НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 30.08.2013 № А73-6708/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-6708/2013

02 сентября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2013 года, полный текст решения изготовлен 02 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Чаковой Т. И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варфоламеевым Е. А.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Рыболовецкой артели «ИНЯ»

к Хабаровской таможне и Владивостокской таможне

о признании незаконными решений Хабаровской таможни от 06.05.2013 № 10703000/400/060513/Т0055/001, 10703000/400/060513/Т0055/002 и недействительными требований Владивостокской таможни от 20.05.2013 № 2768, 2769

при участии:

от заявителя: Шишкин Е. М. по доверенности от 29.12.2012 № 2;

от Хабаровской таможни: Рештакова Т. Ю. по доверенности от 29.08.2012 № 04-37/115, Оглоблин М. Г. по доверенности от 30.04.2013 № 04-37/48;

от Владивостокской таможни: Оглоблин М. Г. по доверенности от 30.07.2013 № 159.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 26.08.2013 до 30.08.2013.

Сущность спора: Рыболовецкая артель «Иня» (далее — Артель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решений Хабаровской таможни от 06.05.2013 № 10703000/400/060513/Т0055/001, № 10703000/400/060513/Т0055/002 по результатам таможенной проверки и недействительными требований Владивостокской таможни от 20.05.2013 № 2768, 2769 об уплате таможенных платежей.

По мнению заявителя, СРТМ-К «Асирус» находилось в состоянии международной перевозки с 17.01.2011, выполненные на судне в порту Пусан ремонтные работы относятся к операциям по текущему ремонту и техническому обслуживанию, необходимых для обеспечения сохранности судна, его безопасной эксплуатации и предотвращению загрязнения; СРТМ-К «Асирус» не подвергалось операциям по переработке, балансовая стоимость судна после ремонта не увеличилась. Кроме того, Артель не является плательщиком НДС, поскольку применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачивает единый сельскохозяйственный налог.

В судебном заседании представитель Артели поддержал заявленные требования.

Представители Хабаровской и Владивостокской таможни с требованиями заявителя не согласились и просили отказать в их удовлетворении, поскольку характер проведенных на СРТМ-К «Асирус» ремонтных работ свидетельствует о том, что намерение провести ремонтные работы возникло у Артели ещё до момента осуществления судном соответствующего международного рейса, проведенные работы носили возмездный характер, в процессе следования судна в порт Пусан поломок и аварийных ситуаций не возникало.

Заслушав стороны, исследовав представленные документы, суд

УСТАНОВИЛ:

17.11.2011 между «JEIL-М TECH CO. LTD» Республики Корея и рыболовецкой артелью «Иня» заключен контракт JM/50428341/00006 на выполнение ремонтных работ на рыболовецком судне СРТМ-К «Асирус», срок выполнения работ до 10.02.2011, сумма контракта 341 100 долларов США.

21.01.2011 между южнокорейской компанией «K.T.M. Co., LTD» и рыболовецкой артелью «Иня» заключен договор КТМ/50428341/00002 на выполнение работ на рыболовецком судне СРТМ-К «Асирус» на сумму 43 120 долларов США.

18.01.2011 согласно ИМО Генеральная (общая) декларация номер судового дела 10702020/071010/01193 судовладелец рыболовецкая артель «Иня» оформлено на отход судно СРТМ-К «Асирус» цель отхода: переход в Пусан (получение промвооружения); Переход ОМЭ (промысел).

Согласно судового журнала судно прибыло в порт Пусан 21.01.2011.

26.01.2011 составлен акт приемки на ремонт между рыболовецкой артелью «Иня» и компанией «K.T.M. Co., LTD».

27.01.2011 составлен акт приемки судна на ремонт между рыболовецкой артелью «Иня» и южнокорейской компанией «JEIL TECH CO. LTD».

29.01.2011 подписан сдаточный акт из ремонта между рыболовецкой артелью «Иня» и компанией «K.T.M. Co., LTD»; 10.02.2011 подписан сдаточный акт с компанией JEIL TECH CO. LTD, объем работы произведен согласно ремонтной ведомости.

Согласно суточных донесений от 16.02.2011 судно следует в пункт следования.

25.06.2011 согласно ИМО Генеральная (общая) декларация судно СРТМ-К «Асирус» прибыло в порт назначения Владивосток, выпуск разрешен 25.06.2011.

Представленные судовладельцем документы не содержали сведений о произведенном ремонте.

Хабаровской таможней произведена камеральная проверка, составлен акт № 10703000/400/060513/А0055 от 06.05.2013, из которого следует, что рыболовецкая артель «Иня» имело намерение на проведение ремонтных работ на судне ещё до момента начала международного рейса, произведенные работы носили возмездный характер, в процессе следования в порт Пусан поломок и аварийных ситуаций не было.

Таможенным органом сделан вывод о несоблюдении артелью условий пункта 2 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС). Артель обязана поместить транспортное средство под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, уплатив таможенную пошлину и налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС.

06.05.2013 Хабаровской таможней вынесены решения № 10703000/400/060513/Т0055/001 о доначислении таможенных пошлин в сумме 2 209 732 руб. 76 коп. по операциям по ремонту судна по контракту JM/50428341/00006; решение № 10703000/400/060513/Т0055/002 о доначислении таможенных пошлин в сумме 279 334 руб. 16 коп. по контракту КТМ/50428341/00002.

В адрес рыболовецкой артели «Иня» Владивостокской таможней 20.05.2013 направлены требования № 2768, 2769 об уплате таможенных платежей. Срок уплаты в течении 20 дней с момента получения.

Артель, не согласившись с решениями и требованиями таможни, обратилась в суд, считая, что судно не подвергалось операциям по переработке, проводились работы по текущему ремонту и обслуживанию судна, кроме того заявитель считает, что не является плательщиком НДС, так как уплачивает единый сельскохозяйственный налог.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок временного вывоза с таможенной территории Таможенного союза для завершения или начала международной перевозки транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных в государствах — членах таможенного союза (включая порожние), за исключением транспортных средств для личного пользования регулируется главой 48 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Пунктом 1 статьи 345 ТК ТС предусмотрено, что временный вывоз транспортного средства международной перевозки допускается при условии, что это транспортное средство международной перевозки является товаром таможенного союза и зарегистрировано на территории государства — члена таможенного союза за лицом государства — члена таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных частью второй названного пункта и пунктом 4 названной статьи.

Согласно пункту 1 статьи 348 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта.

При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС).

Под транспортными средствами международной перевозки, в соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 4 ТК ТС понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Таможенным законодательством установлен исчерпывающий перечень операций, совершение которых допускается с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки и которые не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами: 1) операции по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержанию в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке; 2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту; 3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза (пункт 1 статьи 347 ТК ТС).

Согласно пункту 2 статьи 347 ТК ТС в случае совершения операций по ремонту и (или) других операций, не предусмотренных пунктом 1 статьи 347 ТК ТС, без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС.

Как следует из представленных документов, контракт на ремонт судна заключен до начала международной перевозки, при этом произведен значительный объем работ по ремонту.

При этом не принимается довод заявителя о том, что судно «Асирус» находилось в состоянии международной перевозки с 17.01.2011, вышел из порта утром 18.01.2011.

Согласно ИМО Генеральная (общая) декларация начало работы таможенного поста на судне 18.01.2011 15 часов, окончание в 16 часов 30 минут.

В порт Пусан судно «Асирус» следовало за судовыми припасами.

Следовательно, потребность в операциях по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, возникла не во время использования судна в международной перевозке, в связи с чем, условие, предусмотренное пунктом 1 статьи 347 ТК ТС, не соблюдено.

Под потребностью, исходя из положений статьи 347 ТК ТС, понимается необходимость в проведении ремонта, которая обусловлена определенными факторами объективного характера либо непредвиденными обстоятельствами, которые могут возникнуть в период нахождения судна за пределами таможенной территории во время его использования в конкретной международной перевозке.

Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС следует, что операции по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту транспортных средств международной перевозки, должны быть необходимы для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержанию в состоянии, в котором они находились на день вывоза.

В рассматриваемом случае, судно «Асирус» еще до даты вывоза, уже требовало проведение текущего ремонта и технического обслуживания, что подтверждается контрактом от 17.01.2011 и спецификацией к нему.

Следовательно, проведенный ремонт не был направлен на поддержание состояния судна, в котором оно находилось на день вывоза.

Отклоняются судом и доводы заявителя о том, что на судне «Асирус» не производился ремонт на уровне переработки и модернизации.

Пунктом 2 статьи 347 ТК ТС прямо предусмотрено, что операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что на основании контрактов от 17.01.2011 и от 21.01.2011 на судне «Асирус» производились ремонтные работы.

Судом установлено, что проведенные работы не подпадают под условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС, а, следовательно, подлежит применению пункт 2 статьи 347 ТК ТС, который в свою очередь, не соотносит возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов с проведением ремонтных работ только на уровне переработки и модернизации.

Учитывая изложенное, таможенным органом обоснованно приняты решения в области таможенного дела от 06.05.2013 № 10703000/400/060513/Т0055/001, № 10703000/400/060513/Т0055/002.

Судом отклоняются доводы Артели о том, что поскольку судно «Асирус» не ввозилось на таможенную территорию РФ как товар, то Артель, как лицо, применяющее систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, не является плательщиком НДС.

Как следует из материалов дела, Артель, в соответствии с уведомлением о возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей от 15.01.2009 № 38, выданным Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю, применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса) (пункт 2 статьи 346.1 НК РФ).

Артель указывает, что судно «Асирус» являлось транспортным средством международной перевозки и как товар Артелью не ввозилось, а поэтому в данном случае Артель плательщиком НДС не является.

В силу пункта 1 статьи 70 ТК ТС, к таможенным платежам относится, в том числе налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

В соответствии со статьёй 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

В судебном заседании установлено, что ремонтные работы, проведенные с судном «Асирус» не подпадают под операции, предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС.

Следовательно, данное судно должно было быть помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

Однако, несмотря на запланированный ремонт, под названную таможенную процедуру судно Артелью не помещалось.

В связи с этим, при обратном ввозе судна «Асирус», таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в соответствии со статьёй 262 ТК ТС (пункт 2 статьи 347 ТК ТС), согласно пункту 2 которой, сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, вывезенных для переработки.

Учитывая изложенное, Артель является плательщиком НДС.

Таким образом, оснований для признания недействительными решений Хабаровской таможни от 06.05.2013 по результатам таможенной проверки № 10703000/400/060513/Т0055/001, № 10703000/400/060513/Т0055/002 не имеется.

В части требования Артели о признании недействительными требований Владивостокской таможни от 20.05.2013 № 2768, 2769 об уплате таможенных платежей, суд приходит к следующему.

Как следует из текста оспариваемого требования, они выставлены Владивостокской таможней по результатом таможенной проверки, оформленной актом № 10703000/400/060513/А0055.

Выводы Хабаровской таможни по результатам указанной проверки судом признаны обоснованными.

Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона о таможенном регулировании, частью 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 5 Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку (утвержден приказом ФТС России от 20.04.2011 № 823), таможня, в регионе деятельности которой был осуществлен выпуск товаров, на основании копий акта и решения в сфере таможенного дела осуществляет изменение и (или) дополнение сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров, иные действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставляет требование об уплате таможенных платежей в соответствии с установленным порядком.

Таким образом, по смыслу названных норм расчет подлежащей взысканию суммы таможенных пошлин, налогов и пени и выставление требования об их уплате производится таможенным органом, в регионе деятельности которой осуществлен выпуск товаров.

Пункт 1 статьи 93 ТК ТС также устанавливает, что таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, — таможенным органом государства — члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.

Материалами дела подтверждается, что выпуск судна «Асирус» после завершения временного вывоза осуществлен Владивостокской таможней, в связи с чем Хабаровская таможня обоснованно направила в этот таможенный орган копии акта и решения по результатам таможенной проверки для выставления требования об уплате таможенных платежей.

Спор относительно правильности расчета таможенных платежей и пеней между сторонами отсутствует.

Учитывая изложенное, основания для признания недействительным оспариваемого требования Владивостокской таможни отсутствуют.

Следовательно, заявленные Артелью требования удовлетворению не подлежат.

При обращении в арбитражный суд обществом уплачена государственная пошлина в сумме 8000 руб. за рассмотрение требований о признании недействительными решений Хабаровской таможни, в сумме 8000 руб. за рассмотрение требований о признании недействительными требований Владивостокской таможни и в сумме 4000 руб. за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия требований Владивостокской таможни.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании недействительным ненормативного правового акта подлежит уплате государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Поскольку судом отказано в удовлетворении заявленных требований, то государственная пошлина в сумме 8000 за рассмотрение требований о признании недействительными четырех ненормативных правовых актов таможенных органов и в сумме 2000 руб. за рассмотрение ходатайства о принятии обеспечительных мер, подлежит отнесению на Артель и не взыскивается, поскольку уплачена в полном объеме при обращении в арбитражный суд.

Оставшаяся сумма государственной пошлины в размере 10 000 руб., уплаченная по платежным поручениям № 48 от 10.06.2013 и № 97 от 13.06.2013, признается судом излишне уплаченной в связи с чем подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167–170, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Рыболовецкой артелью «Иня» требований отказать.

Возвратить Рыболовецкой артели «Иня» из федерального бюджета 10 000 (десять тысяч) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежным поручениям № 48 от 10.06.2013 и № 97 от 13.06.2013.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Т. И. Чакова