Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12415/2021
30 декабря 2021 года
Резолютивная часть объявлена 27 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Катковой Н.А.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская краевая клиническая больница» имени А. К. Пиотровича Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680003, <...>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680003, <...>)
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>), Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>, <...>).
о признании незаконным сообщения от 11.05.2021 № 424815 в части доначисления транспортного налога за 2020 год в размере 6 347 руб. (с учетом принятых судом уточнений).
В судебное заседание явились:
от КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница»: ФИО1 по дов. от 11.01.2021, диплом;
от ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска: ФИО2 по дов. № 04-10/08 от 16.07.2021, диплом; ФИО3 по дов. № 04-10/13 от 16.11.2021, диплом (до перерыва);
от УФНС по Хабаровскому краю: не явились, извещены.
от УМВД РФ по Хабаровскому краю: ФИО4 представитель по доверенности от 22.06.2021 №Д/8-61.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 20.12.2021 по 27.12.2021.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская краевая клиническая больница» имени А. К. Пиотровича Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее – КГБУЗ ДККБ, больница) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (далее – инспекция), в соответствии с требованием которого, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просит признать незаконным сообщение за № 424815 от 11.05.2021 в части доначисления транспортного налога за 2020 год в размере 6 347 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС по Хабаровскому краю), Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – УМВД по Хабаровскому краю).
Представитель больницы в судебном заседании на удовлетворении уточненного требования настаивает; утверждает, что размер транспортного налога за 2020 год в отношении легковых транспортных средств УАЗ-220695-04 с государственным регистрационным знаком <***>, УАЗ-39629 с государственным регистрационным знаком <***>, ЛУИДОР 2250СЗ с государственным регистрационным знаком <***> должен составлять сумму 4 509 руб., а не 10 856 руб., исчисленных инспекцией.
Представитель инспекции в судебном заседании просит в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в отзыве; пояснила, что сумма транспортного налога за вышеуказанные транспортные средства как грузовые автомобили исчислена на основании сведений, представленных УМВД по Хабаровскому краю о типе автомототранспортного средства.
УФНС по Хабаровскому краю надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, его представитель не прибыл; представлен отзыв о несогласии с заявленными требованиями.
Представитель УМВД по Хабаровскому краю в судебном заседание оставил разрешение спора на усмотрение суда, представлен отзыв, в котором пояснено, что УАЗ-220695-04 с государственным регистрационным знаком <***> имеет тип транспортного средства «специализированный прочее» (в особых отметках указано «спец. пассажирское»), УАЗ-39629 с государственным регистрационным знаком <***> имеет тип транспортного средства «специализированный санитарный» (в особых отметках указано «санитарная»), ЛУИДОР 2250СЗ с государственным регистрационным знаком <***> имеет тип транспортного средства «специализированный прочее» (специальное назначение «скорая»).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
КГБУЗ ДККБ на праве собственности принадлежат следующие транспортные средства:
автомобиль марки УАЗ-220695-04, специальное пассажирское, категория В, мощность двигателя 112 л.с.;
автомобиль марки УАЗ-39629, санитарный автомобиль, категории В, мощность двигателя 84 л.с.;
автомобиль марки ЛУИДОР-2250СЗ, автомобиль скорой медицинской помощи, категория В, мощность двигателя 106,8 л.с.
Больницей произведена уплата транспортного налога за 2020 год в общей сумме 26 056 руб. по количеству автотранспортных средств, принадлежащих ей на праве собственности (11 транспортных средств).
11.05.2021 инспекцией направлено сообщение № 424815, полученное КГБУЗ ДККБ 19.05.2021, об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога, исходя из которого всего начислена 31 819 руб. транспортного налога; по вышеуказанным транспортным средствам транспортный налог начислен как за грузовые автомобили.
21.05.2021 больницей в адрес инспекции направлены письменные пояснения с указанием на необходимость применения налоговой ставки как автомобилей легковых.
31.05.2021 инспекцией представлен ответ, согласно которому решение о начислении транспортного налога оставлено без изменений со ссылкой на то, что указание в паспорте транспортного средства категории В не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.
Не согласившись с действиями инспекции по начислению транспортного налога за 2020 год, больница обратилась с жалобой в УФНС по Хабаровскому краю, который решением от 28.07.2021 № 13-09/270/14841@ оставил жалобу без удовлетворения, подтвердив правильность исчисления транспортного налога в отношении спорных транспортных средств.
По-прежнему не соглашаясь с сообщением инспекции за № 424815 от 11.05.2021 в части доначисления транспортного налога за 2020 год в размере 6 347 руб. (с учетом принятых судом уточнений), КГБУЗ ДККБ 04.08.2021 обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Как полагает больница, ссылаясь на записи в ПТС о наименовании (типе) транспортного средства и его категории, рассматриваемые транспортные средства не являются грузовыми автомобилями, а являются легковыми автомобилями, вследствие чего транспортный налог, подлежащий уплате, должен быть скорректирован.
Инспекция и УФНС по Хабаровскому краю, возражая на доводы КГБУЗ ДККБ, исходят из того, что сведения об отнесении спорных транспортных средств к грузовым автомобилям представлены УМВД по Хабаровскому краю.
УМВД по Хабаровскому краю, в свою очередь, утверждает, что сведений о нахождении данных транспортных средств в качестве грузовых автомобилей не имеется; транспортные средства стоят на учете как специализированные автомобили прочие и специализированные автомобили санитарные.
Исследовав и оценив в порядке главы 7 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного больницей требования ввиду следующего.
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается и вводится НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Хабаровского края транспортный налог введен Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» (далее – Закон № 308).
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 6 Закона № 308 в редакции от 25.11.2020 определены следующие налоговые ставки по транспортному налогу за 2020 год в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства:
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 12;
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 16;
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 30;
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 60;
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150.
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 25;
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 40;
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50;
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 62;
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 67.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно.
Статьей 363 НК РФ определено, что в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих этим организациям транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа. В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога. Налогоплательщик-организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Представленные налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение). О результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение) в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения. Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 настоящего Кодекса в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
Из анализа вышеуказанных положений НК РФ следует, что налогоплательщик, получив сообщение об исчисленной сумме транспортного налога на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, вправе с ним не согласиться, представив пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления транспортного налога.
В свою очередь, налоговый орган обязан дать оценку указанным пояснениям, документам и, соответственно, скорректировать сумму налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, при наличии на то соответствующих оснований, связанных с неверным начислением данного налога, в том числе применительно к используемым налоговым ставкам.
При этом, по убеждению суда, налоговый орган не должен подходить формально к разрешению данного вопроса, ограничившись, в частности, исключительно отсылкой на сведения органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, и указав налогоплательщику на необходимость урегулирования возникших разногласий с названными органами самостоятельно; налоговый орган применительно к положениям статьи 363 НК РФ вправе самостоятельно получить от органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога, в том числе обосновывающие отнесение транспортного средства к соответствующему типу объекта налогообложения, не перелагая соответствующее бремя на налогоплательщика.
Судом установлено, что возникший между КГБУЗ ДККБ и инспекцией спор связан с неверным, по убеждению больницы, исчислением транспортного налога за 2020 год в отношении транспортных средств УАЗ-220695-04 с государственным регистрационным знаком <***>, УАЗ-39629 с государственным регистрационным знаком <***>, ЛУИДОР 2250СЗ с государственным регистрационным знаком <***>. Как полагает больница, указанные транспортные средства являются легковыми автомобилями; инспекция, в свою очередь, настаивает на том, что рассматриваемые транспортные средства относятся к грузовым автомобилям.
В силу положений пунктов 6, 7 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
НК РФ не содержит легальных определений «автомобиль легковой» и «автомобиль грузовой».
В свою очередь, согласно статье 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из документов, идентифицирующих транспортное средство, является паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства).
Приказом МВД России от 23.04.2019 № 267 утверждены Требования к паспорту транспортного средства (далее – Требования).
Согласно пункту 10 Требований в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями и назначением. Например: «Легковой, седан» или «грузовой, фургон».
В соответствии с пунктом 11 Требований в строке «4. Категория ТС» указывается категория или подкатегория транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также приложением № 1 к техническому регламенту Таможенного союза. Заполнение данной строки осуществляется в соответствии с категориями транспортных средств, установленными техническим регламентом Таможенного союза и Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (приложение к настоящим Требованиям).
В строке «10. Мощность двигателя, л.с. (кВт)»указывается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах) (пункт 16 Требований).
Категория «B» согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» – это автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Учитывая изложенное, как верно отмечает инспекция, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится именно к легковым, но никак не к грузовым транспортным средствам.
Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться как на основании обозначенной в ПТС категории, так и на основании заявленного в ПТС наименования (типа) транспортного средства.
Как установлено судом, все рассматриваемые транспортные средства согласно ПТС отнесены к категории «В».
В свою очередь, в графе 3 ПТС на УАЗ-220695-04 значится наименование «спец. пассажирское», в графе 3 ПТС на УАЗ-39629 значится наименование «санитарный а/м», в графе 3 ПТС на ЛУИДОР 2250СЗ значится наименование «автомобиль скорой медицинской помощи».
Исходя из вышеуказанных характеристик транспортных средств, оценив их, суд находит обоснованными суждения больницы о том, что названные транспортные средства не являются грузовыми, то есть предназначенными для перевозки грузов, а являются легковыми, то есть предназначенными для перевозки пассажиров (не более 8 мест для сидения, не считая место водителя).
Таким образом, действительные налоговые обязательства КГБУЗ ДККБ по транспортному налогу за 2020 год по вышеуказанным легковым транспортным средствам составляют совокупно 4 509 руб., а именно:
ЛУИДОР 2250СЗ, гос. номер <***>, 106,8 л.с., сумма налога 1 709 руб. (налоговая ставка 16);
УАЗ-339629, гос. номер <***>, 84 л.с., сумма налога 1 008 руб. (налоговая ставка 12);
УАЗ-220695-04, гос. номер <***>, 112 л.с., сумма налога 1 792 руб. (налоговая ставка 16).
Поскольку указанная сумма меньше исчисленных налоговым органом 10 856 руб. транспортного налога за 2020 года, как за грузовые автомобили, суд, исходя из положений части 2 статьи 201 АПК РФ, считает необходимым требование больницы удовлетворить, признав незаконным решение инспекции, оформленное в виде сообщения от 11.05.2021 № 424815, в части доначисления транспортного налога за 2020 год в размере 6 347 руб.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. на основании положений статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с инспекции в пользу КГБУЗ ДККБ.
Излишне уплаченная больницей по платежному поручению от 16.06.2021 № 65467 государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска, оформленное в виде сообщения от 11.05.2021 № 424815, в части доначисления транспортного налога за 2020 год в размере 6 347 руб.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская краевая клиническая больница» имени А. К. Пиотровича Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская краевая клиническая больница» имени А. К. Пиотровича Министерства здравоохранения Хабаровского края из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления по платежному поручению от 16.06.2021 № 65467.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.А. Татаринов