НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 29.09.2021 № А73-12550/2021

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-12550/2021

06 октября 2021 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 29 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи К.А. Архиповой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евдокимовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛАН» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 682860, <...>, помещ. 1; 305000, <...>, этаж 4, оф. 36)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 682800, <...>)

о признании незаконными действий, выразившихся в непринятии 01.07.2021 налоговой декларации (расчета) по НДС за 2 квартал 2018 (номер корректировки 1), в непринятии 08.07.2021 реестра таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 (номер корректировки 0) к налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 (номер корректировки 1),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 680000, <...>),

при участии в судебном заседании представителей:

от ООО «ЛАН» – ФИО1 по доверенности от 09.12.2020, диплом 102724 1186611;

от Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю – ФИО2 по доверенности от 24.12.2020 № 02-23/14732, диплом ВСГ 1936533;

от УФНС России по Хабаровскому краю – ФИО3 по доверенности от 12.01.2021 № 05-12/00064, диплом ВСГ 1936533;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛАН» (далее – заявитель, Общество, ООО «ЛАН») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС России по Хабаровскому краю), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (далее – налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю), согласно которому просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, выразившиеся в непринятии 01.07.2021 налоговой декларации (расчета) по НДС за 2 квартал 2018 (номер корректировки 1), в непринятии 08.07.2021 реестра таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 (номер корректировки 0) к налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 (номер корректировки 1).

В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Межрайонную ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю принять налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2018 (номер корректировки 1); начать камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 (номер корректировки 1); принять реестр таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 (номер корректировки 0).

Определением суда от 06.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФНС России по Хабаровскому краю, при этом из состава ответчиков исключено.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 23.09.2021 по 29.09.2021.

До начала судебного заседания от Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю поступили пояснения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении и представленных дополнительных пояснениях.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю и УФНС России по Хабаровскому краю в судебном заседании против заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзывах и представленном пояснении.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, 30.06.2021 ООО «ЛАН» в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) направлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2 квартал 2018 (корректировка 1).

После регистрации налоговой декларации в программном комплексе налогового органа, сформировано уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета).

Основанием отказа в приеме налоговой декларации, явилось нарушение установленного порядка представления сведений (код ошибки 0100000000) и недопустимое (запрещенное) значение элемента (атрибута), номера корректировки в представленном файле, а именно в налоговом органе нет сведений о первичной декларации (код ошибки 0400400008).

Не согласившись с отказом в приеме уточненной налоговой декларации, Общество обратилось в УФНС России по Хабаровскому краю с жалобой на действия налогового органа.

По результатам рассмотрения жалобы, решением УФНС России по Хабаровскому краю от 20.07.2021 № 13-09/14218@, жалоба ООО «ЛАН» на действия налогового органа, выразившиеся в отказе в приеме уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018, оставлена без удовлетворения.

Кроме того, 30.06.2021 Обществом вместе с уточненной налоговой декларацией по НДС за 2 квартал 2018 (корректировка 1) в налоговый орган направлен реестр таможенных деклараций за 2 квартал 2018.

08.07.2021 по представленному реестру таможенных деклараций за 2 квартал 2018 налоговым органом в автоматическом режиме сформировано уведомление об отказе в приеме электронного документа по причине: «Неправильное указание места представления сведений. Декларация не найдена в КНП».

Не согласившись с отказом в приеме реестра таможенных деклараций за 2 квартал 2018, Общество обратилось в УФНС России по Хабаровскому краю с жалобой на действия налогового органа.

По результатам рассмотрения жалобы, решением УФНС России по Хабаровскому краю от 22.07.2021 № 13-09/14410@, жалоба ООО «ЛАН» на действия налогового органа, выразившиеся в отказе в приеме реестра таможенных деклараций за 2 квартал 2018, оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с действиями Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, выразившимися в непринятии 01.07.2021 налоговой декларации (расчета) по НДС за 2 квартал 2018 (номер корректировки 1), в непринятии 08.07.2021 реестра таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 (номер корректировки 0) к налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 (номер корректировки 1), считая их незаконными и необоснованными, нарушающими права и интересы налогоплательщика, ООО «Лан» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В обоснование незаконности действий Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю заявитель указывает, что первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 была представлена Обществом в налоговый орган по ТКС 25.07.2018, указанная декларация была принята налоговым органом 26.07.2018, ей был присвоен регистрационный номер 10958655, что подтверждается квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде; на основании уведомления об уточнении налоговой декларации, по причине неверного указания ОКТМО, а также в соответствии с порядком, регламентированным статьями 80, 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Приказами ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ и Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, Общество 30.06.2021 предоставило уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2018 (номер корректировки 1), а также реестр таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 (номер корректировки 0).

Возражения налогового органа согласно отзыву сводятся к законности и обоснованности оспариваемых действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, (абз. 2 пункта 4 статьи 80 НК РФ).

Из указанных норм права следует, что в случае если налоговая декларация представленная налогоплательщиком, не соответствует установленной формеи/или установленным форматам ее направления по телекоммуникационным каналам связи, налоговый орган обязан отказать налогоплательщику в ее приеме.

В рамках осуществления электронного документооборота с налогоплательщиками, в том числе при приеме налоговых деклараций, действия налоговых органов регламентированы не только нормами Налогового кодекса Российской Федерации, но и, в частности:

- утвержденными Приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее -Методические рекомендации)

- утвержденным Приказом ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - Административный регламент № 343).

Действия налоговых органов по при приему налоговых деклараций до 08.07.2019 регламентировались Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламентаФедеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (далее - Административный регламент № 99н).

Как указано выше, 30.06.2021 ООО «ЛАН» в налоговый орган направлена уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 (корректировка 1).

В автоматическом режиме при поступлении уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 (корректировка 1) сформировано решение об отказе в ее принятии по основаниям, предусмотренным пунктом 19 Административного регламента № 343:

- [Код: 0100000000] Нарушение установленного порядка представления сведений;

-файл: NO_NDS_2709_2709_2709007440270901001_20210630_684fbf97-bfa5-4f3b-acc7-8cble2844279:

- [Код: 0400400008] Недопустимое (запрещенное) значение элемента (атрибута), НомКорр» в представленном файле = 1, в налоговом органе нет сведений о первичной декларации.

Согласно пункту 1.4 Методических рекомендаций, пункту 211 Административного регламента № 99н в процессе электронного документооборота кроме направления налоговых деклараций (расчетов) участники информационного взаимодействия обмениваются иными технологическими электронными документами, в том числе:

- квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме (далее - квитанция о приеме), формируемой налоговым органом, подтверждающей факт приема представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета);

- извещением о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), формируемым налоговым органом для налогоплательщика (представителя), подтверждающим факт переноса данных представленной налоговой декларации (расчета) в информационные ресурсы налогового органа (далее - извещение о вводе);

- уведомлением об уточнении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, формируемым налоговым органом, подтверждающим факт приема налоговой декларации (расчета), содержащей ошибки, с указанием таких ошибок, а также содержащий сообщение о необходимости представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (далее - уведомление об уточнении).

Извещение о получении электронного документа формируется на каждый полученный по ТКС следующий электронный документ: налоговую декларацию (расчет), подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о вводе, уведомление об уточнении.

В соответствии с пунктом 1.16 Методических рекомендаций электронный документооборот по приему налоговым органом налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период от налогоплательщика (представителя) завершается в полном объеме при получении налогоплательщиком от налогового органа квитанции о приеме и извещения о вводе.

По результатам обработки налоговой декларации (расчета) с помощью программного комплекса налоговый орган формирует извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете) (пункт 2.17 Методических рекомендаций, пункт 217 Административного регламента № 99н).

В силу пункта 218 Административного регламента № 99н должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение 2 рабочих дней со дня направления квитанции о приеме заявителю направляет ему извещение о вводе или уведомление об уточнении с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее - Приказ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

В соответствии с пунктом 19 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (приложение №2 к Приказу от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@), при заполнении первичной декларации и уточненных деклараций за соответствующий налоговый период по показателю «номер корректировки» должна обеспечиваться сквозная нумерация, где «номер корректировки» для первичной декларации принимает значение «0», для уточненных деклараций номер указывается последовательно ("1--", "2--", "3--" и так далее).

Не допускается заполнение номера корректировки по уточненной декларации без ранее принятой первичной декларации (абз. 2 пункта 19 Порядка).

Таким образом, при неверном показателе «номер корректировки» налоговая декларация не будет соответствовать формеустановленной Приказом от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 19 Административного регламента № 343 является основанием для отказа в приеме налоговой декларации.

Как следует из материалов дела, 26.07.2018 в налоговый орган по ТКС от ООО «Лан» поступила первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 (корректировка 0), на основании которой в автоматическом режиме в порядке пункта 1.4 Методических рекомендаций, пункта 211 Административного регламента № 99н сформирована квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме.

При этом, одновременно установлено, что первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 (корректировка 0) имеет недостатки (ошибки), а именно - неверно указан код ОКТМО.

Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 1.4 Методических рекомендаций, пунктом 211 Административного регламента № 99н послужило основанием для формирования уведомления о необходимости уточнения налоговой декларации (расчета) в электронной форме и направления его обществу по ТКС.

Согласно извещениям о получении электронных документов квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме и уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) в электронной форме получены Обществом по ТКС 18.10.2018.

До настоящего времени налоговая декларация с внесенными исправлениями (с верным кодом ОКТМО) от Общества не поступала.

Учитывая изложенное, предусмотренное пунктом 1.4 Методических рекомендаций, пунктом 211 Административного регламента № 99н извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), не сформировано, в связи с чем, в порядке пункта 1.16 Методических рекомендаций электронный документооборот по приему налоговым органом налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 (корректировка 0) от ООО «Лан» не завершен в полном объеме, данные из первичной налоговой декларации не перенесены в расчеты с бюджетом ООО «Лан».

Несмотря на наличие у ООО «Лан» квитанции о приеме налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018, доводы заявителя относительно принятия 26.07.2018 налоговым органом первичной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 являются необоснованными, поскольку извещение о вводе подтверждающий факт переноса данных представленной налоговой декларации в информационные ресурсы налогового органа, отсутствует, и, следовательно, в налоговом органе отсутствует введенная первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что первичная налоговая декларации по НДС за 2 квартал 2018 фактически отсутствует, то уточненная налоговая декларация (корректировка 1), представленная ООО «ЛАН» не соответствует форме,установленной Приказом от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, и, следовательно, у налогового органа имелись все основания для отказа в ее приеме.

Поскольку уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 (корректировка 1) не была принята налоговым органом, данные из нее не перенесены в расчеты с бюджетом ООО «Лан», камеральная проверка не проводилась, то соответственно, налоговым органом 08.07.2021 по представленному реестру таможенных деклараций за 2 квартал 2018 в автоматическом режиме сформировано уведомление об отказе в приеме электронного документа по причине: «Неправильное указание места представления сведений. Декларация не найдена в КНП».

Кроме того, необходимо обратить внимание, что налоговым органомза непредставление налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018, на основании решений от 21.11.2018 № № 6987, 6988, 6989, 6990 были приостановлены операции по счетам в банках; в адрес ООО «Лан» было направлено уведомление о вызове для дачи пояснений от 25.03.2019 № 24117 по вопросу не предоставления налоговых деклараций по НДС за 1, 2 кварталы 2018.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, выразившиеся в непринятии 01.07.2021 налоговой декларации (расчета) по НДС за 2 квартал 2018 (номер корректировки 1), в непринятии 08.07.2021 реестра таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 (номер корректировки 0) к налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ, ввиду отказа в удовлетворении заявленных требований, государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «ЛАН» отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                          К.А. Архипова