Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
20 ноября 2009 г.
Дело № А75-9253/2009
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2009 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Шабановой Г.А., при ведении протокола заседания судьей Шабановой Г.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Ханты-Мансийскдорстрой» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным решения № 31 от 08.04.2008,
с участием представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2009 № 85 юр-09;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 03.06.2009,
установил:
открытое акционерное общество «Ханты-Мансийскдорстрой» (далее – ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании недействительным решения № 31 от 08.04.2008 о закрытии карточки РСБ по ЕСН и страховым взносам Общества филиал СУ-967 и обязании восстановить лицевые счета по ЕСН и страховым взносам по месту нахождения Филиала СУ-967 Общества.
В судебном заседании представитель ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» поддержал заявленные требования.
В отзыве на заявление и дополнениях к нему налоговый орган признал требования Общества в части неправомерности закрытия карточки РСБ по страховым взносам обоснованными. В остальной части с заявленными требованиями не согласен.
В судебном заседании представитель Инспекции ФНС РФ поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Как следует из материалов дела, ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» зарегистрировано в Инспекции ФНС РФ по месту нахождения Филиала СУ-967 в г.Ханты-Мансийске с 30.11.1999.
08.04.2008 заместителем начальника Инспекцией ФНС РФ на основании пункта 8 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также Приказа от 16.03.2007 № ММ-3-10/138 @ «Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» принято решение о закрытии карточек РСБ по ЕСН и страховым взносам ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» Филиал СУ-967 ИНН <***> КПП 860103001 и передаче сальдо расчетов в Инспекцию ФНС России по г.Сургуту по состоянию на 22.03.2008.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены как индивидуально возмездные платежи, которые вносятся в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с внесением обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пункт 8 статьи 24 Закона N 167-ФЗ устанавливает специальные правила, касающиеся порядка исчисления и уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование страхователями, имеющими в своем составе обособленные подразделения.
Согласно этим правилам для уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование по месту нахождения обособленных подразделений организация-страхователь должна выполнить только одно условие - через эти подразделения выплачивать вознаграждение физическим лицам. Иных условий или особенностей исчисления и уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование, в частности наличия отдельного баланса и расчетного счета, Закон N 167-ФЗ не содержит.
Поскольку, Общество выплачивает вознаграждения физическим лицам через свои подразделения, то и взносы на обязательное пенсионное страхование подлежат уплате по месту нахождения этих подразделений.
Пунктом 7 статьи 243 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны представлять в органы ПФ РФ копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами ПФ РФ обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в ПФ РФ сведения и документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении застрахованных лиц.
Органы ПФ РФ представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, данные налоговых органов по контролю за уплатой взносов на обязательное пенсионное страхование согласно положениям Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) используются в целях проверки правильности сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых страхователями в органы пенсионного фонда.
Следовательно, закрытие лицевых счетов по взносам на обязательное пенсионное страхование препятствует исполнению Обществом обязанностей страхователя в системе обязательного пенсионного страхования, которые установлены Законом N 167-ФЗ и Законом N 27-ФЗ, и может привести к нарушению прав застрахованных лиц - работников обособленных подразделений Общества в части назначения трудовой пенсии.
Данный вывод подтвержден правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.11.2005 № 9122/05.
При таких обстоятельствах требования общества в части признания недействительным решения Инспекции ФНС РФ от 08.04.2008 № 31 в части закрытия карточки РСБ по и страховым взносам ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» Филиал СУ-967 и обязании восстановить лицевые счета по страховым взносам по месту нахождения Филиала СУ-967 Общества подлежат удовлетворению.
Закрывая карточки РСБ по ЕСН, налоговый орган исходил из положений пункта 8 статьи 243 НК РФ.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения обособленных подразделений.
В соответствии с требованиями статьи 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на налоговый учет в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Пунктом 1 статьи 237 НК РФ установлено, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, которыми признаются в том числе организации, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
Сумма налога в силу пункта 1 статьи 243 НК РФ исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Пунктом 8 статьи 243 НК РФ предусмотрено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
Таким образом, для обособленных подразделений организаций, отвечающих перечисленным в абзаце 1 пункте 8 статьи 243 НК РФ признакам, установлен обязательный порядок уплаты и представления отчетности по ЕСН по месту их нахождения.
Соответственно, если обособленное подразделение не удовлетворяет хотя бы одному из вышеперечисленных условий, уплата ЕСН и представление отчетности осуществляются головной организацией централизованно по месту ее учета. При этом головная организация уплачивает ЕСН и представляет отчетность по ЕСН по месту своего нахождения как в отношении выплат, произведенных в пользу работников самой головной организации, так и в пользу работников обособленных подразделений, которые не удовлетворяют условиям, перечисленным в абзаце 1 пункта 8 статьи 243 НК РФ.
Как следует из Положения о филиале Филиал «Строительное управление 967» является обособленным подразделением ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой».
В силу пункта 2.3 Положения Филиал «СУ-967» не имеет самостоятельного баланса, его имущество и средства учитываются в общем балансе Общества. Для организации и ведения деятельности филиала Общество открывает расчетный рублевый счет в банке в установленном порядке.
Согласно пункту 1.1. учетной политики Общества на 2008 гол настоящая учетная политика разработана для осуществления бухгалтерского и налогового учета в ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» с целью составления единой бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в головном предприятии по данным бухгалтерского учета структурных подразделений, не имеющих обособленного имущества и баланса.
Пунктом 2.17 Учетной политики определено, что структурные подразделения Общества самостоятельно исчисляют ЕСН и представляют расчеты авансовых платежей и налоговые декларации по ЕСН в центральную бухгалтерию для сдачи отчетности через электронную систему «Контур Экстерн» в налоговые инспекции по месту нахождения каждого филиала.
Таким образом, Филиал «СУ-967» ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» не имеет отдельного баланса, но имеет расчетный счет и самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. При этом обязанности по уплате налога (авансовых платежей по ЕСН), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций исполняет ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой».
Поскольку Общество не удовлетворяет одному из перечисленных в абзаце 1 пункта 8 стать 243 НК РФ условий, а именно не имеет самостоятельного баланса, уплата ЕСН и предоставление отчетности должно осуществляться головной организацией по месту своего учета.
Кроме того, в ходе судебного заседания установлено, что с 05.10.2009 ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» поставлено на учет в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. В силу абзаца 4 пункта 8 статьи 243 НК РФ налоговые декларации (расчеты) по обособленным подразделениям налогоплательщиков, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенных к категории крупнейших, представляются в налоговый орган по месту учета данных налогоплательщиков в качестве крупнейших налогоплательщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из выше приведенных норм следует, что основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является одновременно как их несоответствие закону, так и нарушение указанным действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Вместе с тем, доказательств, каким образом оспариваемое решение Инспекцией ФНС РФ от 08.04.2008 № 31 в части передачи карточек РСБ по ЕСН в налоговый орган по месту нахождения головной организации (в Инспекцию ФНС РФ по г.Сургуту) нарушает его права в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности, ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» не представлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 13.11.2008 N 7959/08.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
требования открытого акционерного общества «Ханты-Мансийскдорстрой» удовлетворить частично.
Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 08.04.2008 № 31 недействительным в части закрытия карточки РСБ по и страховым взносам Филиал СУ-967 открытого акционерного общества «Ханты-Мансийскдорстрой».
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре восстановить лицевые счета по страховым взносам по месту нахождения Филиала СУ-967 открытого акционерного общества «Ханты-Мансийскдорстрой»,
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу открытого акционерного общества «Ханты-Мансийскдорстрой» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Г.А. Шабанова