НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 27.03.2008 № А73-1030/08


 Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-1030/2008-74АП

27 марта 2008 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи И.А. Мильчиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.Н. Зараменских,

рассмотрел в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1

об оспаривании постановления Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Хабаровском крае от 29.01.2008 № 18/03/08

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 15.02.2008 № 5, паспорт <...> выдан Советским РУВД г. Владивостока, ФИО3, доверенность от 07.02.2008 № 3, паспорт <...> выдан Фрунзенским РУВД г. Владивостока 14.05.2002, ФИО4 по доверенности от 26.03.2008, паспорт <...> выдан УВД Индустриального района г. Хабаровска;

от административного органа – юрисконсульт ФИО5, доверенность от 17.11.2008, удостоверение № 30114, заместитель начальника отдела ФИО6, доверенность от 20.02.2008 г., удостоверение № 62215

Сущность дела: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Хабаровском крае от 29.01.2008 № 18/03/08, которым предприниматель привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 13.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В ходе судебного разбирательства предприниматель и ее представители на требованиях настаивали. Считают, что в действиях предпринимателя отсутствуют признаки вменяемого административного правонарушения, поскольку ею не осуществлялась подлежащая лицензированию деятельность в области защиты информации с использованием средств криптографической защиты информации, а именно, ею не оказывались услуги по предоставлению налоговой отчетности в налоговые органы через телекоммуникационные системы с использованием шифровальных (криптографических) средств. Являясь оператором пункта коллективного доступа, по поручению клиентов (налогоплательщиков) она производит все действия от имени и по их поручению. Заключив договор с оператором связи на пользование указанной услугой, производит подготовку и отправку отчетности с использованием электронной подписи уполномоченного представителя «клиента» в налоговые органы, осуществляет другие действия в рамках деятельности уполномоченного налогового представителя в соответствии с оформленной доверенностью. ФИО7 обладает на законном основании приобретенной лицензией «Крипто-Про», которая дает ей право на установку и использование одной копии шифровального средства, в соответствии с лицензионным соглашением.

Представители административного органа с заявленными требованиями не согласились. Считают, что правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется. Пояснили, что предприниматель ФИО7, как оператор пункта коллективного доступа, заключая с налогоплательщиками договоры абонентского обслуживания по передаче отчетности в системе «Налоговая отчетность через Интернет» на возмездной основе, тем самым осуществляла деятельность по шифрованию юридически значимой информации в интересах указанных лиц и последующей передаче в налоговые органы по телекоммуникативным каналам связи, что свидетельствует об осуществлении подлежащей лицензированию деятельности по предоставлению услуг в области шифрования информации. В силу предоставленных ей полномочий, согласно доверенностей, предприниматель ФИО1 налоговым представителем налогоплательщиков в смысле статьи 29 НК РФ не является.

В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с 25.03.2007 по 27.03.2007.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

24.01.2008 сотрудниками Управления Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю на основании предписания № 433 проведена проверка деятельности предпринимателя ФИО1 в области защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

В ходе проверки установлено, что предприниматель является представителем ЗАО «Сервер-Центр» и оказывает услуги предприятиям, учреждениям, организациям гор. Комсомольска-на-Амуре по предоставлению налоговой отчетности в налоговые органы через телекоммуникативные системы с использованием шифровальных (криптографических) средств, при этом у предпринимателя отсутствует соответствующее разрешение (лицензия) в области защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

По вышеуказанному факту 24.01.2007 в отношении предпринимателя ФИО1 с ее участием составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.13. КоАП РФ.

29.01.2008 заместителем начальника Управления Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 18/03/08, которым предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 13.13. КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Несогласие предпринимателя с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ), под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ деятельность по предоставлению услуг в области шифрования информации подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по предоставлению услуг в области шифрования информации, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 957, утвердившим «Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации» (далее – Положение), вступившим в действие с 22.01.2008.

В силу пункта 3 Положения, лицензирование предоставления услуг в области шифрования информации осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В обоснование правовой позиции неправомерности привлечения к административной ответственности предприниматель ссылается на статью 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и полагает, что она является конечным пользователем услуг ЗАО «Сервер-Центр» - специализированного оператора связи, соответственно ее деятельность не подпадает под признаки лицензируемого вида деятельности.

Согласно части 3 указанной нормы, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

В силу части 4 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета) (часть 5 статьи 80 НК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 80 НК РФ, порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 утвержден «Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 4-11 раздела IПорядка, представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику. При представлении налоговой декларации в электронном виде в соответствии с Порядком налогоплательщик и налоговый орган обеспечивают хранение ее в электронном виде в установленном порядке. Представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде. С целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче ее по каналам связи участниками обмена информацией применяются средства криптографической защиты информации (далее - СКЗИ), сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Использование, учет, распространение и техническое обслуживание СКЗИ и средств ЭЦП при представлении налоговой декларации в электронном виде осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. При представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

В силу пункта 2 раздела II Порядка, представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи возможно при подключении налогоплательщика к общедоступным системам связи, наличии необходимых аппаратных средств, а также соответствующего программного обеспечения, которое осуществляет  :

- формирование данных налоговой декларации в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, для их последующей передачи в виде электронных документов по телекоммуникационным каналам связи;

- формирование запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня;

- шифрование при отправке   и расшифрование при получении информации с использованием СКЗИ;

- формирование подписи при передаче информации и ее проверку при получении с использованием средств ЭЦП.

Порядок электронного документооборота при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщиком урегулирован пунктом 3 раздела II Порядка, в частности:

- после подготовки информации, содержащей данные налоговой декларации, налогоплательщик подписывает ее ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика и отправляет в зашифрованном виде   в адрес налогового органа по месту учета;

- в течение суток в адрес налогоплательщика налоговый орган высылает квитанцию о приеме декларации в электронном виде. После проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогового органа налогоплательщик сохраняет документ в своем архиве.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 НК РФ, налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, в частности, с налоговыми органами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 29 НК РФ).

Как установлено по материалам дела, на основании договора от 13.09.2007 № 43/27, заключенного между специализированным оператором связи (ЗАО «Сервер-Центр») и оператором абонентского пункта (предприниматель ФИО1), последняя принимает на себя обязательства по созданию пункта коллективного доступа (далее - ПКД) к Системе «Отчетность» (далее – Система), а специализированный оператор связи принимает на себя обязательства по подключению ПКД оператора абонентского пункта к Системе в порядке, предусмотренного пунктом 2.1. Договора.

В соответствии с пунктом 2.1. Договора, подключение к Системе предусматривает следующее: специализированный оператор связи передает, а оператор абонентского пункта принимает прикладное программное обеспечение, включающее в себя: специализированное программное обеспечение «Почтовый агент Налогоплательщика», программу подготовки документов «Отчеты». Оператор абонентского пункта приобретает средство криптографической защиты информации (далее – СКЗИ) КриптоПРО CSPv.3.0 самостоятельно, либо у специализированного оператора связи.

Создание ПКД предусматривает (пункт 2.3. Договора): специализированный оператор связи передает, а оператор абонентского пункта принимает сертификаты ключей ЭЦП и шифрования для абонентов, работающих в Системе посредством ПКД. Оператор абонентского пункта берет на себя работы по консультационному обслуживанию пользователей ПКД. Оператор абонентского пункта оказывает своим абонентам услуги по предварительной подготовке и последующей отправке отчетности   через Систему с рабочего места ПКД.

В силу пункта 2.2.3. специализированный оператор связи осуществляет деятельность по доставке электронных юридически значимых документов в систему электронной обработки документов между участниками Системы.

В свою очередь, предпринимателем ФИО1, как оператором ПКД, заключались с абонентами - налогоплательщиками договоры абонентского обслуживания по передаче отчетности в системе «Налоговая отчетность через Интернет» (договор от 18.12.2007 № 5 с ФГУ «302 ВГДВО», договор от 05.10.2007 № 2 с ООО ПКФ «Ирис»), в соответствии с которыми ФИО7, оказывала услуги по формированию сертификата ключа электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП); генерированию специализированного почтового ящика налогоплательщика; осуществляла деятельность по доставке налоговой отчетности до налоговых органов, обслуживанию региональной системы электронного документооборота в соответствии с приказами МНС России №№ БГ-3-32/169 и № БГ-3-32/705.

В судебном заседании предприниматель ФИО1 и ее представители не отрицали, что она занималась деятельностью по оказанию услуг предприятиям, учреждениями, организациям по предоставлению налоговой отчетности в налоговые органы через телекоммуникационные каналы связи, в частности, получала от клиентов налоговую, бухгалтерскую отчетности на бумажных и электронных носителях, вносила данные из налоговой, бухгалтерской отчетности клиентов в специализированное программное обеспечение для создания отчетности в электронном виде, отправляла с использованием ЭЦП уполномоченного представителя клиента отчетность в государственные органы, получала выписки о состоянии лицевых счетов в ИФНС клиентов. Предприниматель является лицом, эксплуатирующим Абонентское устройство Системы «Отчетность» и на основании доверенностей и договоров, заключенных с организациями, не имеющими доступа к сети Интернет, предоставляла услуги работы на Абонентском пункте системы по предварительной подготовке и последующей отправке отчетности.

Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна) является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.13. КоАП РФ.

Анализ установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод, что предприниматель ФИО1 осуществляла деятельность по предоставлению услуг в области защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств, которая в соответствии Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 957, подлежит лицензированию.

Суд не может согласиться с доводом предпринимателя относительно того, что именно специализированным оператором связи, в частности, ЗАО «Сервер-Центр», оказывались услуги по шифрованию юридически значимой информации для передачи по каналам связи в силу следующего.

Согласно положениям «Регламента работы в системе «Отчетность» для обмена электронными документами по каналам связи», являющемуся приложением к договору от 13.09.2007 № 43/27, регулирующим порядок обмена электронными документами по каналам связи в системе при предоставлении электронных документов в систему электронной обработки данных, ведомств, после подготовки электронного документа в соответствии с утвержденным Ведомством форматом уполномоченное лицо Абонента подписывает этот документ своей ЭЦП, шифрует   и отправляет его в адрес Ведомства через Систему. Под Абонентом понимается учреждение, организация, индивидуальный предприниматель, которые подключены к системе «Отчетность» на основании клиентского договора.

Кроме того, вывод о шифровании юридически значимой информации предпринимателем ФИО1 при отправке налоговой отчетности клиентов (других налогоплательщиков) соответствует пункту 2 раздела II «Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

Предприниматель ФИО1, как оператор абонентского пункта, подключена к Системе «Отчетность» и оказывает услуги по передаче налоговой отчетности посредством установленного у нее программного обеспечения, включающего в себя: специализированное программное обеспечение «Почтовый агент Налогоплательщика», программу подготовки документов «Отчеты», средство криптографической защиты информации (далее – СКЗИ) КриптоПРО, что не отрицалось ею и ее представителями в судебном заседании. Указанное также подтверждается пунктом 2.1. Договора от 13.09.2007 № 43/27.

Ключи ЭЦП и сертификаты ЭЦП хранились у ФИО1, что подтверждается ее объяснениями, данными 24.01.2007 при составлении протокола об административном правонарушении и письмом ООО ПКФ «Ирис» от 04.03.2008 № 14, объяснением главного бухгалтера Войсковой части 63763 от 29.02.2008.

Несостоятельна ссылка предпринимателя на пункт 5.4. «Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@.

Согласно указанному положению применение налогоплательщиками средств ЭЦП и средств шифрования в рамках системы представления налоговый деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует получения специальной лицензии.

Однако указанное положение распространяет свое действие только на налогоплательщиков и их представителей в смысле статьи 29 НК РФ.

Представленные предпринимателем ФИО1 доверенности (от 21.12.2007 № 27, от 22.01.2008 № 14, от 22.01.2008 № 5, от 12.02.2008 № 14, от 24.03.2008 № 62, от 19.01.2008 № 34) судом не могут быть приняты как доказательства, подтверждающие ее полномочия как представителя на представление интересов налогоплательщиков в сфере налогообложения  , поскольку соответствующие полномочия должны быть оформлены доверенностью с учетом требований статьи 29 НК РФ.

Указанные же доверенности предоставляют предпринимателю право представлять в налоговые инспекции налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также представлять интересы указанной организации в отношениях со специализированным оператором связи.

Кроме того, форма доверенности от 22.01.2008 № 5, выданная предпринимателем ФИО8 не соответствует требованиям пунктов 1,3 статьи 29 НК РФ и статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не нотариально удостоверена.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Хабаровском крае от 29.01.2008 № 18/03/08, дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно и всесторонне. Факт вменяемого правонарушения и вина предпринимателя установлен в ходе рассмотрения дела. Не установив обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный орган обоснованно применил размер наказания в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 13.13. КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

В связи с тем, что в соответствии со статьей 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административных органом о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40. Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю от 29.01.2008 № 18/03/08 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.13. КоАП РФ отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей, уплаченную по платежной квитанции от 07.02.2008.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.А. Мильчина