Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12271/2011
06 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30.11.2011.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Сумина Д.Ю.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Коленко О.О.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Деревоперерабатывающий Холдинг»
к Уссурийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.09.2011 № 10716000-529/2011
при участии:
от заявителя : не явились, извещены надлежащим образом
от Уссурийской таможни : Прохорова Ю.П. по доверенности от 12.01.2011 № 158, Хапиков Б.А. по доверенности от 13.01.2011 № 315
Суд установил:
ООО «Деревоперерабатывающий Холдинг» (далее – Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Уссурийской таможни (далее – Таможня, административный орган) от 15.09.2011 № 10716000-529/2011 о назначении административного наказания.
В судебном заседании представитель Общества участия не принимал.
Представители Таможни возражают против заявленных требований. Представлен отзыв, материалы дела об административном правонарушении.
Выслушав представителей административного органа, исследовав материалы дела, суд находит оспариваемое постановление подлежащим признанию незаконным и отмене.
Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, Общество отправило на экспорт в КНР лесопродукцию нескольких наименований, погруженную на железнодорожные платформы №№ 56971435, 68817725, 54188032, 54131552, 54189535, 53429841 и 53132329.
В отношении вывозимого товара Обществом в Амурскую таможню подана временная декларация на товары (далее – ВДТ) № 10713030/030511/0001975, согласно которой заявлены товары:
- товар 1: брёвна круглые неокоренные… порода ель сибирская – 60 м. куб.;
- товар 2: брёвна круглые неокоренные… порода ель сибирская – 380 м. куб.;
- товар 3: пиломатериал обрезной, нестроганный, нешлифованный, не имеющий соединения в шип, распиленный вдоль, ГОСТ 20662-83 сорт 1-3, в пачках, сортимент доска, порода лиственница – 146 м. куб.
При проверке достоверности сведений после выпуска товаров Уссурийской таможней установлено, что объём фактически погруженного на названные ж/д платформы пиломатериала лиственницы составляет 171,21 м. куб., что на 25,21 м. куб. превышает задекларированный объём данного товара.
По данному факту Таможней возбуждено дело об административном правонарушении. Постановлением от 15.09.2011 № 10716000-529/2011 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом правонарушения, что составило 40 733,19 руб.
Посчитав названное постановление незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Из акта таможенного осмотра от 12.05.2011 № 10726070/120511/000412 следует, что должностными лицами Таможни на ст. Гродеково проведён таможенный осмотр товаров, отправленных Обществом в КНР на ж/д платформах №№ 56971435, 68817725, 54188032, 54131552, 54189535, 53429841 и 53132329.
Осмотром установлено, что в грузовые отделения ж/д полувагонов №№ 56971435, 68817725, 54188032, 54131552 и 54189535 погружен товар в виде круглых лесоматериалов, некороенных, хвойных пород. В результате измерения объёма брёвен установлен общий объём 382 ±26,9 м.куб., согласно ТТН – 382,069 м. куб.
В отношении полувагонов 53429841 и 53132329 актом таможенного осмотра установлено, что в них погружен товар: лесоматериалы обрезные, продольнораспиленные (пиломатериалы – доски, бруски), нешлифованные, не имеющие соединения в шип, хвойных пород, сформированные в пачки (разных размеров), перетянутые металлическими лентами. Верхний ряд пачек с товаром закреплён брусом, стяжками из проволоки. Исходя из внешних морфологических признаков породный состав представленных пиломатериалов был определён как лиственница.
Затем должностным лицом Таможни пяти сотрудникам таможенного органа дано поручение на досмотр № 10716070/130511/000413, которым предписано в срок до 23.05.2011 21:00:00 провести таможенный досмотр железнодорожного транспорта №№ 53429841 и 53132329 в объёме 100% со вскрытием всех грузовых мест, их пересчётом и определением породы и объёма.
Телеграммой с уведомлением от 13.05.2011 № 41-48/433 Общество уведомлено таможенным органом о проведении таможенного досмотра товаров, следующих на ж/д вагонах №№ 53429841 и 53132329. Декларанту предложено прибыть к 10:00 23.05.2011 на Пограничный таможенный пост Уссурийской таможни для присутствия в ходе таможенного досмотра.
Обществу также заказным письмом с сопроводительным исх. 41-48/434 от 13.05.2011 направлены уведомление о проведении таможенного досмотра и требование о проведении операций с товарами и транспортными средствами. Согласно данным документам, Обществу необходимо произвести транспортировку товаров ПЗТК ст. Гродеково-1 на 58 путь с возможностью полной выгрузки товара. Данные действия необходимо совершить до 10:00 23.05.2011. Указано, что таможенный досмотр состоится в 10:00 23.05.2011.
Заказное письмо с названными документами получено Обществом, согласно почтовому уведомлению, 17.05.2011.
Исходящим № 101 от 17.05.2011 Общество сообщило Таможне, что просит провести досмотр без присутствия своих сотрудников.
Таможенный досмотр товаров, перемещаемых в грузовых отделениях ж/д полувагонов №№ 53429841 и 53132329 произведён должностными лицами таможенных органов в отсутствие представителей Общества и оформлен актом таможенного досмотра № 10716070/060611/000413. В результате досмотра производилось измерение объёма лесоматериалов с использованием выгрузки всех пачек из ж/д полувагонов с поштучным измерением. Всего досмотром установлено 14 880 штук лесоматериалов, формированных в 72 пачки. Измерения производились поверенными рулетками.
Пунктом 2 статьи 116 ТК ТС установлено, что должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц.
Как указано выше, Общество было уведомлено Таможней о том, что досмотр состоится 23.05.2011 в 10:00.
Как следует из акта таможенного досмотра, досмотр начат 30.05.2011 в 10:30 и окончен 06.06.2011в 21:00.
О том, что дата и время таможенного досмотра перенесены и досмотр состоится 30.05.2011, Общество таможенным органом не извещалось.
При досмотре товаров представители Общества не присутствовали.
Пунктом 5 статьи 116 ТК ТФ предусмотрено, что таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:
1) при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;
2) при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств – членов таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;
3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
4) при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.
Согласно пункту 6 той же статьи, таможенный досмотр в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых.
Из системного анализа приведённых положений пунктов 2, 5 и 6 статьи 116 ТК ТС следует, что при отсутствии оснований, предусмотренных в подпунктах 2, 3 и 4 пункта 5 статьи 116 ТК ТС, таможенный орган вправе провести таможенный досмотр груза в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей только при условии, что такие лица надлежащим образом извещены о месте и времени проведения таможенного досмотра.
В ТК ТС, а также в Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не приведено определение понятого и цель его присутствия при проведении мероприятий таможенного контроля.
В связи с этим суд на основании п. 6 ст. 13 АПК РФ исходя из общих начал и смысла федеральных законов приходит к выводу о том, что требование о присутствии понятых как лиц, не заинтересованных в результатах проводимых административными органами мероприятий, предусмотрено в целях обеспечения достоверности отражения в соответствующих процедурных документах (актах, протоколах и т.п.) хода и результатов действий, совершаемых должностными лицами административных органов.
Перенос даты и времени таможенного досмотра представители Таможни в судебном заседании обосновали тем, что к указанному Таможней времени: 10:00 23.05.2011 Обществом не произведены работы по выгрузке лесопродукции из вагонов, что препятствовало проведению досмотра. В связи с этим в период с 23 по 30 мая 2011 года таможенный орган своими силами осуществил выгрузку товара на досмотровую площадку. Досмотр с участием понятых начат 30.06.2011 в 10:30 после того, как товар был выгружен. При выгрузке лесопродукции из вагонов в период с 23 до 30 мая 2011 года понятые не присутствовали. (аудиозапись судебного заседания 30.11.2011 часть 1: 27 мин 20 сек. – 32 мин. 53 сек.; часть 2: 04 мин. 03 сек. – 09 мин. 17 сек.).
Как следует из акта таможенного осмотра от 13.05.2011, верхний ряд пачек с товаром, находящимся в вагонах №№ 53429841 и 531323290, был закреплён брусом, стяжками из проволоки. То есть лесоматериалы были закреплены на открытых ж/д платформах таким способом, который при нормальных условиях транспортировки обеспечивает прочную связь груза с транспортным средством, без нарушения которой товар не может быть выгружен с платформы.
В соответствии с определением, содержащемся в п. 1 ст. 116 ТК ТС, таможенный досмотр – действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо ёмкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Действия таможенного органа в период с 23.05.2011 по 30.05.2011 по вскрытию проволочных стяжек и удалению бруса, которыми досматриваемый груз был закреплён на ж/д платформах, и извлечению из грузовых отделений полувагонов уложенных в них Обществом пачек лесоматериалов суд квалифицирует как действия по досмотру груза.
Данные действия в нарушение пункта 6 статьи 116 ТК ТС совершены Таможней в отсутствие понятых. Какой-либо документ, отражающий совершённые Таможней в период с 23.05.2011 по 30.05.2011 действия с перемещаемым Обществом товаром, в материалах дела об административном правонарушении отсутствует.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что таможенный досмотр товаров, перемещаемых Обществом на ж/д платформах №№ 53429841 и 531323290, результаты которого оформлены актом таможенного досмотра № 10716070/060611/000413, произведён с нарушением пунктов 2, 5 и 6 статьи 116 ТК ТС.
Статьёй 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Поскольку судом установлено, что таможенный досмотр перемещаемых Обществом товаров произведён с нарушением ст. 116 ТК РФ, суд находит, что акт таможенного досмотра № 10716070/060611/000413 не может быть использован в качестве доказательства.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих факт недекларирования Обществом части товара, перемещаемого через границу РФ, а также количество (объём) незадекларированного товара, в материалах дела об административном правонарушении не имеется и административным органом в суд не представлено.
Пунктом 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Пунктом 7 той же статьи при этом предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Проанализировав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд находит, что административным органом не доказано наличие события административного правонарушения, за совершение которого Общество привлечено к ответственности, что является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
При таких обстоятельствах все прочие доводы сторон не имеют значения, поскольку не влияют на результат рассмотрения спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать постановление Уссурийской таможни по делу об административном правонарушении от 15 сентября 2011 года № 10716000-529/2011, которым Обществу с ограниченной ответственностью «Деревоперерабатывающий Холдинг» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 733 руб. 19 коп., незаконным и отменить его полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подаётся в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Д.Ю. Сумин