НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 02.06.2015 № А19-15973/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-15973/2014

03.06.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  02.06.2015   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   03.06.2015   года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркатюк Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГОКОТЛООЧИСТКА" (ОГРН 1063801054140, 3801085604,   665806 Иркутская область, г. Ангарск, микроайон Майск, ул. Театральная, 5)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области (ОГРН 1023800519930, ИНН 3801060504, 665821, г. Ангарск, ул. Коминтерна, 46А)

о признании незаконным решения от 12.08.2014 №974-ВП в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Сергеевская М.П. (представитель по доверенности, паспорт), Шаганская НМ. (представитель по доверенности, паспорт);

 от ответчика: Малкина Е.П. (представитель по доверенности, паспорт),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Энергокотлоочистка» (далее - общество) обратилось с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от 12.08.2014 № 974-П (далее - УПФР) в части привлечения Общества с ограниченной ответственностью «Энергокотлоочистка» к ответственности в виде финансовых санкций в сумме 210 183 руб. 19 коп.

Представители заявителя в судебном заседании уточненные требования поддержали, по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, указав на законность оспариваемого решения.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Энергокотлоочистка» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1063801054140.

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена выездная проверка в отношении ООО «Энергокотлоочистка» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

В ходе выездной проверки Пенсионным фондом установлено, что Обществом было допущено занижение базы для начисления страховых взносов на общую сумму 922 224 руб. 96 коп.. Занижение базы для начисления страховых взносов произошло в результате не отнесения к объекту обложения страховыми взносами: - суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в 2011, 2012 г.г.; - суммы выплат «к юбилейной дате» в марте 2011 года, в июле 2011 года; - сумма «единовременной премии» в феврале 2011г.; - сумма премии «к праздничной дате» в декабре 2012 года; - оплата проезда «до места работ» в 2011-2013 г.г.; - суммы на возмещение медосмотра в августе 2011 г.; - суммы оплаты больничного листа в 2012, 2013г.г., не принятых к зачету фондом социального страхования, что является нарушением статей 7,8,9 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации , Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В результате занижения базы для обложения страховыми взносами представленные индивидуальные сведения на застрахованных лиц являются недостоверными и требуют корректировки за отчетные периоды 2011г., 2012г., 2013г.

По результатам проверки Фондом составлен акт от 09.07.2014 № 0148 007 14 АВ 0000974 и принято решение № 048 007 14 РВ 0000685 от 12.08.2014 о привлечении Общества к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 53 043,23 руб., а также Обществу начислены пени и предложено уплатить недоимку по страховым взносам.

Решением Пенсионного фонда № 974-ВП от 12.08.2014 Общество привлечено к ответственности за предоставление недостоверных сведений на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 212 722 руб. 66 коп.

Не согласившись с принятым Пенсионным фондом решением № 974-ВП от 12.08.2014, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его недействительным в части привлечения общества к ответственности в виде финансовых санкций в сумме 210 183 руб. 19 коп.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле,  ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из содержания части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 04.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования (подпункты 6 и 7 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 04.04.1996 № 27-ФЗ).

Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд при проведении выездной проверки в отношении ООО «Энергокотлоочистка» установлено, что в результате занижения базы для обложения страховыми взносами, представленные индивидуальные сведения на застрахованных лиц являются недостоверными и требуют корректировки за отчетные периоды 2011г., 2012г., 2013г., в том числе в части сумм оплаты проезда «до места работы».

В указанной части (в части сумм оплаты проезда «до места работы») заявителем оспаривается решение УПФ № 974-ВП от 12.08.2014 о привлечении общества к ответственности за представление недостоверных сведений. Также заявитель указал на неверный расчет суммы штрафа, произведенный УПФ от общей суммы начисленных застрахованным лицам страховых взносов, а не с суммы доначисленных страховых взносов по результатам выявленных в ходе проверки недостоверных сведений. В остальной части решение УПФ № 974-ВП от 12.08.2014 заявителем не оспаривается.

Судом установлено, что правомерность не включения обществом сумм оплаты проезда «до места работы» в облагаемую страховыми взносами  базу, являлось предметом рассмотрения по делу № А19-15292/2014 по заявлению ООО«Энергокотлоочистка» о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области № 048 007 14 РВ 0000685 от 12.08.2014 г. в частми

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.11.2014 по делу № А19-15292/2014, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.04.2015, решение Пенсионного фонда № 048 007 14 РВ 0000685 от 12.08.2014 в части доначисления страховых взносов от сумм оплаты проезда «до места работы» в размере 167 393 руб. 41 коп., а также в части уплаты штрафа в размере 40 829 руб. 34 коп. и пени в размере 9 570 руб. 34 коп. признано недействительным.

При рассмотрении указанного дела судом установлено, что доставка работников Общества к месту работы и обратно обусловлена производственной необходимостью, поскольку место расположения Общества находится на значительном удалении от тех мест объектов, на которых работники Общества выполняют свои трудовые обязанности (ТЭЦ-10 и ТЭЦ-5). Данные объекты расположены за пределами города Ангарска.

Доставка работников Общества до места работы осуществляется  с привлечением специализированного транспорта предприятия ЗАО «Иркутскэнерготранс» на основании договоров №124/ОП от 01.01.2009 и №479/ПП от 01.08.2012. Оплата услуг по перевозке работников осуществляется с расчетного счета Общества без указания сведений о том, за какого конкретного работника производится данная оплата. Транспортные услуги оказываются перевозчиком не работникам Общества, а самому Обществу; отсутствует начисленная по каждому конкретному работнику выплата, подлежащая включению в базу для  начисления страховых взносов.

С учетом установленных обстоятельств суд при рассмотрении указанного дела пришел к выводу, что поскольку спорные суммы не являются составной частью заработной платы работников, они не являются объектом обложения страховыми взносами и не могут включаться в базу для их начисления.

В силу  ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу № А19-15992/2014, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.

Таким образом,Общество правомерно не отнесло к объекту обложения страховыми взносами выплаты, связанные с доставкой работников к месту работы и обратно, в связи с чем  Управлением Пенсионного фонда ошибочно сделан вывод о том, что Обществом в результате занижения база для начисления страховых взносов в данной части, были представлены недостоверные сведения индивидуального персонифицированного учета.

Федеральный закон от 04.04.1996 № 27-ФЗ не предусматривает обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись. Следовательно, оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 04.04.1996 № 27-ФЗ, у Пенсионного фонда не имелось.

Кроме того, определяя размер финансовых санкций в сумме 212 722 руб. 66 коп., Пенсионный фонд исчислил 5 процентов от суммы всех страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, которые работодатель обязан был уплатить за застрахованных лиц, в том числе с учетом сумм оплаты проезда «до места работы», что составляет 4 254 453 руб. 11 коп.

Вместе с тем, по смыслу статьи 17 Федерального закона от 04.04.1996 № 27-ФЗ сумму финансовых санкций следует исчислять не от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых доначислены суммы взносов, причитающихся к уплате в Пенсионный фонд. Начисление штрафных санкций на сумму страховых взносов, в отношении которых сведения представлены полные и достоверные, противоречит общему смыслу применения мер ответственности.

Как следует из материалов дела, и представленных сторонами расчетов, сумма страховых взносов, подлежащих уплате обществом по результатам проверки в части нарушений которые не оспариваются, без учета сумм страховых взносов от оплаты проезда «до места работы», составляет 50 789 руб. 31 коп. (922 224, 69  (общая база страховых взносов) –  720 654,29 (база страховых взносов в части проезда «до места работы» с учетом решения арбитражного суда по делу № А19-15292/2014) = 201 570,39). Представленные Обществом и УПФ (отзыв от 22.05.2015) расчеты сторонами согласованы и УПФ не оспаривается.

Следовательно, сумма финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 04.04.1996 № 27-ФЗ, составляет 2 539 руб. 47 коп., которая не оспаривается заявителем.

На основании вышеизложенного, суд считает, что ООО «Энергокотлоочитска» необоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ  за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 210 183 руб. 19 коп.

С  учетом фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о наличии совокупности предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания недействительными в  указанной Обществом части оспариваемого решения.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области № 974-ВП от 12.08.2014 г. в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

При изложенных обстоятельствах требование Общества о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от 12.08.2014 № 974-П в части привлечения Общества с ограниченной ответственностью «Энергокотлоочистка» к ответственности в виде финансовых санкций в сумме 210 183 руб. 19 коп. подлежит удовлетворению.

В силу статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от 12.08.2014 № 974-ВП в части привлечения Общества с ограниченной ответственностью «Энергокотлоочистка» к ответственности в виде финансовых санкций в размере 210 183 руб. 19 коп.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Энергокотлоочистка».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области  в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Энергокотлоочистка»  государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                           Г.В. Ананьина