Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
2 августа 2022 г. | Дело № А75-9257/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 2 августа 2022 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем
ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-9257/2022
по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» (ОГРН <***> от 31.10.2002, ИНН <***>, адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании задолженности в размере 116 309 рублей 74 копеек безнадежной к взысканию,
а обязанность по ее уплате прекращенной,
без участия представителей,
установил:
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании безнадежной к взысканию задолженности по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемому на территориях внутригородских муниципальных образований городов федерального значения
(КБК 18210904051030000110, ОКТМО 40350000) по пени в размере 116 309 рублей
74 копеек, отраженную в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 43854 по состоянию на 11.04.2022, и обязанность по ее уплате прекращенной.
Требования мотивированы пропуском срока на принудительное взыскание задолженности. Заявитель указал, что спорная задолженность образовалась до 01.01.2006.
Учреждением заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (л.д. 10).
От Инспекции поступил отзыв на заявление с возражениями относительно заявленных требований (л.д. 39-41).
Определением суда от 03.06.2022 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 27.07.2022 на 11 часов 00 минут, судебное заседание назначено на 27.07.2022 на 11 часов 05 минут.
Представители лиц, участвующих в деле, в предварительное судебное заседание
не явились, о месте и времени проведения заседания ответчик извещен надлежащим образом, возражений относительно рассмотрения дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания сторонами
не заявлено.
В соответствии со статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут
быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие.
На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 суд завершил предварительную подготовку по делу
и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.09.2013 № 498-рп «О реорганизации казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Центр организации торгов» и бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Исполнительная дирекция Регионального государственного Фонда поколений» бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Исполнительная дирекция Регионального государственного Фонда поколений» (далее – БУ «Исполнительная дирекция Регионального государственного Фонда поколений») реорганизовано путем присоединения к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр организации торгов» (далее – КУ «Центр организации торгов»), которое в дальнейшем переименовано в бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» (далее – БУ «Центр имущественных отношений», Учреждение) на основании распоряжения Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.10.2017№ 13-Р-2048 (л.д. 19).
В письме Инспекции от 09.03.2022 № 05-32/02923@ указано, что в связи
с реорганизацией БУ «Исполнительная дирекция Регионального государственного Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры задолженность
по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемому на территориях внутригородских муниципальных образований городов федерального значения КБК 18210904051030000110 ОКТМО 40350000 по пени в сумме 116 309,74 рублей и переплата по налогу в сумме 200,00 рублей перенесена на бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» (л.д. 18).
Указанная задолженность БУ «Центр имущественных отношений» (правопреемника БУ «Исполнительная дирекция Регионального государственного Фонда поколений»)
по пеням образовалась по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 07.02.2022 право постоянного (бессрочного) пользования БУ «Исполнительная дирекция Регионального государственного Фонда поколений»
на земельный участок прекращено 30.11.2013 на основании распоряжения комитета
по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2013
№ 1028-рк «Об использовании объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Крестовский пр., д. 4» (л.д. 20-22).
По состоянию на 26.10.2021 задолженность за Учреждением отсутствовала,
что подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 26.10.2021 № 2021-140268 (л.д.13-16).
Согласно справке № 43854 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 11.04.2022 за Учреждением числится задолженность по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемому
на территориях внутригородских муниципальных образований городов федерального значения КБК 18210904051030000110 ОКТМО 40350000 по пени в сумме 116 309,74 рублей (л.д. 17).
14.04.2022 Учреждение через систему электронного документооборота «Контур Экстерн» обратилось в налоговый орган с заявлением о списании вышеуказанной задолженности (л.д. 23).
Письмом Инспекции от 29.04.2022 №05-32/05188@ Учреждению рекомендовано
в целях признания имеющейся задолженности безнадежной к взысканию обратиться
с исковым заявлением в суд. Списание задолженности может быть произведено налоговым органом только при наличии соответствующего судебного акта (л.д. 24).
Заявитель, ссылаясь на пропуск срока, установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) для взыскания налогов, сборов, пеней
и штрафов в принудительном порядке, обратился с настоящими требованиями в суд.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
НК РФ устанавливает определенный порядок взыскания налогов, пени, штрафов,
а также сроки, в том числе предельно допустимый срок для взыскания задолженности
по налогам, пени, штрафам.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. На основании пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога
в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, определенном статьями 46 и 47 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также
об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 8 указанной статьи НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов
и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ устанавливается, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом названной статьи. Требование об уплате налога по результатам проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение двадцати дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ). Данные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней (пункт 3 статьи 70 НК РФ).
В соответствии с положениями пунктов 1-3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение
о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк,
в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации
или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание
и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации
или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного
в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней
за несвоевременную уплату налога, взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ (пункты 9-10 статьи 46 НК РФ).
В то же время пункт 3 статьи 46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки
с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется
с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии
со статьей 47 НК РФ (пункт 7 статьи 46 НК РФ).
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога
за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации
или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, исходя из приведенных норм налогового законодательства, возможность внесудебного порядка взыскания налоговым органом налогов, пени, штрафов реализуется путем принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога; путем принятия решения
о взыскании задолженности за счет имущества в течение год с момента истечения срока исполнения требования. Возможность взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам в судебном порядке ограничена шестимесячным сроком, исчисляемым со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Истечение указанных сроков влечет утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов.
Положение о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока
для обращения в суд было введено в действие пунктом 26 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». В пункте 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ предусмотрено, что в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 01.01.2007, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Закона.
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие
им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате
и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Приказом ФНС России от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@ (ред. от 09.03.2020)
«Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам
и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» утвержден Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам. Пунктом 5 Перечня установлено,
что основанием для признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе
в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки
и задолженности, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44
и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей
из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока
их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи
в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться
в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган,
но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1150-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
от 30.07.2013№ 57, по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе
не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате
и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления
его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом
и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.05 N 13592/04 по делу
N А03- 13136/03-3, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением
в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями
46 и 47 НК РФ.
Из изложенного следует, что предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя срок уплаты налога, 3 месяца на направление требования об уплате налога, 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке, 6 месяцев
на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пени.
После истечения указанного срока налоговый орган утрачивает право на любые действия, связанные со взысканием такой задолженности, то есть она становится безнадежной ко взысканию, любые действия по ее взысканию являются незаконными.
Порядок списания безнадежной к взысканию суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам, определен статьёй 59 НК РФ. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, налоговым органам разрешается списывать недоимку только после принятия судом решения, согласно которому налоговый орган утратил возможность ее взыскания в связи с пропуском установленных сроков.
Пунктом 5 статьи 59 НК РФ предусмотрено, что порядок списания недоимки
и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Кроме того, Инспекция указывает, что меры принудительного взыскания
в соответствии со статьями 69,46,47 НК РФ в отношении заявителя не принимались.
Наличие в справке о состоянии расчетов по налогам, в карточке расчетов
с бюджетом спорной задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права заявителя на достоверную информацию, необходимую ему при осуществлении своих прав и законных интересов предпринимательской сфере, дает неверное представление о финансовом положении заявителя.
Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из основания заявленных требований и преследуемого правового интереса заявителя, суд полагает возможным принять решение о признании спорной задолженности заявителя безнадежной
к взысканию.
При подаче заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере
6 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 645 от 23.05.2022 (л.д. 36).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно
к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.40 НК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с налогового органа в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
заявление удовлетворить.
Признать безнадежной к взысканию задолженность бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений»
по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемому
на территориях внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (КБК 18210904051030000110, ОКТМО 40350000) по пени в размере
116 309 рублей 74 копеек, отраженную в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 43854 по состоянию на 11.04.2022, и обязанность по ее уплате прекращенной.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения
на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении
или вручены им под расписку.
Судья Е.А. Голубева