Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ханты-Мансийск
18 ноября 2020 года | Дело № А75-10383/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2020 года
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола секретарем Гуляевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Культурно-досуговый центр «Октябрь» (ОГРН 1038600002627, ИНН 8601020542, адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск, улица Дзержинского, дом 7) о признании недействительным в части представления Счетной палаты города Ханты-Мансийска от 27.03.2020 № 26,
при участии представителей сторон: от заявителя – Любченко С. В. по доверенности от 05.10.2020, Белова Я. Ю. по доверенности от 05.10.2020; от Счетной палаты – Тюкенова А. В. по доверенности от 21.09.2020, Бузмакова Н. И. по доверенности от 21.09.2020,
у с т а н о в и л:
муниципальное бюджетное учреждение «Культурно – досуговый центр «Октябрь» (далее – заявитель, учреждение, МБУ КДЦ «Октябрь») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании пунктов 1.1, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 6, 7.1, 7.4, 8.1, 8.2, 8.3, 10.3, 11.1 представления Счетной палаты города Ханты – Мансийска (далее – Счетная палата, орган контроля) от 27.03.2020 № 26 (т. 1 л.д. 10-24, т. 2 л.д.61-64).
Заявлением от 02.11.2020 учреждение уточнило требования и просило признать недействительными пункты 2.4, 2.5, 6, 8.1, 8.2, 8.3, 10.3, 11.1 представления.
Требования мотивированы незаконностью и необоснованностью выводов органа контроля о наличии в МБУ КДЦ «Октябрь» недостатков и нарушений, а так же нарушением процедуры проверки.
Представители учреждения в судебном заседании поддержали уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Счетной палаты в судебном заседании возражали относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (т. 4 л.д. 116-137). Полагают представление в оспоренной части законным и обоснованным.
Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.
Из материалов дела следует, что на основании пункта 1.1 плана работ Счетной палаты города Ханты – Мансийска на 2020 год в период с 15.01.2020 по 28.02.2020 должностными лицами органа контроля в отношении МБУ КДЦ «Октябрь» проведена проверка законности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных в 2019 году на мероприятие «Реализация творческого потенциала жителей города Ханты – Мансийска» в рамках муниципальной программы «Развитие культуры в городе Ханты – Мансийске», о чем составлен акт от 10.03.2020 (т. 1 л.д. 70-108).
Письмом от 18.03.2020 МБУ КДЦ «Октябрь» заявило возражения относительно выводов, изложенных в акте (т. 1 л.д. 109-118). Письмом от 27.03.2020 № 24 возражения учреждения оставлены без удовлетворения.
27.03.2020 в адрес Администрации города Ханты – Мансийска, а так же в адрес МБОУ КДЦ «Октябрь» выдано представление № 26, в котором учреждению предложено принять меры для устранения и недопущения выявленных нарушений.
Названное представление частично оспорено учреждением в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 64 Устава города Ханты – Мансийска предусмотрено, что постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля на территории муниципального образования является Счетная палата города Ханты-Мансийска.
В соответствии с пунктом 9 части 2, частью 4 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами, кроме прочего, в отношении муниципальных учреждений. При этом орган контроля наделен полномочиями на осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета.
Частью 1 статьи 16 названного Закона определено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
На основании приведенных норм права суд пришел к убеждению о наличии у Счетной палаты города Ханты – Мансийска полномочий на проведение контрольных мероприятий в отношении в отношении МБУ КДЦ «Октябрь».
Муниципальное бюджетное учреждение «Культурно-досуговый центр «Октябрь» создано в соответствии с распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от 07.10,2010 года № 332-р путем изменения типа муниципального учреждения «Культурно - досуговый центр «Октябрь».Учредителем учреждения является муниципальное образование Ханты- Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Ханты- Мансийск в лице Администрации города Ханты-Мансийска и департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска (т. 4 л.д. 51-85).
Постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 24.10.2013 N 1370 утверждена муниципальная программа "Развитие культуры в городе Ханты-Мансийске». Исполнителем муниципальной программы в 2019 году, кроме прочего, являются муниципальное бюджетное учреждение «Культурно-досуговый центр «Октябрь». Целями программы, в том числе, является обеспечение прав граждан на свободу творчества, культурную деятельность, участие в культурной жизни города Ханты-Мансийска. Задачами муниципальной программы является, в том числе: 1. создание условий для творческой самореализации населения, широкого участия в культурной жизни города Ханты-Мансийска; 2. формирование открытой и конкурентной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации муниципальной политики в сфере культуры.
Для достижения цели и решения задач программы предусмотрены следующие подпрограммы: 1. Подпрограмма 1 «Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации»; 2. Подпрограмма II «Организация культурного досуга населения города Ханты-Мансийска». В рамках подпрограммы «Организация культурного досуга населения города Ханты-Мансийска» выполняется основное мероприятие «Реализация творческого потенциала жителей города Ханты-Мансийска». Основными направлениями мероприятия являются: создание условий и организация деятельности клубных формирований, проведение, используя многообразие форм клубной работы, культурно-массовых просветительских и досуговых мероприятий, в том числе способствующих развитию гражданских, патриотических качеств детей и молодежи, социализации детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел; обеспечение деятельности муниципального бюджетного учреждения «КДЦ «Октябрь» (расходы на содержание здания, укрепление материально- технической базы учреждения, оплату труда и обеспечение социально- экономических гарантий работников).
Источниками финансирования проверяемого мероприятия являются средства бюджета города Ханты-Мансийска.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение ими государственного (муниципального) задания.
Согласно пункта 3 статьи 69.2 БК РФ муниципальное задание на оказание муниципальных услуг формируется в порядке, установленном местной администрацией.
В соответствии с постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 25.12.2015 № 1466 «Об утверждении Порядка формирования, финансового обеспечения, мониторинга выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями и предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Ханты-Мансийска на финансовое обеспечение выполнения ими муниципальных заданий», распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от 09.01.2019 № 1-р «Об утверждении муниципального задания на оказание муниципальных услуг, выполнение муниципальных работ в сфере культуры» (т. 8 л.д. 140-148). Между Администрацией города Ханты-Мансийска и МБУ КДЦ «Октябрь» заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее - Соглашение о предоставлении субсидии(т. 8 л.д. 149-152).
В соответствии с Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) учреждению предоставлена субсидия на 2019 год в размере 121 443 668,00 руб., в том числе расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципальных учреждений 101 965 944,51 руб.
Муниципальное задание на 2019 год МБУ «КДЦ «Октябрь» утверждено по следующим муниципальным услугам: 1. организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества (платная); 2. организация и проведение культурно-массовых мероприятий.
Из содержания акта проверки от 10.03.2020 и пункта 10.3 представления следует, что в результате проверки в деятельности учреждения выявлено нарушение пункта 6.6 постановления Администрации города Ханты-Мансийска от 05.07.2019 № 800 «Об утверждении Порядка формирования, финансового обеспечения, мониторинга выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями и предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Ханты-Мансийска на финансовое обеспечение выполнения ими муниципальных заданий» и пункта 2.3.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ) от 10.01.2019 .
В частности, в 2019 году МБУ «КДЦ «Октябрь» произвело неэффективное расходование средств субсидии на муниципальное задание на приобретение расходных материалов и сувенирной продукции на мероприятия, проводимые на платной основе. Всего списано расходов за счет средств субсидии на муниципальное задание 2019 года в сумме 444,04 тыс. рублей на 17 мероприятий, проводимых на платной основе. Соответственно расходы в сумме 444,04 тыс. рублей являются неэффективным и необоснованным расходованием средств субсидии муниципальное задание (т. 9 л.д. 1-19).
Кроме того в течение 2019 года за счет средств бюджета оплачивалась заработная плата сотрудникам за проведение мероприятий в выходные дни, осуществляющим деятельность, приносящую доход учреждению. Бюджетное финансирование муниципального задания на 2019 год на предоставление услуг, не предусматривает расходов бюджета субъекта на оказание услуг на платной основе. Неправомерные выплаты бюджетных средств сотрудникам, занимающимся деятельностью приносящей доход учреждению, за 2019 год составили 165,2 тыс. рублей.
Наряду с изложенным учреждение произвело неэффективное расходование средств субсидии на муниципальное задание, предоставляемой в рамкахосновного мероприятия муниципальной программы «Развитие культуры в городе Ханты-Мансийске» «Реализация творческого потенциала жителей города Ханты-Мансийска» на оплату командировочных расходов в сумме 263,68 тыс. рублей в г. Новороссийск для участия в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города - героя Новороссийск по авансовым отчетам от 18.09.2019 № 51 директора Гарькиной Е.Н. в сумме 51,24 тыс. рублей, от 19.09.2019 №53 артиста ансамбля Никитиной Т.Н. в сумме 37,24 тыс. рублей, № 54 руководителя ансамбля Пасхальского М.Е. в сумме 37,74 тыс. рублей, № 55 артиста ансамбля Пасхальского М.М. в сумме 32,74 тыс. рублей, № 56 артиста ансамбля Ткаченко И.С. в сумме 33,24 тыс. рублей, № 57 артиста ансамбля Сорокина Ю.Н. в сумме 37,74 тыс. рублей, № 58 артиста ансамбля Пасхальской И.Н. в сумме 33,74 тыс. рублей (пункт 11.1 представления).
Оплата командировочных расходов в г. Новороссийск сотрудникам учреждения произведена за счет средств программы «Развитие культуры в городе Ханты-Мансийске», в рамках мероприятия «Реализация творческого потенциала жителей города Ханты-Мансийска». Расходы по данному мероприятию предусмотрены на создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Ханты-Мансийска услугами организаций культуры. Расходы, направленные на развитие межмуниципального сотрудничества, не соответствуют целям и задачам муниципальной программы, не направлены на достижение установленных целевых показателей.
Согласно пункта 6.6 постановления Администрации города Ханты-Мансийска от 05.07.2019 № 800, пункта 2.3.1 Соглашения учреждение обязано обеспечить целевое и эффективное использование субсидии в целях оказания муниципальных услуг
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для вывода о нецелевом характере использования средств соответствующего бюджета необходимо установить, что они были направлены на оплату денежных обязательств, не соответствующих целям их выделения, определенных тем документом, на основании которого они были выделены. Если бюджетные средства были использованы в соответствии с целями, определенными в документе, являющемся правовым основанием для их выделения, вывод о их нецелевом использовании не может быть признан правомерным, пусть даже при их использовании и были допущены какие-либо иные нарушения.
Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон 7 - ФЗ) государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами. основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Пунктом 4 названной статьи установлено, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Из приведенной нормы следует, что платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, могут выполняться в рамках приносящей доход деятельности, а также включаться в государственное (муниципальное) задание.
Статьей 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре предусмотрено, что организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений. Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного или автономного учреждения: осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.
Таким образом, учредитель может включить в муниципальное задание платные услуги при соблюдении нескольких условий. Они должны обязательно соответствовать основным видам деятельности организации, перечисленным в ее уставе, а на их оказание выделяют бюджетные средства.
Ранее судом отмечено, что распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от 09.01.2019 № 1-р утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг, выполнение муниципальных работ в сфере культуры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Указанным заданием утверждена муниципальная услуга «Организация и проведение мероприятий» на 2019 год - бесплатных в количестве 244 ед., «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий» на 2019 год - за плату в количестве 132 ед.
В соответствии с Соглашением на муниципальную программу «Развитие культуры в городе Ханты-Мансийске» подпрограмма «Организация культурного досуга населения города Ханты-Мансийска», мероприятие «Реализация творческого потенциала жителей города Ханты-Мансийска», реализация мероприятий (код программы 0400801) предоставлена субсидия в размере 7 072 847,20 руб.
Из положений статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, приказа Минфина России от 28.07.2010 № 81 н следует, что документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее — План ФХД).
Таким образом, расходование средств субсидии на выполнение муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в соответствии с Планом ФХД. Показатели финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений должны соответствовать показателям, отраженным в Плане ФХД.
Согласно расшифровке расходов к Плану ФХД на 2019 по муниципальной программе «Развитие культуры в городе Ханты-Мансийске» подпрограмма «Организация культурного досуга населения города Ханты-Мансийска», мероприятие «Реализация творческого потенциала жителей города Ханты-Мансийска», реализация мероприятий на организационное обеспечение проведения мероприятий (январь-декабрь) выделена сумма субсидии 2 688 288,40 руб., в том числе на приобретение материалов (батарейки, открытки, реквизит, сувенирная продукция и пр( т. 8 л.д. 153-170).
Согласно приложению к отчету о выполнении муниципального задания за 2019 год (п.6.2. раздела 2 «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий») за плату мероприятия, запланированные к проведению на платной основе, выполнены в полном объеме, в том числе мероприятия, указанные в акте: «Новогодний аккорд», «Новый год в Октябре» (реализация мероприятий в рамках культурно - туристического проекта «Ханты-Мансийск - Новогодняя столица»), «Как сердцу высказать себя» (концертная программа коллектива центра «Славяне»), «Музыка весны» (концерт творческих коллективов центра). «Богат талантами любимый город» (гала-концерт городского конкурса). «Земля моя - Душа моя» (отчетный концерт ансамблей центра «Эксклюзив» и «Прасковея»), «Мамина радость, папина гордость» (отчетный концерт детских коллективов центра). «О главном...» (отчетный концерт коллектива центра «В движении»). «Танцевальный марафон» (отчетный концерт хореографических коллективов центра), «Цианистый калий...с молоком или без» (театрализованное представление артистов центра). «Дети России» (отчетный концерт коллектива центра «Ривер»). «Мечтай» (концерт театральной студии центра «Отдыхай»). «В единстве народа - единство страны» (концерт коллективов центра, посвященный Дню народного единства). «20 историй о любви» (отчетный концерт артистов центра), «Слово доброе о маме» (гала- концерт городского конкурса художественной самодеятельности), «Солисты Югры» (отчетный концерт коллектива «Солисты Югры». посвященный Дню образования округа(т. 8 л.д. 171-177).
Таким образом, поименованные в акте Счетной палаты 17 мероприятий, проводимых на платной основе, включены в п.6.2. муниципального задания, приобретение материалов на обеспечение вышеуказанных мероприятий и отраженные в актах списания (батарейки, открытки, реквизит и пр.) были учтены в Плане ФХД в соответствии с финансовым обеспечением на выполнение муниципального задания.
Установленный ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В принятом учредителем отчете учреждения о выполнении муниципального задания выполнение объемных показателей за 2019 год выполнено с превышением плановых показателей, что свидетельствует о достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, т.е. о результативности использования средств, направленных на обеспечение деятельности учреждения. При этом Счетной палатой не выявлено превышения расходов сверх установленного объема субсидии, в том числе в части размеров, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.
На основании вышеизложенного, приобретение расходных материалов и сувенирной продукции на мероприятия, проводимые на платной основе, не может быть признано неэффективным расходованием средств субсидии, так как это соответствует уставной деятельности учреждения. Расходы произведены согласно целям, предусмотренным планом, и направлены на выполнение муниципального задания в полном объеме.
В части расходования денежных средств на оплату труда в выходные и праздничные дни, суд пришел к следующему выводу.
Планом ФХД утвержден размер расходов учреждения на оплату труда на 2019 год: за счет субсидии на выполнение муниципального задания в сумме 90 083 500,45 руб. + возврат дебиторской задолженности прошлых лет в сумме 902 905,08 руб. итого 90 986 405,53 руб. , за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в сумме 433 542,46 руб.
Фактические расходы на оплату труда за 2019 год за счет субсидии на выполнение муниципального задания составили 90 986 405,53 руб., от приносящей доход деятельности 433 542.46 руб..
В соответствии с пунктом 4.4. Коллективного договора, Правилами внутреннего трудового распорядка в учреждении применяется 5-ти дневная рабочая неделя с двумя выходными днями для административно-управленческого, творческого персонала и бухгалтерии. 6-ти дневная с одним выходным днем для младшего обслуживающего персонала. Согласно пункта 4.9. раздела 4 Коллективного договора к работе в выходные и нерабочие праздничные дни привлекаются работники только с их письменного согласия и по письменному распоряжению работодателя в соответствии со ст. 113 ТК РФ.
Оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии со статьями 149-154 Трудового кодекса Российской Федерации на основании правового акта работодателя. Правовым актом работодателя является Положение по оплате труда работников.
Решением Думы города Ханты-Мансийска от 28.10.2011 № 114 утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда работников муниципального бюджетного учреждения «Культурно-досуговый центр «Октябрь» (далее - Положение), которым предусмотрено право работников на получение выплат компенсационного характера, в том числе выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. В соответствии с разделом 6 п. 6.6. Положения работникам, привлекавшимся к работе в выходные дни. осуществляется оплата труда в соответствующих размерах, установленных ст. 153 ТК РФ.
Муниципальным заданием на оказание муниципальных услуг в сфере культуры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена муниципальная услуга «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий» на 2019 год - за плату в количестве 132 ед.
Сотрудники учреждения привлекались для работы в выходные и праздничные дни на основании приказов директора от 22.02.2019 № 34-Л. от 22.02.2019 № 35-Л. от 06.03.2019 № 48-Л, от 07.03.2019 № 50-Л. от 15.03.2019 № 57-JI от 21.03.2019 № 60-Л. от 12.04.2019 № 95-Л, от 18.04.2019 № 100-Л. от 19.04.2019 № Ю7-Л. от 22.04.2019 № 110-Л. от 24.05.2019 № 145-Л. от 27.05.2019 № 151- Л, от 09.09.2019 № 277-Л, от 16.10.2019 № 351-Л, от 16.10.2019 № 352-Л, от 25.10.2019 № 363-Л, от 01.11.2019 № 372-Л, от 21.11.2019 № 385-Л, от 22.11.2019 № 388-Л, от 27.11.2019 № 396-Л. от 06.12.2019 № 419-Л. от 13.12.2019 № 423-Л. от 16.12.2019 № 424- Л. от 16.12.2019 № 425-Л, от 16.12.2019 № 426-Л. от 16.12.2019 № 427-Л. от 17.12.2019 № 431-Л (т. 9 л.д. 59-162).
Согласно отчета о выполнении муниципального задания за 2019 год приложения к нему учреждением проведено культурно - массовых мероприятий в количестве 466 ед.. в том числе и за плату потребителя муниципальных услуг, в связи с чем выплата заработной платы в размере 165,2 тыс. руб. за работу сотрудников в выходные (нерабочие праздничные дни) за счет средств субсидии, выделенной местным бюджетом в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, является правомерной.
Относительно оплаты проезда сотрудникам учреждения в г. Новоросийск, суд полагает возможным руководствоваться следующим.
Ранее судом отмечено, что целями и задачами согласно п.2.1. подпрограммы II «Организация культурного досуга населения города Ханты-Мансийска» «Реализация творческого потенциала жителей города Ханты-Мансийска» паспорта муниципальной программы «Развитие культуры в г. Ханты-Мансийске» (приложение 1к постановлению Администрации города Ханты-Мансийска от 24.10.2013 № 1370) являются: обеспечение прав граждан на свободу творчества, культурную деятельность, участие в культурной жизни города Ханты-Мансийска; создание условий для творческой самореализации населения, широкого участия в культурной жизни города Ханты-Мансийск.
Для развития творческих способностей жителей города Ханты-Мансийска реализуются ключевые мероприятия, такие как участие творческих коллективов в статусных международных, общероссийских, краевых, районных, городских и иных культурных программах, конкурсах, что предусмотрено п. 2.3.1. Устава Учреждения раздела 2 «Цель и задачи Учреждения и их реализация».
В сентябре 2019 года по приглашению Главы города Новороссийска Игоря Дяченко делегация города Ханты-Мансийска посетила город-герой Новороссийск. В делегацию от города Ханты-Мансийска вошли директор учреждения Екатерина Гарькина и сотрудники культурно-досугового центра «Октябрь» - вокальный ансамбль «Солисты Югры», участники которого представили две концертные программы в рамках празднования Дня города-героя - на площади Морского вокзала и в Новороссийском городском театре.
Данные концертные программы внесены в отчет о выполнении муниципального задания.
В соответствии со ст. 166 ТК РФ командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении работника в командировку учреждение обязано (ст. 153. 167. 168 ТК РФ): сохранить за работником место работы (должность); выплатить работнику средний заработок за время нахождения в командировке (включая дни пути); в случае привлечения к работе в выходные или нерабочие праздничные дни оплатить такую работу в порядке, установленном трудовым законодательством; возместить в установленном порядке связанные с командировкой расходы по проезду, найму жилого помещения, выплатить суточные, а также компенсировать иные расходы, произведенные с разрешения или с ведома руководителя учреждения.
При изложенных обстоятельствах командировочные расходы сотрудников учреждения состоящих с ним в трудовых отношениях, а также директора Гарькиной Е.Н., в сумме 263,68 тыс. руб. являются правомерными, которые напрямую связаны с исполнением муниципального задания, с достижением заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономность).
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о расходовании МБУ КДЦ «Октябрь» средств субсидии в целях осуществления мероприятий, предусмотренных муниципальным заданием, в соответствии с целями и задачами деятельности учреждения.
Ссылка Счетной палаты на приказ Департамента управления финансами Администрации города Ханты – Мансийска от 10.08.2018 № 106 «Об утверждении Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований города Ханты – Мансийска на очередной финансовый год и плановый период» судом не принимается. В приложении № 17 к названному приказу указано о запрете учета финансового обеспечения платной деятельности при расчете объема бюджетного ассигнования на выполнение муниципального задания.
Названный документ не исключает возможность расходования предоставленных средств на выполнение муниципального задания, которое является для учреждения обязательным к исполнению. Отсутствие запланированных средств само по себе в спорном правоотношении не может толковаться как нецелевое использование предоставленных денежных средств. При отсутствии средств на осуществление платных мероприятий у учредителя учреждения отсутствовали основания для отражения таких мероприятий в качестве муниципального задания. Между тем платные мероприятия отражены в задании в связи с чем использование субсидии в целях исполнения таких мероприятий не является нецелевым использованием средств.
Наряду с изложенным Счетной палатой при проведении контрольного мероприятия установлено, что решением Думы города от 01.04.2013 № 367-V РД «О внесении изменений в решение Думы города Ханты-Мансийска от 28.10.2011 №114 «О размерах и условиях оплаты труда работников муниципального бюджетного учреждения «Октябрь» утверждены размеры должностных окладов без предъявления требований к уровню образования, стажа работы (пункт 2.5 представления).
Данное является нарушением статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем МБУ КДЦ «Октябрь» предложено инициировать разработку нормативного акта, устанавливающего оплату труда сотрудников в зависимости от уровня образования, стажа работы и других требований в соответствии с нормами трудового законодательства.
Подпунктом 14.3 пункта 1 статьи 39 Устава города Ханты – Мансийска установлено, что определение размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений городского округа является компетенцией Главы города. Кроме того, в силу пункта 6 статьи 58 Устава организация работы муниципальных учреждений культуры является полномочием Администрации города.
Из приведенных норм следует, что наличие муниципального правового акта об оплате труда муниципального учреждения, не соответствующего требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, не может вменяться в вину МБУ КДЦ «Октябрь» и устранение таких нарушений и недостатков так же не может возлагаться на такое учреждение.
Кроме прочего, при проведении контрольного мероприятия Счетной палатой установлено, что на условиях внутреннего совместительства в нарушении статьи 284 ТК РФ с Брехт А. А. заключен трудовой договор 31/15 от 03.11.2015 продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю, по должности художественный руководитель инструментального ансамбля. Время работы внутреннего совместителя установлено с 17.00 часов до 21.30 часов. При этом по основной занимаемой должности звукорежиссера Брехт А.А. установлена продолжительность рабочего времени до 18.00 часов (пункт 2.4 представления).
В связи с совпадением (наложением) рабочего времени по совместительству и по основной работе неправомерные выплаты Брехт А.А. за 2019 год за час неправомерно дважды оплаченной работы по основной занимаемой должности и должности выполняемой в порядке совместительства составили 31,3 тыс. рублей.
Согласно статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Из приведенной нормы следует, что надлежащим доказательством отработанного времени является табель учета.
Представленными в материалы дела табелями учета рабочего времени МБУ КДЦ «Октябрь» подтверждается отсутствие в 2019 году фактов работы Брехт А. А. по внутреннему совместительству более 4 часов в день и тем самым опровергнуты выводы органа контроля о двойной оплате в адрес работника (т. 7 л.д. 123-146).
Выводы органа контроля о неправомерных выплатах произведены расчетным путем без установления и подтверждения реальности фактов неправомерных начислений и выплат в адрес совместителя. При таких обстоятельствах вывод Счетной палаты является необоснованным и неправомерным.
В пункте 6 представления Счетной палаты, а так же в акте проверки органом контроля отражен вывод о необоснованных начислениях в 2019 году 126,3 тыс. руб. в виде 50 процентов надбавки к заработной плате сотрудникам в возрасте до 30 лет. Соответствующие выводы сделаны относительно выплат в адрес Воробьевой К.JI. в размере 11, 2 тыс. рублей, Иванова М.В. в размере 20, 7 тыс. рублей, в адрес Пасхальского М.М. в размере 20, 6 тыс. рублей, а так же в адрес Чернякова М.П. в размере 73,8 тыс. рублей.
По убеждению Счетной палаты работнику в возрасте до 30 лет выплачивается 50% надбавка только в том случае, если он прожил до декабря 2004 года не менее пяти лет на Севере. Не учитывая данное требование, 50% надбавка начислялась в полном объеме сотрудникам в возрасте до 30 лет. Документы, подтверждающие проживание пяти лет до 31 декабря 2004 года на Севере, отсутствуют.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2016 № 699-рп утверждено Трехстороннее соглашение между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 - 2019 годы. В пункте 3.13 соглашения работодатели обязались выплачивать процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в совокупности не менее 5 лет.
Статьей 3 Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в городе Ханты-Мансийске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Ханты-Мансийска, а также в организациях, получающих субсидии из бюджета города Ханты-Мансийска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, утвержденного решением Думы города от 28.05.2010 № 982 (далее Положение № 982 о гарантиях и компенсациях), установлено, что работникам выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с действующим законодательством. Лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее пяти лет, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выплачивается в полном размере с первого дня работы в организации. Документом, подтверждающим факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет, является справка с места жительства либо справка образовательной организации об обучении лица в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет.
В поставленном перед судом спорном правоотношении Воробьева К. Л., Иванов М. В., Пасхальский М. М., Черняков М. П. в 2019 году не достигли возраста 30 лет.
При этом представленными справками подтверждается проживание каждого из них на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры более 5-ти лет к моменту трудоустройства (т. 8 л.д. 46-51).
Отсутствие соответствующих справок на момент проверки может свидетельствовать об отсутствии оснований для соответствующих выплат. Вывод о неправомерности выплат может быть обоснованным лишь при подтверждении факта отсутствия у перечисленных лиц прав на получение надбавки в размере 50 процентов. Между тем наличие или отсутствие у работников права на надбавку Счетной палатой не выяснялось.
Представленные справки подтверждают наличие права на надбавку, в связи с чем выводы Счетной палаты о неправомерности выплаты в размере 126,3 тыс. руб. являются необоснованными.
Наряду с изложенным при проведении контрольного мероприятия органом контроля установлены факты нарушения пункта 4.6 Положения № 982 о гарантиях и компенсациях при компенсации расходов Высоцкому Е. В. понесенных для проезда к месту проведения отдыха и обратно, нарушения пункта 4.7 названного Положения при компенсации расходов ГарькинойЕ. Н. и Мосейко К. Б.понесенных для проезда к месту проведения отдыха и обратно, нарушения пункта 4.21 Положения при компенсации расходов Волковой Ю. С..понесенных для проезда к месту проведения отдыха и обратно (пункты 8.1, 8.2, 8.3 представления).
При разрешении спора в указанной части суд полагает обоснованным руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 4 Положения № 982 о гарантиях и компенсациях работникам один раз в два года за счет средств работодателя производится компенсация произведенных работником расходов на оплату стоимости проезда самого работника и (или) неработающих членов его семьи к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также расходов на оплату стоимости провоза работником и (или) неработающими членами его семьи багажа весом до 30 килограммов.
Компенсация стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно неработающих членов семьи работника производится независимо от времени и места использования отпуска работником.
Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника и (или) неработающих членов его семьи производится не позднее чем за 3 рабочих дня до начала отпуска работника и (или) неработающих членов его семьи на основании заявления работника и справки транспортной организации о стоимости проезда или копии приобретенных проездных документов. Окончательный расчет производится по возвращении работника и (или) неработающих членов его семьи из отпуска на основании представленных проездных документов.
Для окончательного расчета работник обязан в течение трех рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить авансовый отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, посадочных талонов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника,
Пунктом 4.6 статьи 4 Положения № 982 о гарантиях и компенсациях установлено, что в случае использования работником и (или) неработающими членами его семьи отпуска за пределами Российской Федерации производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации соответственно железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных настоящим Положением, но не выше фактически понесенных расходов.
Из представленных заявлений и проездных документов Высоцкого Е. В. следует, что последний выезжал к месту проведения отдыха в Бангкок по маршруту Ханты – Мансийск – Москва – Абу – Даби – Бангкок – Абу – Даби – Москва – Ханты – Мансийск (т. 8 л.д. 57-107).
В соответствии с пунктом 4.7 статьи 4 Положения № 982 о гарантиях и компенсациях при авиаперелете Россия - Таиланд следует предоставить справку транспортного агентства по маршруту из соответствующего аэропорта вылета до аэропорта г. Иркутск.
Согласно справки транспортного агентства № 126634 стоимость проезда по маршруту Москва - Иркутск - Москва составляет 60 714.00 руб. Фактические расходы работника для приобретения билета по маршруту Москва – Абу-Даби – Бангкок – Абу-Даби – Москва, с учетом страхового сбора по обязательному личному страхованию, сбора за бронирование и оформление билета, топливного сбора, составил 39 357,00 руб.
Поскольку фактические расходы работника для проезда к месту отдыха за пределы Российской Федерации из г. Москвы и обратно не превысили стоимость проезда до г. Иркутска, определенной по тарифу в справке, МБУ КДЦ «Октябрь» правомерно компенсировало стоимость проезда в размере фактических расходов.
При такой выплате компенсация не привела к необоснованному доходу у работника и не привела к неправомерному расходования бюджетных средств в сумме 25,36 руб.
Доводы Счетной палаты о необходимости определения фактических расходов по маршруту Москва - Абу-Даби являются необоснованными, так как Абу-Даби местом проведения отдыха работника не является.
Материалами дела подтверждается, что работник учреждения Мосейко К. В. выезжал к месту проведения отдыха по маршруту Ханты – Мансийск – Анталья – Ханты – Мансийск (т. 8 л.д. 108-117), работник учреждения Гарькина Е. Н. выезжала к месту проведения отдыха по маршруту Ханты – Мансийск - Москва – Даламан – Москва - Ханты-Мансийск т. 8 л.д. 118-127). При этом каждый из работников выезжал к месту отдыха совместно с несовершеннолетним ребенком.
Пунктом 4.15 Положения № 982 о гарантиях и компенсациях установлено, что в случае проезда к месту использования отпуска и обратно воздушным транспортом чартерным рейсом детей работника, не достигших возраста 12 лет, при наличии справки о равной стоимости авиабилетов взрослого пассажира и ребенка оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере 100 процентов стоимости авиабилета взрослого пассажира
Таким образом, при наличии справки о равной стоимости проезда оплата должна производиться в размере 100 процентов.
Материалами дела подтверждается факт проезда работника и детей к месту проведения отдыха воздушным чартерным рейсом с равной стоимостью билетов для каждого пассажира.
При таких обстоятельствах компенсация проезда несовершеннолетних детей в размере 100 процентов стоимости билета является правомерной и соответствующей требованиям пункта 4.15 Положения № 982 о гарантиях и компенсациях.
Выводы Счетной палаты о неправомерной выплате 16,1 тыс. руб. являются необоснованными.
Из акта проверки и из представления следует, что в соответствии с авансовым отчетом от 05.09.2019 г № 48 Волкова Ю.С. выезжала к месту отдыха по маршруту Ханты-Мансийск- Москва-Брарселона (Испания) и в обратном направлении по маршруту Женева( Швейцария) - Москва - Ханты-Мансийск. По убеждению органа контроля работник проводил отдых в двух местах, в связи с чем местом отдыха считается Испания. В соответствии с пунктом 4.21. Решения Думы обратный проезд должен был осуществляться из аэропорта Барселоны, фактически вылет осуществлялся из аэропорта Женевы (Швейцария) и стоимость проезда из отпуска на Волкову Ю.С. и ее сына был оплачен по маршруту Женева-Москва, в связи с чем неправомерно выплачено 16,63 тыс. рублей
Суд полагает обоснованным руководствоваться следующим.
По авансовому отчету от 05.09.2019 № 49 в соответствии с заявлением Волковой Ю.С. местом проведения отдыха является Барселона (Испания) (т. 8 л.д. 128-139).
Согласно пункта 4.21 статьи 4 Положения о гарантиях и компенсациях в случае использования отпуска работником и (или) неработающими членами семьи работника в нескольких местах, оплата стоимости проезда компенсируется работнику только до одного избранного ими места, а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам.
Из приведенной нормы права не следует, что работник обязан возвращаться из места проведения отдыха тем же маршрутом и с использованием видов транспорта, аналогичным тем, которые использовались для проезда к месту проведения отдыха.
В спорном правоотношении работник определил место отдыха в Барселоне. Обратный маршрут отличался от маршрута приезда и проходил через г. Женева. При этом г. Женева географически расположен по маршруту следования из г. Барселона в г. Москву. Отсутствие проездных документов для проезда из г. Барселоны и в г. Женеву не препятствует квалифицировать проезд по маршруту г. Барселона – г. Женева – г. Москва – г. Ханты – Мансийск в качестве маршрута возвращения из места проведения отдыха.
В соответствии с пунктом 4.7 статьи 4 Положения № 982 О гарантиях и компенсациях при авиаперелете Россия - Испания следует предоставить справку транспортного агентства по маршруту из соответствующего аэропорта вылета - г. Сочи.
Согласно Справки транспортного агентства № 129998 стоимость проезда по маршруту (АВИА) экономический класс Москва - Сочи составила: взрослый тариф 10 800,00 руб.. детский тариф 8 285.00 руб., итого 19 085,00 руб. (10 800 + 8 285), обратный тариф тот же.
Сумма фактически понесенных сотрудником Волковой Ю.С. расходов по маршруту Москва - Барселона составила 27 117.54 руб. (эл. билет Волковой Ю.. Волкова П.).
В соответствии с пунктом 4.7 статьи 4 Положения № 982 О гарантиях и компенсациях при авиаперелете Россия - Швейцария следует предоставить справку транспортного агентства по маршруту из соответствующего аэропорта вылета - г. Калининград.
Стоимость авиаперелета по маршруту (АВИА) экономический класс Калининград - Москва составила: взрослый тариф 9 500.00 руб., детский тариф 7 125.00 руб.. итого 16 625,00 руб. (9 500 - 7 125) (Справка транспортного агентства № 129998).
Сумма фактически понесенных расходов по маршруту Женева (Швейцария) Москва составила 26 958,00 руб. (эл. билет Волковой Ю., Волкова И.).
Пунктом 4.20 Решения Думы от 28.05.2010 № 982 предусмотрено: в случае, если представленные работником документы подтверждают произведенные расходы на проезд по более высокой категории проезда, чем установлено пунктом 4.16 настоящей статьи. компенсация расходов производится на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленной категорией проезда, выданной работнику (неработающим членам его семьи) транспортной организацией или ее уполномоченным агентом (далее - транспортная организация), на дату приобретения билета.
В соответствии с п. 4.21. Решения Думы от 28.05.2010 № 982 в связи с подтверждением обратного проезда пересечения границы РФ (Калининград) компенсируется стоимость проезда «от того же места отдыха к месту постоянного местожительства», соответственно по маршруту Сочи - Москва.
В соответствии с авансовым отчетом от 05.09.2019 № 49 компенсация проезда по всему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно сотруднику Волковой Ю.С. составила: Ханты-Мансийск - Москва - Ханты-Мансийск 36 767,00 руб. (фактические расходы); Москва - Сочи - 19 085,00 руб. (справка о стоимости проезда): Калининград - Москва - 16 625,00 руб. (справка о стоимости проезда).
При такой выплате компенсация не привела к необоснованному доходу у работника и не привела к неправомерному расходования бюджетных средств в сумме 16,63 тыс. руб.
Выводы Счетной палаты в указанной части основаны на неверном толковании норм материального права.
Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд пришел к убеждению, что выводы Счетной палаты города Ханты – Мансийска о нарушениях и неправомерных выплатах МБУ КДЦ «Октябрь», изложенные подпунктах 2.4, 2.5, 6, 8.1, 8.2, 8.3, 10.3, 11.1 представления от 27.03.202 № 26, не основаны на нормах права и нарушают права заявителя, поскольку возлагают на него необоснованную обязанность принимать меры по устранению отсутствующих нарушений и недостатков.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
решил:
заявление удовлетворить.
Представление Счетной палаты города Ханты – Мансийска от 27.03.2020 № 26, в части нарушений, перечисленных в подпунктах 2.4, 2.5, 6, 8.1, 8.2, 8.3, 10.3, 11.1 признать недействительным.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья А. Н. Заболотин