НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 08.07.2020 № А75-6167/20

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

15 июля 2020 г.

Дело № А75-6167/2020

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 15 июля 2020 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании посредством системы онлайн-заседание дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Абсолют» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место регистрации: 628281, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании ненормативного правового акта, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы
по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,

при участии представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя – ФИО1 по приказу от 22.12.2015 № 13-К и решению № 11,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – ФИО2 по доверенности от 12.09.2019, диплом
рег. № 52295 от 24.12.2007, ФИО3 по доверенности от 01.11.2017, диплом рег. № 26-933 от 30.04.2003,

от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – ФИО2 по доверенности от 11.02.2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Абсолют» (далее - заявитель,
ООО «Абсолют», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)
от 09.10.2019 № 15384.

Определением суда от 30.04.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление).

До начала судебного заседания от Инспекции и Управления поступили ходатайства
о проведении судебного заседания посредством организации онлайн-заседания,
которые были одобрены судом, согласована возможность участия представителей Инспекции и Управления.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования
с учетом письменных возражений на отзыв Инспекции.

Представители заинтересованных лиц заявленные требования не признали
по основаниям, изложенным в отзывах на заявление (т. 1 л.д. 60-65, т. 2 л.д. 59-63).

Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка на предмет правильности исчисления и своевременности уплаты
в бюджет всех налогов и сборов за 2013-2015 годы. По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 12.05.2017 № 178 и вынесено решение от 30.06.2017 № 178.

В соответствии решением Инспекции от 30.06.2017 № 178 ООО «Абсолют» доначислены суммы неуплаченных налогов в размере 18 283 302 рублей, в том числе налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за период 2013-2015 годы в сумме
7 321 399 рублей, налог на прибыль организаций за 2013, 2014, 2015 годы в сумме
10 961 903 рубля, начислены пени в размере 5 583 789 рублей 77 копеек.

Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом
3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в размере
6 085 566 рублей, пунктом 1 статьи 119 НК РФ, - в размере 2 741 379 рублей 90 копеек, статьей 123 НК РФ, - в размере 161 рубля.

ООО «Абсолют» предложено уменьшить исчисленные в завышенных размерах суммы ЕНВД за 2013-2015 годы в размере 979 582 рублей.

По результатам судебного обжалования решение Инспекции от 30.06.2017 № 178 признано недействительным в части доначисления по результатам проведенной проверки НДС в размере 4 541 046 рублей за период 2013-2015 годы, налога на прибыль организаций за аналогичный налоговый период в размере 7 015 383 рублей, привлечения
к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 119, 122 НК РФ,  
за указанные нарушения, исчисленной на указанные суммы недоимки пени. В остальной части решение Инспекции признано законным.

Сумма взыскания по решению Инспекции от 30.06.2017 № 178 составила 11 979 416 рублей 89 копеек (корректировка сумм в карточках «Расчеты с бюджетом» по НПО и НДС была произведена Инспекцией 06.08.2018), в том числе:

1. Штраф в общей сумме 3 174 823 рубля 40 копеек, в том числе в сумме
987 663 рубля 40 копеек (НДС), в сумме 2 186 999 рублей (218 699 рублей 90 копеек
налог на прибыль организаций в федеральный бюджет + 1 968 299 рублей 10 копеек
налог на прибыль организаций в бюджет субъекта) , в сумме 161 рубль (налог на доходы физических лиц НА);

2. Пени в размере 2 077 720 рублей 49 копеек, в том числе в сумме 932 720 рублей
92 копейки (НДС), в сумме 114 499 рублей 67 копеек (налог на прибыль организаций
в федеральный бюджет) , в сумме 1 030 497 рублей 02 копейки (налог на прибыль организаций в бюджет субъекта) , в сумме 2 рубля 88 копеек (налог на доходы физических лиц НА);

3. Недоимка по налогам в общей сумме 6 726 873 рубля, в том числе НДС за период 2013-2015 годы в сумме 2 780 353 рубля, налог на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 394 652 рубля, налог на прибыль организаций в бюджет субъекта в сумме 3 551 868 рублей.

Ввиду отсутствия уплаты по решению выездной налоговой проверки от 30.06.2017 № 178 Инспекцией в соответствии со статьями 69,70 НК РФ сформировано и направлено
в адрес ООО «Абсолют» требование об уплате налога, сбора, штрафа, пени от 11.10.2017 № 15719 на сумму 32 694 198 рублей 67 копеек. Срок исполнения требования
от 11.10.2017 № 15719 - 31.10.2017.

Поскольку требование от 11.10.2017 № 15719 не было исполнено в срок, установленный НК РФ, Инспекцией приняты меры принудительного взыскания - вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в соответствии со статьей 46 НК РФ от 09.11.2017 № 28873 на сумму 32 694 198 рублей 67 копеек.

Согласно статье 76 НК РФ Инспекцией было вынесено решение о приостановлении операций по счетам от 09.11.2017 № 40234.

Одновременно с принятием решения о приостановлении операций по счетам
от 09.11.2017 № 40234 в соответствии со статьей 76 НК РФ на основании решения
о взыскании задолженности за счет денежных средств 09.11.2017 № 28873 решение
о приостановлении операций по счетам в банке от 30.06.2017 № 61 было отменено (решение об отмене приостановления операций по счетам от 09.11.2017 № 31585).

Налоговым органом в банк направлены инкассовые поручения от 09.11.2017
№ 54257, № 54258, № 54259, № 54260, № 54261, № 54262, № 54263, № 54264, № 54265,
№ 54266, № 54267 на общую сумму 32 694 198 рублей 67 копеек, в том числе инкассовое поручение от 09.11.2017 № 54257 на сумму 1 096 190 рублей - налог на прибыль организаций в федеральный бюджет (очередность платежа 3); инкассовое поручение
от 09.11.2017 № 54258 на сумму 314 573 рубля 04 копейки - пени по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет (очередность платежа 3); инкассовое поручение
от 09.11.2017 № 54259 на сумму 614 054 рубля 30 копеек - штраф по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет (очередность платежа 5); инкассовое поручение
от 09.11.2017 № 54260 на сумму 9 865 713 рублей - налог на прибыль организаций
в бюджет субъекта (очередность платежа 3); инкассовое поручение от 09.11.2017 № 54261 на сумму 2 831 157 рублей 87 копеек - пени по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта (очередность платежа 3); инкассовое поручение от 09.11.2017 № 54262 на сумму 9 865 713 рублей - штраф по налогу прибыль организаций в бюджет субъекта (очередность платежа 3).

Налогоплательщиком производилась уплата налога, пени и штрафов, что Инспекцией не оспаривается.

Общество указывает, что с учетом списанных с расчетного счета ООО «Абсолют» денежных средств и уплаченных директором Общества, сумма по налогу на прибыль
организаций на 213 006 рублей 20 копеек превышает сумму доначислений по налогу
на прибыль за 2017 год с учетом штрафов и пени.

Так, заявитель указывает, что ему были доначислены следующие суммы -  налог
на прибыль в сумме 3 551 868 рублей (региональный бюджет), 394 652 рубля (федеральный бюджет), пени - 1 030 497 рублей 02 копейки (региональный бюджет), 114 449 рублей 67 копеек (федеральный бюджет), всего 7 278 465 рублей 69 копеек.

В то же время со счета Общества было списано 978 119 рублей 81 копейка, подлежало зачету ЕНВД - 979 582 рубля, оплачено 16.11.2018 - 2 478 526 рублей
16 копеек, оплачено 14.03.2019 - 1 030 497 рублей 02 копейки и 2 023796 рублей
90 копеек, итого 7 490 521 рубль 89 копеек.

ООО «Абсолют» обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль (разницы между начисленным 7 278 465 рублей 69 копеек и фактически уплаченным 7 490 521 рубль 89 копеек) в сумме 213 006 рублей 20 копеек.

09.10.2019 Инспекцией вынесено решение об отказе в зачете (возврата) налога (сбора, страховых взносов, пеней,  штрафа) № 15384 (т. 1 л.д. 16).

В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Общество направило в Управление апелляционную жалобу от 28.10.2019 на решение Инспекции,
в которой просило отменить решение Инспекции и произвести перерасчет пени, начисленной вне рамок налоговой проверки в период с 01.07.2017 по 15.11.2018, так как задолженность по пени возникла в результате несвоевременного проведения зачета излишне взысканных пени и штрафов, а также неверного расчета пеней по налогу
на прибыль организаций по результатам выездной налоговой проверки (т. 1 л.д. 17-18).

Решением Управления от 31.01.2020 № 07-15/01398 жалоба Общества оставлена
без удовлетворения (т. 1 л.д. 19-22).

Не согласившись с принятым решением Инспекции, Общество обратилось 
с настоящим заявлением  в суд.

В судебном порядке Общество просит признать недействительным и отменить решение налогового органа от 09.10.2019 № 15384 в полном объеме.

Заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия
для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права
и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае Обществом оспаривается законность решения от 09.10.2019 № 15384 об отказе
в зачете (возврата) налога (сбора, страховых взносов, пеней,  штрафа) на прибыль организаций на сумму 213 006 рублей 20 копеек.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункта 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Пунктом 1 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности
по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам
за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В судебном заседании  установлено, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

Решением Инспекции от 30.06.2017 № 178 налогоплательщику доначислены суммы неуплаченных налогов в размере 18 283 302 рублей, начислены пени в размере
5 583 789 рублей 77 копеек, а также Общество привлечено к налоговой ответственности
в виде штрафа в сумме 8 827 106 рублей 90 копеек.

В связи с вступлением решения Инспекции от 30.06.2017 № 178 в законную силу
в неотмененной части, налоговым органом Обществу направлено требование
от 11.10.2017 № 15719 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) на сумму
32 694 198 рублей 67 копеек со сроком исполнения - до 31.10.2017.

Требование налогоплательщиком не исполнено в срок, установленный НК РФ,
в связи с чем Инспекцией в соответствии со статьей 46 НК РФ приняты меры принудительного взыскания, вынесено решение от 09.11.2017 № 28873 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств
на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств на сумму 32 694 198 рублей 67 копеек.

С целью обеспечения исполнения решения о взыскании от 09.11.2017 № 28873
на основании статьи 76 НК РФ Инспекцией вынесено решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств от 09.11.2017 № 40234. В этой связи налоговым органом в банк направлены инкассовые поручения от 09.11.2017 №№ 54257-54267 на сумму требования
в размере 32 694 198 рублей 67 копеек.

За период с 10.11.2017 по 12.01.2018 с расчетного счета Общества по налогу
на прибыль организаций (федерального бюджета) взыскано 978 119 рублей 81 копейка,
в том числе по налогу 663 546 рублей 77 копеек и по пене 314 573 рублей 04 копейки.

В части налога на прибыль организаций (бюджет субъекта) в 2017-2018 годах взыскание денежных средств с расчетного счета Общества не производилось.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018
по делу № А75-16683/2017 решение Инспекции от 30.06.2017 № 178 отменено частично. По результатам обжалования итоговая сумма по решению от 30.06.2017 № 178 к уплате
в бюджет составила 11 979 663 рубля 40 копеек, в том числе по налогу на прибыль организаций - 7 278 515 рублей 69 копеек, по НДС - 4 700 737 рублей 32 копейки.

Корректировка сумм по налогу на прибыль организаций произведена Инспекцией 06.08.2018. С учетом взыскания и корректировки сумм по решению Инспекции
от 30.06.2017 № 178 на 07.08.2018 у Общества числилась переплата по налогу на прибыль организаций (федеральный бюджет) в размере 268 894 рублей 77 копеек, переплата
по пени в размере 200 073 рублей 37 копеек, задолженность по штрафу в размере
218 699 рублей 90 копеек, задолженность по налогу на прибыль организаций (бюджет субъекта) в размере 3 551 868 рублей, задолженность по пени в размере 1 030 497 рублей 02 копеек, задолженность по штрафу в размере 1 968 299 рублей 10 копеек.

Кроме начислений по выездной налоговой проверке в 2018 году по решению Инспекции от 14.08.2018 № 20584 были произведены доначисления по камеральной налоговой проверке за 2017 год по налогу на прибыль организаций в размере 286 071 рубль, пени по налогу в сумме 10 346 рублей 23 копейки, штраф в размере 57 214 рублей 20 копеек.

Законность решения Инспекции от 14.08.2018 № 20584 проверена судами в рамках дела № А75-19503/2018 и подтверждена решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского округа - Югры от 01.03.2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного от 17.07.2019.

Образовавшаяся переплата была зачтена, в том числе в счет погашения задолженности по камеральной проверке, в связи с чем доводы Инспекции об отсутствии переплаты по налогу на прибыль организации и, соответственно, отсутствии оснований для осуществления зачета, подтверждены в судебном заседании.

Так, из представленных пояснений Инспекции и решений о зачете следует, что переплата по налогу в размере 268 894 рубля 77 копеек была зачтена в счет погашения задолженности по штрафу по налогу на прибыль (федеральный бюджет), взыскиваемой
по инкассовому поручению № 54259, в размере 218 699 рублей 90 копеек; в счет уплаты задолженности по налогу на прибыль (федеральный бюджет), начисленной
по камеральной проверке, в размере 42 910 рублей; в счет уплаты штрафа по налогу
на прибыль, начисленного по камеральной проверке, в размере 1 716 рублей 40 копеек,
а также в счет погашения задолженности по налогу на прибыль (бюджет субъекта), взыскиваемой по инкассовому поручению № 54260, в размере 5 568 рублей 77 копеек.

Образовавшаяся переплата в размере 200 073 рубля 37 копеек была зачтена в счет погашения задолженности по налогу на прибыль (бюджет субъекта), взыскиваемой
по инкассовому поручению № 54260.

В связи с уменьшением сумм по решению суда сумма задолженности, взыскиваемая по инкассовому поручению № 54260, составила 3 551 868 рублей.

В счет уплаты налога по данному инкассовому поручению в общей сумме зачтено 1 073 341 рубль 84 копейки, в том числе:

5 568 рублей 47 копеек - из переплаты по налогу на прибыль (федеральный бюджет);

200 073 рубля 37 копеек - из переплаты по налогу на прибыль (субъекта субъекта);

867 700 рублей - из переплаты по ЕНВД, образовавшейся по результатам выездной налоговой проверки.

Оставшаяся часть задолженности по налогу на прибыль организаций (бюджет субъекта), взыскиваемая по инкассовому поручению № 54260, в сумме 2 478 526 рублей 16 копеек была уплачена заявителем самостоятельно 16.11.2018.

По инкассовому поручению № 54261 задолженность по пени по налогу на прибыль (бюджет субъекта) составила 1 030 497 рублей 02 копейки, которая 14.03.2019 была уплачена заявителем самостоятельно в полном объеме.

По инкассовому поручению № 54262 задолженность по штрафу по налогу
на прибыль (бюджет субъекта) составила 1 968 299 рублей 10 копеек, которая 14.03.2019 была уплачена заявителем платежным поручением на сумму 2 023 796 рублей 90 копеек.

Оставшиеся сумма 55 497 рублей 78 копеек (2 023 796 рублей 90 копеек - 1 968 299 рублей 10 копеек) зачтена в счет уплаты штрафных санкций по решению камеральной налоговой проверки от 14.08.2018 № 20584 в размере 55 498 рублей 80 копеек.         

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года
со дня уплаты указанной суммы налога.

В случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 78 НК РФ, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов,
если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное данным пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное
в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью
по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

При этом обязанность по выявлению излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, а также сроки выявления для налогового органа не установлены.

Таким образом, при отсутствии подписанного в двустороннем порядке акта сверки днем обнаружения переплаты может считаться день рассмотрения заявления о возврате переплаты. Инспекцией суммы излишне уплаченного налога выявлены 07.11.2018
при принятии решения об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 13765.

Соответствующие решения о зачете в счет погашения недоимки Инспекцией самостоятельно приняты 12.11.2018, то есть в сроки, установленные статьей 78 НК РФ. Сверка с налогоплательщиком в период с 06.08.2018 по 12.11.2018 не проводилась,
акты сверки не подписывались.

Таким образом, сумма пени, начисленная на недоимку по доначисленным суммам налога по налогу на прибыль организаций на основании решения Инспекции от 30.06.2017 № 178, правомерно начислялась с 01.07.2017 и до полного погашения недоимки.

С учетом изложенного, решение налогового органа об отказе в возврате налога принято Инспекцией правомерно, так как на дату предоставления Обществом заявления
о возврате (09.10.2019) переплата по налогу на прибыль организаций отсутствовала.

Довод Общества о наличии переплаты по единому налогу на вмененный доход
подлежит судом отклонению. Заявителю было известно об уменьшении сумм ЕНВД
по результатам выездной налоговой проверки, что не препятствовало ему произвести совместную сверку уплаченных налогов, обратиться ранее с заявлением о зачете
и воспользоваться положениями статьи 78 НК РФ.

Относительно довода налогоплательщика о списании с расчетного счета Общества сумм по налогу на прибыль в размере 978 119 рублей 81 копейки, в том числе по налогу
в сумме 663 546 рублей 77 копеек, пени в сумме 314 573 рублей 04 копейки суд приходит к следующему.

Из вышеуказанных инкассовых поручений следует, что Инспекцией поручения выставлены в хронологическом порядке, то есть сначала инкассовое поручение на налог (очередность платежа 3), потом на пени (очередность платежа 3), потом на штраф (очередность платежа 5).

Положениями статей 46, 60, 76 НК РФ, статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлениях от 23.12.1997 № 21-П
и от 17.12.1996 № 20-П, установлено, что в период приостановления операций по счетам налогоплательщика разрешено списание денежных средств в счет уплаты налоговой задолженности по поручениям налоговых органов, носящим бесспорный характер, в целях исполнения которых и осуществляется приостановление операций по счетам налогоплательщика, при этом в случае принудительного взыскания пени взыскиваются
в том же порядке и в той же очередности, что и налог (третья очередь).

В силу пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2016
№ 03-02-07/2/28207, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960 в части очередности списания пени по поручениям налогового органа на списание и перечисление денежных средств
со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также поручениям налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации, списание задолженности по пени подлежит в третью очередь.

Обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства
и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом изложенного списание банком в первую очередь суммы пени по налогу
на прибыль организаций не противоречит Гражданскому кодексу и позиции Конституционного суда Российской Федерации. Следовательно, указанный довод заявителя отклоняется судом как несостоятельный.

Таким образом, требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

В связи с отказом в удовлетворении требований, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся
на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                 Л.С. Истомина