Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
7 июля 2021 г. | Дело № А75-3324/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 7 июля 2021 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Штогрин В.В.., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-3324/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Александрия 6-10»
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об отмене решения № 425 от 31.08.2020 и решения № 10 от 31.08.2020, а также об обязании возместить заявителю сумму налога, при участии в деле заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,
при участии представителей сторон:
от заявителя - ФИО1, доверенность № 1/21 от 11.01.2021,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 12.08.2019, ФИО3, доверенность от 01.03.2021,
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 01.06.2021,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Александрия 6-10» (далее – заявитель, Общество, ООО «Александрия 6-10») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Инспекция) об отмене решения № 425 от 31.08.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения № 10
от 31.08.2020 в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению, а также об обязании возместить заявителю сумму НДС в размере 10 168 047 рублей, заявленную к возмещению в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018 года.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление).
Инспекция и Управление в отзывах на заявление просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Протокольным определением суда от 17.06.2021 судебное заседание отложено
на 30 июня 2021 года.
До судебного заседания от заявителя и Управления поступили письменные пояснения.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, представители ответчика и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в отзывах.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В отношении ООО «Александрия 6-10» проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации № 3 по НДС за 4 квартал 2018 года с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета в размере 12 537 926 рублей.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки № 662 от 04.03.2020
(т.1 л.д. 45-53).
Налогоплательщиком предоставлены возражения и дополнения к возражениям
на акт проверки (т.1 л.д. 54-64).
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, акта проверки, возражений налогоплательщика Инспекцией вынесено решение об отказе в привлечении
к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.08.2020 № 425, согласно которому Обществу отказано в возмещении НДС в размере 10 168 047 рублей (т.1 л.д. 21-34).
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым органом одновременно с указанным решением вынесено решение об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной
к возмещению от 31.08.2020 № 10 (т.1 л.д. 35-36).
Решением от 28.02.2020 № 17 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, Обществу возмещен налог в размере 2 369 879 рублей.
В решении № 425 указано, что вычет по НДС в сумме 10 168 047 рублей заявлен неправомерно, поскольку налогоплательщиком пропущен трехлетний срок для реализации права на налоговый вычет, который по мнению Инспекции истек 31.12.2018, тогда как уточненная налоговая декларация № 3 была представлена Обществом
в налоговый орган 21.02.2019.
В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Общество направило в Управление апелляционную жалобу на решения Инспекции № 425
и № 10 от 31.08.2020 (т.1 л.д. 37-41).
Решением Управления от 08.12.2020 № 07-15/18877@ апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения (т.1 л.д. 42-44).
Не согласившись с принятыми решениями Инспекции, Общество обратилось
с настоящим заявлением в суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд
с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия
для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение
и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив представленные в материалы дела документы, заслушав доводы
и возражения сторон, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения Инспекции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 НК РФ установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Согласно пункту 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (подпункт 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ); услуги застройщика на основании договоров долевого участия в строительстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
(за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения) (подпункт 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 и части 1 статьи 3 Федерального закона
от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» реализация жилых и нежилых помещений по договорам долевого участия в строительстве, а также по договорам соинвестирования возможна исключительно на этапе строительства, то есть до ввода объекта в эксплуатацию. После ввода многоквартирного жилого дома (с паркингами) в эксплуатацию застройщик вправе реализовать оставшиеся помещения по договорам купли-продажи. Такие операции в части нежилых помещений (парковочных мест) подлежат обложению НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ на налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
На основании абзаца 1 пункта 6 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в период, декларируемый в спорной налоговой декларации) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1.1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Такой же срок предусмотрен и для случаев возмещения НДС. Согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 стать 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьми 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016
№ 2670-О указано, что разрешение вопроса о правомерности предоставления налогоплательщику права на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость с учетом предусмотренного законодателем срока на его реализацию осуществляется исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, позволяющих установить соответствующий налоговый период, с которым связано начало течения указанного срока, а также обстоятельств, препятствовавших его соблюдению.
Возмещение НДС возможно, в том числе за пределами установленного срока, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика (определения КС РФ от 03.07.2008 № 630-О-П, от 01.10.2008 № 675-О-П, от 24.03.2015
№ 540-О).
Налоговые вычеты, заявленные Обществом в уточненной налоговой декларации № 3 по НДС за 4 квартал 2018 года, связаны с затратами Общества на строительство объектов недвижимости - парковочных мест, предназначенных для продажи и расположенных
в объекте строительства «Жилой дом ГП № 9 и подземная автостоянка ГП № 10 (отсек 10- 1)».
Разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию получено 31.12.2015. Согласно разрешению введена в эксплуатацию подземная автостоянка площадью
3 321,8 кв.м, количество машиномест - 93.
В период строительства налогоплательщиком было заключено 20 договоров долевого участия в строительстве, по условиям которых по завершении строительства объекта и ввода объекта в эксплуатацию, Общество обязалось передать участникам долевого строительства 20 парковочных мест общей площадью 285,38 кв.м.
Обосновывая свое право на получение налогового вычета по НДС, заявитель ссылается на то, что для реализации права на налоговый вычет Обществу были необходимы точные сведения о площади парковочных мест, которые подлежат передаче дольщикам и площадях парковок, которые останутся в распоряжении Общества, поскольку право на вычет по НДС возникло у Общества только с той части помещений, которые небыли проданы по договорам долевого участия и остались в распоряжении Общества. Для определения размера вычета Обществу необходимо было знать точную площадь каждой парковки, чтобы определить долю в расходах на строительство и долю в НДС с таких расходов, приходящуюся на парковки оставшиеся у Общества.
В рассматриваемом случае на момент ввода Общество такими сведениями не располагало, в связи с чем Общество заключило договор от 25.08.2015 № 20161-8603-Д
с ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ», предметом которого являлось выполнение работ
по обследованию, технической инвентаризации объектов недвижимого имущества с целью подготовки документов согласно техническому заданию.
В техническом задании к договору установлено, что ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ» обязуется изготовить технические планы помещений, технический и кадастровый паспорта в отношении жилого дома по ГП № 9 и подземной автостоянки ГП № 10
в составе проекта «Планировка микрорайона № 39».
Материалами дела подтверждается, что работы по указанному договору выполнены в 1 квартале 2016 года и переданы Обществу по акту от 01.03.2016.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что для строительства четырех жилых домов Обществом был приобретен единый земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101025:20.
После ввода первого жилого дома, в отношении которого были заявлены спорные налоговые вычеты, в эксплуатацию, весь земельный участок перешел в собственность жильцов первого введенного в эксплуатацию многоквартирного дома в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Единство земельного участка, предназначенного для строительства четырех объектов, а также оформление по данной причине построенного в рамках рассматриваемого объекта паркинга как единого объекта недвижимости не позволяло
по мнению заявителя исполнить обязательства перед участниками долевого строительства и передавать им объекты ввиду невозможности их оформления. Поскольку парковочные места не были надлежащим образом оформлены, итоговая площадь каждого не была известна, Обществу было также неизвестна фактическая площадь подлежащих передаче парковочных мест и парковочных мест, которые останутся в собственности Общества.
23.03.2016 Обществом был заключен договор № 01-УС/61016 с ООО «Сургутская служба съемки объектов» для проведение технического обследования объекта строительства, подготовки заключения о возможности разделить объект капитального строительства. В последующем с этим же лицом заключен договор на выполнение кадастровых работ от 26.06.2017 № 007.
По результатам проведенных работ ООО «Сургутская служба съемки объектов» земельный участок был разделен на четыре отдельных участка, оформлен земельный участок под объектом с кадастровым номером 86:10:0101025:1625, оформлен кадастровый паспорт земельного участка, технический план и кадастровый паспорт объекта.
В кадастровом паспорте от 21.08.2017 установлена площадь каждого парковочного места, которое обособлено от других, что позволило передать парковочные места участникам долевого строительства (копии договоров и акты приема-передачи прилагаются). При этом, фактическая площадь 20 парковочных мест переданных по договорам участия долевого строительства составила 378,4 кв.м, а не 285,38 кв.м, как это было ранее предусмотрено в договорах долевого участия.
Исходя из указанных обстоятельств заявитель полагает, что только после оформления кадастрового паспорта от 21.08.2017 у Общества возникли правовые основания для принятия на учет оставшихся в распоряжении Общества парковочных мест, а также стала известна их площадь, необходимая для определения доли в расходах на строительство с которых у Общества возникло право на вычет по НДС.
При этом заявитель ссылается на учетную политику Общества, которой закреплен порядок ведения раздельного учета, а также порядок определения пропорции для распределения сумм «входного НДС». Пунктом 4.1 учетной политики Общества установлено, что «входной» НДС по нежилым объектам, право собственности на которые принадлежит Обществу, принимается к вычету. Распределение сумм «входного» НДС осуществляется пропорционально площадям, завершенных строительством объектов предусмотренных технико-экономическими показателями по проекту строительства и данными обмеров БТИ.
Суд приходит к выводу неверном толковании налогоплательщиком норм налогового законодательства в указанной части.
Так, пунктом 4 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Таким образом, из абзаца 5 пункта 4 статьи 170 НК РФ следует, что указанная в данном пункте пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Налогоплательщик действительно обязан закрепить в принятой учетной политике порядок определения пропорции распределения налоговых вычетов по НДС и вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам. Налогоплательщик должен обеспечить ведение раздельного учета таким образом, чтобы можно было достоверно определить: к какому виду деятельности относятся те или иные суммы «входного» НДС.
Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ квалифицирующим признаком учета НДС в стоимости товаров (работ, услуг) или принятия его к вычету является использование товаров (работ, услуг) в деятельности, облагаемой или необлагаемой НДС.
В рассматриваемом случае правовое значение имеет определения момента принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), с которого надлежит исчислять трехлетний срок для реализации права на налоговый вычет.
Суд соглашается с выводом Инспекции о том, что таким моментом является получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, то есть 30.12.2015.
Из содержания статьи 172 НК РФ следует, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, могут быть приняты к вычету при одновременном выполнении следующих условий:
- товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (абзац второй пункта 1 статьи 172 НК РФ);
- у налогоплательщика имеется счет-фактура, оформленный в соответствии с требованиями НК РФ (абзац первый пункта 1 статьи 172 НК РФ);
- приобретенные товар (работы, услуги) приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов (абзац второй пункта 1 статьи 172 НК РФ).
До окончания строительства многоквартирного дома выполняются только два из трех условий для принятия НДС к вычету, а именно: наличие счетов-фактур, оформленных в соответствии с НК РФ и принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет на основании соответствующих первичных документов.
Достоверное определение конкретной части (доли) нежилых помещений, которые будут использованы в облагаемых НДС операциях, объективно возможно для застройщика только после получения разрешений на ввод объекта недвижимости
в эксплуатацию.
В рассматриваемой ситуации на момент завершения строительства спорного объекта в них осталась часть помещений, в отношении которых не были заключены договора долевого участия. Соответственно, эти помещения поступили в собственность самого Общества, и для налогоплательщика стало очевидно, что их дальнейшая реализация будет облагаться НДС. Только с этого момента у налогоплательщика возникает право на вычет НДС, поскольку только в этот момент выполняется недостающее условие - появилась направленность на облагаемые НДС операции.
Согласно многочисленным Определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 № 2670-О, от 27.10.2015 № 2428-О, от 24.03.2015 № 540-О,
от 22.01.2014 № 63-О, от 24.09.2013 № 1275-О, от 01.10.2008 № 675-О-П и от 03.07.2008
№ 630-О-П такие обстоятельства должны учитываться при рассмотрении споров о соблюдении 3-летнего срока на вычет НДС, исходя из объективности факторов, вследствие которых до завершения строительства не возникает права на вычет НДС по не зависящим от налогоплательщика причинам.
Соответственно, право на вычет спорной суммы НДС как таковое возникло
у Общества только тогда, когда появилась окончательная определенность в отношении того, какая конкретно часть (площадь) нежилых помещений в построенном объекте не передана дольщикам, а становится собственностью самого Общества. Такая определенность наступает только в момент полного завершения строительства, который соответствует дате разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. После этой даты Общество теряет юридическую возможность реализовывать помещения в рамках необлагаемых НДС операций по договорам долевого строительства. Только в этот момент становится очевидно, что оставшаяся часть (площадь) нежилых помещений далее может быть продана только в рамках облагаемых НДС операций.
Право Общества на вычет по НДС возникло не ранее того, как у него появилась юридическая возможность осуществления облагаемых НДС операций по реализации конкретных нежилых помещений, которые не были до этого переданы дольщикам. Такая возможность появляется только после полного завершения строительства, т.е. получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации начало течения трехлетнего срока на принятие НДС к вычету совпадет с датой получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 31.12.2015.
Следовательно, указанный в статье 172 НК РФ трехлетний срок истек 31.12.2018,
в то время как уточненная налоговая декларация подана Обществом по истечении названного срока - 21.02.2019.
Доводы заявителя о том, что указанный срок должен исчисляться либо с даты окончательного определения точной площади каждой парковки на основании обмеров БТИ (01.03.2016), либо с даты оформления кадастрового паспорта (21.08.2017), не основаны на нормах налогового законодательства.
Указанные обстоятельства (определение точной площади и, как следствие определение пропорции операций облагаемых и необлагаемых НДС) не указаны в НК РФ как условия реализации права на налоговый вычет. С момента введения объекта недвижимости в эксплуатацию налогоплательщику предоставлено три года для определения конкретного размера налоговых вычетов.
Пол смыслу пункта 1.1 статьи 171 НК РФ НДС может быть принят к вычету не только в том налоговом периоде, когда соблюдаются все условия для этого, а в любом последующем налоговом периоде в течение 3-х лет - по усмотрению налогоплательщика. Законодательство о налогах и сборах не запрещает принятие НДС к вычету за пределами того налогового периода, в котором это право возникло (т.е. в более позднем периоде), поскольку право, а не обязанность применения вычета возникает не ранее того периода, в котором соблюдаются одновременно все условия для этого, установленные в НК РФ.
Согласно разъяснений, содержащихся в ранее упомянутых судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации, возможность возмещения НДС за пределами трехлетнего срока допустима только в случаях, если своевременной реализации права налогоплательщика препятствовали конкретные обстоятельства, находящиеся вне воли налогоплательщика, не смотря на своевременно принятые налогоплательщиком действия.
В материалы дела не представлено доказательств того, что Обществу объективно препятствовали какие-либо находящиеся вне его воли обстоятельства для реализации права на налоговый вычет в установленный трехлетний срок с даты введения объекта в эксплуатацию, в том числе и после 01.03.2016, и после 21.08.2017 (до 31.12.2018).
В соответствии с позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 09.07.2020 № 1642-О, предоставление налогоплательщику возможности уплаты причитающегося налога в неопределенные, сколь угодно длительные сроки, течение которых зависело бы исключительно от воли сторон гражданско-правовых отношений, без необходимости корректировки налогового обязательства, исходя из объективных экономических процессов (инфляции, негативных эффектов от длительной отсрочки поступления налога в бюджет и т.п.), с неизбежностью бы повлекло нарушение баланса частных и публичных интересов, нарушение принципов равенства и справедливости налогообложения, привело бы к законодательно непредусмотренному исключению из обязанности по уплате законно установленного налога для отдельных налогоплательщиков. В системе действующего налогового регулирования в отсутствие специальных на то оговорок не может быть признан допустимым и избирательный подход налогоплательщика к применению действующего нормативного регулирования. Принятие адекватных мер относится к сфере контроля самого налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности.
Таким образом, не реализовав право на получение налогового вычета по НДС
в сумме 10 168 047 руб. до 31.12.2018, Общество утратило право на получение такого вычета в связи с истечением трехлетнего срока, императивно установленного статьей 172 НК РФ.
Следовательно, принимая оспариваемые по настоящему делу решения, Инспекция не допустила нарушения норм налогового законодательства.
Приняв во внимание то, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решения (действия) налогового органа незаконным арбитражный суд должен установить несоответствие данного решения установленным нормам законодательства и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд считает, что при рассмотрении настоящего спора оснований для признания оспариваемого заявителем решения Инспекции незаконным не имеется.
Государственная пошлина, уплаченная Обществом при обращении в суд, подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Е.А. Голубева