АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-10218/2023
«08» ноября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 ноября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2023 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марчуком Б.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Гаманок» (ОГРН: 1193850026512, ИНН: 3808269583, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Чехова, д. 17, эт. 1, оф 20)
к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 22 по Иркутской области (ОГРН: 1043801767338, ИНН: 3812080809, адрес: 664039, г. Иркутск,
ул. 4-я Железнодорожная, 44,)
о признании недействительным предостережения от 23.01.2023 № 3812-010,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены;
от ответчика: Беловолов Н.А., представитель по доверенности (предъявлен диплом, паспорт);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Гаманок» (далее – ООО МКК «Гаманок») обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 22 по Иркутской области о признании недействительным предостережения от 23.01.2023 № 3812-010.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в отсутствие представителя не заявлено.
В судебном заседании представитель налогового органа возражал против удовлетворения требований, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Из материалов дела следует, что на основании обращения Кобелевой Г.В. являющейся заемщиком в ООО МКК «Гаманок», налоговым органом проведены мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контроль – кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
ООО МКК «Гаманок» (ИНН 3808269583) зарегистрировано в ЕГРЮЛ 17.09.2019 за основным номером 1193850026512. Согласно сведениях о видах экономической деятельности по ОКВЭД «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)», утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, осуществляемых ООО МКК «Гаманок» содержится информация об основном виде экономической деятельности с кодом 64.92.7 «Деятельность микрофинансовая», а также о дополнительном виде экономической деятельности с кодом 64.92 «Предоставление займов и прочих видов кредита». В месте с тем, в налоговом органе отсутствуют сведения о зарегистрированной у ООО МКК «Гаманок» контрольно – кассовой технике.
Налоговым органом Обществу выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 23.01.2023 № 3812-010, которым последнему предписано не допускать нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 1.2, пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ): зарегистрировать контрольно – кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения Предостережения; применять зарегистрированную контрольно – кассовую технику в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ; сформировать чеки коррекции по каждому расчету, при котором не была применена контрольно – кассовая техника в течение 5 рабочих дней со дня регистрации контрольно – кассовой техники за период с 24.01.2023 по настоящее время; направить уведомление об исполнении предостережения в течение 15 рабочих дней со дня его получения.
Не согласившись с предостережением от 23.01.2023 № 3812-010, ООО МКК «Гаманок» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4,5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ определено, что федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники) осуществляется налоговыми органами.
Предметом контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники являются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Таким образом, МИФНС № 22 по Иркутской области уполномочено на проведение мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники), объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В силу пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В понятии придаваемом статьей 1.1. Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ расчетами является - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», от юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, наличных денежных средств, в том числе для зачисления сумм принятых наличных денежных средств на банковские счета таких лиц, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;
Как ранее установлено судом, основным видом экономической деятельности заявителя является деятельность микрофинансовая. Понятие микрофинансовой деятельности содержится в статье 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ).
Так, под микрофинансовой деятельностью понимается, деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).
Также, в пункте 3 данной статьи определено, что микрозаемом считается, заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ.
Таким образом, предоставление и возврат микрозайма микрофинансовой организации не подпадает под определение расчетов, даваемое Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ и не требует применение контрольно – кассовой техники независимо от целевой либо нецелевой природы предоставления займов.
На момент проведения налоговым органом контрольных мероприятий в отношении ООО МКК «Гаманок» действовал «Базовый стандарт совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке» утвержденный Банком России, Протокол от 19.01.2023 № КФНП-2 (далее – Базовый стандарт)
В пункте 2 Базового стандарта содержатся следующие основные понятия:
получатель финансовой услуги - физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или юридическое лицо, обратившееся в микрофинансовую организацию с намерением получить, получающее или получившее финансовую услугу;
финансовые услуги - услуги по предоставлению микрозаймов получателям финансовых услуг и (или) привлечению денежных средств от физических лиц (в том числе зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя);
официальный сайт микрофинансовой организации - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), доменное имя которого входит в одну из групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону, владельцем которого является эта микрофинансовая организация.
Для целей настоящего Стандарта понятие "онлайн-микрозаем" используется в значении, определенном в нормативном акте Банка России, устанавливающем форму, сроки, порядок составления и представления отчетности микрофинансовых организаций в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N 151-ФЗ.
В силу положений части 1 статьи 809 Гражданского кодекса Российской Федерации Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов за пользование займом их размер определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Аналогичные понятия также содержатся в «Базовом стандарте совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке» утвержденном Банком России, Протокол от 19.01.2023 № КФНП-2.
Таким образом, предоставление микрофинансовой организацией займа является услугой, а проценты, уплачиваемые за предоставление займа, являются платой за данную услугу, в связи с чем прием микрофинансовой организацией от клиента оплаты за оказанную услугу по предоставлению займа денежных средств в виде процентов и иных вознаграждений за представление займа подпадает под понятие расчетов даваемом Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ и требует применения контрольно – кассовой техники.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.12.2022 № Ф09-8816/22 по делу № А47-13807/2021, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.09.2022
№ Ф03-4476/2022 по делу № А59-6103/2021, а также в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 06.07.2021 № АБ-4-20/9503@.
В ходе проведения проверки налоговым органом установлено, что Общество предоставляло физическим лицам услуги по выдаче денежных средств, а за пользование денежными средствами начислялись проценты.
Данные обстоятельства также подтверждаются «Правилами о порядке и условиях предоставления микрозаймов физическим лицам» утвержденных генеральным директором ООО МКК «Гаманок» от 11.01.2021.
Согласно пункту 4.10.1 Правил, при заключении договора микрозайма займодавец предоставляет заемщику информацию о суммах и датах платежей по договорам микрозайма с указанием отдельно сумм, направленных на погашение основного долга по микрозайму и сумм, направляемых на погашение процентов, - в каждом платеже, а также об определенной исходя из условий договора микрозайма, действующих на момент заключения договора микрозайма в виде графика платежей, являющихся неотъемлемой частью договора микрозайма.
Пунктом 6.1 Правил предусмотрено, что заемщик возвращает сумму микрозайма и начисленные проценты в порядке и сроки, установленные договором микрозайма и графиком платежей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, в силу того, что проценты по договору микрозайма отделены непосредственно от суммы самого займа, прием ООО МКК «Гаманок» от заемщика процентов в качестве оплаты за оказанную финансовую услугу по предоставлению займа денежных средств, подпадает под определение расчетов даваемое Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ, и требует применения контрольно – кассовой техники.
Вместе с тем, ООО МКК «Гаманок» при осуществлении приема от заемщика процентов в качестве оплаты за оказанную финансовую услугу по предоставлению займа денежных средств контрольно – кассовая техника не применялась. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
На основании установленных данных суд находит правильным вывод налогового органа о нарушении Обществом требований требований пунктов 1, 2 статьи 1.2, пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» в связи с чем, ООО МКК «Гаманок» было выдано оспариваемое предостережение.
Довод заявителя о том, что возврат предоставление и возврат микрозайма не подпадает под понятие расчетов даваемое Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ и не требует применения контрольно – кассовой техники, со ссылкой на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 02.02.021 № 30-01-15-13398, судом отклоняется, поскольку в данном письме вопрос о необходимости применяя контрольно – кассовой техники в отношении процентов в качестве оплаты за оказанную финансовую услугу по предоставлению займа денежных средств не рассматривался. Выводов от отсутствии необходимости применения контрольно – кассовой техники применительно данного случая, указанное письмо не содержит.
При этом, ООО МК «Гаманок» в рамках рассмотрения настоящего спора обратилось в Министерство финансов Российской Федерации с запросом о необходимости использования контрольно – кассовой техники.
Согласно ответу Департамента анализа и эффективности преференциальных налоговых режимов Министерство финансов Российской Федерации № 30-01-15/95172 от 06.10.2023 предоставление займа является услугой, а проценты, уплачиваемые за предоставление микрозайма, являются платой за данную услугу, прием от клиента в качестве оплаты за оказанную услугу в виде процентов и иных вознаграждений подпадает под определение расчетов и требует применения контрольно-кассовой техники.
Учитывая все изложенное, суд считает, что у налогового органа имелись основания для направления ответчику предостережения, а оспариваемое предостережение от 23.01.2023 № 3812-010 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу: https://kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.А. Пугачёв