Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14177/2023
30 ноября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2023 года
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2023 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Шептуна Д.И., ведущего протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и информационной системы «Картотека арбитражных дел» (судебные онлайн-заседания)
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя Сахарюк Олеси Вячеславовны
о признании недействительным отказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края в разработке нового проекта зон охраны ОКН «Парк судостроителей» и включении его разработки в государственную программу Хабаровского края «Наследие Хабаровского края» оформленного письмом от 28.06.2023г. № 19355-9610 «О включении в целевую программу»;
об обязании Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
В судебное заседание явились:
от ИП Сахарюк О.В. (онлайн) -Конинян М.Г., представитель по доверенности от 10.07.2023г.;
от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края - Писарев А.А., представитель по доверенности от 1.01.2023г.
Суд установил: индивидуальный предприниматель Сахарюк Олеся Вячеславовна обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края в разработке нового проекта зон охраны ОКН «Парк судостроителей» и включении его разработки в государственную программу Хабаровского края «Наследие Хабаровского края» оформленного письмом от 28.06.2023г. № 19355-9610 «О включении в целевую программу»; об обязании Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, ответил на вопросы суда.
В судебном заседании представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и в дополнениях к нему, ответил на вопросы суда.
Суд, исследовав материалы дела установил.
Как следует из заявления и материалов дела, индивидуальному предпринимателю Сахарюк О.В. принадлежит на праве собственности нежилое здание «Общежитие № 9» с кадастровым номером 27:22:0031602:47, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, улица Кирова, д. 25, что подтверждается свидетельством о государственной регистрацией права собственности в Едином государственном реестре недвижимости № 27:22:0031602:47-27/022/2020-14 от 23.10.2020г.
Здание, расположено на земельном участке с кадастровым номером 27:22:0031602:1, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Сахарюк О.В. на праве аренды, что подтверждается записью государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости от 17.06.2021г. № 27:22:0031602:1-27/022/2021-3.
25.06.2021г. Правительством Хабаровского края было принято Постановление № 251-пр, которым были утверждены прилагаемые границы зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Парк судостроителей» 1935-1948 гг., Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре (далее - ОКН «Парк судостроителей») в границах улиц Аллея Труда, Кирова, Краснофлотской, проспекта Мира, режимы использования земель и земельных участков и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Согласно п. 7.1. Постановления 251-пр территория ЗР-2 с юга примыкает к территории 03 ОКН и включает в себя застройку нечетной стороны улицы Аллея Труда, а также участок застройки улицы Пионерской и ее проезжую часть, являющуюся элементом первоначальной планировочной структуры территории. С запада территория ЗР-2 граничит с зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Почтамт», 1956 г., Проспект мира 27, с востока ограничивается линией застройки четной стороны улицы Кирова.
В пункте 7.3. содержатся координаты характерных (поворотных) точек границ ЗР-2 (в местной системе координат (МСК-27) из анализа которых следует, что Здание расположено на земельном участке в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗР-2) ОКН «Парк судостроителей», то есть в границах зоны охраны ОКН «Парк судостроителей ».
Из заявления следует, что индивидуальный предприниматель Сахарюк О.В. намерена провести реконструкцию указанного Здания.
В своем ответе Отдел культуры администрации г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 23.08.2021г. № 1-11/1370 на обращение индивидуального предпринимателя Сахарюк О.В., указал, что реконструкция Здания возможна, в случае изменения границ защитной зоны ОКН по ул. Кирова 27, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом требований режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В целях изменения границ защитной зоны ОКН индивидуальный предприниматель Сахарюк О.В. обратилась в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 7.2 Постановления 251-пр, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 27:22:0031602:1, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 25, в графическое изображение (схемы) границ ЗР-2, и о признании недействующим пункта 7.3 Постановления 251-пр, в части определения координат соответствующих характерных (поворотных) точек.
Решением Хабаровского краевого суда по делу № За-99/2022 от 22.04.2022г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10.08.2022г. по делу № 66а-1224/2022 и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2023г. № 88а-958/2023 в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Сахарюк О.В. было отказано.
Индивидуальный предприниматель Сахарюк О.В. обратилась с заявлением в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края о разработке нового проекта зон охраны ОКН «Парк судостроителей» и о включении разработки данного проекта в государственную программу Хабаровского края «Наследие Хабаровского края».
28.06.2023г. письмом исх. № 19.3.55-9610 «О включении в целевую программу» Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края (далее – Управление) отказало индивидуальному предпринимателю Сахарюк О.В. в разработке нового проекта зон охраны ОКН «Парк судостроителей» и включении его разработки в государственную программу Хабаровского края «Наследие Хабаровского края».
В письме от 28.06.2023г. исх. № 19.3.55-9610 Управление разъяснило индивидуальному предпринимателю Сахарюк О.В., что Постановление Правительства Хабаровского края от 25.06.2021г. № 251-пр «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Парк судостроителей», 1935 - 1948 гг., Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, в границах улиц Аллея Труда, Кирова, Краснофлотской, проспекта Мира, режимов использования земель и земельных участков и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» принято в соответствии с действующим законодательством на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы с целью обеспечения сохранности указанного Объекта.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, основания для разработки нового проекта зон охраны и включения его разработку в Программу «Наследие края» отсутствуют.
Индивидуальный предприниматель Сахарюк О.В. считает, что указанный отказ не соответствует законодательству РФ и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. В обоснование своих требований заявитель указывает, что она намерена провести реконструкцию Здания, однако действующие ограничения связанные с охраной объекта культурного наследия препятствуют это сделать.
Управление, возражая на доводы заявителя, указывает, что обжалуемый отказ, изложенный в письме от 28.06.2023г. № 19355-9610 «О включении в целевую программу» не нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Сахарюк О.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ - условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ - заинтересованное лицо вправе обратиться в Арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Судом установлено, что обстоятельства, доводы индивидуального предпринимателя Сахарюк О.В. заявленные по настоящему делу № А73-14177/2023, аналогичны обстоятельствам, доводам, которым уже дана оценка вступившими в законную силу решением Хабаровского краевого суда по делу № 3а-99/2022 от 22.04.2022г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10.08.2022г. по делу № 66а-1224/2022 и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2023г. № 88а-958/2023, которыми в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Сахарюк О.В. было отказано.
При рассмотрении дела № 3а-99/2022 в обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель Сахарюк О.В. указывала, что она является собственником нежилого здания «Общежитие» с кадастровым номером 27:22:0031602:47, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 25. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 27:22:0031602:1, принадлежащем ей на праве аренды. Исходя из координат характерных (поворотных) точек границ ЗР-2, установленных пунктом 7.3 оспариваемого постановления, указанный земельный участок расположен в границах защитной зоны ОКН «Парк Судостроителей». Она, являясь собственником здания, не может с учетом запретов и ограничений градостроительного регламента осуществить реконструкцию здания путем изменения высоты, количества этажей, площади и объема здания, что нарушает ее право на распоряжение, принадлежащим ей объектом гражданского права. Соответственно, установление указанных ограничений хозяйственной деятельности препятствует использованию принадлежащего ей здания. Вследствие этого, здание в экономическом смысле в значительной степени утратило свою ценность как объект гражданского оборота. Таким образом, ограничение прав лица, заинтересованного в получении максимальной прибыли от пользования своим имуществом, допустимо при условии сохранения баланса частных и публичных интересов и лишь в той мере, в какой это необходимо для целей обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
В то же время, проведение строительных работ по реконструкции здания как объекта капитального строительства, находящегося в границах ЗР-2 не может оказать негативного влияния на сохранность объекта культурного наследия «Парк судостроителей» в его историко-градостроительной и природной среде, в связи с чем, она полагает, что указанные ограничения установлены в нарушение принципа пропорциональности, нарушают баланс публичных и частных интересов.
При рассмотрении дела № 3а-99/2022 суды трех инстанций установили и пришли к следующим выводам.
Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а тагосе осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).
В соответствии с преамбулой этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия, решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Хабаровского края решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации отнесено к полномочиям Правительства края (статья 2 Закона Хабаровского края от 30.03.2005г. № 270 «О реализации полномочий Хабаровского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края»).
Из приведенных положений следует, что Правительство Хабаровского края уполномочено принимать решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 34 Устава Хабаровского края, части 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 27.11.2001г. № 349 «О Правительстве Хабаровского края» Губернатор края является высшим должностным лицом края, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти края - Правительство края.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона Хабаровского края от 27.11.2001г. № 349 акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства края. Постановления Правительства края подписываются Губернатором края, Председателем Правительства края или должностным лицом, исполняющим обязанности Председателя Правительства края.
Официальное опубликование нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Хабаровского края от 31.07.2002г. № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края». Согласно части 1 статьи 4 названного Закона официальным опубликованием нормативных правовых актов Губернатора края, нормативных правовых актов Правительства края считается первая публикация их полного текста в краевых периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), на «Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края» (laws.khv.gov.ru).
Оспариваемое постановление подписано временно исполняющим обязанности Губернатора Хабаровского края Дегтяревым М.В., на которого Указом Президента Российской Федерации 20.07.2020г. возложено временное исполнение обязанностей Губернатора Хабаровского края до вступления в должность лица, избранного Губернатором Хабаровского края.
Постановление Правительства Хабаровского края от 25.06.2021г. № 251-пр опубликовано 29.06.2021г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Проверяя постановление от 25.06.2021 № 251-пр на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 2, 6 пункта 2 статьи 33 Закона об объектах культурного наследия, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя проведение историко-культурной экспертизы, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 1 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (пункт 2 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия).
Согласно пункту 4 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия, положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015г. № 972.
Согласно пункту 2 Положения на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Из пункта 3 Положения следует, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.
В соответствии с пунктом 7 Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения (пункт 12 Положения).
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия (пункт 15 Положения).
Согласно пункту 4 статьи 32 Закона об объектах культурного наследия заключение историко-культурной экспертизы подлежит обязательному размещению федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия на официальных сайтах указанных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 04.12.2018г. выявленный объект культурного наследия «Парк «Центральный», 1953 г., Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия (памятника ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства) местного (муниципального) значения с наименованием «Парк судостроителей», датировкой 1935 - 1948 гг., адресом - Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре, в границах улиц Аллея Труда, Кирова, Краснофлотской, проспекта Мира.
Сахарюк О.В. является собственником нежилого здания «Общежитие» с кадастровым номером 27:22:0031602:47, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 25. Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 27:22:0031602:1, принадлежащем ей на праве аренды. Данный земельный участок расположен в зоне охраны объекта культурного наследия «Парк судостроителей», 1935 -1948 гг., Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, в границах улиц Аллея Труда, Кирова, Краснофлотской, проспекта Мира. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от 25.02.2022г., 15.04.2022г., договором аренды земельного участка от 24.04.2021г.
ООО «Контэм-Инжиниринг» в 2020 году разработан проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в г. Комсомольске-на-Амуре: «Почтамт», 1956 год, пр. Мира, 27; «Жилой дом», 1955 год, пр. Мира, 26; «Дворец культуры судостроителей - первая очередь строительства», 1939 - 1944 гг., ул. Аллея Труда, 22; «Парк судостроителей», 1935 - 1948 гг., в границах улиц Аллея Труда, Кирова, Краснофлотская, проспекта Мира.
В период с 18.04.2020г. по 25.05.2020г. проведена государственная историко-культурная экспертиза проекта зон охраны объектов культурного наследия, по результатам которой составлен акт.
Из указанного акта следует, что проект зон охраны объектов культурного наследия получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Комиссия по результатам рассмотрения представленного заказчиками проекта зон охраны объектов культурного наследия пришла к выводу, что научно-проектная документация соответствует принципам государственной охраны объектов культурного наследия; установление границ территорий зон охраны, особых режимов использования земель и земельных участков в границах зон охраны в соответствии с указанным проектом, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия; требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, разработанные в указанном проекте, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия. Указанный проект зон охраны рекомендован к согласованию уполномоченным государственным органом.
Заключение государственной историко-культурной экспертизы содержит все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 19 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009г. № 569, а также однозначный вывод о соответствии проекта требованиям государственной охраны объекта культурного наследия. Заключение оформлено в электронном виде и подписано усиленными квалифицированными электронными подписями экспертов, проводивших экспертизу.
Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы и требования, предъявляемые к привлекаемым в качестве экспертов лицам, их аттестации, не нарушены; акт государственной историко-культурной экспертизы в установленном законом порядке не отменен и не оспорен.
Судом установлено, что во исполнение пункта 4 статьи 32 Закона об объектах культурного наследия заключение государственной историко-культурной экспертизы было размещено на официальном сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края 15.06.2020г. для общественного обсуждения, при проведении которого замечаний не поступило. По итогам общественного обсуждения названным Управлением подготовлена и размещена 09.07.2020г. сводка предложений.
При рассмотрении дела, в обоснование своих требований индивидуальный предприниматель Сахарюк О.В. не привела доводов о каких-либо конкретных нарушениях, допущенных при подготовке указанного акта историко-культурной экспертизы. Судом также не установлено нарушений порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы, установленного Положением № 569.
С учетом указанных правовых норм и установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; прав, свобод и законных интересов индивидуального предпринимателя Сахарюк О.В. не нарушает.
Суд признал несостоятельным довод индивидуального предпринимателя Сахарюк О.В. о нарушении оспариваемым постановлением ее прав, как собственника здания, расположенного на земельном участке, попавшим в зону охраны объекта культурного наследия.
В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, устанавливаемый в охранной зоне объекта культурного наследия, имеет своей целью защиту конституционно значимых ценностей и обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории и не затрагивает само существо конституционных гарантий защиты собственности, закрепленных в статьях 17, 35 Конституции Российской Федерации.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, входящих в зоны охраны объектов культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов, а также на соблюдение прав граждан Российской Федерации, которым гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ).
При рассмотрении дела доказательств, объективно подтверждающих нарушение оспариваемым нормативным правовым актом каких-либо прав либо законных интересов индивидуального предпринимателя Сахарюк О.В., не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ - вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Фактически доводы и требования индивидуального предпринимателя Сахарюк О.В. заявленные по делу № А73-14177/2022 направлены на переоценку выводов суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу № За-99/2022, что является недопустимым.
При рассмотрении настоящего дела № А73-14177/2022 судом установлено, что индивидуальный предприниматель Сахарюк О.В. проект реконструкции Здания не разрабатывался, не утверждение не представлялся, разрешение на реконструкцию здания не получалось. Заявителем не представлено доказательств, что она обращалась за разрешением на реконструкцию здания и ей было отказано в выдаче разрешения.
Границы зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Парк судостроителей», 1935 - 1948 гг., режимы использования земель и земельных участков и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон указанного объекта утверждены Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.06.2021г. № 251-пр.
В соответствии с вступившим в законную силу решением Хабаровского краевого суда от 22.04.2022г. по делу № За-99/2022 Постановление Правительства Хабаровского края от 25.06.2021г. № 251-пр признано законным и соответствующим действующему федеральному законодательству.
Порядок разработки, согласования и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015г. № 972 (далее – Порядок № 972).
В соответствии с указанным Порядком № 972 состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении объекта культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также может осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Общие требования к режиму использования земель и к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, а также в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности установлены п.п. 9-10 Порядка № 972.
Разработанный проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит государственной историко-культурной экспертизе (далее - экспертиза), которая проводится в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009г. № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе», на основе принципов научной обоснованности, объективности, законности, презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности, а также соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия.
Учитывая изложенные, результаты разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия не могут зависеть от интересов заказчика, поскольку обоснованы целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
Наложение зоны охраны на земельный с кадастровым номером 27:22:0031602:1 не препятствует индивидуальному предпринимателю Сахарюк О.В. в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку разрешает строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства и их частей в соответствии с параметрами разрешенного строительства, в том числе строительство объектов капитального строительства по индивидуальным проектам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР-2.
Так согласно п. 9 Постановления Правительства Хабаровского края от 25.06.2021г. № 251-пр, в границах ЗР-2 допускаются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства и их частей в соответствии с параметрами разрешенного строительства, в том числе:
1) строительство объектов капитального строительства по индивидуальным проектам со следующими ограничениями:
высота застройки от планировочной отметки уровня земли до конька скатной или парапета плоской крыши не более 18,0 метров;
длина фасадов, формирующих фронт застройки улиц, не более 40,0 метров;
применение в отделке фасадов цветовых решений, нейтральных по отношению к ОКН и объектам историко-градостроительной среды;
площадь остекленных поверхностей фасадов не более 50 процентов от общей площади фасадов;
использование в архитектурном решении фасадов стилистических особенностей застройки 1940 - 50-х гг. (масштаба, композиционных и метроритмических принципов, цветовых решений);
2) реконструкция и ремонт существующих объектов капитального строительства без увеличения объемных параметров со следующими ограничениями:
применение в отделке фасадов цветовых решений, нейтральных по отношению к ОКН;
площадь остекленных поверхностей фасадов не более 50 процентов от общей площади фасадов;
использование в архитектурном решении фасадов стилистических особенностей застройки 1940 - 50-х гг. (масштаба, композиционных и метроритмических принципов, цветовых решений);
3) максимальные выступы за линию застройки частей зданий, строений для устройства крылец, пандусов, приямков, козырьков, балконов - 1,5 метра;
4) минимальные отступы зданий, строений и сооружений от границ земельных участков не устанавливаются.
С учетом изложенного, нарушений прав индивидуального предпринимателя Сахарюк О.В. Арбитражным судом при рассмотрении дела не установлено.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. относятся на заявителя.
При этом индивидуальному предпринимателю Сахарюк О.В. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 5700 руб. излишне уплаченная по платежному поручению от 25.08.2023г. № 310.
Руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Сахарюк Олесе Вячеславовне (ИНН-270392228290, адрес: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д.25) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 5700 руб. излишне уплаченную по платежному поручению от 25.08.2023г. № 310.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в Арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко