НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 02.08.2023 № А19-1984/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

09.08.2023 Дело №А19-1984/2023

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.08.2023.

Решение в полном объеме изготовлено 09.08.2023.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гущиной С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнаренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа имени Валерия Владимировича Кузина» (ОГРН <***>, ИНН: <***>, 669200, Иркутская область,: Осинский район, Оса село, Целинная улица, дом 26,)

к Контрольно-счетной палате Осинского муниципального района (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 669200, Иркутская область, Осинский район, Оса село, ФИО2 улица, здание 59)

о признании незаконным представления от 26.12.2023 № 01-11/3,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены,

от ответчика – ФИО3 – председатель, удостоверение,

установил:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа имени Валерия Владимировича Кузина» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Осинского муниципального района о признании незаконным представления от 26.12.2023 № 01-11/3.

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление; заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, ранее ходатайствал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании 19.07.2023 в порядке ст. 163АПК РФ объявлялся перерыв до 26.07.2023 и 02.08.2023.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 2.6. Плана работы Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района на 2022 год, должностными лицами Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района: Председателем ФИО3, ведущим инспектором ФИО4 проведено контрольное мероприятие «Проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, в части использования средств бюджета Осинского муниципального района и иных средств, направленных на обеспечение деятельности МБУ ДО «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа имени В.В. Кузина» за 2020-2021 годы» (далее – контрольное мероприятие, проверка). Срок проведения контрольного мероприятия: с 15 августа по 5 декабря 2022 года, объект контрольного мероприятия был заблаговременно уведомлен о проведении контрольного мероприятия.

По результатам проведения контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, в части использования средств бюджета Осинского муниципального района и иных средств, направленных на обеспечение деятельности МБУ ДО «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа имени В.В. Кузина» за 2020-2021 годы» был составлен Акт № 01-09/5 от 23.11.2022г.,(далее Акт по результатам контрольного мероприятия), вручен 23.11.2022г.

Осинской ДЮСШ 01.12.2022г. вх. № 01-13/163 были направлены возражения к Акту по результатам контрольного мероприятия.

В соответствии с пунктом 6.6.3. стандарта СВМФК-1/2021 представленные возражения были рассмотрены, признаны частично обоснованными. Заключение от 5 декабря 2022г. исх. № 01-14/175 на возражения МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ им. В.В. Кузина» к Акту №01-09/5 от 23 ноября 2022г. по результатам контрольного мероприятия направлено заявителю (вх. № 101 от 05.12.2022г.).

По результатам контрольного мероприятия в МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ им В.В. Кузина» (далее – Учреждение) установлено следующее:

1.В нарушение п.7.6. Устава МБУ ДО «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа имени В.В. Кузина», установленные муниципальные задания не выполнялись за 2020, 2021 год.

2.В нарушение ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" учетная политика на 2020 год не сформирована, что привело к нарушению руководителем экономического субъекта требований по формированию учетной политики.

3.На балансе Учреждения на 31.12.2020 г. числился только один земельный участок, расположенный по адресу <...> с кадастровой стоимостью 11 790 012,00 рублей, соответственно строка 070 «Непроизведенные активы» занижена на 48 439 306,16 рублей. Неотражение стоимости земельных участков, переданных в пользование, привело к грубому нарушению требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении показателей бухгалтерской отчетности более чем на 10 процентов (отражено 11 790 000,00 должно быть 60 229 318,16, искажение в 5,1 раза).

4.В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п.1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, Учетной политикой Учреждения на 2021 год, инвентаризация активов и обязательств должна проводиться ежегодно перед составлением годовой отчетности. В нарушение данных требований, инвентаризация перед составлением годовой отчетности за 2020 год не проводилась. Результаты инвентаризации за 2021 г. представлены в инвентаризационной описи №00ГУ-00001 от 31.12.2021 г. В описи содержатся данные только о данных бухгалтерского учета, данные о фактическом наличии отсутствуют, поэтому результаты инвентаризации неопределенны.

5.Положение об оплате труда работников и руководителя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа имени Валерия Владимировича Кузина» (далее Положение об оплате труда), утверждено руководителем Учреждения 30 декабря 2019г. В нарушение ч. 1 ст. 145 ТК РФ и п. 4 ст. 86 БК РФ условия оплаты труда руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера утверждены директором Учреждения.

6.Всего за 2020, 2021 г. были начислены и выплачены выплаты стимулирующего характера ФИО5 в размере 395401(триста девяносто пять тысяч четыреста один) рубль 35 копеек, в отсутствие правовых оснований, что является нецелевым расходование бюджетных средств(п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

7.В отсутствии правовых оснований начислена и выплачена заработная плата сторожам учреждения в размере 62861,81 рублей (шестьдесят две тысячи восемьсот шестьдесят один) рубль 81 копейка является нецелевым использованием бюджетных средств(п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

8. не признаны расходы произведенные МБУК «Межпоселенческий дом культуры» на сумму 24000 рублей (авансовый отчет от 26.09.2020 б/н), как расходы не имеющие отношения к хозяйственной деятельности МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ им В.В. Кузина, что является нецелевым использованием бюджетных средств(п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

9. Согласно баланса на 01.01.2021г. дебиторская задолженность по выплатам(строка 260) отсутствует, фактически дебиторская задолженность на 01.01.2021 г. составляет 44000 рублей(сорок четыре тысячи) рублей. Неотражение фактических данных дебиторской задолженности привело к грубому нарушению требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении показателей бухгалтерской отчетности более чем на 10 процентов (отражено 0 должно быть 44000 искажение на 100%).

10. Платежными поручениями №719636 от 19.06.2020 г.№ 621862 от 11.06.2020 г. директору учреждения ФИО5 перечислен подотчет в размере 200 000,00 на оплату услуг по монтажу спортивной площадки. Между Учреждением и гражданином РФ ФИО6 заключен договор б/н от 29.05.2020 г. на оказание услуг по монтажу спортивного оборудования и покрытия спортивной площадки, стоимость работ по договору составляет 200000,00 рублей., расчеты по договору производятся путем передачи наличных денежных средств Исполнителю (п.3.1. договора). Согласно акта сдачи-приемки работ от 15.06.2020 г. работы выполнены. Согласно расписке ФИО6 он получил от ФИО5 200000,00 рублей 15.06.2020 г. Согласно Указанию Банка России от 9 декабря 2019 г. N 5348-У "О правилах наличных расчетов", наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между юридическим лицом и физическим лицом, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Оплата наличными в размере 200000,00 рублей по одному договору привела к нарушению порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов.

11. В нарушении пункта 46 Главы IV Требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", утвержденного Приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. N 186н Планы ФХД утверждены после начала очередного финансового года (далее - Требования к составлению и утверждению плана ФХД).

В нарушение п. 3 Порядка составления и утверждения плана ФХД, План ФХД на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов от 02.03.2021 г. составлен только на 2021 г.(не заполнены плановые показатели на 2022 и 2023 гг.) при том что бюджет Осинского муниципального района утверждается на финансовый год и плановый период.

12.В нарушении ч. 7 ст. 16 Закона о контрактной системе план-график закупок размещен до утверждения плана ФХД учреждения.

13. В единой информационной системе план-график учреждения размещен 30.01.2020г. на сумму 2653700, рублей, 13.05.2020г. в план-график внесены изменения, общий объем закупок составил 2158660,0 рублей не соответствует объему средств, предусмотренных в Плане ФХД на 2020г.(3163660,0 рублей) что является нарушением пункта 2 части 8 статьи 16 Закона о контрактной системе, согласно которой планы-графики подлежат изменению при необходимости приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий.

14. В ходе проверки установлено, что контрактная служба у МБУ ДО «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа им. В.В. Кузина» отсутствует, учреждением нарушен порядок формирования контрактной службы, назначения контрактного управляющего (их отсутствие), что является нарушением ч. 2 ст. 38 Закона о контрактной системе.

15. В нарушении части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе и п. 4.2. договора МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ» не подписан Акт о выполненных работах по форме КС-2 и справка стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

Аналогичные нарушения имеются при исполнении договоров на оказание услуг по монтажу оборудования №№ 2020/06, № 2020/05 от 26 декабря 2020г. заключенных ООО «СЕРВИС РЕГИОН85», договора № 2020/202 на оказание услуг по монтажу оборудования от 26 декабря 2020г. заключенного с ООО «ГЭСЭР-сервис».

В 2021 году указанные нарушения также допущены при исполнении договора 2021/182 на оказание услуг по монтажу оборудования от 14 декабря 2021г. заключенные с ООО «ГЭСЭР-сервис».

С учетом вышеизложенного и на основании статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа им. В.В. Кузина»:

1.Проанализировать результаты контрольного мероприятия, принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, способствовавших им причин и условий с целью исключения подобных фактов впредь;

2.Утвердить план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по устранению причин и условий их возникновения.

3.Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущении нарушений законодательства РФ;

4.Возвратить в бюджет Осинского муниципального района денежные средства, использованные по нецелевому назначению в размере 502 263,16 (пятьсот две тысячи двести шестьдесят три) рубля 16 копеек.

5.В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» уведомить Контрольно-счетную палату Осинского муниципального района о принятых решениях и мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий, подтверждающих документов в течение 30 дней со дня получения настоящего представления.

Не согласившись с вынесенным представлением, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В ходатайстве об уточнении требований от 28.03.2023 заявитель уточнил требования и просил признать недействительным представление Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района от 26.12.2022 №01-11/3 только в части следующих эпизодов:

a. неисполнения муниципального задания в 2020 году и в 2021 году (п.1 мотивировочной части представления);

b. нарушения правил бухгалтерского учета (п.2-4 мотивировочной части представления);

c. утверждения условий оплаты труда руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера (п.5 мотивировочной части представления);

d. выплаты стимулирующих доплат ФИО5 (п.6 мотивировочной части представления).

При этом заявитель не оспаривает представление в части эпизодов, указанных в пунктах 7-15 мотивировочной части представления.

Впоследствии в ходатайстве от 17.05.2023 заявитель уточнил свои требования, просил арбитражный суд не рассматривать оспариваемое представление ответчика в части недостижения показателей муниципального задания в 2021 году.

Судом указанные уточнения приняты.

Изучив позиции сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из заявления и уточнений к нему, заявителем по существу оспаривается представление в части пунктов 1-6 мотивировочной части представления, при этом пункт 1 представления оспаривается в части недостижения показателей муниципального задания только в 2020 году.

В заявлении и дополнениях, учреждение ссылается на следующие доводы.

Так, заявитель не соглашается с выводами ответчика о незаконности начисления и выплаты стимулирующих надбавок тренеру - преподавателю ФИО5 (пункты 5-6 мотивировочной части представления).

Как указывает учреждение, ФИО5 является тренером - преподавателем по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ) в МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ имени В.В. Кузина», а не по совмещению, как неверно указано в дополнительном соглашении от 09.01.2019 г. (ст. 60.2 ТК РФ), поскольку совмещение предполагает осуществление работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ) у одного работодателя. Должность тренера относится к компетенции другого работодателя - МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ имени В.В. Кузина», где фактически с 2007 года ФИО5 работает тренером - преподавателем. Имеется срочный трудовой договор от 01.09.2019 года заключенный между МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ имени В.В. Кузина» и ФИО5, согласно которому трудовая функция работника ФИО5 выполняется на основании совместительства (п. 1.6. договора) с выплатой стимулирующих согласно положения о системе оплаты труда (п.4.3 договора).

В такой ситуации отсутствие условий о выплате стимулирующего характера в дополнительном соглашении не является препятствием для начисления и выплат стимулирующего характера совместителю по должности тренера - преподавателя. Отмечает, что ФИО5 выполнял работу тренера-преподавателя во время, свободное от основной работы в должности директора, что подтверждает представленными доказательствами (табелями учета рабочего времени за 2020 год и за 2021 год, справками Районного управления образования о совокупном количестве часов, отработанных ФИО5 в течение учебного года в должности тренера-преподавателя, заявлением ФИО5 от 30.08.2019 на имя начальника РУО с просьбой согласовать выполнение работы тренером-преподавателем на условиях совместительства). Полагает, что ответчик неверно квалифицировал трудовые отношения между заявителем и ФИО5 с 09.01.2019 по 01.09.2019 как совмещение, хотя бы они и названы таковыми в дополнительном соглашении от 09.01.2019 к основному трудовому договору.; по мнению истца, имело место совместительство, что подтверждается доказательствами (штатным расписанием на 2019, 2020 и на 2021 год, утвержденным РУО, в котором для ФИО5 указана отдельная должность директора (1,0 ставка) и отдельная должность тренера-преподавателя (0,5 ставки), содержанием самого дополнительного соглашения от 09.01.2019 в части указания на 0,5 ставки, табелями учета рабочего времени за 2019 год, в которых указано, что ФИО5 выполнял работу в должности тренера-преподавателя дополнительно к рабочему времени в должности директора.

Заявитель подтверждает, что имело место ненадлежащее оформление трудовых отношений с ФИО5 как тренером-преподавателем. В настоящее время это нарушение устранено, заключен трудовой договор от 05.05.2023 с ФИО5 на выполнение работы тренером-преподавателем по совместительству с указанием на то, что ФИО5 фактически приступил к этой работе с 01.09.2019.

Относительно несогласия с выводами пункта 1 мотивировочной части предписания учреждение указывает, что деятельность заявителя в 2020 году приостанавливалась в силу прямого указания на это в п.п.1 и 6 п.1 Перечня организаций и ИП, деятельность которых приостановлена (ограничена) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVD-19), установленного указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020 №59-уг (в редакциях на 2020 год).

Иных доводов, в том числе относительно пунктов 2-4 мотивировочной части предписания, которые также оспаривается заявителем, письменные позиции учреждения не содержат.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно статье 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относятся контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочие по контролю за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как следует из части 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ, контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 268.1 БК РФ при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";

направляются объектам контроля представления, предписания;

направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии со статьёй 266.1 БК РФ государственные (муниципальные) учреждения являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии со статьёй 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.

В силу пункта 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Результаты проверки оформляются актом.

При осуществления контрольных мероприятий контрольно-счетным органом проверяются соблюдение и правильность применения следующих нормативных актов, в том числе Бюджетного, Трудового и Гражданского кодексов, Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению", Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н) и т.д.

Решением Думы Осинского муниципального района от 26.02.2020г. № 35 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате Осинского муниципального района(далее – Положение о КСП). Согласно статьи 1 настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Осинского муниципального района и муниципальными нормативными правовыми актами Осинского муниципального района определяет порядок организации, деятельности и полномочия Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона №6-ФЗ контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Положения о КСП Контрольно-счетная палата при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Иркутской области, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего муниципального финансового контроля.

В соответствии с частью 2 главы 14 Регламента Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района, утвержденного Распоряжением Председателя КСП Осинского муниципального района порядок подготовки, сроки проведения и оформления результатов контрольных мероприятий устанавливается стандартами КСП Осинского муниципального района. Стандарт Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района СВМФК-1/2021 «Проведение контрольных мероприятий», утвержден распоряжением председателя КСП района от 23.07.2021 № 47(далее – стандарт СВМФК-1/2021).

Исходя из изложенного, КСП Осинского муниципального района действовала в соответствии с законными полномочиями, при наличии оснований для проверки в соответствии с пунктом 2.6. Плана работы Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района на 2022 год.

Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов; 6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

В главе 30 БК РФ определены следующие виды бюджетных нарушений: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; нарушение условий предоставления бюджетного кредита.

Как установлено судом, контрольно-счетной палатой было проведено контрольное мероприятие «Проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, в части использования средств бюджета Осинского муниципального района и иных средств, направленных на обеспечение деятельности МБУ ДО «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа имени В.В. Кузина» за 2020-2021 годы». Срок проведения контрольного мероприятия: с 15 августа по 5 декабря 2022 года, объект контрольного мероприятия был заблаговременно уведомлен о проведении контрольного мероприятия.

Исходя из заявления и уточнений к нему, заявителем по существу оспаривается представление в части пунктов 1-6 мотивировочной части представления, при этом пункт 1 представления оспаривается в части недостижения показателей муниципального задания только в 2020 году.

Относительно пунктов 1 мотивировочной части представления в части недостижения показателей муниципального задания только в 2020 году судом установлено, что муниципальным заданием на 2020 год установлен объем муниципальной услуги (в натуральных показателях) в размере количества детей посещающих МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ им В.В. Кузина» в количестве 835 человек, лимит допустимого отклонения муниципальным заданием не установлен. Согласно отчету о выполнении муниципального задания за 2020 год, количество детей посещающих Учреждение составило 835 человек (100%). При анализе приказов о зачислении, переводе и отчислении детей, выявлены расхождения с отчетом о выполнении муниципального задания среднемесячная численность учеников в 2020 году составляла 818 учеников при 835, установленных заданием, что составляет 98 % от установленного муниципальным заданием показателя. Согласно п.6 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ). На основании изложенного конктрольно-счетная палаа пришла к выводу, что в нарушение п.7.6. Устава МБУ ДО «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа имени В.В. Кузина», установленное муниципальное задание не выполнила за 2020 год.

Заявитель, возражая против таких выводов, сослался на факт приостановления деятельности в силу прямого указания на пп.1 и. 6 п. 1 Перечня организации и ИП, деятельность которых приостановлена (ограничена) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19), установленного указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020 №59-уг (в редакции на 2020 год) .

Между тем, согласно подпунктам 1 и 6 пункта 1 Перечня организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена (ограничена) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на которые ссылается заявитель, на территории Иркутской области приостанавливается деятельность организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющих предоставление услуг бассейнов, фитнес-центров (фитнес-залов) и других объектов физической культуры и спорта, в том числе секций (кружков) (код ОКВЭД 2: 93) (подпункт 1 пункта 1) и творческая деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность музеев, деятельность зоопарков, деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (код ОКВЭД 2: 90, 91.02, 91.04.1, 93), которая не приостановлена в соответствии с пунктом 1 настоящего Перечня (подпункт 6 пункта 1).

В соответствии с пункта 49 выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.05.2023 №ЮЭ9965-23-70199870 о юридическом лице МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ им. В.В. Кузина» основным видом экономической деятельности учреждения является 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых», других ОКВЭД не предусмотрено.

В такой ситуации суд отклоняет доводы учреждения, как неподтвержденные и не свидетельствующие об объективной невозможности выполнения муниципального задания.

Кроме того, как следует из отзыва ответчика, в ходе контрольного мероприятия документы о приостановлении деятельности Осинской ДЮСШ в проверяемый период отсутствовали. При анализе табелей учета рабочего времени сотрудников установлено, что деятельность учреждения не приостанавливалась, заработная плата сотрудникам начислялась ежемесячно в полном объеме.

Более того, учитывая, что резолютивная часть представления не содержит обязания заявителя совершить какие-либо действия, связанные с недостижением заявителем показателей муниципального задания, судом не усматривается, каким образом в указанной части нарушаются права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по смыслу статьи 200 АПК РФ.

Относительно несогласия заявителя с пунктами 2-4 мотивировочной части представления судом установлено следующее.

При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой установлено, что в нарушение ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" учетная политика на 2020 год не сформирована, что привело к нарушению руководителем экономического субъекта требований по формированию учетной политики.

В соответствии с п.п. 10, 11 Инструкциипо применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157нсистематизация, обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в регистрах бухгалтерского учета.Регистры бухгалтерского учета, составляются по унифицированным формам, установленным в рамках бюджетного законодательства. В нарушение, в 2020 году Учреждением не велись регистры бухгалтерского учета, отсутствуют Журнал операций по счету "Касса", Журнал операций расчетов с подотчетными лицами, журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам, Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям, Журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет, Журнал операций межотчетного периода, Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Главная книга за 2020 год также отсутствует. Согласно статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Отсутствие регистров бухгалтерского учета, главной книги, привело к нарушению требований, предъявляемых к оформлению и ведению регистров бухгалтерского учета.

Бюджетная отчетность за 2020 год и 2021 год составлена не корректно. Данные баланса за 2020 год, на конец периода (на 31.12.2020 г.) не совпадают с данными баланса за 2021 год на начало периода (на 01.01.2021 г.). Например, на 31.12.2020 года актив баланса – 85 392 344,87 , а на 01.01.2021 актив баланса 117 116 028,62 разница составляет 31 723 683,75 рублей. Такая же разница и по пассиву баланса.

Далее, контрольно-счетной палатой установлено, что согласно данным отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Осинского муниципального района (исх.№192 от 25.08.2022 г.) Учреждению передано в пользование 5 земельных участков (сведения о кадастровых номерах, адресах и стоимости участков приведены в представлении). Между тем, на балансе Учреждения на 31.12.2020 г. числился только один земельный участок, расположенный по адресу <...> с кадастровой стоимостью 11 790 012,00 рублей, соответственно строка 070 «Непроизведенные активы» занижена на 48 439 306,16 рублей. Неотражение стоимости земельных участков, переданных в пользование, привело к грубому нарушению требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении показателей бухгалтерской отчетности более чем на 10 процентов (отражено 11 790 000,00 должно быть 60 229 318,16, искажение в 5,1 раза).

Кроме того, контрольно-счетной палатой установлено, что в нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п.1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, Учетной политикой Учреждения на 2021 год, инвентаризация перед составлением годовой отчетности за 2020 год не проводилась. Результаты инвентаризации за 2021 г. представлены в инвентаризационной описи №00ГУ-00001 от 31.12.2021 г. В описи содержатся данные только о данных бухгалтерского учета, данные о фактическом наличии отсутствуют, поэтому результаты инвентаризации неопределенны.

В соответствии Инструкцией 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее - инвентарный номер) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации. При выборочной проверке основных средств, выявлено отсутствие инвентарных порядковых номеров у 77 объектов из 178. При проведении контрольного мероприятия установлено, что нарушен порядок принятия к бухгалтерскому учету объектов основных средств, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденногоПриказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. №257н. Так например, при принятии к учету группы однотипных основных средств (например ботинки лыжные) к учету вместо 8шт. по первоначальной стоимости 3000,00 рублей, к учету принято 1шт. по первоначальной стоимостью 24000,00 рублей. Подобным образом, принят к учету спортивный инвентарь, например: «Винтовка пневматическая» 1 шт. по 70000,00 рублей (фактически винтовок 10 шт. по 7000,0 рублей), «Лук бурятский» 1 шт. по 100000,00 рублей (фактически 5 шт. по 20000,00 рублей), «Лыжи «Fiscker» дерево, пластик» 1 шт. по 56000,00 рублей (фактически 8 шт. по 7000,00 рублей). Расхождений между данными бухгалтерского учета и фактическом наличием основных средств при инвентаризации в 2021 году выявлено не было, что свидетельствует о формальном проведении инвентаризация имущества.

В такой ситуации контрольный орган пришел к выводу, что имеет место нарушение требований, предъявляемых к проведению и документальному оформлению результатов инвентаризации активов и обязательств.

Проверив указанные выводы контрольного органа, суд полагает их обоснованными. Судом также отдельно отмечается, что заявителем не приведено каких-либо конкретных доводов относительно несогласия с выявленными нарушениями.

Ссылка заявителя, что названные нарушения хоть и имели место быть, однако не являются бюджетными нарушения, судом отклоняются. В силу части 3 статьи 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетная палата в своей деятельности руководствуется нормами БК РФ, законодательством о бухгалтерском учете и международными стандартами в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности. В силу статьи 267.1 БК РФ счетная палата уполномочена на совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Между тем, такие действия должны быть связаны с непосредственным предметом контрольных мероприятий и направлены на достижение их целей (выявление нарушений норм бюджетного законодательства). Объектом финансового контроля являются финансовые взаимоотношения, связанные с правильностью финансового и бюджетного учета. К таким отношениям применяются правила бюджетного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете. Нарушения, указанные в пунктах 2-4 мотивирочной части представления привели к искажению бюджетной отчетности за 2020 год и 2021 год.

Относительно несогласия заявителя с пунктами 5-6 мотивировочной части представления судом установлено следующее.

При проведении контрольного мероприятия по проверке использования средств бюджета на выплату заработной платы было установлено, что согласно п.7.2. Устава Учреждения, Учредитель устанавливает систему оплаты труда в Учреждении, размеры заработной платы работников (включая размеры должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера) в соответствии с трудовым законодательством и в пределах имеющихся средств на оплату труда.

Положение об оплате труда работников и руководителя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «ФИО1 детско-юношеская спортивная школа имени Валерия Владимировича Кузина» (далее Положение об оплате труда), утверждено руководителем Учреждения 30 декабря 2019г.

В соответствии с п. 4 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ.

Согласно ч. 1 ст.145 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В нарушение ч. 1 ст. 145 ТК РФ и п. 4 ст. 86 БК РФ условия оплаты труда руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера утверждены руководителем Учреждения.

Ссылка учреждения на то, что Администрация Осинского муниципального района приняла и утвердила примерное положение о оплате труда работников руководителей, в то время как а в самом учреждении утверждено свое положение об оплате труда во исполнении указанного постановления Администрации, судом отклоняется. В соответствии с пунктом 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, в том числе соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Согласно пункта 4 статьи 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Принятие администрацией Осинского муниципального района Примерного положения по оплате труда работников и руководителей образовательных учреждений (постановление администрации Осинского муниципального района от 22.05.2018г. № 267) и указание в пункте 4 постановления о приведении в Положений по оплате труда в соответствии с примерным положением свои положения об оплате труда не дает право Осинской ДЮСШ, являющейся муниципальным учреждением, утверждать условия оплаты труда руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера Учреждения.

Следовательно, учреждение не наделено полномочиями по утверждению условий оплаты труда руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера Учреждения.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что за 2020, 2021 г. были начислены и выплачены выплаты стимулирующего характера ФИО5 в размере 395401 рубль 35 копеек, в отсутствие правовых оснований, что контрольно-счетной палатой квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Директором учреждения является ФИО5. Между ФИО5 и Администрацией МО «Осинский район», в лице начальника управления образования, заключен трудовой договор б/н от 01.01.2007 года. Дополнительным соглашением от 09.10.2018 г. к трудовому договору от 01.01.2007 г. между Осинским муниципальным управлением образования (осуществляет функции и полномочия Учредителя) в трудовой договор внесены изменения:

1. Установлен должностной оклад в размере -25203,20 рублей в месяц;

2. Районный коэффициент -30% -9794,88 рублей, северный коэффициент -30% -9794,88 рублей;

3. Установлены выплаты компенсационного характера: за работу в сельской местности – 6300,80 рублей; дополнительный повышающий коэффициент за наличие звания 10% -1145,60 рублей.

4. Установлены выплаты стимулирующего характера, которые производятся на основании эффективности деятельности руководителя учреждения в соответствии с Приложением 7 Примерного положения об оплате труда работников и руководителей образовательных учреждений Осинского муниципального района, утвержденного постановлением мэра Осинского муниципального района от 22.05.2018 г.№ 267. Стимулирующие выплаты устанавливаются 2 раза в год, приказом начальника Осинского МУО.

Согласно Положению по оплате труда от 30 декабря 2019г., действующему в проверяемом периоде, выплаты стимулирующего характера руководителям устанавливаются комиссией по определению размера стимулирования руководителей, состав комиссии утверждается приказом Осинского муниципального управления образования. Заседания комиссии, по вопросам установления выплаты стимулирующего характера, проводятся 2 раз в год, не позднее 10 июля и 20 декабря текущего года. На основании решения комиссии издается приказ Осинского муниципального управления образования об установлении выплат стимулирующего характера. За проверяемый период было выплачено стимулирующих выплат 162213,10 рублей, в том числе:

- Приказ Осинского муниципального управления образования от 17.06.2020 г. №81/19 о стимулирующих выплатах – 44109,33 рублей;

- Приказ Осинского муниципального управления образования от 23.12.2020 г. №117/18 о стимулирующих выплатах – 32406,86 рублей;

- Приказ Осинского муниципального управления образования от 29.06.2021 г. №107/17 о стимулирующих выплатах – 46809,90 рублей;

- Приказ Осинского муниципального управления образования от 01.10.2021 г. №147/4 о выплате единовременной премии – 15000,00 рублей;

- Приказ Осинского муниципального управления образования от 22.12.2021 г. №194/17 о стимулирующих выплатах – 23887,01 рублей.

Стимулирующие выплаты в размере 162213,10 рублей директору Учреждения произведены в соответствии с трудовым договором, Положением по оплате труда, разногласий не установлено.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системы оплаты труда.

09.01.2019 г. между Осинским муниципальным управлением образования (осуществляет функции и полномочия Учредителя) и ФИО5 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору б/н от 01.01.2007 г. о том, что на основании ст. 60.2, ст. 151 Трудового кодекса РФ в течении установленной продолжительности рабочего дня, поручается выполнение дополнительной работы по должности тренера- преподавателя, с нагрузкой 0,5 ставки. За выполняемую работу Работник получает дополнительную оплату в размере:

1. Должностной оклад- 3588,00 рублей в месяц;

2. Районный коэффициент -30% -2084,94 рублей, северный коэффициент -30% -2084,94 рублей;

3. За интенсивность 30%-1076,40 рублей

4. Выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности – 897 рублей; дополнительный повышающий коэффициент за наличие звания 10% -312,00 рублей, за квалификационную категорию 30%- 1076,40 рублей.

Размер доплаты за совмещение установлен в виде фиксированной суммы в размере 11119,68 рублей в месяц(3588+1076,4+897+312+1076,4+2084,94+2084,94).

Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

Согласно ст. 151 трудового кодекса РФ, при совмещении профессий (должностей), без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Доплата за совмещение профессий (должностей) отнесена к выплатам компенсационного характера (глава 3 Положения об оплате труда). Согласно п. 5 Главы 6 Положения по оплате труда, выплаты компенсационного характера руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру учреждения устанавливаются в соответствии с главой 3 Положения об оплате труда.

Согласно п. 6 главы 3 Положения об оплате труда, размер доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы, а также установленной квалификационной категории.

Законодательством не предусмотрено обязанности выплачивать стимулирующие выплаты по совмещаемой должности, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Дополнительным соглашением на совмещение от 09.01.2019 г. к трудовому договору б/н от 01.01.2007 г. выплаты стимулирующего характера за выполнение дополнительной работы не предусмотрены.

Согласно трудовому договору между Администрацией Осинского муниципального района и ФИО5 стимулирующие выплаты устанавливаются 2 раза в год, приказом начальника Осинского МУО, что также установлено в Положении об оплате труда п.п. 6,7 главы 6: «Размеры выплат стимулирующего характера и премиальных выплат руководителю учреждения устанавливаются приказом начальника Осинского МУО. Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения производятся в виде премиальных выплат по итогам работы на основании показателей эффективности деятельности руководителя учреждения. Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителя и главному бухгалтеру учреждения производятся в виде премиальных выплат по итогам работы за полугодие».

В нарушение статей 135, 151 ТК РФ, трудового договора на оснований решений комиссии по согласованию выплат стимулирующих характера МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ им. В.В. Кузина» (председатель ФИО5) директору учреждения начислялись и выплачивались выплаты стимулирующего характера за совмещение в размере за 2020 год 138 535,12 рублей, за 2021 год 256 866,23 рублей.

Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Всего за 2020, 2021 г. были начислены и выплачены выплаты стимулирующего характера ФИО5 в размере 395401 рубль 35 копеек, в отсутствие правовых оснований, что является нецелевым расходование бюджетных средств(п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Заявитель, возражая против указанных нарушений, посчитал, что ответчик ошибочно пришел к выводу, что руководитель ДЮСШ ФИО5 выполняет свою дополнительную работу тренера-преподавателя на условиях совмещения (ст.60.2 ТК РФ), тем самым не имеет права на стимулирующие выплаты по этой должности. ФИО5 выполняет работу тренера-преподавателя на условиях совместительства, так как объ?м его годовой педагогической нагрузки в 2020 году и в 2021 году по должности «тренер-преподаватель» составил более 300 часов в год. При такой нагрузке совмещение недопустимо, а может быть только совместительство (ст.282 ТК РФ, п.п. «в» п.2 постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 №41). А при совместительстве по существу выполняется отдельная работа, поэтому выплаты стимулирующих доплат ФИО5 как тренеру-преподавателю обязательны. В этом эпизоде имеет место отсутствие отдельного договора с ФИО5 на совместительство, что является не бюджетным, а трудовым нарушением.

Согласно положениям частей первой и второй статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату; поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) осуществляется путем совмещения профессий (должностей).

В соответствии с частями третьей и четвертой этой статьи срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника; работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

По своей правовой природе совмещение профессий (должностей) представляет собой выполнение работником с его согласия в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду со своей основной работой по профессии (должности), предусмотренной трудовым договором, с соответствующей оплатой, отвечающей требованиям трудового законодательства, дополнительной работы по другой профессии (должности). Как следует из буквального смысла указанных положений Трудового кодекса Российской Федерации, такая дополнительная работа в порядке совмещения профессий (должностей) оплачивается отдельно - за ее выполнение предусмотрена доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 151 названного Кодекса).

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в проверяемый период директор МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ им. В.В. Кузина» совмещал должность-тренера преподавателя МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ» 09.01.2019 г. между Осинским муниципальным управлением образования (осуществляет функции и полномочия Учредителя) и ФИО5 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору б/н от 01.01.2007 г. о том, что на основании ст. 60.2, ст. 151 Трудового кодекса РФ в течении установленной продолжительности рабочего дня, поручается выполнение дополнительной работы по должности тренера- преподавателя, с нагрузкой 0,5 ставки. Данное соглашение к трудовому договору сторонами не расторгнуто.

Представленный к возражениям срочный трудовой договор от 01 сентября 2019г. б/н. заключенный между МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ им. В.В. Кузина» в лице директора ФИО5, именуемого в дальнейшем «Работодатель» с одной стороны, ФИО5, именуемый в дальнейшем «тренер-преподаватель» с другой стороны, со сроком действия с 01 сентября 2019г. по 30 июня 2020г. в при проведении выездной проверки МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ» не предоставлялся. В запросе от 9 августа 2022г. № 01-14/98 было указано требование о предоставлении копий документов, в том числе трудовых договоров с работниками Осинской ДЮСШ и дополнительных соглашений к ним, срочный трудовой договор 01 сентября 2019г. б/н представлен не был.

Определением от 21.06.2023 суд предлагал учреждению представить пояснения в части причин непредставления в рамках контрольного мероприятия трудового договора от 01.09.2019. В представленных пояснениях заявитель указал, что юридическое оформление фактического совместительства между учреждением и ФИО5 произошло позже проведения контрольного мероприятия, а именно 05.05.2023.

Суд учитывает, что в пункте 11 трудового договора б/н от 01.01.2007г. заключенный с ФИО5 с Администрацией МО «Осинский район» указано об установлении работнику ненормированного рабочего дня с нормальной продолжительностью рабочего времени – 40 часов.

Согласно подпункта 12.2. трудового договора за ненормированный рабочий день ФИО5 предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск.

В соответствии с пунктом 14.1. трудового договора работнику (ФИО5) разрешена преподавательская деятельность в том же образовательном учреждении в объеме до 12 часов в неделю в пределах основного рабочего времени.

Учитывая вышеизложенное, доводы директора ДЮСШ ФИО5 об осуществлении преподавательской деятельности на условиях внутреннего совместительства являются не обоснованными, т.к. согласно статьи 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

В такой ситуации суд отклоняет доводы заявителя и соглашается с позицией ответчика, что преподавательская деятельность ФИО5 осуществлялась на условиях совмещения, в порядке установленном трудовым договором и статьями 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации.

Законодательством не предусмотрено обязанности выплачивать стимулирующие выплаты по совмещаемой должности, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Дополнительным соглашением на совмещение от 09.01.2019 г. к трудовому договору б/н от 01.01.2007 г. выплаты стимулирующего характера за выполнение дополнительной работы не предусмотрены.

По мнению суда, учитывая характер бюджетных правоотношений, оформление трудовых отношений уже после установленного факта нарушения требований БК РФ не может свидетельствовать о правомерности использования бюджетных средств. Контрольно-счетная палата правомерно пришла к выводу, что в нарушение статей 135, 151 ТК РФ, трудового договора на оснований решений комиссии по согласованию выплат стимулирующих характера МБУ ДО «ФИО1 ДЮСШ им. В.В. Кузина» (председатель ФИО5) директору учреждения начислялись и выплачивались выплаты стимулирующего характера за совмещение в размере за 2020 год 138 535,12 рублей, за 2021 год 256 866,23 рублей, что является нецелевым расходованием бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Требования Российской Федерации по обязательствам, возникшим в связи с предоставлением денежных средств, имеют особый характер правоотношений, предметом которых являются публичные финансы, выделяемые для поддержки отраслей экономики и субъектов экономической деятельности, реализации основных направлений социально-экономической политики, с целью удовлетворения государством, выполняющим свою регулятивную функцию, публично значимого интереса. Заявитель, являясь в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств, обязан соблюдать требования бюджетного законодательства, использовать бюджетные средства по целевому назначению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено. Суд полагает выводы, изложенные в представлении в оспариваемой части, соответствующими закону и не нарушающими права и законные интересы заявителя. Доводы учреждения судом проверены и отклонены по изложенным выше мотивам.

Иные доводы заявителя проверены судом, однако опровергаются материалами дела, и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление, вынесенное в отношении заявителя, не нарушает прав и законных интересов заявителя и у суда отсутствуют основания для признания его недействительным.

На основании всего вышеизложенного, и при указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ликвидатором требований о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района.

Принятые определением суда от 03.02.2023 обеспечительные меры действуют до вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья С.И. Гущина