НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 28.11.2023 № А73-341/2023

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-341/2023

04 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28.11.2023.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Леонова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Катковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Амурские пассажирские перевозки» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

о признании незаконными результатов проверки (акт от 30.09.2022 № 2634 проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем и достоверности справки, уточняющий особый характер работы)

третьи лица, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора:

- ФИО1 (г. Николаевск-на-Амуре);

- ФИО2 (г. Николаевск-на-Амуре);

- ФИО3 (г. Николаевск-на-Амуре);

- ФИО4 (г. Николаевск-на-Амуре);

- ФИО5 (г. Николаевск-на-Амуре);

- ФИО6 (г. Николаевск-на-Амуре);

при участии в судебном заседании:

от ЗАО «АПП»: представители не явились;

от Отделения СФР: ФИО7 представитель по доверенности от 12.09.2023 № 16-27/79-18;

от третьих лиц: представители не явились.

Установил:

Закрытое акционерное общество «Амурские пассажирские перевозки» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «АПП») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – Отделение ПФР) в соответствии с которым просит признать незаконными результаты проведенной в отношении Общества проверки (акт от 30.09.2022 № 2634 проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем и достоверности справки, уточняющий особый характер работы).

В последующем Отделение ПФР переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – Отделение).

Определением от 01.03.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.

Определением от 23.03.2023 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебных актов Николаевского городского суда Хабаровского края по делам №№ 2-202/2023, 2-203/2023, 2-205/2023, 2-206/2023, 2-207/2023, 2-208/2023.

Определением от 31.10.2023 производство по делу возобновлено.

Общество, извещенное надлежащим образом, явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило, возражений относительно рассмотрения дела в отсутствие своего представителя сразу после завершения предварительного судебного заседания не заявило.

Представитель Отделения в предварительном судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве.

Третьи лица участия в судебном заседании не принимали, но в ранее представленном едином отзыве, не согласились с заявленными Обществом требованиями.

Дело рассмотрено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, открытом сразу после завершения предварительного судебного заседания в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ.

В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в связи запросом Хабаровской транспортной прокуратуры от 22.08.2022 № 762-2022/20009414/Исорг83-22, инициированным на основании обращения работников ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» по вопросу проверки сведений о периодах работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) отражающихся на индивидуальном лицевом счете работников теплохода «ОМ-5», Отделением 31.08.2022 было принято решение № 2559 о проведении проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем ЗАО «Амурские пассажирские перевозки».

В ходе проверки, оформленной актом проверки от 30.09.2022 № 2634, Отделение признало недостоверными сведения, представленные ЗАО «АПП»и не подлежащими включению в лицевой счет следующих застрахованных лиц:ФИО1 (за 2021 год); ФИО2 (за 1 полугодие 2015 года, 2015 год, 1 кв. 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год); ФИО3 (за 2015 год, 1 кв. 2016 г., 2017 – 2021 г.г.); ФИО4 (1 полугодие 2015, 9 месяцев 2015, 1 кв. 2016, полугодие 2016, 9 месяцев 2016, 2016 год, 2017-2021 г.г.); ФИО5 (1 полугодие 2016, 9 месяцев 2016, 2016 год, 2017-2021 г.г.); ФИО6 (2017-2021 г.г.).

При этом Отделение исходило из того, что указанные лица осуществляли свою трудовую деятельность на судне речного флота «ОМ-5», который в навигационный период используется в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – г. Николаевск-на-Амуре и Николаевском районе Хабаровского края, в связи с чем периоды работы на судне могут быть включены в стаж дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ.

В свою очередь, в представленных ЗАО «АПП» индивидуальных сведениях на вышеуказанных лиц не отражены сведения о том, что трудовая деятельность осуществлялась на местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Этим же актом проверки страхователю рекомендовано в пятидневный срок после подписания акта представить корректирующие формы индивидуальных сведений согласно Приложению к акту.

Согласно приложению к акту, корректирующие формы подлежали представлению в части указания кода территориальных условий деятельности – МКС (местность, приравненная к районам Крайнего Севера).

Не согласившись с результатами проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Не оспаривая фактические обстоятельства, связанные с представлением индивидуальных сведений, в которых не отражены сведения (код) территориальных условий деятельности, Общество указывает, что члены экипажа теплохода «ОМ-5» трудоустроены в ЗАО «АПП», местом нахождения которого является г. Хабаровск, в связи с чем процентные надбавки начисляются по месту нахождения организации. Также, по мнению заявителя, местом выполнения трудовой функции членов плавсредства является теплоход «ОМ-5» с портом приписки – г. Хабаровск. Поскольку территориальная принадлежность судна определяется месторасположением его порта приписки, а перечень районом Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не предусматривает включение в их состав бассейнов рек, морей и океанов, территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна определяется также портом приписки данного судна.

Возражения Отделения основаны на том, что третьи лица осуществляли свою трудовую деятельность в Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе Хабаровского края, т.е. в местности, приравненной к приравненной к районам Крайнего Севера. При этом, по мнению Отделения, доводы Общества о месте регистрации Общества в г. Хабаровске и порте приписки плавсредства в г. Хабаровске не имеют в данном случае правового значения при исчислении третьим лицам стажа дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ.

Выслушав представителя Отделения, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) ЗАО «АПП» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ») установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Положениями статей 8, 11, 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя представлять в территориальные органы Фонда один раз в год, сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице.

В составе указанных сведений подлежат представлению сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 5 части 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

В свою очередь статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрена обязанность органов Фонда осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 34 Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.01.2002 № 11п (далее - Методические указания), предусмотрено, что результаты проверки достоверности сведений о стаже и заработке оформляются актом.

Поскольку спорные правоотношения связаны с исполнением заявителем обязанностей страхователя, поэтому влияют на его права и законные интересы в сфере экономической деятельности по обязательному пенсионному страхованию, то следует признать, что оспариваемый акт Отделения обладает признаками ненормативного правового акта, поэтому может быть оспорен в порядке главы 24 АПК РФ.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В действующей редакции статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Вместе с тем, нормами Закона № 400-ФЗ установлены случаи, при которых страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона.

В частности, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

До 01.01.2019 возраст досрочного выхода на пенсию в соответствии с вышеуказанной нормой был установлен: для мужчин – 55 лет; для женщин – 50 лет.

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, обязанность представления страхователем полных и достоверных индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, в том числе и в части периодов работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, направлена в том числе на обеспечение пенсионных прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Как установлено Отделением и не оспаривается заявителем, в индивидуальных сведениях застрахованных лиц: ФИО1 (за 2021 год); ФИО2 (за 1 полугодие 2015 года, 2015 год, 1 кв. 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год); ФИО3 (за 2015 год, 1 кв. 2016 г., 2017 – 2021 г.г.); ФИО4 (1 полугодие 2015, 9 месяцев 2015, 1 кв. 2016, полугодие 2016, 9 месяцев 2016, 2016 год, 2017-2021 г.г.); ФИО5 (1 полугодие 2016, 9 месяцев 2016, 2016 год, 2017-2021 г.г.); ФИО6 (2017-2021 г.г.) страхователем не отражены сведения о периодах работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, т.е. не отражены сведения, дающие права на досрочный выход на пенсию.

Однако, как установлено в ходе проверки, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, указанные лица осуществляли свою деятельность на судне – теплоход «ОМ-5», который в навигационный период использовался в Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе Хабаровского края, т.е. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Данное обстоятельство установлено также вступившими в законную силу решениями Николаевского-на-Амуре городского суда по делам №№ 2-202/2023, 2-203/2023, 2-205/2023, 2-206/2023, 2-207/2023, 2-208/2023.

Этими же решениями суда общей юрисдикции установлено право ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 на получение процентной надбавки к заработной плате в размере, установленной для районов, приравненных к районам Крайнего Севера (50%) в период их работы на теплоходе «ОМ-5».

Таким образом, судом общей юрисдикции установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в периоды своей работы на теплоходе «ОМ-5» осуществляли свою трудовую функцию в районе, приравненном к районам Крайнего Севера.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Учитывая вышеуказанные положения, суд находит не требующим доказывания факт работы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 на теплоходе «ОМ-5» который в навигационный период использовался в Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе Хабаровского края, в районе, приравненном к районам Крайнего Севера.

Следовательно, в индивидуальных сведениях, представленных ЗАО «АПП» на вышеуказанных лиц, подлежали отражению соответствующие сведения о работе в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.

Доводы заявителя о месте нахождения работодателя ЗАО «АПП» в г. Хабаровске, а также о месте приписки теплохода в г. Хабаровске, в данном случае правового значения не имеют, поскольку не влияют на установленные обстоятельства фактического осуществления трудовой функции третьими лицам в Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе Хабаровского края, т.е. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

На основании изложенного, Отделение в ходе проверки правомерно признало представленные ЗАО «АПП» сведения в отношении третьих лиц недостоверными и предложило заявителю представить корректирующие формы сведений в части указания кода территориальных условий деятельности – МКС (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) в отношении периодов работы на теплоходе «ОМ-5», который в навигационный период использовался в Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе Хабаровского края (согласно приложению к акту проверки).

Следовательно, оснований для признания незаконными оспариваемых результатов проверки не имеется, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина на основании статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается, поскольку уплачена в полном объеме при обращении в суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 212, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Д.В. Леонов