НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 19.07.2022 № А75-7697/2022

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

26 июля 2022 года

Дело № А75-7697/2022

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2022 г.

Решение изготовлено в полном объеме 26 июля 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Дроздова А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Зариповой Ю.А., рассмотрев в судебном заседании в режиме веб-конференции дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об обязании возвратить переплату по налогу,

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора:

Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,

при участии представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя (онлайн): ФИО2, доверенность от 11.07.2022,

от ответчика (онлайн): ФИО3, доверенность от 20.04.2022,

установил:

в арбитражный суд поступило исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) об обязании возвратить переплату за 2015-2017 годы по налогу на имущество физических лиц в размере 199 002 руб. 50 коп., переплату за 2016-2017 годы по земельному налогу в размере 24 482 руб.

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением в связи с наличием сумм излишне уплаченных налогов, возникших в связи с вынесенным решением судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2021 по делу № 3а-292/2021 об установлении кадастровой стоимости спорного здания и земельного участка, а также по причине получения отказа от налогового органа осуществить возврат в установленном порядке.

Инспекция возражала против удовлетворения заявления, указав на истечение сроков для возврата переплаты за заявленные периоды.

До начала судебного заседания сторонами поданы ходатайства об участии представителей в судебном заседании путем использования системы веб-конференции. Судом ходатайства удовлетворены, техническая возможность участия обеспечена.

От заявителя и налогового органа поступили дополнительные документы, которые приобщенные судом к материалам дела.

Выслушав мнения представителей сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства.

В собственности предпринимателю имеются:

- 1/2 доли нежилого здания выставочного зала НТЦ "Эврика" с кадастровым номером 86:20:0000053:75, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г Нефтеюганск, Промышленная зона Пионерная, проезд 5П, строение 4/1, площадью 329.6 кв.м.,

- 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000053:44, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, <...> земельный участок № 4А.

Кадастровая стоимость здания 86:20:0000053:75, утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югра от 24.12.2014 г. № 549-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории ХМАО Югры", составляла 14 550 702,54 рублей (определена по состоянию на 07.07.2012 года) и применялась для целей исчисления налога с 2015 года по 31.12.2019 года.

Кадастровая стоимость земельного участка 86:20:0000053:44, утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 249-п от 07.08.2015 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», составляла 4 148 137,50 рублей (определена по состоянию на 01.09.2014 года) и применялась для целей исчисления налога с 2016 года по настоящее время.

29.04.2021 судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № За-292/2021 вынесено решение об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 86:20:0000053:75, по состоянию на 07.07.2012 в размере его рыночной стоимости - 4 986 000 руб.

19.05.2021 судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № За-295/2021 вынесено решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка 86:20:0000053:44 по состоянию на 01.09.2014 г. в размере в размере его рыночной стоимости - 2 516 000 руб.

16.12.2021 предприниматель обратился в налоговый орган о перерасчете ранее исчисленного налога, начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости, и зачете суммы переплаты.

28.12.2021 инспекция уведомила заявителя о перерасчет за 2018-2020 годы:

- по земельному налогу – уменьшение на сумму 42 108 рублей;

- по налогу на имущество физических лиц – уменьшение на сумму 234 869 рублей.

Считая необоснованным отказ в перерасчете размера налогов за период с 2015 по 2017 годы, предприниматель обратился в арбитражный с рассматриваемым исковым заявлением.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд  считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В силу пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

В силу пункта 7 статьи 78 Кодекса устанавливается трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

В соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налога можно вернуть или зачесть, подав заявление в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы или со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания налога.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 1.1 статьи 391 Кодекса, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЭ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости.

Суд поддерживает вывод налогового органа о том, что решение о признании кадастровой стоимости вынесены судом от 08.06.2021 и 05.07.2021, перерасчет земельного налога исходя из рыночной стоимости произведен с того периода, в котором заявитель обратился за пересмотром кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку до 2021 года заявитель не обращался в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости и земельного участка, основания для перерасчета налога в более ранние периоды не имеется.

Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

В постановлении от 25.02.2009 № 12882/08 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

Учитывая данные правовые позиции следует учесть, что с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости предприниматель обратился в 2021 году, при этом, как следует из решений суда в качестве доказательств им были представлены отчеты оценщика о рыночной стоимости объектов недвижимости, также датированные 2021 годом.

При изложенных фактических обстоятельствах арбитражный суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения искового заявления.

Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины относятся судом на заявителя.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                    А.Н. Дроздов