Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-16347/2021
05 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2022 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 05.03.2022 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловановой П.С..
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кан Аллы Владимировны
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2021 №243-ИФНС-ИН по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя – Снеткова Э.В. по доверенности от 11.10.2021;
от ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска – Спиридонова Е.А. по доверенности № 04-10/34 от 11.01.2022, Кириленко И.С. по доверенности № 04-10/32 от 11.01.2022.
Сущность дела: индивидуальный предприниматель Кан Алла Владимировна (далее – предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (далее – Инспекция, административный орган, ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска) № от 30.09.2021 №243-ИФНС-ИН по делу об административном правонарушении, которым предприниматель привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 308.133,39 руб..
В судебном заседании представитель Общества на требованиях, изложенных в заявлении, настаивала в полном объеме.
Представители административного органа в судебном заседании против заявленных требований возражали, просили отказать в их удовлетворении.
В заседании объявлялся перерыв с 22.02.2022 г. по 28.02.2022 г.
Суд установил: ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска
Должностными лицами Сотрудниками Инспекции на основании поручения от 17.08.2021 года № 96 в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении расчетов, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью ИП Кан А.В.
В ходе проверки установлено, что на торговом месте № 5а, принадлежащем ИП Кан А.В., проверяющими зафиксировано неприменение ККТ модели «ЭВОТОР СТ2Ф» с заводским номером 00307403866941 при осуществлении наличного денежного расчета за 2 упаковки заправки корейской «Чим Чим» для моркови (заводского производства) по цене 60,00 рублей за 1 упаковку стоимостью 120,00 рублей.
Кроме того, согласно составленному акту о проверке наличных денежных средств кассы от 17.08.2021, отчету о состоянии счетчиков ККТ от 17.08.2021, отчету с платежного терминала для оплаты электронными средствами платежа установлены излишки в сумме 2770,00 рублей. Таким образом, по состоянию на 15 часов 05 минут 17.08.2021 сумма неприменения ИП Кан А.В. ККТ составила 2770,00 рублей.
Результаты проверки отражены в акте контрольной закупки и акте проверки № 002333 от 17.08.2021г.
По результатам проверки старшим государственным налоговым инспектором Инспекции Хизиной Е.А.. в присутствии индивидуального предпринимателя Кан А.В., составлен протокол № 27232123500012400001 от 23.08.2021 г. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
После составления протокола об административном правонарушении № 27232123500012400001 от 23.08.2021, в ходе дополнительных мероприятий (запроса в банк) было установлено, что предпринимателем в за период с 01.10.2020 по 16.08.2021 не применялась ККТ, сумма выручки, полученная ИП Кан А.В. без применения контрольно-кассовой техники составила 2 465 067,12, в том числе:
за 2020 год (с 01.10.2020 по 31.12.2020) - 768 209,39 рублей;
за 2021 год (с 01.01.2021 по 16.08.2021) - 1 696 857,73 рублей
В связи с указанным обстоятельством, в присутствии ИП Кан А.В., определением от 26.08.2021 «Об исправлениях, внесенных в протокол по делу об административном правонарушении», в протокол об административном правонарушении от 23.08.2021 № 27232123500012400001 были внесены изменения, относительно административного правонарушения, по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, совершенного ИП Кан А.В. в период с 01.10.2020 по 16.08.2021 года.
30.09.2021 г. на основании указанного протокола, а также определения от 26.08.2021 «Об исправлениях, внесенных в протокол по делу об административном правонарушении» начальником Инспекции Владимировым С.В в присутствии ИП Кан А.В., вынесено постановление № 243-ИФНС-ИН от 30.09.2021 о привлечении ИП Кан А.В к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа с применением положений статьи 4.1. КоАП РФ, т.е. ниже низшего предела. Сумма штрафа составила 308.133,39 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, показания свидетелей, суд считает требования предпринимателя подлежащими частичному удовлетворении по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.5. КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.
Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ), контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 данной статьи, при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что организаций и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Таким образом, для квалификации действий юридического лица либо предпринимателя в соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ налоговый орган должен установить осуществление денежных расчетов без применения ККТ, либо с применением снятой с учета ККТ после исключения ее из Государственного реестра или направления уведомления об истечении нормативного срока ее амортизации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что на торговом месте № 5а, принадлежащем ИП Кан А.В., проверяющими зафиксировано неприменение ККТ модели «ЭВОТОР СТ2Ф» с заводским номером 00307403866941 при осуществлении наличного денежного расчета за 2 упаковки заправки корейской «Чим Чим» для моркови (заводского производства) по цене 60,00 рублей за 1 упаковку стоимостью 120,00 рублей.
Кроме того, согласно составленному акту о проверке наличных денежных средств кассы от 17.08.2021, отчету о состоянии счетчиков ККТ от 17.08.2021, отчету с платежного терминала для оплаты электронными средствами платежа установлены излишки в сумме 2770,00 рублей. Таким образом, по состоянию на 15 часов 05 минут 17.08.2021 сумма неприменения ИП Кан А.В. ККТ составила 2770,00 рублей.
Указанное нарушение отражено в протоколе № 27232123500012400001 от 23.08.2021 г.
Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о правомерности квалификации Инспекцией действий предпринимателя по части 2 статьи 14.5. КоАП РФ.
Вина предпринимателя в совершении указанного нарушения нашла подтверждение в судебном заседании.
Таким образом, в действиях ИП Кан А.В. присутствует состав вышеуказанного правонарушения и административный орган обоснованно вынес постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ по нарушению в виде неприменения ККТ 17.08.2021 г.
Между тем, предприниматель привлечена к ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 308.133,39 руб. (с применением положений о снижении штрафа ниже низшего предела) исходя из вышеуказанного факта, зафиксированного протоколом от 23.08.2021 г., а также исходя из нарушения выявленного после составления протокола об административном правонарушении № 27232123500012400001 от 23.08.2021, в ходе дополнительных мероприятий (запроса в банк) и отраженных в определении от 26.08.2021 «Об исправлениях, внесенных в протокол по делу об административном правонарушении».
Протокол об административном правонарушении по нарушениям в виде не применения ИП Кан А.В. контрольно-кассовой техники за период с 01.10.2020 по 16.08.2021г. в общей сумме 2 465 067,12 руб. не составлялся.
В силу требования, предусмотренного частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Частями 2,3,4 статьи 28.2. КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2. КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении лица и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. По смыслу данных разъяснений вопрос о несоблюдении процессуальных гарантий должен решаться судами в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.
Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает обязательную фиксацию факта нарушения в протоколе об административном правонарушении (либо постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) Возможность фиксации события нарушения в определении, включая определение об исправлении ошибок в протоколе кодекс не предусматривает.
Кроме того, в силу части 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
В силу части 2 данной статьи, исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 3 указанной статьи, исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.
При этом, статья 29.12.1 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесении определения для исправления ошибок, опечаток в протоколе об административном правонарушении.
Таким образом, рассматриваемые изменения вносились путем составления процессуального документа, не предусмотренного КоАП РФ.
Кроме того, изменения, вносимые определением от 26.08.2021 «Об исправлениях, внесенных в протокол по делу об административном правонарушении» не могут быть отнесены к ошибкам либо опечаткам, поскольку нарушение в виде неприменения ККТ за период с 01.10.2020 по 16.08.2021 г. не были установлены на момент составления протокола от 23.08.2021 г. и, следовательно, не включение данного нарушения в указанный протокол не являлось ошибочным.
Суд не может согласится с позицией Инспекции о том, что учитывая факт составления определения от 26.08.2021 г. в присутствии ИП Кан А.В., внесение изменений в протокол об административном правонарушении не повлияло на полноту и правильность рассмотрения дела об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд проверяет соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что предприниматель привлечена к ответственности за основании фактов, не включенных в протокол об административном правонарушении от 23.08.2021 г., а отраженных в определении от 26.08.2021 г. о внесении исправлений в данный протокол.
При этом, как указано выше, именно протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
Отсутствие протокола об административном правонарушении в части нарушения в виде неприменения ККТ за период с 01.10.2020 по 16.08.2021 г. указывает на невозможность привлечения предпринимателя к ответственности за данное нарушение.
Таким образом, из оспоренного постановления подлежат исключению событие нарушения в виде неприменения ККТ за период с 01.10.2020 по 16.08.2021 г.
В то же время в ходе судебного заседания нашел подтверждение, отраженный в протоколе от 23.08.2021 г. об административном правонарушении и в оспоренном постановлении, факт допущенного нарушения виде неприменения ККТ 17.08.2021 г., а именно установленный факт о том, что ИП Кан А.В. на торговом месте № 5а, принадлежащем ИП Кан А.В., не применила ККТ модели «ЭВОТОР СТ2Ф» с заводским номером 00307403866941 при осуществлении наличного денежного расчета за 2 упаковки заправки корейской «Чим Чим» для моркови (заводского производства) по цене 60,00 рублей за 1 упаковку стоимостью 120,00 рублей, а также факт о том, что согласно составленному акту о проверке наличных денежных средств кассы от 17.08.2021, отчету о состоянии счетчиков ККТ от 17.08.2021, отчету с платежного терминала для оплаты электронными средствами платежа установлены излишки, т.е. неприменение ККТ, на сумму 2770,00 рублей.
В указанной части суд соглашается с Инспекцией о правомерности вынесения постановления о привлечении ИП Кан А.В. к административной ответственности.
Между тем, Инспекцией применена сумма штрафа равная 308.133,39 руб., исходя из суммы выручки в размере 2 465 067,12 руб. по нарушению, не включенному в протокол об административном правонарушении от 23.08.2021 и подлежащему исключению из постановления о привлечении к административной ответственности, с применением положений о снижении штрафа ниже низшего предела.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что расчет примененного штрафа, не соответствует санкции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ и совершенному ИП Кан А.В нарушению по неприменении ККТ 17.08.2021 г.
Размер штрафа, исходя из установленной суммы неприменения ККТ в данной части составляет минимальный размер штрафа, установленный для предпринимателей частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, а именно 10.000 руб.
Учитывая, что ИП Кан А.В. уже привлекалась к административной ответственности за аналогичное правонарушение, суд лишен возможности проведения замены наказания на предупреждение.
Таким образом, оспоренное постановление подлежит признанию незаконным и отмене в части штрафа, превышающего 10.000 руб.
Ошибочно оплаченная предпринимателем госпошлина в порядке статьи 110 АПК РФ подлежит возврату.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 30.09.2021 №243-ИФНС-ИН по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Кан Аллы Владимировны признать незаконным и отменить, в части назначения наказания в виде административного штрафа, превышающего 10.000 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кан Алле Владимировне из федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 руб., ошибочно оплаченную по квитанции от 12.10.2021.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.