Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
10 февраля 2021 г. | Дело № А75-6979/2020 |
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Гавриш С.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гимрановой И.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Киреевой Оксаны Витальевны к заведующей отделом жилищных программ Администрации Березовского района Брагиной Елене Владимировне, Администрации Березовского района
(ОГРН 1028601579775, ИНН 8613002594, дата регистрации: 19.12.1997. адрес: 628140, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, р-он Березовский, пгт. Березово,
ул. Астраханцева, д. 54) о признании неправомерными действий заказчика,
без участия представителей сторон и третьих лиц,
установил:
Киреева Оксана Витальевна (далее – истец, Киреева О.В.) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к заведующей отделом жилищных программ Администрации Березовского района Брагиной Елене Владимировне, Администрации Березовского района (далее - ответчики) со следующими исковыми требованиями:
1. Признать неправомерными действия Администрации Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части публикации торгов
№ 0187300012420000059,№0187300012420000060 и №0187300012420000061.
2. Признать торги, опубликованные Администрацией Берёзовского района Ханты- Мансийского автономного округа - Югры № 0187300012420000059,
№ 0187300012420000060 и № 0187300012420000061 недействительными.
3. Признать ничтожным контракт № 3861300259420000055 от 07.05.2020, заключенный по итогам аукциона № 0187300012420000060.
4. Обязать Администрацию Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры привести документацию по закупкам недвижимости для муниципальных нужд в соответствие с требованиями норм законодательства.
5. Привлечь Заведующую отделом жилищных программ Администрации Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Брагину Елену Владимировну, а так же лиц, причастных к составлению документации и проведению данных закупок, к административной и дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
6. Обязать Администрацию Берёзовского района Ханты-Мансийский автономный округ- Югра уволить Брагину Елену Владимировну на основании ст. 13.1 Федерального закона №237-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» в связи с утратой доверия.
Определением от 14.07.2020 суд принял к рассмотрению уточнение исковых требований, согласно которому истец просит пункт 3 требования первоначального иска считать недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Безенкова Анжелика Васильевна, Андрикевич Сергей Александрович, Мачко Александр Сергеевич.
Определением суда от 15.12.2020 судебное заседание отложено на 19.01.2021.
Стороны и третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводится судом в отсутствие сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании, открытом 19.01.2021, дважды был объявлен перерыв до 22.01.2021 и до 28.01.2021. Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также о времени и месте продолжения судебного заседания участники арбитражного процесса извещены путем размещения объявления на официальном сайте Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет».
После окончания перерыва судебное заседание было продолжено в указанное время в том же составе суда, без участия представителей сторон и третьих лиц.
Ответчики представили отзывы на исковое заявление, в которых просят в иске отказать.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре (далее – УФАС) представило отзыв на исковое заявление и дополнение к отзыву, согласно которым по результатам анализа документов, размещенных Администрацией Березовского района в Единой информационной системе (https://zakupki.gov.ru), по указанным выше извещениям не установило нарушений законодательства о контрактной системе по закупкам, извещения
№ 0187300012420000061, 0187300012420000059. При этом, в ходе анализа аукционной документации по извещению № 0187300012420000060 установлено, что в Технической части указано описание (характеристики объекта закупки). Согласно указанному описанию объекта закупки, заказчику необходимо поставить объект (жилое помещение, квартиру), расположенный по адресу: ул. Астраханцева, д.№ 28, кв. № 5, пгт. Игрим, ХМАО-Югра, Тюменская область. Таким образом, аукционная документация содержит указание о необходимости приобретения конкретного жилого помещения. Установление в аукционной документации требований к закупаемому товару, а именно указания конкретного адреса объекта, свидетельствует, по мнению УФАС, о наличии между заказчиком и поставщиком признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, признаков нарушения части 1, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также статьи 8 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.
Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представил отзыв на исковое заявление, в котором полагает, что жилые помещения, предоставляемые для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны соответствовать установленным для таких помещений нормам и правилам действующего законодательства Российской Федерации.
Безенкова Анжелика Васильевна, Андрикевич Сергей Александрович, Мачко Александр Сергеевич отзывы на исковое заявление не представили.
Исследовав материалы дела, изучив доводы иска и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 08.04.2020 заказчик – Администрация Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru опубликовала извещения № 0187300012420000059, № 0187300012420000060,
№ 0187300012420000061 о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в населенных пунктах Березовского района.
В технической документации указанных закупок установлено, что приобретаемое жилое помещение должно располагаться в многоквартирном жилом доме.
Также в технической документации установлено ограничение по типу жилого помещения – «кроме деревянного».
ИП Киреева О.В. (основным видом деятельности которой согласно выписке из ЕГРИП является покупка и продажа собственного недвижимого имущества) подала заявку на участие в аукционе, ее заявка признана не соответствующей требованиям аукционной документации, поскольку ею к продаже была предложена трехкомнатная квартира, расположенная в многоквартирном жилом доме в пгт.Игрим, в деревянном исполнении.
По итогам аукциона с его победителями Безенковой А.В., Андрикевичем С.А., Мачко А.С. были заключены муниципальные контракты.
10.04.2020 ИП Киреева О.В. обращалась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с жалобой на действия заказчика при проведении открытого аукциона, мотивированной несоответствием аукционной документации требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Жалоба была возращена ИП Киреевой О.В., как несоответствующая требованиям статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ.
Полагая, что установление в технической документации вышеуказанного ограничения по типу жилого помещения («кроме деревянного»), является нарушением законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, ИП Киреева О.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с Положением об отделе жилищных программ администрации Березовского района, утвержденным распоряжением Администрации Березовского района от 30.01.2017 № 76-р, отдел жилищных программ (далее - отдел) является структурным подразделением Администрации Березовского района, осуществляющим функции по реализации федеральных и региональных жилищных программ на территории Березовского района.
В соответствии с пунктом 3.1. Положения отдел является уполномоченным органом Администрации Березовского района по приобретению жилых помещений для граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2009 г. № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее - Закон
№ 86-оз) общий объем субвенции бюджету i-го муниципального образования для осуществления переданного органам местного самоуправления отдельного государственного полномочия, установленного пунктом 8 статьи 12 настоящего Закона (Ос4i), определяется по следующей формуле:
Ос4i = S x Рм2 x Чду, где:
S - общая площадь предоставляемого жилого помещения специализированного жилого фонда на одиноко проживающего гражданина в размере 33 квадратных метров;
Рм2 - норматив (показатель) средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в капитальном исполнении в соответствующем муниципальном образовании, утвержденный уполномоченным органом государственной власти автономного округа на третий квартал текущего финансового года;
Чду - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц:
которые включены в список и у которых право на предоставление жилых помещений возникло и не реализовано до начала очередного финансового года, а также возникнет в очередном финансовом году;
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на основании вступивших в законную силу судебных решений.
Пунктом 2 постановления Правительства ХМАО - Югры от 24.04.2006 № 87-п
«О нормативах средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения» (вместе с «Методическими рекомендациями по определению стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры») Региональная служба по тарифам автономного округа определена уполномоченным органом по определению и утверждению нормативов средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и муниципальным образованиям автономного округа.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по определению стоимости
1 квадратного метра общей площади жилого помещения на территории Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, утвержденных постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24.04.2006 № 87-п, нормативы определяются для городских округов и муниципальных районов автономного округа с выделением по группам капитальности ограждающих и несущих конструкций стен: жилые дома в капитальном исполнении (панельные, кирпичные, монолитные, каркасные и т.д.) и в деревянном исполнении.
В соответствием с приложением к приказу Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2019 № 49-нп нормативы (показатели среднерыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения на 3 квартал 2019 года по Березовскому району определены: в капитальном исполнении – 59 605 руб., в деревянном исполнении - 39 818 руб.
Как указывают ответчики в своих отзывах на исковое заявление, в 2019-2020 году начальная (максимальная) цена контрактов определялась и обосновывалась посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (поступившими в адрес администрации района предложениями от физических лиц, сведениями, содержащими в сети Интернет) стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в домах капитального исполнения (панельные, кирпичные, монолитные, каркасные и.т.д.). Стоимость квадратного метра жилья в домах деревянного исполнения не изучалась,
в связи с отсутствием в части 2 статьи 14 Закона № 86-оз ссылки на деревянное исполнение при расчете субвенции муниципальному образованию на соответствующий финансовый год.
В соответствии со статьей 5 Закона № 86-оз детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов и квартир, благоустроенных, в размере нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленной органами местного самоуправления для соответствующего муниципального образования.
На территории Березовского района в каждом поселении установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найме, на одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв.м., данная норма применена в части 2 статьи 14 Закона № 86-оз при расчете субвенции муниципальному образованию на соответствующий финансовый год
В 2020 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации в адрес субъектов Российской Федерации направлены рекомендации по организации межведомственного взаимодействия и контроля за качеством строящегося жилья для детей-сирот, в том числе индивидуальных жилых домов.
Так, в пункте 2 данного письма отмечено, что нецелесообразно приобретение и строительства в указанных целях жилых помещений в зданиях, выполненных из деревянных конструкций, в связи с их сравнительно низким эксплуатационным сроком.
В соответствии с реестром аварийных жилых домов муниципального жилищного фонда на территории Березовского района, по состоянию на 27.04.2020 в пгт. Игрим признано аварийными и подлежащими сносу 19 многоквартирных домов в деревянном исполнении.
В реестре жилых домов муниципального жилищного фонда на территории Березовского района, признанных непригодными для проживания, по состоянию на 22.04.2020 в пгт. Игрим признан непригодным для проживаниях 71 многоквартирный дом в деревянном исполнении, с процентом износа более 60 %.
Согласно информации отдела архитектуры и градостроительства администрации Березовского района за последние 15 лет на территории пгт. Игрим застройщиками не вводились многоквартирные дома в деревянном исполнении.
При формировании заявок на приобретение жилых помещений для детей-сирот ответчиками использовались методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденные приказом Минстроя России
от 31.01.2019 № 65/пр.
В приложении 2 к указанным методическим рекомендациям приведен рекомендуемый перечень характеристик проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в строящихся домах, рекомендовано обеспечить следующее: несущие строительные конструкции рекомендуется выполнять из следующих материалов: а) стены из каменных конструкций (кирпич, блоки), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного железобетонного каркаса с заполнением; б) перекрытия из сборных и монолитных железобетонных конструкций; в) фундаменты из сборных и монолитных железобетонных и каменных конструкций. Не рекомендуется строительство домов и приобретение жилья в домах, выполненных из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛCTK), SIРпанелей, металлических сэндвич панелей.
Данными рекомендациями переселение граждан из аварийного жилья в жилые помещения в домах, выполненных из деревянных конструкций, не предусматривается.
На основании вышеизложенного, в целях соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относятся к одной из самых незащищенных категорий лиц, при формировании заявок на проведение электронных аукционов администрацией Березовского района (ее уполномоченными структурными подразделениями, должностными лицами), по мнению суда, правомерно изучался рынок жилья только в капитальных домах (панельные, кирпичные, монолитные) и не учитывались жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах в деревянном исполнении.
Согласно пункту 5.7 «СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденных Приказом Минстроя России от 03.12.2016 № 883/пр, площадь квартир социального использования государственного и муниципального жилищных фондов должна быть
не менее: общей жилой комнаты в однокомнатной квартире - 14 м2, общей жилой комнаты в квартирах с числом комнат две и более - 16 м2, спальни - 8 м2 (на двух человек - 10 м2); кухни - 8 м2; кухонной зоны в кухне-столовой - 6 м2. В однокомнатных квартирах допускается проектировать кухни или кухни-ниши площадью не менее 5 м2.
Учитывая, что цена контракта формируется, исходя из площади жилого помещения 33 кв.м., в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта спорной закупки были указаны технические характеристики: количество комнат 1 или 2.
Поскольку в рассматриваемом случае положения аукционной документации воспроизводили положения вышеуказанных действующих нормативных актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, рекомендаций уполномоченных органов, то каких-либо нарушений Федерального закона № 44-ФЗ в действиях заказчика в данном случае суд не усматривает, нарушений прав истца не установлено.
Согласно отзыву УФАС на исковое заявление по результатам анализа документов, размещенных Администрацией Березовского района в Единой информационной системе (https://zakupki.gov.ru), по извещениям № 0187300012420000061, № 0187300012420000059 нарушений законодательства о контрактной системе не установлено. При этом, в ходе анализа аукционной документации по извещению № 0187300012420000060 установлено, что в Технической части указано описание объекта закупки, в соответствии с которым заказчику необходимо поставить объект (жилое помещение, квартиру), расположенный по адресу: ул. Астраханцева, д. № 28, кв. № 5, пгт. Игрим, ХМАО-Югра, Тюменская область. Таким образом, по мнению УФАС, аукционная документация содержит указание о необходимости приобретения конкретного жилого помещения.
Между тем, согласно представленной Администрацией Березовского района информации и документам, Техническая часть закупки по извещению
№ 0187300012420000060 указание на конкретное вышеуказанное жилое помещение (квартиру) не содержит. Не указывает на данный факт и Киреева О.В. в своем исковом заявлении. Судом таковое также не установлено.
При таких обстоятельствах, заявленные ИП Киреевой О.В. требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Статьёй 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела
по существу.
Учитывая отказ в удовлетворение исковых требований, в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца, как на лицо не в пользу которого принят судебный акт.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
В силу статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства
в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья С.А. Гавриш