НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 11.10.2021 № А75-13388/2021

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 октября 2021 г.

Дело № А75-13388/2021

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола помощником судьи Горбуновой Е. Н., рассмотрев заявление Центрального банка РФ о привлечении акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без участия представителей сторон,

установил:

Центральный Банк Российской Федерации (далее – административный орган, заявитель, Банк России) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» (далее – общество, АО ГСК «Югория») к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы осуществлением страховой деятельности с нарушением лицензионных требований.

Лица, участвующие в деле, явку представителей для участия в судебном заседании не обеспечили. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки не уведомили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Общество в отзыве на заявление указало возражения относительно привлечения к ответственности в связи с недоказанностью события правонарушения.

На основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Изучив представленные доказательства, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленных материалов следует, что Уральским межрегиональным центром инспектирования Главной инспекции Банка России в отношении общества проведена тематическая проверка, в ходе которой установлено отсутствие в 35 случаях сеансовой информации о действиях страхователей (владельцев ТС) и страховщика, выполняемых с использованием сайта страховщика, что является нарушением пункта 28 Указания Банка России № 4190-У. Факт правонарушения зафиксирован в акте от 16.07.2021 № АЗН-И25-12/1311ДСП.

В связи с обнаружением признаков правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом административного органа 12.08.2021 в отношении общества оформлен протокол об административном правонарушении № АП-59-2-5-21/32 ДСП.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу положений части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

Отношения в сфере страховой деятельности регулируются Законом № 4015-1, который в том числе устанавливает порядок лицензирования страховой деятельности.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального чакона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом № 40-ФЗ, и является публичным. Пунктом 7.2 статьи 15 упомянутого Закона установлено, что страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом № 40-ФЗ.

В соответствии с пунктом 20 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 4190-У) обмен информацией в электронной форме между владельцем транспортного средства, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования осуществляется посредством информационных систем страховщика (доступ к которым осуществляется в том числе с использованием сайта (мобильного приложения) страхового агента (страхового брокера), финансовой платформы или сайта профессионального объединения), которые должны обеспечивать в том числе формирование и направление страхователю страхового полиса, содержащего сведения, предусмотренные приложением 3 к Положению Банка России от 19.09.2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и соответствующего (при распечатке) форме, установленной в указанном приложении.

Пунктом 28 Указания № 4190-У закреплено, что страховщик при осуществлении доступа страхователей (владельцев транспортных средств) к разделам сайта страховщика (доступ к которым осуществляется в том числе с использованием сайта (мобильного приложения) страхового агента (страхового брокера), финансовой платформы или сайта профессионального объединения) либо к финансовой платформе (в случае создания и направления страховщику заявления с использованием финансовой платформы), обеспечивающим заключение договоров, обеспечивает осуществление сплошной непрерывной регистрации и хранения в течение одного года следующей информации о действиях страхователей (владельцев (транспортных средств), страхового агента, страхового брокера, финансовой платформы (оператора финансовой платформы) и страховщика, выполняемых с использованием данных сайтов (мобильных приложений, финансовой платформы) в соответствии с Указанием № 4190-У: порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении; дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия; набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, L позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении; код, соответствующий выполняемому действию; идентификационная информация, используемая для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты; информация, передаваемая владельцем транспортного средства в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем; идентификационная информация об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.

Информация, указанная в пункте 28 Указания № 4190-У, подлежит хранению в электронном виде с использованием форматов, указанных в приложении к Указанию № 4190-У.

В период с 15.06.2021 по 20.06.2021 на сайте страховщика осуществлялись действия, направленные на заключение 35 договоров (XXX 01787034 04 от 15.06.2021, XXX 0178839173 от 16.06.2021, XXX 0178947795 от 16.06.2021, XXX 0178575859 от 15.06.2021, XXX 0178719038 от 15.06.2021, XXX 0178683044 от 15.06.2021, XXX 0178722841 от 15.06.2021, XXX 0178826151 от 16.06.2021, XXX 0178568376 от 15.06.2021, XXX 0178896276 от 16.06.2021, XXX 0179448769 от 20.06.2021, XXX 0179186539 от 18.06.2021, XXX 0179297715 от 18.06.2021, XXX 0179179534 от 18.06.2021, XXX 0179480538 от 20.06.2021, XXX 0179064842 от 17.06.2021, XXX 0178617931 от 15.06.2021, XXX 0179172472 от 18.06.2021, XXX 0179224873 18.06.2021, XXX 0179204904 от 18.06.2021, XXX 0179204090 18.06.2021, XXX 0178667218 15.06.2021, XXX 0179192431 18.06.2021, XXX 0179208617 18.06.2021, XXX 0179019362 от 17.06.2021, XXX 0179366761 от 19.06-2021, XXX 0179233191 от 18.06.2021, XXX 0179046770 от 17.06.2021, L 0179072819 17.06.2021, XXX 0179343579 19.06.2021, XXX 0179131914 1706-2021, XXX 0179180150 от 18.06.2021, XXX 0178784276 16.06.2021, 0178878075 от 16.06.2021, XXX 0179295450 от 18.06.2021) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в виде электронного документа. При этом сеансовая информация о действиях страхователей (лог-файлы) по перечисленным ранее договорам страхования отсутствует.

Отсутствие сеансовой информации подтверждается письмом общества от 13.07.2021, в связи с чем административный орган постановил правомерный вывод о наличии события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу
об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

В спорном правоотношении правонарушение совершено в период с 15.06.2021 по 20.06.2021, в связи с чем срок давности привлечения к ответственности за совершение такого правонарушения истек 19.09.2021.

Таким образом, на момент рассмотрения спора арбитражным судом трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек. При таких обстоятельствах заявление административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности удовлетворению не подлежит.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2015 по делу № А19-18736/2013).

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья А. Н. Заболотин