АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-6785/07-53
«04» июля 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 02.07.2007. Полный текст решения изготовлен 04.07.2007.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Рукавишниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Федерального государственного унитарного предприятия «Ангарский электролизный химический комбинат»
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Управлению департамента социальной защиты населения Иркутской области по г.Ангарску и Ангарскому району
Третьи лица: Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области
Департамент социальной защиты населения Иркутской области
о взыскании 1 140 руб.
при участии в заседании:
от истца: Любочкин А.Н. – представитель по доверенности от 26.12.2006 №215, паспорт 25 01 758222;
от ответчика (Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации): Григорчук Н.В. – представитель по доверенности от 09.01.2007 №13-17/5, удостоверение 38 №0133;
от ответчика (Управления департамента социальной защиты населения Иркутской области по г.Ангарску и Ангарскому району): не присутствовал;
от третьего лица (Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области): Курбанов А.В. – представитель по доверенности от 09.01.2007 №08-35/1063; удостоверение №70;
от третьего лица (Департамента социальной защиты населения Иркутской области): не присутствовало;
установил:
Иск заявлен о взыскании 1 140 руб. убытков вследствие предоставления льгот по оплате телефона отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» за период с ноября по декабрь 2005 года.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования, заявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; от исковых требований, заявленных к Управлению департамента социальной защиты населения Иркутской области по г.Ангарску и Ангарскому району, отказался.
Рассмотрев заявление истца об отказе от иска, заявленного к Управлению департамента социальной защиты населения Иркутской области по г.Ангарску и Ангарскому району, суд приходит к выводу о том, что заявленный истцом отказ от иска к данному ответчику не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем, на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, может быть принят судом.
Производство по делу в части заявленных требований к Управлению департамента социальной защиты населения Иркутской области по г.Ангарску и Ангарскому району подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик (Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации) исковые требования оспорил по существу; в письменном отзыве на иск и в судебном заседании указал, что возмещение расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; ответчиком по делу должно выступать публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот; кроме того, ответчик полагает, что основания для применения к Российской Федерации гражданско-правовой ответственности в форме возмещения вреда отсутствуют.
Ответчик (Управление департамента социальной защиты населения Иркутской области по г.Ангарску и Ангарскому району), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на иск указал, что свои обязательства по договору №79 от 21.04.2005, заключенному с истцом, выполнило надлежаще.
Третье лицо (Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области) письменные пояснения по иску не представило.
Третье лицо (Департамент социальной защиты населения Иркутской области), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило; в письменных пояснениях по иску указало, выделенные из федерального бюджета средства на реализацию Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» зачислялись в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации и перечислялись им через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации; свои обязательства по заключенному между Пенсионным фондом Российской Федерации и Администрацией Иркутской области соглашению Департамент социальной защиты населения Иркутской области исполнил надлежащим образом; в связи с перечислением из федерального бюджета денежных средств на возмещение расходов от предоставления льгот в соответствии с указанным законом в меньшем размере, по Иркутской области образовалась кредиторская задолженность в размере 85 647 руб.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика (Управления департамента социальной защиты населения Иркутской области по г.Ангарску и Ангарскому району) и третьего лица (Департамента социальной защиты населения Иркутской области).
Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Ангарский электролизный химический комбинат» в 2005 году при осуществлении своей деятельности, во исполнение Закона Российской Федерации «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», на основании заключенного с Департаментом социальной защиты населения в Главном управлении социальной защиты населения Иркутской области по г.Ангарску и Ангарскому району договора №79 от 21.04.2005, предоставляло льготы по абонентской плате за телефон лицам, имеющим право на льготное обеспечение.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на абонентскую плату за телефон на основании указанного Закона, не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец обратился с требованием о взыскании убытков в размере 1 140 руб. за период с ноября по декабрь 2005 г.
В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил:
-договор №79 от 21.04.2005 «о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному Закону «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», заключенный с Департаментом социальной защиты населения в Главном управлении социальной защиты населения Иркутской области по г.Ангарску и Ангарскому району договора; дополнительные соглашения к договору;
-расчет взыскиваемой суммы по предоставленным льготам за заявленный период;
-акты сверок объемов оказанных услуг местной телефонной связи, стоимость которых подлежит возмещению;
-отчеты по льготникам за заявленный период;
-списки лиц-льготополучателей с указанием фамилии, имени, отчества, документа, на основании которого была предоставлена льгота, места проживания;
-счета-фактуры;
-договоры на предоставление услуг пользования местной телефонной связью, заключенные между истцом и лицами, имеющими право на льготу в соответствии с вышеуказанным Законом.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы (статья 15 Конституции Российской Федерации).
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 3 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (в редакции, действовавшей в период с 01.01.1997 до 10.05.2006) Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семей освобождаются, в том числе, от абонентной платы за телефон.
Расходы, связанные с реализацией настоящего Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 7 Закона).
Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (статья 11) установлено, что расходы, связанные с реализацией статей 1, 4 - 9 настоящего Закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации. Средства федерального бюджета на указанные в пункте 1 настоящей статьи расходы зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, определенном в данной статье.
Статьей 21 Федерального закона от 28.12.2004 N 184-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год» предусмотрено, что расходы, предусмотренные в бюджете Фонда на 2005 год на осуществление за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной выплаты и реализацию мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, направляются на финансирование мероприятий по реализации статей 1, 4 - 9 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и статей 1 - 6 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Фонд представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах и потребности на следующий месяц в средствах федерального бюджета для реализации мероприятий, перечисленных в части 1 настоящей статьи.
При этом, вышеуказанным Законом действие статьи 11 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и статьи 7 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", приостановлено на 2005 год.
07.04.2005 между Пенсионным фондом Российской Федерации и Администрацией Иркутской области заключено Соглашение №03-82, определяющее порядок взаимодействия сторон соглашения по вопросам реализации статей 1, 4-9 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», статей 106 Федерального закона от 09.01.1997 №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и статьи 21 Федерального закона от 28.12.2004 №184-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год».
Из представленных в материалы дела документов, в том числе Отчета о финансировании расходов, связанных с реализацией указанных Законов, Отчета об исполнении данных Законов, и из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что в 2005 году из федерального бюджета на реализацию Законов было перечислено 1 467 939 руб.; из них 2 850 руб. перечислены Департаменту социальной защиты населения по г.Ангарску и Ангарскому району на финансирование расходов по оплате абонентской платы за телефон. Указанные денежные средства перечислены в полном объеме и использованы по целевому назначению.
Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона от 09.01.1997 №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату абонентской платы за телефон.
Из положений части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся и в статьях 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2005. Согласно части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.01.2005) совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируется обеспечение социальной защиты населения. В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в пункте 18 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 №584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, обязательства по возмещению расходов, понесенных организациями при реализации льгот, установленных Федеральным законом от 09.01.1997 №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации от 15.01.1993 №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», должны быть возложены на Российскую Федерацию.
На основании изложенного истец обоснованно обратился с иском о взыскании задолженности в размере 1 149 руб. с Российской Федерации.
Размер и стоимость оказанных истцом за заявленный период услуг лицам, имеющим право на получение льгот в соответствии с вышеназванными Законами, а также размер невозмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Законами, подтверждены надлежащими доказательствами.
Ответчик, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных услуг, не представил.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Федеральным законом от 09.01.1997 №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
В соответствии с требованиями статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В абзаце 1 пункта 12 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96г. № 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.
Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Состав государственной казны определен пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона от 09.01.1997 №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» истец недополучил возмещение, а именно – плату за оказанные услуги, исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 140 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Министерство финансов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 – 170, п.4 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Ангарский электролизный химический комбинат» 1 140 руб. убытков, 500 руб. расходов истца по уплате государственной пошлины, а всего – 1 640 руб.
В части заявленных требований к Управлению департамента социальной защиты населения Иркутской области по г.Ангарску и Ангарскому району производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.В. Рукавишникова