НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 15.09.2022 № А75-11339/2022

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

21 сентября 2022 года

Дело № А75-11339/2022

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2022 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зариповой Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Клюшницына Егора Дмитриевича к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры о признании недействительным (незаконным) решения от 15.03.2022 по делу № РНП.337673-22 и обязании исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины,

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника № 5",

при участии представителей лиц, участвующих в деле:

от Управления ФАС: Валиулин Р.Р., доверенность от 09.01.2022 №4,

от третьего лица: Лещенко М.Н., доверенность от 18.07.2022, Слепухина А.В., доверенность от 10.01.2022,

у с т а н о в и л:

в арбитражный суд поступило заявление индивидуального предпринимателя Клюшницына Е.Д. (далее – заявитель, индивидуальный предприниматель) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным (незаконным) решения от 15.03.2022 по делу № РНП.337673-22 и обязании исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника № 5" (далее - третье лицо, Сургутская поликлиника).

По мнению заявителя, антимонопольный орган необоснованно включил сведения о заявителе в реестр недобросовестных подрядных организаций, предусмотренный пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Возражая против удовлетворения заявления, антимонопольный орган указал, что индивидуальным предпринимателем ненадлежащим образом исполнялись обязательства по контракту, что было подтверждено представленными учреждением документами.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в заявлении и отзывах на него.

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

11.11.2021 между Сургутской поликлиникой (заказчик) и индивидуальным предпринимателем (исполнитель) заключен контракт № 0049-22 на оказание услуг по комплексному обслуживанию внутренних инженерных систем.

Срок действия контракта - до 31.12.2022.

В связи с неисполнением условий контракта заказчиком направлены в адрес заявителя уведомления о необходимости исполнения требований контракта, которые последним не были исполнены.

01.02.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В связи с расторжением контракта в одностороннем порядке учреждением в адрес антимонопольного органа направлено заявление о включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.

Решением Управления от 15.03.2022 сведения об индивидуальном предпринимателе включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Считая решение незаконным, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворении заявления ввиду следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в Реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

В силу пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила) орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

По смыслу приведенных положений основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от подписания контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.

Представленными доказательствами, включая материалы проверки, полностью подтверждается позиция заказчика и антимонопольного органа о недобросовестном исполнении (неисполнении) предпринимателем условий контракта.

Так, согласно условиям контракта исполнитель обязуется оказывать услуги, состав и объем которых определен техническим заданием.

В соответствии с пунктом 6.3. технического задания исполнитель в срок, не превышающий 15 дней с даты подписания контракта сторонами, предоставляет заказчику для согласования следующие документы:

графики планово-предупредительных работ сетей электроснабжения, электрооборудования, системы теплоснабжения, системы вентиляции, содержащие перечень планируемых мероприятий и сроки проведения;

графики проведения технического обслуживания систем электроснабжения и освещения, водоснабжения, отопления, канализации и вентиляции здания, содержащие перечень планируемых мероприятий (перечень и наименование услуг, указанные в пункте 4 Технического задания) и сро­ки проведения;

список сотрудников, допускаемых к оказанию услуг, с предоставлением копий документов, подтверждающих проверку знаний требований охраны труда, инструктажа по ТБ и ОТ, допуск к электроустановкам на основании регламентирующей нормативной документации, в т.ч. ПУЭ, ПТ- ЭЭП, допуск к тепловым энергоустановкам на основании Приказа Минтруда и социальной защиты РФ от 17.08.2015г. № 551н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок».

Как обоснованно указано антимонопольным органом и учреждением, перечисленные документы должны быть представлены, с одной стороны, с целью подтверждения наличия у исполнителя по контракту квалифицированного персонала, а с другой – с целью определения порядка и последовательности оказания услуг, установленных контрактом.

Кроме того, получение информации о сотрудниках исполнителя, перечень автотранспорта с указанием марки машины, государственного регистрационного номера, данных о водителе, допускаемых к оказанию услуг, требуются также в целях обеспечения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности здания, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

В соответствии с пунктом 6.7. Технического задания, услуги предоставляются в круглосуточном режиме. До начала оказания услуг по контракту предоставляется информация круглосуточно действующих номеров телефонов. При аварийной ситуации. Исполнитель обеспечивает специалистами в течение 25 минут, с момента поступления информации об аварийной ситуации по телефонам (исполнителем представлена не достоверная информация, установленная п.6.7. Технического задания).

Пунктом 6.8. технического задания определено, что исполнителем производятся ежесменный обход и осмотр инженерных сетей и систем, ежедневная проверка журнала заявок на объекте. Устранение любых неполадок в работе внутренних инженерных сетей осуществляется в срок не более 24 часов с момента получения заявки от Заказчика. В случае невозможности исполнения данной заявки в указанный срок. Исполнителем направляется письменное уведомление с указанием причины неисполнения и срока, на который переносится исполнение данной заявки, в случае невозможности или нецелесообразности ремонта также предоставляется акт (или дефектная ведомость) осмотра о неисправности инженерных сетей и систем, их составляющих и элементов.

В нарушение указанных выше условий технического задания предпринимателем не были полностью представлены требуемые документы, а также не исполнено требование пункта 6.8 технического задания.

Пунктом 3.3.5. контракта предприниматель был обязан предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.

Учреждением в адрес предпринимателя направлялись требования о нарушениях условий контракта с просьбой предпринять необходимые меры для исполнения контракта (от 17.12.2021 за № 07-93-исх-3070, от 24.12.2021 за №07-93-исх- 3132, от 10.01.2022 №07-93-исх-1), однако условия контракта предпринимателем так и не были исполнены.

После получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предприниматель не принял мер к устранению нарушений и не приступил к исполнению.

Доводы предпринимателя о том, что он и его работники не допускались в здание учреждения, а также о выполнении им условий контракта опровергаются исследованными судом доказательствами (в частности, письма учреждения о неисполнении контракта в адрес предпринимателя, письмо о непредставлении документации).

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в конкурсах по размещению государственного и муниципального заказов. Иными словами, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от заключения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.

Таким образом, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком, уклонившимся от заключения контракта, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения исполнителя муниципального контракта в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, данное ограничение повлечет невозможность участия подрядной организации в торгах, предметом которых является выполнение работ, поставка товаров для государственных и муниципальных нужд.

Учитывая установленные судом фактические обстоятельства, основания для удовлетворения заявления и признания решения антимонопольного органа недействительным не имеется.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья А.Н. Дроздов