Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13133/2014
01 декабря 2014 года
Резолютивная часть решения была объявлена 25 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Копыловой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.Н.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Яковлевой Тамары Григорьевны
к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края
об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии, принятое Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края и доведенное письмом от 04.08.2014 №05.1-08-2274
и об обязании Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края повторно рассмотреть заявку ИП Яковлевой Т.Г. от 26.06.2014 №211 на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности в порядке и сроки, установленные Положением «О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности» (приложение №8 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 гг.», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 №124-пр)
при участии:
от предпринимателя – Яковлева Т.Г. по паспорту; Хмельницкая Ю.Н. по доверенности от 02.10.2014;
от Министерства – Борман А.С. по доверенности от 09.01.2014.
У С Т А Н О В Л Е Н О.
Индивидуальный предприниматель Яковлева Тамара Григорьевна (далее – заявитель, Предприниматель, ИП Яковлева Т.Г.) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края (далее – Министерство) об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии, принятое Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края и доведенное письмом от 04.08.2014 №05.1-08-2274 и об обязании Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края повторно рассмотреть заявку ИП Яковлевой Т.Г. от 26.06.2014 №211 на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности в порядке и сроки, установленные Положением «О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности» (приложение №8 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020гг.», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 №124-пр).
Предприниматель и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, согласно доводам заявления.
Министерство в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании против заявленных требований возражали, ссылались на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Яковлева Т.Г. является индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП 304272032700048) и субъектом малого предпринимательства, состоит на специальном налоговом режиме в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; осуществляет розничную торговлю смешанными товарами; при этом основной вид экономической деятельности – розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, среди дополнительных видов деятельности – розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво.
Предпринимательскую деятельность ИП Яковлева Т.Г. осуществляет в магазине, принадлежащем ей на праве собственности, расположенном по адресу: Хабаровский край, Нанайский район, с.Дубовый мыс, ул.Студенческая, 13а.
В результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в Хабаровском крае в 2013 г., здание указанного магазина оказалось в зоне подтопления и было повреждено. Основываясь на Положении о порядке и об условиях представления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности, ИП Яковлева Т.Г. 26.06.2014 обратилась с заявкой на получение субсидии в сумме 400 000 руб. на возобновление предпринимательской деятельности (затраты на ремонт магазина), приложив необходимый для этого пакет документов.
С учетом рекомендаций комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности путем утверждения протокола от 31.07.2014 №20-ЧС заседания указанной комиссии Министерством принято решение об отказе в предоставлении ИП Яковлевой Т.Г. субсидии.
Письмом от 04.08.2014 №05.1-08-2274 Минэкономразвития Хабаровского края уведомило ИП Яковлеву Т.Г. об отказе в предоставлении субсидии на возобновление предпринимательской деятельности. Единственным основанием отказа в предоставлении предпринимателю субсидии явилась содержащаяся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и бухгалтерской отчетности информация о том, что ИП Яковлева Т.Г. осуществляет реализацию подакцизных товаров.
Сочтя отказ Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края в предоставлении субсидии, изложенный в письме от 04.08.2014 №05.1-08-2274 незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Яковлева Т.Г. обратилась в арбитражный суд.
Выслушав представителей сторон в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность, в том числе, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В порядке статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (п.2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 № 124-пр утверждена Государственная программа Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», а также Положение «О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности» Приложение №8 (далее – Положение о предоставлении субсидий).
Согласно пункту 1.2 Положения о предоставлении субсидий оно определяет цели, условия, порядок предоставления и расходования субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшими в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в 2013 году в муниципальных образованиях Хабаровского края, на территориях которых был введен режим чрезвычайной ситуации в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 г. № 569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края», на возобновление предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.207 №209-ФЗ финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 2.2 Положения «О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности» Приложение №8.
Как установлено судом, единственным основанием отказа ИП Яковлевой Т.Г. в предоставлении бюджетной субсидии послужило наличие в представленной предпринимателем выписке из ЕГРЮЛ информации о том, что предприниматель осуществляет деятельность по розничной реализации подакцизных товаров (табачные изделия, алкогольные напитки, включая пиво).
Как пояснил предприниматель в судебном заседании, лицензия на реализацию алкогольной продукции у нее отсутствует; розничную реализацию табачных изделий, пива, пивных напитков (наличие лицензии у предпринимателя не требуется), приобретенных у третьих лиц (поставщиков), не отрицала.
Между тем, в соответствии со статьей 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения по акцизам признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
Согласно статьям 179, 182 НК РФ лица, производящие и реализующие подакцизные товары на территории Российской Федерации, признаются плательщиками акцизов, а лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, ранее ими приобретенной, не определены как плательщики акцизов.
Следовательно, акцизы уплачиваются при реализации произведенных подакцизных товаров, из чего следует вывод о едином и совокупном применении понятия «производство и реализация подакцизных товаров».
В силу действующей арбитражной судебной практики одновременность (совокупность) таких действий как производство и реализация подакцизных товаров презюмируется. Именно такие субъекты согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации (статья 182) являются плательщиками акцизов (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № ВАС-3530/13).
Доказательств тому, что ИП Яковлева Т.Г. является производителем подакцизных товаров, в материалы дела не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края не доказало наличие основания для отказа в предоставлении ИП Яковлевой Т.Г. субсидии, поэтому заявление подлежит удовлетворению.
Доводы Минэкономразвития о том, что представленное ИП Яковлевой Т.Г. заключение районной комиссии по установлению факта нанесения ущерба зданию магазина, расположенного в с.Дубовый мыс, ул.Студенческая, 13а, не содержит дату, а на справке от 16.07.2014 № 1-9.6/2091 Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края проставлена более поздняя дата, чем была принята заявка у ИП Яковлевой Т.Г. на получение субсидии (26.06.2014), суд отклоняет, как не положенные в основу оспариваемого отказа.
Ссылки ответчика на письмо Министерства экономического развития РФ от 14.04.2010 №Д05-1084, суд не принимает, поскольку письмо не относится к нормативным правовым актам, обязательным для применения, носит рекомендательный характер.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы в сумме 200,00 руб. в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины подлежат взысканию с Министерства в пользу предпринимателя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в предоставлении Индивидуальному предпринимателю Яковлевой Тамаре Григорьевне субсидии, принятое Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края и доведенное письмом от 04.08.2014 №05.1-08-2274.
Обязать Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края повторно рассмотреть заявку ИП Яковлевой Т.Г. от 26.06.2014 №211 на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности в порядке и сроки, установленные Положением «О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности» (приложение №8 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 гг.», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 №124-пр)
Взыскать с Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края в пользу Индивидуального предпринимателя Яковлевой Тамары Григорьевны судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 200,00 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа путем подачи жалоб через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Копылова Н.Л.