. проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении ООО «СибСтальСтрой» по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, связанных с добычей и вывозом песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) из русла реки Иркут в районе пер.Набережный села Введенщина Шелеховского района Иркутской области.

В ходе проверки установлено следующее.

В службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области 22.05.2012г. в 10 час. 30 мин. поступило обращение жителей села Введенщина о добыче ПГС из русла реки Иркут на окраине села Введенщина в районе переулка Набережный.

Службой совместно с представителем Гостехнадзора Иркутской области запланирован в 13 час. 30 мин. выезд на место правонарушения.

В 11 час. 00 мин. инспектор Службы связался ОМВД РФ по Шелеховскому району с просьбой о выделении сотрудника для участия в рейдовой проверке.

В 13 час. 00 мин. в Службу поступило сообщение от жителей с.Введенщина о том, что автомашины и спецтехника в срочном порядке удалены с места незаконной добычи ПГС.

24.05.2012г. в 10 час. 00 мин. поступило сообщение от жителей с.Введенщина о том, что вечером 23.05.2012г. в период с 19 час. 30 мин. до 21 час. 00 мин. та же спецтехника и автомашины осуществляли добычу и вывоз ПГС из русла реки Иркут, и в настоящее время в русле реки Иркут работает экскаватор.

На основании распоряжения Службы от 22.05.2012г. №192 ср-од (р) советником отдела государственного экологического контроля ФИО3 24.05.2012г. проведена рейдовая проверка по установлению факта законности добычи и вывоза песчано-гравийной смеси из реки Иркут в районе села Введенщина Шелеховского района, выявлению лиц, являющихся возможными нарушителями природоохранного законодательства.

В ходе проведения рейдовой проверки установлено следующее.

В районе переулка Набережный села Введенщина Шелеховского района экскаватор с государственным номером 2365 осуществляет добычу ПГС из русла реки Иркут и складирует ее отвалы на прибрежной защитной полосе.

На берегу находится фронтальный погрузчик с государственным номером РМ 2942.

Водитель экскаватора пояснил, что работы ведутся на основании соглашения между ООО «СибСтальСтрой», администрациями Шелеховского района и Баклашинского сельского поселения, их компания является подрядчиком.

Информация о проведении работ по незаконной добыче ПГС из русла реки Иркут в районе пер.Набережный села Введенщина Шелеховского района Иркутской области направлена Службой в прокуратуру Иркутской области, Западно-Байкальскую прокуратуру, прокуратуру г.ФИО4, ГУ МВД РФ по Иркутской области.

На основании договора №15/12 по оказанию услуг от 28.05.2012г., 29.05.2012г. произведены маркшейдерские замеры по определению места производства работ по добыче ПГС, объемов отвалов ПГС, находящихся в русле реки Иркут в районе пер.Набережный села Введенщина Шелеховского района Иркутской области, в присутствии представителя Службы ФИО3, понятых - ФИО5, ФИО6

Замеры произвело ООО СК «Рубин», имеющее лицензию на производство маркшейдерских работ.

В результате обработки материалов тахеометрической съемки установлено, что объем отвала ПГС №1, складированного в русле реки Иркут, составляет 1281 куб.м.; объем отвала ПГС №2, складированного в русле реки Иркут, составляет 303 куб.м.; объем отвала ПГС №3 складированного в русле реки Иркут, составляет 44 куб.м. Всего в отвалах ПГС №1, №2 и №3 находится 1 628 куб.м ПГС.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 05.07.2012г. №214-гэ.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 06.07.2012г. №214/1-гэ, которым установлено наличие в действиях Общества административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

12.07.2012г. заместителем начальника отдела государственного геологического контроля, государственного надзора в области охраны водных объектов государственным инспектором Иркутской области по геологическому контролю ФИО7 вынесено постановление №214/1-гэ о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 900 000 руб.

Полагая постановление от 12.07.2012г. №214/1-гэ нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что ООО «СибСтальСтрой» не является субъектом административного правонарушения, следовательно, его вина в данном правонарушении не установлена.

Административный орган заявленное требование не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителя административного органа, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Пунктом 2.1 Положения «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992г. №3314-1 установлено, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 19 Закона «О недрах»).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Иркутской области от 08.06.2009г. №208-пп «Об утверждении положения о порядке добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в границах этих земельных участков» в срок не менее чем за 30 дней до начала работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, строительству подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров (овощные и выгребные ямы, котлованы и т.п.), а также работ, связанных с устройством и эксплуатацией бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков обязаны направить письменное уведомление об этом (далее - уведомление) в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области с представлением следующей информации: сведения о собственнике земельного участка, землепользователе, землевладельце или арендаторе земельного участка (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства; для юридических лиц - наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, место нахождения); нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности или иное право на земельные участки соответственно для собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков; схема расположения земельного участка, подготовленная собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем или арендатором земельного участка, с указанием конкретного места добычи общераспространенного полезного ископаемого (строительства подземного сооружения, устройства и эксплуатации бытового колодца и скважины), в случае, если данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, указывается также кадастровый номер земельного участка; сведения о способе (технике и технологии) разработки участка недр для добычи общераспространенного полезного ископаемого (строительства подземного сооружения, устройства и эксплуатации бытового колодца и скважины); сведения о сроках работ по добыче общераспространенного полезного ископаемого (строительству подземного сооружения, устройству и эксплуатации бытового колодца и скважины).

Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами (статья 23.2 Закона «О недрах»).

Административным органом в период с 14.06.2012г. по 13.07.2012г. проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении ООО «СибСтальСтрой» по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, связанных с добычей и вывозом песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) из русла реки Иркут в районе пер.Набережный села Введенщина Шелеховского района Иркутской области.

В службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области 22.05.2012г. в 10 час. 30 мин. поступило обращение жителей села Введенщина о добыче ПГС из русла реки Иркут на окраине села Введенщина в районе переулка Набережный.

Службой совместно с представителем Гостехнадзора Иркутской области запланирован в 13 час. 30 мин. выезд на место правонарушения.

В 11 час. 00 мин. инспектор Службы связался ОМВД РФ по Шелеховскому району с просьбой о выделении сотрудника для участия в рейдовой проверке.

В 13 час. 00 мин. в Службу поступило сообщение от жителей с.Введенщина о том, что автомашины и спецтехника в срочном порядке удалены с места незаконной добычи ПГС.

24.05.2012г. в 10 час. 00 мин. поступило сообщение от жителей с.Введенщина о том, что вечером 23.05.2012г. в период с 19 час. 30 мин. до 21 час. 00 мин. та же спецтехника и автомашины осуществляли добычу и вывоз ПГС из русла реки Иркут и в настоящее время в русле реки Иркут работает экскаватор.

На основании распоряжения Службы от 22.05.2012г. №192 ср-од (р) советником отдела государственного экологического контроля ФИО3 24.05.2012г. проведена рейдовая проверка по установлению факта законности добычи и вывоза песчано-гравийной смеси из реки Иркут в районе села Введенщина Шелеховского района, выявлению лиц, являющихся возможными нарушителями природоохранного законодательства.

В ходе проведения рейдовой проверки установлено следущее.

В районе переулка Набережный села Введенщина Шелеховского района, экскаватор с госномером 2365 осуществляет добычу ПГС из русла реки Иркут и складирует ее отвалы на прибрежной защитной полосе.

На берегу находится фронтальный погрузчик с госномером РМ 2942.

Водитель экскаватора пояснил, что работы ведутся на основании соглашения между ООО «СибСтальСтрой», администрациями Шелеховского района и Баклашинского сельского поселения, их компания является подрядчиком.

Информация о проведении работ по незаконной добыче ПГС из русла реки Иркут в районе пер.Набережный села Введенщина Шелеховского района Иркутской области направлена Службой в прокуратуру Иркутской области, Западно-Байкальскую прокуратуру, прокуратуру г.ФИО4, ГУ МВД РФ по Иркутской области.

На основании договора №15/12 по оказанию услуг от 28.05.2012г., 29.05.2012г. произведены маркшейдерские замеры по определению места производства работ по добыче ПГС, объемов отвалов ПГС, находящихся в русле реки Иркут в районе пер.Набережный села Введенщина Шелеховского района, в присутствии представителя Службы ФИО3, понятых - ФИО5, ФИО6

Замеры произвело ООО СК «Рубин», имеющее лицензию на производство маркшейдерских работ.

В результате обработки материалов тахеометрической съемки установлено, что объем отвала ПГС №1, складированного в русле реки Иркут, составляет 1281 куб.м.; объем отвала ПГС №2, складированного в русле реки Иркут, составляет 303 куб.м.; объем отвала ПГС №3 складированного в русле реки Иркут, составляет 44 куб.м. Всего в отвалах ПГС №1, №2 и №3 находится 1 628 куб.м ПГС.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.1998г. №1214-р при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами необходимо исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых.

Убыток, причиненный государству в результате самовольного пользования недрами Общества составляет: (1628 м? х 1,6 х 80 руб./м?) х 5,5% = 11461,12 руб., где - 1628 м? - объем складированного в отвалы ПГС; 1,6 - объемная масса насыпная 1 т/м? ПГС; 80 руб. - средняя стоимость 1 ПГС за 2011г. по Шелеховскому району (письмо УФНС по Иркутской области от 09.02.2012г. №01-26/0082); 5,5 % - ставка налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых согласно части 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество полагает, что не совершало административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 7.3 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

По информации инспектора отдела службы Гостехнадзора по Шелеховскому району ФИО8, названная техника принадлежит ООО «Иркутская транспортная компания».

03.05.2012г. экскаватор HYUNDAYR320LC-7, гос.номер 38 РМ 2365 по договору аренды транспортного средства №3А-05 передан Обществом индивидуальному предпринимателю ФИО9 Срок аренды с 03.05.2012г. по 31.07.2012г.

Погрузчик ZL50G, год выпуска 2008, заводской номер машины 08090500507, двигатель №1508У096593, цвет желтый передан в аренду ООО «СибСтальСтрой» по договору аренды транспортного средства №4-ТС-03/2012г. от 01.03.2012г.

Согласно договору субаренды от 03.05.2012г. №СПА-05 указанный погрузчик передан с экипажем во временное владение и пользование индивидуальному предпринимателю ФИО9 Срок аренды с 03.05.2012г. по 31.07.2012г.

В соответствии с распоряжением Службы от 14.06.2012г. №214 ср-од (пр) должностными лицами административного органа в период с 18.06.2012г. по 13.07.2012г. проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения Обществом требований законодательства об охране окружающей среды, в том числе водного законодательства и законодательства в сфере недропользования в ходе осуществления деятельности на реки Иркут, в районе <...>.

В ходе проверки, а также из объяснений генерального директора ООО «СибСтальСтрой» ФИО10, установлено следующее.

19.03.2012 между Администрацией Шелеховского муниципального района, Администрацией Баклашинского сельского поселения и ООО «СибСтальСтрой» заключено Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве (далее – Соглашение), предметом которого явились действия сторон, направленные на достижение баланса интересов сторон (раздел 1 Соглашения).

В соответствии с разделом 2 Соглашения стороны обязуются осуществлять сотрудничество на основе взаимной экономической заинтересованности по ряду направления, в том числе по обеспечению экологической безопасности.

Стороны в своих взаимоотношениях руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами (раздел 3 Соглашения).

Согласно разделу 6 Соглашения ООО «СибСтальСтрой» обязуется обеспечивать в установленном порядке проведение природоохранных мероприятий в процессе своей деятельности, производить компенсацию материального ущерба, ликвидацию неблагоприятных последствий, связанных с воздействием природных и техногенных факторов.

Исходя из согласованного сторонами Соглашения Плана совместных мероприятий на 2012г. до 30.06.2012г. осуществляется берегоукрепление в с.Введенщина в районе улиц Юбилейная, Иркутная, переулок Карьерный; до 31.05.2012г. - отсыпка затопляемых дорог и улиц местного значения и подъездных путей к ним; до 30.10.2012г. - благоустройство дорог населенных пунктов (населенные пункты не указаны).

В рамках Соглашения в конце мая 2012г. Обществом начаты работы по замене труб (дамба в районе с.Введенщина), однако работы приостановлены по требованию административного органа.

В соответствии с пунктом 1.1. договора подряда №ДП-14/05-2012 от 03.05.2012г. предметом настоящего договора является выполнение работ по отсыпке затопляемых дорог и улиц местного значения и подъездных путей к ним в с.Ввведенщина Шелеховского района Иркутской области.

Перечень улиц, на которых осуществляются названные работы, определен Приложением к договору подряда №ДП-14/05-2012г. от 03.05.2012г. и включает в себя в <...> Срок действия названного договора до 01.06.2012г. (пункт 4.1 договора).

31.05.2012г. Общество расторгло ранее заключенный с индивидуальным предпринимателем ФИО9 договор субаренды №СА-05 от 03.05.2012г. за нарушение обязательств по договору.

Как указывалось выше, в соответствии с Соглашением, стороны обязуются осуществлять сотрудничество на основе взаимной экономической заинтересованности и ответственности, в том числе: обеспечение экологической безопасности Шелеховского района; освоение промышленных, природных, трудовых и иных ресурсов Шелеховского района, в том числе на основе совместной разработки и совместного создания современной промышленной и социальной инфраструктуры с учетом интересов населения, проживающего на территории Шелеховского района (раздел 2 Соглашения).

При этом заявитель обязан, исходя из раздела 6 Соглашения. обеспечивать в установленном порядке проведение природоохранных мероприятий.

Как установлено в ходе проведения внеплановой проверки для отсыпки дорог и улиц местного значения, подъездных путей к ним использовалась ПГС, изымаемая из русла реки Иркут в районе с.Введенщина с помощью спецтехники, переданной в аренду и субаренду Обществом индивидуальному предпринимателю ФИО9

Следовательно, ООО «СибСтальСтрой» осуществляло выполнение обязательств по трехстороннему Соглашению от 19.03.2012г. посредством привлечения подрядчика, выступая при этом в роли заказчика.

Подрядчик, выполняя работы, вытекающие из Соглашения, его стороной не является и несет ответственность только в рамках заключенного 03.05.2012г. договора подряда №ДП-14/05-2012 перед заказчиком - ООО «СибСтальСтрой».

Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве от 19.03.2012г. является
 соглашением об организационном взаимодействии (сотрудничестве) между публичными
 образованиями, с одной стороны, и хозяйствующим субъектом, с другой стороны, с целью
 реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на
 территории муниципальных образований, и носит гражданско-правовой характер.

Соглашение содержит определенные гарантии для хозяйствующего субъекта, обеспечивающие стабильность условий осуществления хозяйственной и иной деятельности, но не может рассматриваться как заключение муниципального контракта на выполнение каких-либо видов работ, оказания услуг.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ) установлено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков (часть 1 статьи 4 Закона №94-ФЗ).

Статьей 5 Закона №94-ФЗ установлено, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Согласно части 1 статьи 6 Закона №94-ФЗ заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе контракта или в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт (далее также - конкурс) или аукциона на право заключить контракт (далее также - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание контракта осуществляется заказчиком.

Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 6 Закона №94-ФЗ).

В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо (пункт 1 статьи 764 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527, 528 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исходя из изложенного выше для того, чтобы выполнить мероприятия Плана совместных мероприятий на 2012г. в рамках Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Администрацией Шелеховского муниципального района, Администрацией Баклашинского сельского поселения и ООО «СибСтальСтрой» Обществу необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение указанных работ.

После заключения контракта ООО «СибСтальСрой» могло выполнять подрядные работы и с привлечением других лиц в качестве субподрядчиков.

Ведение добычных работ спецтехникой, переданной заявителем в аренду и субаренду индивидуальному предпринимателю ФИО9, в рамках выполнения названного Плана совместных мероприятий, рассматриваются судом как действия Общества, поскольку, как уже указывалось выше, индивидуальный предприниматель ФИО9 не является стороной данного Соглашения и не может отвечать за действия хозяйствующего субъекта - ООО «СибСтальСрой» в рамках Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве.

Исходя из существа названного Соглашения выполнение работ по отсыпке затопляемых дорог и улиц местного значения и подъездных путей к ним могло быть осуществлено только Обществом как участником Соглашения, при этом способ выполнения работ Соглашением не оговаривался.

Таким образом, выполнение условий Соглашения действиями третьих лиц, в частности с использованием подрядчика, является допустимым, однако ответственность за выполнение обязательств по трехстороннему Соглашению от 19.03.2012г. несет Общество.

Отсыпка дорог в соответствии с СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги (утв. постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985г. №233), СНиП Автомобильные дороги (утв. постановлением Госстроя СССР от 20.08.1985г. №133) может проводится с использованием гравия, гравийно-песчаной смеси.

В чистом виде гравий используется для строения дорожных оснований под следующее укладывание асфальта или для устройства дорог местного значения. Для строительно-дорожных целей материал гравийный разделяют на четыре класса, соответственно, его классификации по руководящим признакам - прочности и петрографической структуре.

Поскольку дополнительным видом деятельности заявителя, в том числе, является и строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений, то Общество, привлекая подрядчика для выполнения таких видов работ, предполагало пользование недрами (гравием), могло и должно было привлечь подрядчика, обладающего необходимой техникой (техника предоставлена подрядчику самим Обществом) и необходимым материалом, либо само могло предоставить необходимые технику и материалы.

Однако Общество, являясь участником Соглашения и привлекая подрядчика для выполнения обязательств Общества, вытекающих из названного Соглашения, не предприняло всех зависящих от него мер по надлежащему пользованию недрами, привлечению к выполнению работ надлежащего лица, обладающего правом пользования недрами, поскольку выполнение работ предполагает пользование общераспространенными полезными ископаемыми.

Сам характер используемой техники (экскаватор HYUNDAYR320LC-7, гос.номер 38 РМ 2365) подразумевает под собой выемочно-погрузочную машину цикличного действия, предназначенных для земляных работ и добычи полезных ископаемых.

Указанная техника экскаватор HYUNDAYR320LC-7, гос.номер 38 РМ 2365 и Погрузчик ZL50G, год выпуска 2008, заводской номер машины 08090500507, принадлежащая Обществу, обнаружена именно в месте добычи ПГС в районе пер.Набережный села Введенщина Шелеховского района Иркутской области у русла реки Иркут, а не в местах отсыпки затопляемых улиц.

Судом установлен факт самовольной (безлицензионной) добычи ПГС ООО «СибСтальСтрой» из русла реки Иркут в районе переулка Набережный, с.Введенщина Шелеховского района Иркутской области.

Объектом данного правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при пользовании недрами.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в пользовании недрами в отсутствие лицензии на пользование недрами.

Субъектом правонарушения выступает юридическое лицо – ООО «СибСтальСтрой».

Таким образом, довод заявителя о том, что ООО «СибСтальСтрой» не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях опровергается материалами дела и представленными доказательствами.

Довод заявителя об отсутствии вины в административном правонарушении судом отклоняется в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. в пункте 16.1 Постановления №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Судом установлено, что ООО «СибСтальСтрой» осуществляло добычу ПГС без лицензии на право осуществления такого вида деятельности.

Суд полагает установленным факт того, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 7.3 Кодекса, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что указывает на вину ООО «СибстатьСтрой» в совершении правонарушения.

Таким образом, Общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения заявителем требований по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, связанных с добычей и вывозом ПГС из русла реки Иркут в районе переулка Набережный, с.Введенщина Шелеховского района Иркутской области, подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела, а именно: договором купли-продажи КП-01/01 от 10.01.2012г., договором аренды транспортного средства №4-ТС-03/2012 от 01.03.2012г., договором субаренды транспортного средства №СА-05 от 03.05.2012г., договором подряда №ДП-14/05-2012 от 03.05.2012г., договором аренды транспортного средства №3А-05 от 03.05.2012г., актом проверки №214-гэ от 05.07.2012г., фототаблицами, протоколом №214/1-гэ об административном правонарушении от 06.07.2012г., а также другими материалами дела.

Суд полагает, что административный орган доказал наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, и правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших административному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в судебном заседании не установлено.

Вместе с тем суд, проверив обоснованность назначенного в соответствии с оспариваемым постановлением административного наказания в виде штрафа в размере 900 000 руб., полагает правильным отметить следующее.

В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор); совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На основании части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Таким образом, перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим и не подлежит расширению.

Службой суду доказательств наличия отягчающих обстоятельств, учитываемых при применении наказания по рассматриваемой норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представлено.

Как указывалось выше, санкцией части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Материалами дела не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не было их установлено и при вынесении оспариваемого постановления.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, а также то, что административное правонарушение совершено Обществом впервые, суд полагает правильным назначить Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения штрафа в размере 900 000 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать незаконным и изменить постановление Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №214/1-гэ от 12.07.2012г. о назначении административного наказания в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СибСтальСтрой», расположенного по адресу: 664540, <...>, ОГРН <***>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 900 000 руб.

Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «СибСтальСтрой», расположенному по адресу: 664540, <...>, ОГРН <***>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Т.Ю.Мусихина