НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 27.11.2014 № А73-11728/14

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-11728/2014

05 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.И. Дёминой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЖИЛСОЦГАРАНТ»

об оспаривании постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному федеральному округу от 29.07.2014г. №16-04-10/90/2014/4007 о назначении административного наказания,

при участии представителей:

от заявителя – не явился;

от административного органа – ФИО1, действующей по доверенности от 25.11.2014 № 16-04-10/6134, ФИО2, действующей по доверенности от 25.11.2014 № 16-04-10/6133.

Суд установил: общество с ограниченной ответственностью «ЖИЛСОЦГАРАНТ» (далее – ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ», общество, заявитель) обратилось в суд с требованием отменить постановление Межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному федеральному округу (далее – МРУ Росфинмониторинга по ДФО, административный орган) от 29.07.2014г. № 16-04-10/90/2014/4007, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель, извещенный о времени и месте предварительного судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя в суд не обеспечил, возражений относительно перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании не представил.

В предварительном судебном заседании представители административного органа с заявленным требованием не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.

Учитывая отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.

В заседании суда представители административного органа поддержали доводы, изложенные в предварительном судебном заседании.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В период с 14.07.2014г. по 18.07.2014г. специалистами отдела надзорной деятельности МРУ Росфинмониторинга по ДФО на основании приказа и.о. руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ДФО ФИО3 от 07.07.2014г. № 104 в отношении ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» (место нахождения: 692904, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) проведена выездная проверка на предмет выполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

С приказом о проведении выездной проверки директор ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» ФИО4 ознакомлен 14.07.2014 года, требование о предоставлении документов и информации также получено директором 14.07.2014 года.

В ходе проведенной проверки административным органом установлен факт нарушения Обществом положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части надлежащего осуществления внутреннего контроля.

По результатам выездной проверки составлен соответствующий акт от 18.07.2014г. № 16-04-10/3678.

18.07.2014г. старшим специалистом 1 разряда отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по ДФО ФИО5 в отношении ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ», с участием его законного представителя – директора ФИО4, составлен протокол №16-04-10/3594 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27. КоАП РФ.

Определением от 18.07.2014 № 16-04-10/3679 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 29.07.2014г. в 10 часов 30 минут по адресу: <...> (6 этаж) кабинет № 26, о чем директор ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» ФИО4 уведомлен лично.

29.07.2014г. И.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ДФО ФИО3 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 16-04-10/90/2014/4007, которым ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Несогласие Общества с указанным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, Закон № 115-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Под операциями с денежными средствами или иным имуществом согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Одной из мер, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ, является организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

При этом под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочих, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Из Устава ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ», утвержденного в новой редакции общим собранием учредителей Общества 28.09.2009г., следует, что основным видом деятельности Общества является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом.

Таким образом, в соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ на ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» распространяются требования вышеуказанного Закона.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

На момент возникновения у Общества обязанности по постановке на учет действовало «Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 (далее – Положение от 18.01.2003 № 28), которое утратило законную силу 08.05.2013г.

В соответствии с пунктом 3 Положения от 18.01.2003 № 28, постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

В проверяемый период обязанность по постановке на учет в Росфинмониторинге регламентирована:

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 № 364 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (утратило законную силу 05.02.2014 г);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

При этом, вышеуказанные Постановления Правительства РФ от 23.04.2013 № 364 и от 27.01.2014 № 58 не отменяют обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по постановке на учет в уполномоченном органе в установленный срок.

Из материалов дела следует, что на основании протокола общего собрания участников Общества от 28.09.2009 г. №2 в устав общества внесены изменения: в перечень основных видов экономической деятельности ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» включена деятельность по операциям с недвижимым имуществом. Устав Общества (в новой редакции) зарегистрирован в ИФНС России по г. Находке. Таким образом, обязанность по постановке на учет в уполномоченном органе у Общества возникла с октября 2009 года. Однако Общество поставлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по ДФО только 30.05.2014 (уведомление о постановке на учет № 16-04-07/2941).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию указанных правил, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований Правительства Российской Федерации и утверждаются руководителем организации.

Правила внутреннего контроля являются основным, после законодательных актов, внутренним документом, и представляют собой совокупность программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также документом, регламентирующим исполнение обязательных процедур в указанных целях.

В случае внесения изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ либо иные нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организации обязаны вносить соответствующие изменения в свои правила внутреннего контроля. Новая редакция правил внутреннего контроля утверждается руководителем организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 утверждены «Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями» (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667, Требования).

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Требований, правила внутреннего контроля являются документом, который:

а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;

б) устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;

в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Согласно пункту 5 Требований в правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля (далее - специальное должностное лицо).

В ходе проведения проверочных мероприятий административным органом установлено, что в ООО ««ЖИЛСОЦГАРАНТ»» действующие правила внутреннего контроля, утвержденные директором Общества 02.06.2014г., не соответствуют требованиями Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667, а именно: действующие правила внутреннего контроля Общества содержат ссылку на утратившее силу Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программе его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Также проверкой установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в Обществе в период с 06.10.2009 по 03.06.2014 отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, в обязанности которого входит осуществление внутреннего контроля и принятие иных внутренних организационных мер в целях реализации процедур внутреннего контроля, в том числе обучение сотрудников Общества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что обязанность по назначению специального должностного лица возникла у заявителя с момента возникновения у него обязанности по постановке на учет в уполномоченном органе, то есть с 06.10.2009г. Однако, как следует из материалов дела, данная обязанность была исполнена заявителем только 03.06.2014г. путем издания приказа от 03.06.2014г. № 16, в соответствии с которым специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля, был назначен директор Общества ФИО4.

При этом, как обоснованно отмечает административный орган, отсутствие специального должностного лица, соответствующего квалификационным требованиям, установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.12.2005г. № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (действовало в проверяемый период), свидетельствует об отсутствии самой системы организации внутреннего контроля.

В силу пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ Общество в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должно проводить соответствующее обучение. Требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ» (далее - Постановление Правительства от 29.05.2014 № 492), требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в том числе специальных должностных лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

В проверяемом периоде действовало Постановление Правительства РФ от 05.12.2005г. № 715, в соответствии с которым требования к подготовке и обучению кадров в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма установлены в Положении о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденном приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. № 203 (далее - Положение № 203).

Согласно пункту 2 Положения № 203, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 203, в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо);

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);

ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

В соответствии с пунктом 14 Положения № 203 организация разрабатывает программу подготовки и обучения сотрудников Общества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

Как следует из материалов дела, в нарушение пунктов 2, 14 Положения № 203 в ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» в проверяемом периоде не был утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также не была разработана программа подготовки и обучения сотрудников Общества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

Согласно пункту 6 Положения № 203 обучение проводится в следующих формах: вводный инструктаж; дополнительный инструктаж; целевой инструктаж; повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу пункта 10 Положения № 203 обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации). Лица, занимающие указанные должности на момент вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения.

Из материалов дела следует, что ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» не было принято надлежащих мер, направленных на подготовку и обучение в форме целевого инструктажа ФИО4 Так, проверкой установлено, что директором ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ», согласно протоколу от 22.12.2010 №3 является ФИО4 Кроме того, приказом от 03.06.2014 № 16 на директора Общества ФИО4 возложены обязанности по выполнению функций специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля. Следовательно, в силу пункта 10 Положения № 203, ФИО4 должен был пройти обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу указанного Положения (28.01.2011 г.).

Непроведение своевременного обучения сотрудников Общества свидетельствует об отсутствии самой системы внутреннего контроля в надлежащем виде, что не способствует достижению целей такой системы, а именно: не позволяет в полной мере, как того требуют нормы Закона № 115-ФЗ, исполнить обязанности по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, или подозрительных операций.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

В нарушение данной нормы ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» представило в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения по одной операции, подлежащей обязательному контролю, с нарушением установленного срока.

Так, согласно договору на оказание услуг при продаже недвижимости от 28.05.2013, заключенному между ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» (исполнитель) и ФИО6 (заказчик), заказчик предоставляет исключительное право исполнителю за вознаграждение оказать услуги, связанные с продажей недвижимости - жилой дом и земельный участок. Стоимость объекта составляет семь миллионов рублей. Дата регистрации договора в управлении Федеральной регистрационной службы - 05.09.2013г., следовательно, сведения о совершенной операции надлежало представить в Росфинмониторинг не позднее 10.09.2013г., фактически указанные сведения направлены в Росфинмониторинг только 17.07.2014г., что подтверждается реестром операций, совершенных ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» по сделкам с иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в период с 01.01.2013г. по 14.07.2014г.

В ходе проверочных мероприятий директором Общества по вышеуказанному факту были представлены объяснения от 17.07.2014г., согласно которым операция по указанной сделке была проведена Агентством недвижимости «ИМПЕРИАЛ», в связи с чем, именно указанное Агентство должно было предоставить соответствующую информацию в уполномоченный орган.

Вместе с тем, с учетом имеющихся в материалах дела подписанного сторонами договора от 28.05.2013 на оказание услуг при продаже недвижимости, дополнительного соглашения к указанному договору от 05.09.2013 года и акта выполненных работ от 11.09.2013 года, данный довод общества был обоснованно отклонен административным органом в связи с отсутствием документального подтверждения указанных обстоятельств.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Анализ вышеуказанных нормоположений, с учетом установленных по делу обстоятельств позволяют сделать вывод о наличии в действиях ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, совершенного Обществом, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не опровергнут заявителем.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено. Обратного из материалов дела не следует.

Таким образом, суд считает обоснованным вывод МРУ Росфинмониторинга по ДФО о виновности ООО «Жилсоцгарант» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27. КоАП РФ.

Также фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.

Неоснователен довод общества о пропуске срока давности для привлечения к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, является длящимся.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд полагает обоснованным вывод административного органа о том, что вмененное Обществу неправомерное бездействие является длящимся правонарушением, поскольку выражается в непрекращающемся невыполнении заявителем законодательно установленной обязанности по организации и осуществлению внутреннего контроля. При этом непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, и само по себе не вменяется Управлением в качестве самостоятельного правонарушения. Объективную сторону вмененного Обществу административного правонарушения образует неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее несвоевременное представление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. С учетом квалифицирующих признаков данного правонарушения для вывода о наличии в действиях Общества события правонарушения подлежит установлению, повлекло ли неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля несвоевременное представление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Поскольку совершенное обществом правонарушение является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения – 18.07.2014г. (акт проверки № 16-04-10/3678 от 18.07.2014г.). Оспариваемое постановление вынесено 29.07.2014г., то есть в пределах годичного срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, исчисляемого со дня обнаружения правонарушения.

При определении вида административного наказания и его размера административным органом были учтены все обстоятельства дела, финансовое положение Общества, характер совершенного правонарушения, в связи с чем назначена мера ответственности в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией части 1 статьи 15.27 КоАП РФ. При этом, административный орган не усмотрел оснований для назначения наказания в виде предупреждения, учитывая, что совершенное обществом административное правонарушение сопряжено с возникновением угрозы безопасности государства.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности.

На основании, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования ООО «ЖИЛСОЦГАРАНТ» об отмене постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному федеральному округу от 29.07.2014г. №16-04-10/90/2014/4007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак