НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 05.11.2019 № А75-17667/19

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

12 ноября 2019 г.

Дело № А75-17667/2019

Резолютивная часть решения объявлена 5 ноября 2019 г.

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2019 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-17667/2019 по заявлению открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» к филиалу № 1 государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального  страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании в части недействительным решения от 17.06.2019 № 3/ОСС.Д, при участии в деле в качестве заинтересованного лица государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,

при участии представителей:

от заявителя – Степанов В.В., доверенность №395 от 15.08.2019 (до перерыва),

от иных лиц – не явились, извещены,

установил:

открытое акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» (далее – заявитель,
ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к филиалу № 1 государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального  страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – филиал Фонда) о признании в части недействительным решения от 17.06.2019 № 3/ОСС.Д.

К участию  в деле в качестве  заинтересованного лица привлечено государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Фонд).

В отзыве на заявление Фонд просит  в удовлетворении  заявленных  требований отказать.

Определением суда от 10.09.2019 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 29.10.2019 на 10 часов 00 минут, судебное заседание назначено на 29.10.2019 на 10 часов 05 минут.

В соответствии со статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 суд завершил предварительную подготовку по делу
и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал
в полном объеме.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 05.11.2019 до 12 часов 00 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено 05.11.2019  в том же составе суда без участия представителей сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании решения уполномоченного лица
филиала Фонда в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт проверки от 14.05.2019 № 3/ОСС.Д (л.д. 20-24).

В ходе проверки правильности исчисления страховых взносов установлено,
что Обществом в 2016 году не начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на величину компенсации работникам стоимости проезда воздушным транспортом к месту проведения отпуска за пределами Российской Федерации от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Филиал Фонда пришел к выводу о том, что сумма несвоевременно начисленных Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 57 316 рублей 50 копеек. Указанный вывод сделан филиалом Фонда в отношении сумм компенсаций стоимости проезда и провоза багажа работников Общества в случаях их выезда за пределы Российской Федерации, что отражено в  приложении № 2 к акту проверки.

Обществом представлены возражения на акт  проверки от 14.05.2019 № 3/ОСС.Д (л.д. 25-26).

Решением от 17.06.2019 № 3/ОСС.Д Обществу отказано в привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, Обществу предложено уплатить выявленную недоимку в общей сумме 58 321 руб.17 коп., а также соответствующую сумму пени по состоянию на 31.12.2016 (л.д.13-15).

Обществом в Фонд направлена жалоба на решение филиала Фонда от 17.06.2019
№ 3/ОСС.Д в части доначисления недоимки в сумме 57 316 рублей 50 копеек  (л.д. 16-17).

Фонд письмом от 23.07.2019 № 01-01-25/8661-5019 указал,  что  решение филиала Фонда от 17.06.2019 № 3/ОСС.Д в оспариваемой части вынесено правомерно (л.д. 18-19).

Не согласившись  с вынесенным решением филиала Фонда в части  доначисления страховых  взносов в сумме 57 316 рублей 50 копеек, Общество обратилось  с настоящим заявлением  в суд.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 33 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрена возможность компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

В силу статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировал Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, действовавшего в проверяемый период - 2016 год, предусмотрено, что организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являлись плательщиками страховых взносов.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являлись плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ, действовавшей с 01.01.2015) установлено, что не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).

Из приведенных норм законодательства следует, что в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. Стоимость перелета из города, в международном аэропорту которого работник проходит пограничный контроль, до точки пересечения (перелета) воздушным судном Государственной границы Российской Федерации и обратно подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. Стоимость перелета из города, в международном аэропорту которого работник проходит пограничный контроль, до точки пересечения (перелета) воздушным судном Государственной границы Российской Федерации и обратно подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Заявитель полагает, что выплата компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно относится к выплатам социального характера и поэтому не подлежит обложению страховыми взносами.

Из положений статьи 325 ТК РФ следует, что право на получение лицами, работающими в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплаты за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно возникает у работника только одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска в данной организации.

Следовательно, указанные выплаты связаны с исполнением работником своих трудовых обязанностей и в силу части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ являются выплатами в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

Более того, поскольку статьей 9 Закона № 212-ФЗ предусмотрен закрытый перечень выплат, производимых страхователям своим работникам и названы условия, при которых данные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, то Фонд правомерно включил в базу для начисления страховых взносов суммы компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, выплаченные страхователем за проезд от пункта пропуска через границу, расположенного в здании международного аэропорта.

То обстоятельство, что соответствующее положение о компенсации проезда включено в коллективный договор, само по себе не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности исчислять страховые взносы.

Ссылка заявителя на судебную практику, приведенная в заявлении, не может быть принята во внимание судом, поскольку судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам. Так по делу №А73-6016/2018, на которое ссылается заявитель, рассматривалась ситуация, касающаяся компенсации  расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, в то время как в рассматриваемом случае в решении филиала Фонда оспариваемый вывод касается компенсации  стоимости проезда  за пределы Российской Федерации.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о законности решения филиала Фонда в оспоренной части, оспариваемое решение не повлекло нарушение прав и законных интересов Общества.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева