НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 12.05.2016 № А75-14763/15

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

19 мая 2016 г.

Дело № А75-14763/2015

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2016 г.

Решение изготовлено в полном объеме 19 мая 2016 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-14763/2015 по заявлению  федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о признании частично недействительным представления,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Левченко В.Н., доверенность № 65/16 от 11.01.2016,

от ответчика – не явились,

у с т а н о в и л:

федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» (далее – заявитель, Учреждение) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к территориальному отделу Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее - ответчик, Росфиннадзор) о признании недействительными пунктов 2,3 представления № 86-05-01/21 от 16.10.2015.

В отзыве на заявление Росфиннадзор просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил, что основании приказа Росфиннадзора № 21-П от 23.06.2015 в период с 26.06.2015 по 28.07.2015 в отношении Учреждения проведена выездная проверка (ревизия) законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и отчетности за проверяемый период с 01.01.2014 по 31.12.2014.

По итогам проведенной проверки был составлен акт проверки от 11.08.2015 № 25.

По результатам рассмотрения материалов проверки 16.10.2015 руководителем Росфиннадзора вынесено представление № 86-05-01/21 об устранении причин и условий допущенных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

В пункте 2 представления было указано, что полученное в пользование программное обеспечение ИС «Контур-Зарплата», стоимость которого составила 58 000 рублей, не было учтено на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», не была открыта карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф.0504041). По мнению Росфиннадзора это явилось нарушением пункта 32, 66, 333 и 334 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Приказ
 № 157н).

В пункте 3 представления было указано, что в результате неверного принятия к бухгалтерскому учету материальных объектов имущества, материальных ценностей и непринятия к бухгалтерскому учету допущено искажение бюджетной отчетности
 за 2014 год на общую сумму 218 662 рубля 28 копеек. По мнению Росфиннадзора это явилось нарушением стать 162, 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете», пунктов 16, 20, 152 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 191н от 28.12.2010.

Не согласившись с пунктами 2 и 3 представления Росфиннадзора, Учреждение обратилось с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться
 в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
 и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия
 у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение
 или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 66 Приказа № 157н отражение в учете учреждения операций, связанных с предоставлением (получением) прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству Российский Федерации.

В бухгалтерском учете учреждения-правообладателя (лицензиара) предоставление нематериальных активов в пользование на условиях сохранения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации отражаются бухгалтерскими записями путем внутреннего перемещения объекта учета (без выбытия с балансового учета) одновременным отражением на забалансовом счете по учету имущества, переданного в пользование. При этом начисление амортизации неуказанным нематериальным активам производится правообладателем (лицензиаром).

Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Пунктом 333 Приказа № 157н нa забалансовых счетах учреждением учитываются:

1) ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованное имущество; имущество, полученное с правом безвозмездного (бессрочного) пользования, поступившее на хранение и (или) .переработку, а также по централизованным закупкам (централизованному снабжению) и т.п.);

2) материальные ценности, учет которых согласно настоящей Инструкции предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства, стоимостью до 3000 включительно, введенные (переданные) в эксплуатацию, периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости, бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, материальные ценности, оплаченные по централизованным закупкам (централизованному снабжению), специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам), экспериментальные устройства, иные ценности, расчеты;

3) обязательства, ожидающие исполнения, а также дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности.

В соответствии с пунктом 333 Приказа № 157н счет предназначен для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученных учреждением в безвозмездное пользование, а также объектов движимого и недвижимого имущества, полученных в возмездное пользование кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в рамках заключенного договора с ООО «Бухгалтерия плюс» в октябре 2014 года Учреждением было приобретено неисключительное лицензионное право на программное обеспечение ИС «Контур - Зарплата» на основании договора № БП - 14/14 от 08.10.2014.

По условиям договора от 08.10.2014 исполнитель передает заказчику (Учреждению) лицензии на пакеты обновлений информационной системы и оказывает информационные услуги. Таким образом, указанный договор предусматривает как приобретение Учреждением неисключительных лицензионных прав на программное обеспечение, так и оказание Учреждению услуг, перечисленных в спецификации к договору.

Из представленной в материалы дела спецификации следует, что стоимость приобретения неисключительных лицензионных прав на программное обеспечение составляет 28 000 рублей, а стоимость услуг по сопровождению программного продукта составляет 30 000 рублей.

Указанная в договоре и спецификации сумма в размере 58 000 рублей, из которых 28 000 рублей составляла стоимость неисключительных лицензионных прав на программное обеспечение, а 30 000 рублей составляла стоимость услуг, оплачена Учреждением исполнителю по договору платежным поручением № 799268 от 17.10.2014, что было установлено в ходе проведения проверки.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации услугой является не имущество, как ошибочно полагает ответчик, а определенное действие или определенная деятельность.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм Приказа № 157н, оснований для отражения в бухгалтерском учета расходов на оплату услуг в сумме 30 000 рублей на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» у Учреждения не имелось.

В материалы дела представлено письмо Росфиннадзора от 01.12.2015
 о внесении изменений в оспариваемые пункты оспариваемого представления в соответствии с доводами Учреждения, изложенными в заявлении в суд.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 99 от 22.12.2005 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации», отмена оспариваемого ненормативного правового акта не препятствуют рассмотрению по существу заявления о признании акте недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Суд соглашается с доводами заявителя о нарушении оспариваемыми пунктами представления прав и законных интересов Учреждения, поскольку за неисполнение представления в установленные в нем сроки Общество может быть привлечено к административной ответственности по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив в соответствии с нормой статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты 2 и 3 представления № 86-05-01/21 от 16.10.2015 не соответствует закону и нарушают права и законные интересы Учреждения в связи с чем требования Учреждения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 9, 67, 68, 71, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

требования федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» удовлетворить.

Признать недействительным представление территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре № 86-05-01/21 от 16.10.2015 в части нарушений, указанных в пунктах 2 и 3.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.А. Голубева