НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 15.03.2022 № А75-208/2022

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

15 марта 2022 г.

Дело № А75-208/2022

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о привлечении индивидуального предпринимателя Аббасова Фариза Исрафил оглы
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без участия представителей сторон,

установил:

Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, Департамент) обратился в арбитражный суд
с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Аббасова Фариза Исрафил оглы (далее - ИП Аббасов, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей в суд.

Предприниматель отзыв на заявление не представил.

          Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 16.07.2021 в Департамент поступило обращение
№ 170010694 Бабошко И.А. о том, что в магазине «Минимаркет», расположенном
по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы,
д. 46/2, осуществляется незаконная продажа алкогольной продукции без лицензии.

08.09.2021 сотрудниками Департамента на основании приказа от 03.09.2021 № 127-мк проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, по результатам которого составлен Акт № 532.
В ходе визуального осмотра установлено, что по вышеуказанному адресу осуществляет деятельность ИП Аббасов. В помещении магазина на полках за стойкой кассира размещена маркированная алкогольная продукция в ассортименте.

29.11.2021 на основании приказа Департамента от 17.11.2021 № 842-лк и решения
о согласовании проведения внеплановой выездной проверки прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.11.2021 № 07-57-2021/31 проведена проверка вышеуказанного объекта, в ходе которой обращение Бабошко И.А. нашло свое подтверждение: прямо от входа в магазин, на полках, за стойкой кассира обнаружена маркированная алкогольная продукция в ассортименте в количестве 227 бутылок. Кроме того в коробочке возле кассовой техники был обнаружен кассовый чек онлайн -кассы ККТ Атол 55Ф зав. № 0010608221589 на сумму 200 рублей за 1 бутылку водки «Перепелка деревенская», объемом 0,2 л. с указанием ИП Аббасов Фариз Исрафил оглы.

28.12.2021 в отношении ИП Аббасова составлен протокол об административном правонарушении № 680/2021 по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи
14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании указанного протокола в порядке части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи
202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях незаконная розничная продажа алкогольной
и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей
с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону состава названного правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий,
их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной
в постановлениях от 12.11.2003 № 17-П и от 23.05.2013 № 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к ограниченно оборотоспособным объектам, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты
как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества
и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В этих целях Законом № 171-ФЗ устанавливаются правовые основы оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе закрепляется обязательность лицензирования указанной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей
и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях; перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования
ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся
 в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций; производства и оборота виноградного сусла, произведенного сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В силу положений пункта 1 и абзаца 10 пункта 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности.

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена
с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции
в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки
(в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ).

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий запрещены. Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования вышеуказанного Федерального закона, несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи
с позиций статей 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии достоверных и достаточных доказательств того,
что предпринимателем совершено административное правонарушение.

Из материалов дела следует, что 29.11.2021 в период времени с 14 часов 20 минут
до 15 часов 00 минут в магазине «Минимаркет» по адресу: г. Сургут, ул. 30 лет Победы, 46/2, в котором осуществляет деятельность ИП Аббасов, обнаружена маркированная алкогольная продукция в ассортименте в количестве 227 бутылок. Кроме того в коробочке возле кассовой техники обнаружен кассовый чек онлайн-кассы ККТ Атол 55Ф
зав. № 0010608221589 на сумму 200 рублей за 1 бутылку водки «Перепелка деревенская», объемом 0,2 л. с указанием ИП Аббасов Фариз Исрафил оглы.

Факт оборота алкогольной продукция, запрещенной к реализации индивидуальными предпринимателями, подтверждается материалами дела: протоколом
об административном правонарушении от 28.12.2021, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий или находящихся там вещей и документов от 29.11.2021, протоколом изъятия вещей и документов от 29.11.2021, кассовым чеком, актом проверки
№ 733 от 29.11.2021, объяснениями свидетеля Амеровой О.Т.

Вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена судом, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными Департаментом.

Доказательства, исключающие возможность предпринимателя соблюсти правила,
за нарушение которых указанной нормой права предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля,
в материалах дела отсутствуют.

Процессуальных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не выявлено. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Исходя из характера совершенного предпринимателем правонарушения, конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает оснований для применения положений части
2.2 статьи 4.1, части 1 статьи 4.1.1, статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях и возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела.

Правонарушение, совершенное предпринимателем, создает угрозу вреда жизни
и здоровью людей, приобретающих алкогольную продукцию, находящуюся в незаконном обороте. Оборот спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное предпринимателем административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи спиртосодержащей продукции, данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

С учетом изложенного, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение предпринимателя, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд полагает целесообразным назначить предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 100 000 рублей, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 15.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

С учетом изложенного суд считает необходимым алкогольную продукцию, изъятую в ходе производства по делу об административном правонарушении, направить
на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.

          Руководствуясь статьями 167-171, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

          Привлечь индивидуального предпринимателя Аббасова Фариза Исрафил оглы (ОГРНИП 309860211900040, ИНН 860232543631, дата государственной регистрации: 29.04.2009, дата рождения: 11.07.1978, место рождения: Р. Азербайджан, Товузский район, г. Говлар, место регистрации: г. Сургут, ул. Геологическая, д. 15, кв. 105)
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

          Направить на уничтожение изъятую по протоколу ареста № 680/2021 от 29.11.2021 алкогольную продукцию.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его принятия
в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает
в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней
со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель: ИНН 6671294624, КПП 667901001, ОГРН 1096671010864, ОКТМО 65701000, УФК по Свердловской области (МРУ Росалкогольрегулирования
по Уральскому федеральному округу, л/с 04621А22520), Уральское ГУ Банка России/УФК по Свердловской области г. Екатеринбург, БИК 016577551, № счета 16011601331010000140, УИН 16000000000000522491.

Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате штрафа.

В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке
не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке.
При этом, лицу, привлеченному к административной ответственности, разъясняется,
что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                 Л.С. Истомина