НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 21.12.2021 № А75-18456/2021

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

24 декабря 2021 г.

Дело № А75-18456/2021

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем
ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-18456/2021
по заявлению общества  с ограниченной ответственностью Сервисное предприятие «Региональный нефтяной-Супервайзинг» (ОГРН <***> от 07.10.2002,
ИНН <***>, адрес: 628605, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании  невозможной к взысканию  недоимки и задолженности по налогам, пени, штрафам,  процентам в общей сумме 80 294 рубля 94 копейки,

без  участия представителей,

установил:

общество  с ограниченной ответственностью Сервисное предприятие «Региональный нефтяной-Супервайзинг»    (далее – заявитель, Общество, ООО СП «РН-Супервайзинг») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – налоговый орган, Инспекция)  о признании  невозможной к взысканию  недоимки и задолженности по налогам, пени, штрафам,  процентам в общей сумме 80 294 рубля 94 копейки.

Требования мотивированы пропуском срока на принудительное взыскание задолженности. Заявитель указал, что спорная задолженность образовалась до 01.01.2017.

От Инспекции поступил отзыв на заявление с возражениями относительно заявленных требований, при этом ответчик ссылается на администрирование части спорных платежей до 01.01.2017 органами Пенсионного фонда РФ.

Определением суда от 18.11.2021 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 21.12.2021 на 12 часов 00 минут, судебное заседание назначено на 21.12.2021 на 12 часов 05 минут.

Представители лиц, участвующих  в деле, в предварительное судебное заседание
не явились, о месте и времени проведения заседания ответчик извещен надлежащим образом, возражений относительно рассмотрения дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания сторонами
не заявлено.

В соответствии со статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут
 быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 суд завершил предварительную подготовку по делу
и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 30.09.2021 Инспекцией выдана Обществу справка № 2021-489286 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, согласно которой по состоянию на 30.09.2021 за Обществом числится задолженность  в размере 80 812 рублей 66 копеек,  в том числе: 15 248,72 рублей - пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; 17,34 рублей - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года); 6 449,33 рублей - пени по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в федеральный бюджет; 22 558,90 рублей - недоимка по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации; 30 011,27 рублей - пени по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации; 
2 338,01 - пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемому на территориях городских округов; 2 812,33 рублей - пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации; 1 376,76 рублей - пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд обязательного медицинского страхования (л.д. 11-16).

В соответствии сактом сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам № 021-489266 от 30.09.2021 по состоянию на 1 января 2018 года за Обществом  уже числилась задолженность в сумме 80 295,02 рублей, в том числе: 15 248,72 рублей - пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; 17,42 рублей - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года); 6 449,33 рублей - пени по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в федеральный бюджет;  22 558,90 рублей - недоимка по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации; 29 493,55  рублей - пени по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации; 2 338,01 рублей - пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемому на территориях городских округов; 2 812,33 рублей - пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации; 1 376,76 рублей - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд обязательного медицинского страхования (л.д. 17).

Указанная в справке задолженность Общества образовалась до 01.01.2017, что ответчиком не отрицается.

Заявитель, ссылаясь на пропуск срока, установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) для взыскания налогов, сборов, пеней
и штрафов в принудительном порядке, обратился с настоящими требованиями в суд.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

НК РФ устанавливает определенный порядок взыскания налогов, пени, штрафов,
а также сроки, в том числе предельно допустимый срок для взыскания задолженности
по налогам, пени, штрафам.

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. На основании пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, определенном статьями 46 и 47 НК РФ.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу пункта 8 указанной статьи НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов
и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ устанавливается, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом названной статьи. Требование об уплате налога по результатам проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение двадцати дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ). Данные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней (пункт 3 статьи 70 НК РФ).

В соответствии с положениями пунктов 1-3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного
в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

 Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней
за несвоевременную уплату налога, взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ (пункты 9-10 статьи 46 НК РФ).

В то же время пункт 3 статьи 46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки
с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии
со статьей 47 НК РФ (пункт 7 статьи 46 НК РФ).

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, исходя из приведенных норм налогового законодательства, возможность внесудебного порядка взыскания налоговым органом налогов, пени, штрафов реализуется путем принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога; путем принятия решения
о взыскании задолженности за счет имущества в течение год с момента истечения срока исполнения требования. Возможность взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам в судебном порядке ограничена шестимесячным сроком, исчисляемым со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Истечение указанных сроков влечет утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов.

Положение о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока
для обращения в суд было введено в действие пунктом 26 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». В пункте 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ предусмотрено, что в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 01.01.2007, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Закона.

По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Приказом ФНС России от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@ (ред. от 09.03.2020)
«Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам
и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» утвержден Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам. Пунктом 5 Перечня установлено, что основанием для признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1150-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013№ 57, по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.05 N 13592/04 по делу N А03- 13136/03-3, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ.

Из изложенного следует, что предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя срок уплаты налога, 3 месяца на направление требования об уплате налога, 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке, 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пени.

После истечения указанного срока налоговый орган утрачивает право на любые действия, связанные со взысканием такой задолженности, то есть она становится безнадежной ко взысканию, любые действия по ее взысканию являются незаконными.

Таким образом, возможность взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам в судебном порядке ограничена шестимесячным сроком, исчисляемым со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом налоговому органу надлежит доказывать факт направления требования в адрес налогоплательщика.

Истечение указанных сроков влечет утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов.

Инспекция в отзыве на заявление указывает,  что представить доказательства, подтверждающие  начисление образовавшейся задолженности не представляется возможным, по  причине того,  что полномочия по администрированию страховых  взносов на обязательное пенсионной,  социальное и медицинское страхование переданы
в налоговые органы с 01.01.2017,  в связи с чем  у Инспекции отсутствуют сведения
 о формировании задолженности  за прошедшие налоговые периоды.

Кроме того,  Инспекция указывает, что поскольку с момента образования недоимки прошел существенный период времени (более 15 лет),  представить  доказательства принятия мер взыскания в отношении задолженности по ЕСН,  налогу на прибыль и НДС не представляется возможным.

Наличие в справке о состоянии расчетов по налогам, в карточке расчетов с бюджетом спорной задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика (налогового агента) на достоверную информацию, необходимую ему при осуществлении своих прав и законных интересов предпринимательской сфере, дает неверное представление о финансовом положении заявителя.

Доказательств принятия ответчиком мер по взысканию спорной задолженности в принудительном порядке, установленном НК РФ, не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из основания заявленных требований и преследуемого правового интереса заявителя, суд полагает возможным принять решение о признании спорной задолженности заявителя безнадежной к взысканию.

При подаче заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере
6 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 6 от 12.11.2021  (л.д. 10).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при толковании подпункта 4 пункта  1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.40 НК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с налогового органа в пользу заявителя. 

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

заявление общества  с ограниченной ответственностью Сервисное предприятие «Региональный нефтяной-Супервайзинг» удовлетворить.

Признать задолженность общества  с ограниченной ответственностью Сервисное предприятие «Региональный нефтяной-Супервайзинг» по уплате задолженности
по налогам, сборам, пеням и штрафам в сумме 80 294 рублей 94 копеек безнадежной
к взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной, в том числе:

- 15 248 рублей 72 копеек - пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- 17 рублей 34 копеек - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года);

- 6 449 рублей 33 копеек - пени по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в федеральный бюджет;

- 22 558 рублей 90 копеек - недоимка по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации; 

- 29 493 рублей 55 копеек - пени по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- 2 338 рублей 01 копейки - пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемому на территориях городских округов;

- 2 812 рублей 33 копеек- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- 1 376 рублей 76 копеек - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд обязательного медицинского страхования.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу общества  с ограниченной ответственностью Сервисное предприятие «Региональный нефтяной-Супервайзинг»  государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  15  Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации  настоящий  судебный  акт  выполнен  в  форме  электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный  суд  Ханты-Мансийского  автономного  округа - Югры  разъясняет,  что  в соответствии  со  статьей  177  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации  решение,  выполненное  в  форме  электронного  документа,  направляется лицам,  участвующим  в  деле,  посредством  его  размещения  на  официальном  сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева