Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3907/2023
28 сентября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 25.09.2023.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарями Гудайтите Д.А., Вершининой О.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 29 (ОГРН:1022701197298, ИНН: 2723043761; адрес: 680003, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Союзная, д.1) к Финансовому департаменту Администрации г.Хабаровска
о признании недействительным представления от 25.01.2023 № 15-13-14/128/267,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ИП Щербаков Дмитрий Александрович, ИП Закарян Анжела Вардановна, ООО «Спектр СБ», Управление образования Администрации г.Хабаровска, МКУ «Дирекция по содержанию основных фондов отрасли «Образование»
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гречишникова Е.В., директор, предъявлен паспорт; Лазарева Н.С., по доверенности от 10.07.2023;
от Финансового департамента Администрации г. Хабаровска: Куцобина Е.В. по доверенности от 10.01.2023 № 18-02-34/24; Круковская П.В. по доверенности от 04.08.2023 № 18-02-29/2349;
от ИП Щербакова Д.А.: Егорова Е.С., по доверенности от 10.07.2023, Щербаков Д.А.;
от ООО «Спектр СБ»: Щербаков Д.А.;
от Управления образования: не явился;
от ИП Закарян А.В.: не явился;
от МКУ «Дирекция по содержанию основных фондов отрасли «Образование»: Хлесткин А.А. доверенность от 08.09.2023.
В судебном заседании объявлен перерыв с 11.09.2023 по 18.09.2023, с 18.08.2023 по 25.09.2023.
Установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 29 (далее – заявитель, МБОУ СОШ № 29, школа) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в соответствии с которым просит признать недействительным представление финансового департамента администрации города Хабаровска от 25.01.2023 № 15-13-14/128/267 в части пункта 1 требований о возврате средств в сумме 250 934,60 руб.:
- 20 897,97 руб. по контракту от 01.01.2022 № ССБ2022/01/13;
- 137 165,40 руб. по контракту от 23.11.2021 № Н-1167;
- 46 571,91 руб. по контракту от 23.11.2021 № Н-1167;
- 26 000,94 руб. по контракту от 15.08.2022 № 806;
- 4 595,68 руб. по контракту от 27.07.2021 № И735;
- 15 702,70 руб. по контракту от 15.10.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ИП Щербаков Дмитрий Александрович, ИП Закарян Анжела Вардановна, ООО «Спектр СБ», Управление образования Администрации г.Хабаровска, МКУ «Дирекция по содержанию основных фондов отрасли «Образование».
В судебном заседании представитель МБОУ СОШ № 29 поддержала заявленные требования, указывая на незаконность оспариваемого представления.
Представители финансового департамента не согласились с заявленными требованиями, просили суд в удовлетворении требований отказать.
ИП Щербаков Д.А. и его представитель указывали на незаконность оспариваемого представления, поддержали требования заявителя.
ИП Закарян А.В. не явилась, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Представитель ООО «Спектр СБ» дал суду пояснения.
Управление образования Администрации г. Хабаровска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Представитель МКУ «Дирекция по содержанию основных фондов отрасли «Образование» дал суду пояснения о порядке заключения и контролю за исполнением муниципальных контрактов.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующим обстоятельства.
На основании распоряжений Финансового департамента от 11.07.2022 № 82 «О назначении планового контрольного мероприятия», от 12.07.2022 № 83 «О приостановлении планового контрольного мероприятия», от 10.10.2022 № 83/1 «О возобновлении проведения контрольного мероприятия и внесении изменений в распоряжение от 11.07.2022 № 82», от 31.10.2022 № 123 «О внесении изменений в распоряжение от 11.07.2022 № 82» в период с 11.10.2022 по 07.11.2022 в отношении МБОУ СОШ № 29 проведена выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения муниципальных нужд.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 28.11.2022 № 15-03-09-1106.
Установлено, что муниципальные контракты заключены по результатам закупки путем проведения конкурентных процедур. Цена муниципальных контрактов была сформирована с учетом суммы НДС.
По итогам рассмотрения результатов проверки в адрес МБОУ СОШ № 29 направлено представление от 25.01.2023 №15-03-14/128/267, в том числе с требованием о возврате в бюджет города неправомерно использованных средств в общей сумме 255 680 рублей 60 копеек.
В целях исполнения требования представления по состоянию на 05.04.2023 МБОУ СОШ № 29 возмещено в бюджет города средств в сумме 27 793 рубля 70 копеек.
Не согласившись с представлением, МБОУ СОШ № 29 обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе в целях обеспечения целевого и эффективного расходования бюджетных средств.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью, в том числе органов внутреннего муниципального финансового контроля, являющихся финансовыми органами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ к полномочиям органом внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля относится контроль за исполнением муниципальных контрактов.
Статьей 266.1 БК РФ установлен перечень объектов финансового контроля, к которым относятся в частности юридические лица, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) и муниципальных контрактов.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе (часть 2 статьи 34).
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе по цене, предложенной его победителем.
С учетом приведенных положений Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам процедур закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения.
Корректировка цены контракта, предложенной лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
При этом указание заказчиком в проекте контракта цены, включающей НДС не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. В силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 № 17-П, такого рода обязанность может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.
Из материалов дела следует, что цена спорных контрактов сформирована с учетом средств на покрытие затрат по уплате НДС потенциальным подрядчиком. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела локальными сметными расчетами.
Следовательно, лицо, принявшее участие в закупке, в том числе применяющее упрощенную систему налогообложении, надлежаще осведомлено о наличии в составе цены - НДС; учитывая положения частей 1 и 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт по результатам закупки должен быть заключен и исполнен на указанных условиях.
В ходе проверки Финансовым департаментом были установлены следующие нарушения:
По муниципальному контракту от 01.01.2022 № ССБ 2022/01/13.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
МБОУ СОШ № 29 заключен муниципальный контракт от 01.01.2022 № ССБ 2022/01/13 (далее - Контракт № ССБ 2022/01/13 ) с ООО «Спектр СБ» на оказание услуг по техническому обслуживаю и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на сумму 34 500 руб.
Согласно представленным к проверке первичным учетным документам(акты оказанных услуг, платежные поручения) в период с января по октябрь 2022 года ООО «Спектр СБ» предъявлены, а МБОУ СОШ № 29 приняты и оплачены услуги по техническому обслуживанию и ремонту на общую сумму 23 000 руб.
При этом представленные первичные учетные документы не содержат информацию о наименовании оборудования, подлежащего техобслуживанию, наименование выполненных работ, цены за единицу и стоимость услуги в месяц.
Регламент работ по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, а также перечень оборудования, цена за единицу обслуживаемого оборудования и стоимость услуг в месяц установлены в Приложениях № 1 и № 2 к Контракту № ССБ 2022/01/13, являющихся его неотъемлемой частью.
Согласно п 3.1.13 Контракта № ССБ 2022/01/13 исполнитель обязан результаты периодического технического обслуживания и заключение о техническом состоянии оборудования фиксировать в соответствующем журнале регистрации технического обслуживания.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, которые обеспечивают их исправное состояние, проводятся с учетом инструкции изготовителя на технические средства, которые входят в состав систем противопожарной защиты. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Данный журнал ведется исполнителем работ.
В ходе проверки МБОУ СОШ № 29 представлен журнал регистрации работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией (начат 01.01.2022), содержащий отметки о проведении исполнителем работ (28.01.2022, 28.02.2022, 14.03.2022, 02.04.2022, 19.05.2022, 24.06.2022, 30.07.2022, 28.08.2022, 06.09.2022, 05.10.2022). В журнале указан перечень технических средств, в отношении которых исполнителем фактически осуществлены работы по обслуживанию и ремонту.
Исходя из анализа данных, отраженных в журнале регистрации и приложении № 2 к Контракту № ССБ 2022/01/13, а так же результатов инвентаризации, проведенной учреждением в присутствии специалистов финансового департамента, установлено, что исполнителем в журнале учета работ не отражена информация о техническом обслуживании оборудования, предусмотренного условиями контракта, а также отражена информация об обслуживании оборудования, которое фактически отсутствует в МБОУ СОШ № 29.
Сводная сравнительная таблица № 2 зафиксирована на стр. 21-23 акта проверки от 28.11.2022 № 15-03-09/1106.
Таким образом, в ходе проверки Финансовым департаментом установлено использование средств на оплату услуг, не оказанных подрядчиком в рамках Контракта № ССБ 2022/01/13, а именно:
- 18 647 руб. 97 коп. - оплачены услуги, оказание которых не подтверждено документально;
- 2 250 руб. - оплачены услуги по техническому обслуживанию оборудования, фактически не установленного в МБОУ СОШ № 29.
По муниципальному контракту от 23.11.2021 № Н-1167 (далее - Контракт №Н-1167).
В ходе проведения проверки Финансовым департаментом установлено необоснованное завышение обязательств по контракту ввиду неправомерного уменьшения сторонами сделки размера аукционного снижения при формировании сметной стоимости в размере 137 165 рублей 00 копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки,с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке; при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного суда РФ от 07.08.2015 № 303-ЭС15-7917, от 03.12.2015 № 307-ЭС15-15286 твердая цена контрактов не подразумевает обязанность оплаты работ, которые фактически не выполнены или предъявлены к оплате по завышенной стоимости.
МБОУ СОШ № 29 по результатам конкурентной процедуры (аукцион) заключен Контракт от 23.11.2021 № Н-1167 с ИП Щербаковым Дмитрием Александровичем на выполнение работ по монтажу системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации на сумму 1 899 000 руб. 00 коп. с условием: «п. 6.1. Цена Контракта составляет 1 899 000 (Один миллион восемьсот девяносто девять рублей 00 копеек), НДС не облагается».
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.11.2021 № 0122300006121001167 победителем заявлено предложение о стоимости работ в размере 1 899 000 руб. 00 коп., что составляет 37,53 % относительно НМЦК, обоснованной в сумме 3 040 126 руб. 00 коп., в том числе НДС – 506 687 руб. 60 коп.
Протокол является документом, в соответствии с требованиями статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ, содержащим окончательное предложение участника закупки по цене работ с учетом аукционного снижения, который согласно ч.12 указанной статьи размещается в единой информационной системе.
Финансовым департаментом в ходе проверки установлено, что стоимость работ, оплаченных МБОУ СОШ № 29, согласно Актам о приемке выполненных работ формы КС-2, на сумму 1 899 000 руб. 00 коп., сформирована с учетом размера аукционного снижения - 32,6665%, что на 4,864% меньше, чем предложено подрядчиком ИП Щербаковым Дмитрием Александровичем, как победителем, согласно протоколу подведения итогов аукциона.
В связи с чем, Финансовым департаментом произведен пересчет стоимости работ в соответствии с условиями, предложенными победителем закупки в части применения аукционного снижения в размере 37,53 %. В результате установлено, что стоимость подлежащих оплате работ составляет 1 761 834 руб. 60 коп., что на 137 165 рублей 40 копеекпревышает цену работ, предъявленную и оплаченную за счет средств бюджета города.
Так же в ходе проверки Финансовым департаментом по Контракту № Н-1167 установлено неправомерное предъявление подрядчиком к оплате фактически не выполненных работ в размере 46 571 руб. 91 коп.
В состав документации электронного аукциона № 0122300006121001167 на монтаж системы пожарной сигнализации в здании МБОУ СОШ № 29 по адресу: г. Хабаровск, ул. Союзная д. 1, заказчиком включена, в том числе проектная документация.
В соответствии с проектной документацией на данном объекте предусматривалась установка пожарных извещателей в количестве 192 штук, а также создание резерва пожарных извещателей в количестве 19 штук.
По результатам конкурентной процедуры (аукцион) заключен Контракт от 23.11.2021 № Н-1167 с ИП Щербаковым Д.А. на сумму 1 899 000 руб. 00 коп., в том числе на установку 192 извещателей.
Согласно акту о готовности объекта к монтажу от 23.11.2021, предусмотренному пунктом 5.1 Контракта, монтажные работы поручено выполнить в срок с 23.11.2021 по 18.12.2021.
В ходе исполнения контракта № Н-1167 сторонами заключено дополнительное соглашение от 21.12.2021 в части увеличения стоимости на сумму 59 761 руб. 83 коп. в связи с увеличением объема работ.
В результате стоимость работ по Контракту № Н-1167 составила 1 958 761 руб. 83 коп., НДС не облагается.
МБОУ СОШ № 29 представлен локальный сметный расчет на дополнительные объемы и виды работ на сумму 59 761 руб. 83 коп., в стоимость контракта включено дополнительное оборудование «Извещатель дымовой ДИП-34-А-03» в количестве 19 штук и затраты на его установку.
Общая цена работ, определенная условиями контракта, с учетом изменений, составила 1 958 761 руб. 83 коп., количество извещателей - 211.
Согласно данным первичных учетных документов (акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ, счет, платежное поручение) подрядчиком предъявлены, а заказчиком приняты и оплачены работы на общую сумму 1 958 761 руб. 83 коп. без учета НДС.
В качестве подтверждения наличия оборудования «Извещатель пожарный дымовой ДИП-34-А-03» в количестве 230 штук (211 - основной контракт, 19 - дополнительное соглашение) представлена инвентарная карточка учета нефинансовых активов (основных средств) - «Пожарная сигнализация/система оповещения», балансовая стоимость которой указана в сумме 1 958 761 руб. 83 коп. Раздел 5 указанной карточки содержит сведения о наличии оборудования «Извещатель пожарный дымовой ДИП-34-А-03» в количестве 230 штук.
Вместе с тем, из содержания ведомости смонтированного оборудования от 22.12.2022 и акта об окончании монтажных и пуско-наладочных работ от 22.12.2022 следует, что работы по монтажу 211 пожарных извещателей, выполнены подрядчиком в срок до 18.12.2021. Данные документы, наличие которых предусмотрено пунктами 5.1 Контракта, 5.6 Технического задания (Приложение № 2 контракта) в качестве подтверждения выполнения работ, подписаны сторонами сделки.
Таким образом, по состоянию на 18.12.2021 в МБОУ СОШ № 29 было фактически смонтировано 211 пожарных извещателей,входящих в систему автоматической пожарной сигнализации, а 19 извещателей следует смонтировать в рамках исполнения условий дополнительного соглашения, заключенного 21.12.2021. Исходя из вышеизложенного, общее количество смонтированных извещателей по итогам исполнения основного контракта и дополнительного соглашения должно составить 230.
В связи с чем, в ходе проверки произведен осмотр смонтированной системы пожарной сигнализации системы оповещения и управления эвакуации в присутствии представителей МБОУ СОШ № 29 и подрядчика, в результате которого установлено, что дополнительное оборудование «Извещатель пожарный дымовой ДИП-34-А-03» в количестве 19 штук фактически не установлено, имеется в наличии и хранится в упаковке изготовителя, что подтверждается актом от 03.11.2022 б/н.
Таким образом, подрядчиком работы по установке дополнительного оборудования «Извещатель пожарный дымовой ДИП-34-А-03» в количестве 19 штук в рамках дополнительного соглашения не проводились, фактически в МБОУ СОШ № 29 данное оборудование установлено в количестве 211 штук.
В отношении директора МБОУ СОШ № 29 Гречишниковой Е.В. специалистами Финансового департамента составлен протокол от 31.01.2023 № 3/1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Административное правонарушение допущено в связи с отражением в бухгалтерском учете операции по перечислению средств в счет оплаты работ по монтажу 19 извещателей по дополнительному соглашению, факт установки которых в ходе проверки не подтвержден.
По результатам рассмотрения указанного протокола 16.02.2023 мировым судьей судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» вынесено постановление о привлечении Гречишниковой Е.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Решением Индустриального районного суда от 03.04.2023 по делу № 12-98/2023 постановление мирового судьи изменено, административное правонарушение переквалифицировано с ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ (отражение в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни)) на ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ (нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности).
По муниципальному контракту от 15.08.2022 № 806 (далее - Контракт № 806).
В ходе проверки департаментом установлено необоснованное завышение стоимости фактически выполненных работ ввиду неправомерного включения при ее формировании затрат, не предусмотренных условиями контракта (локальный сметный расчет), законодательством о контрактной системе в сфере закупок, а также о ценообразовании в размере 26 000 рублей 94 копейки.
МБОУ СОШ № 29 по результатам электронного аукциона (протокол № 0122300006122000806) заключен муниципальный контракт от 15.08.2022 № 806 с ИП Закарян А.В. на выполнение работ по благоустройству территории (установка тренажеров площадка ГТО) на сумму 156 005 рублей 65 копеек, в том числе НДС 20%.
Согласно пункту 2.2 Контракта № 806 в цену включены:
- стоимость работ и материалов, предусмотренных локальным сметным расчетом;
- все расходы подрядчика, прямо или косвенно связанные с исполнением обязательств по настоящему Контракту;
- оплата всех налогов, сборов и иных обязательных платежей.
В состав документации о закупке включен локальный сметный расчет, сформированный в соответствии с правилами ценообразования данного вида работ, соответствующими Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее - Приказ №421/пр).
Согласно данному приказу сумма НДС не определяется как одна из статей затрат, формирующих сметную стоимость выполненных работ, а исчисляется со стоимости работ, подлежащих выполнению подрядчиком и показывается отдельной строкой сметы. Локальные сметные расчеты к контракту, являющийся обоснованием НМЦК в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, содержат НДС в размере 20%. НМЦК вышеуказанного контракта определена проектно-сметным методом на основании локального сметного расчета, являющегося неотъемлемым приложением, в сумме 156 789 руб. 60 коп., включая НДС - 26 131 руб. 60 коп., который проверен специалистами контрольно-сметного отдела, имеется соответствующая отметка от 22.06.2022.
Учитывая, что согласно протоколу № 0122300006122000806 аукционное снижение составило 0,5 %, условие о цене заключенного Контракта № 806 в сумме 156 005 руб. 65 коп., в том числе НДС (пункт 2.1 Контракта) соответствует условиям закупки.
Учитывая положения ч. 1 и 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, контракт по результатам закупки должен быть заключен и исполнен на указанных условиях.
Согласно данным первичных учетных документов (акт о приемке выполненных работ форма КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат форма КС-3, счет на оплату, платежное поручение), представленных к проверке, подрядчиком предъявлены, а заказчиком приняты и оплачены работы на общую сумму 156 005 руб. 65 коп.
Представленные документы свидетельствуют, что заказчиком принята, а подрядчиком предъявлена стоимость работ без учета НДС.
Кроме того, МБОУ СОШ № 29 было представлено дополнительное соглашение без номера, согласно которому на основании ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ сторонами внесены изменения:
- в пункт 2.1 муниципального контракта «Цена контракта составляет 156 005 рублей 65 копеек, НДС не облагается».
Однако в результате изменения структуры цены контракта общая цена работ заказчиком не изменена. При этом возможность изменения условий контракта, включая его цену, предусмотрена ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ в процессе его исполнения. Названной нормой установлен закрытый перечень случаев, при этом при внесении изменений, связанных со стоимостью контракта, его цена увеличивается либо уменьшается.
Локальный сметный расчет, содержащий перерасчет стоимости в части исключения позиции «НДС» отсутствует (к проверке не был представлен, не размещен в ЕИС в качестве приложения к вышеуказанному дополнительному соглашению).
В ходе проверки контрольным органом установлено, что в «Актах о приемке выполненных работ» форма КС-2 учтена «Компенсация НДС при УСНО» не установленная ни условиями закупки, ни условиями контракта, ни локальным сметным расчетом в общем суммовом выражении данная позиция составила 16 652 руб. 65 коп.
Кроме того, цена работ в актах о приемке выполненных работ форма КС-2 арифметическим путем увеличена на сумму 8 695 руб. 00 коп. без указания какого-либо основания.
В результате общий размер завышения стоимости составил 26 000 руб. 00 коп.
По муниципальному контракту от 27.07.2021 № И735 (далее - Контракт № И735) Финансовым департаментом установлено необоснованное завышение стоимости фактически произведенных подрядчиком работ в части неправомерного уменьшения размера аукционного снижения при исполнении контракта в размере 4 595 руб. 68 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки,с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке; при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного суда РФ от 07.08.2015 № 303-ЭС15-7917, от 03.12.2015 № 307-ЭС15-15286 твердая цена контрактов не подразумевает обязанность оплаты работ, которые фактически не выполнены или предъявлены к оплате по завышенной стоимости.
МБОУ СОШ № 27 по результатам электронного аукциона (протокол № 0122300006121000735) заключен контракт от 27.07.2021 № И735 с ИП Закарян А.В. на выполнение работ по текущему ремонту освещения кабинетов. В силу пункта 2.1 Контракта № И735 цена контракта составляет 188 945 руб. 29 коп, НДС не облагается.
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона 16.07.2021 № 0122300006121000735 победителем заявлено предложение о стоимости работ в размере 188 945 руб. 29 коп., что составляет 10,42 % относительно НМЦК, обоснованной в сумме 210 942 руб. 00 коп., в том числе НДС - 35 157 руб. 00 коп.
Протокол является документом, в соответствии с требованиями статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ, содержащим окончательное предложение участника закупки по цене работ с учетом аукционного снижения, который согласно части 12 указанной статьи размещается в единой информационной системе.
Финансовым департаментом в ходе проверки установлено, что стоимость работ, оплаченных МБОУ СОШ № 29, согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2, на сумму 188 945 руб. 29 коп., сформирована с учетом размера аукционного снижения - 7,8091, что на 2,6109% меньше, чем предложено подрядчиком ИП Закарян А.В., как победителем, согласно протоколу подведения итогов аукциона.
В связи с чем, Финансовым департаментом произведен пересчет стоимости работ в соответствии с условиями, предложенными победителем закупки в части применения аукционного снижения в размере 10,42 %. В результате установлено, что стоимость подлежащих оплате работ составляет 184 349 руб. 61 коп., что на 4 595 руб. 68 коп.превышает цену работ, предъявленную и оплаченную за счет средств бюджета города.
По муниципальному контракту от 15.10.2021 б/н (далее - Контракт от 15.10.2021) Финансовым департаментом установлено необоснованное завышение стоимости фактически выполненных работ ввиду неправомерного включения при ее формировании затрат, не предусмотренных условиями контракта (локальный сметный расчет), законодательством о контрактной системе в сфере закупок, а также о ценообразовании в размере 15 702 руб. 70 коп.
МБОУ СОШ № 29 заключен муниципальный контракт от 15.10.2021 б/н на выполнение работ по текущему ремонту потолка с ИП Закарян А.В. В соответствии с пунктом 2.1 Контракта от 15.10.2021 цена контракта составляет 124 961 руб. 00 коп.
Кроме того, согласно пункту 2.2 Контракта от 15.10.2021 в цену контракта включены:
- все расходы подрядчика, прямо или косвенно связанные с исполнением обязательств по настоящему контракту;
- оплата всех налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Пунктом 1.1 Контракта 15.10.2021 б/н установлено, что подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по текущему ремонту потолка в соответствии с локальным сметным расчетом, являющимся Приложением №1.
В ходе проверки установлено, что Приложение № 1 - локальный сметный расчет определяет стоимость работ в сумме 124 961 руб. 00 коп., включая НДС в сумме 20 827 руб. 00 коп., проверен специалистами контрольно-сметного отдела, имеется соответствующая отметка от 24.08.2021. Данный локальный сметный расчет содержит отметки о внесении изменений в стоимость работ по результатам проверки КСО в части:
- перерасчета стоимости ремонта в текущих ценах 3 квартала 2021 года;
- исключения позиции «Прогнозный индекс на 3 квартал 2021 г. % от 102 359» на сумму 1 024 руб. 00 коп.
Согласно данным первичных учетных документов («Акт о приемке выполненных работ» форма КС-2, «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» форма КС-3, счет на оплату, платежное поручение), представленных к проверке Учреждением, подрядчиком предъявлены, а заказчиком приняты (имеется отметка о принятии директором) и оплачены работы за счет средств бюджета, выделенных в виде субсидии на иные цели, в общей сумме 124 961 руб. 00 коп.
Контрольным органом в ходе проверки установлено, что «Акт о приемке выполненных работ» формы КС-2 содержит в стоимости работ позиции на общую сумму 15 702 руб. 70 коп., не предусмотренные условиями контракта,а именно:
- «Компенсация НДС при УСНО» на сумму 5 049 руб. 00 коп.;
- «Тендерный коэффициент» на сумму 118 725 руб. 00 коп., фактически увеличивающий стоимость выполненных подрядчиком работ на сумму 13 366 руб. 00 коп.;
- «Прогнозный индекс на 2 квартал 2021 г. 1%» на сумму 1 187 руб. 00 коп, увеличивший стоимость фактически выполненных подрядчиком работ.
Отметим, что данная позиция после проверки специалистами контрольно-сметного отдела Финансового департамента исключена из стоимости работ.
В результате сторонами внесены изменения в структуру цены контракта путем исключения позиции «НДС» и включение в структуру вышеуказанных позиций, не предусмотренных условиями контракта, размер которых в суммовом выражении составляет 15 702 руб. 70 коп.
Представитель МБОУ СОШ № 29 в судебном заседании указала, что корректировка заказчиком цены контракта, предложенной лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.
Так, согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта допускается при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
С учетом вышеизложенных положений, в рамках муниципальных контрактов от 23.11.2021 № Н-1167, от 15.08.2022 № 806 допускалась возможность изменения условий путем исключения позиции НДС при заключении и дальнейшем исполнении контракта с лицом, находящимся на упрощенной системе налогообложения.
Школа указывает на наличие расхождений между локальным сметным расчетом, обосновывающим НМЦК и сформированным с учетом НДС, который размещен при проведении аукциона, и локальным сметным расчетом, составленным сторонами при заключении контракта.
Так, например, по муниципальному контракту от 23.11.2021 № Н-1167 (далее - Контракт № Н-11-67) начальная цена контракта, объявленная на аукционе и обоснованная в сумме 3 040 130 руб., содержит НДС, что подтверждается локальным сметным расчетом, размещенным в ЕИС, содержащим подписи о его утверждении директором Гречишниковой Е.В. и согласовании подрядчиком ИП Щербаковым Д.А.
Следовательно, лицо, принимавшие участие в закупке было осведомлено о наличии в составе цены - НДС.
При этом в возражениях относительно наличия со стороны заказчика нарушений Контракта № Н-11-67 Школа указала, что при его подписании произвел замену позиции сметы «НДС» в сумме 506 687,60 руб. на составляющую - «УСН» в сумме 286 851 руб., и дополнительно произвел замену аукционного снижения на «коэффициент, используемый для приведения стоимости, рассчитанный по государственным расценкам, к договорной», что позволило не изменять итоговую цену контракта по результатам аукциона в сумме 1 899 000 руб.
МБОУ СОШ № 29 считает возможным применить вместо процента аукционного снижения «коэффициент, используемый для приведения стоимости, рассчитанный по государственным расценкам, к договорной». Однако Заявителем применен самостоятельно рассчитанный коэффициент в размере 32,6665 %, не предусмотренный ни документацией о закупке, ни законодательством о контрактной системе в сфере закупок, ни о ценообразовании в строительстве, вместо аукционного снижения в размере 37,35%.
Применение сторонами сделки коэффициента в размере 32,6665% вместо аукционного снижения в размере 37,35% привело к завышению фактической стоимости выполненных и оплаченных за счет средств бюджета работ на сумму 137 165,40 руб.
Заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают цену, на условиях заранее объявленных заказчиком и победитель определяется исходя из предложенной стоимости в суммовом выражении. При этом подрядчик, принимает условия закупки по исполнению условия контракта о формировании стоимости работ с учетом НДС.
Данный налог, включенный в структуру цены, по своей сути является затратами, и согласно требованиям статьи 13 Налогового кодекса РФ относится к федеральным налогам, зачисляемым в виде налоговых доходов в федеральный бюджет (статья 50 БК РФ).
Таким образом, указанный налог не может является доходом подрядчика при выполнении работ.
Согласно положениям статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. Исключение «НДС» в рассматриваемом случае дает возможность участнику закупки увеличить цену единицы работы за счет суммы, полученной от исключения данного налога. При этом полученное максимальное значение цены контракта с условием «НДС не облагается», превысит НМЦК без НДС, что противоречит приведенной норме Федерального закона № 44-ФЗ.
Стороны сделки при заключении контракта фактически скорректировали цену путем изменения ее структуры, исключив затраты на оплату НДС, что является нарушением требований статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ и фактически меняет условия закупки, объявленные при проведении аукциона, так как данные средства предназначены для пополнения доходной части федерального бюджета, а не для дополнительной оплаты работ подрядчика.
В результате совершения заявителем указанных действий бюджетные ассигнования, выделенные на осуществление закупок с НДС, использованы на оплату обязательств по стоимости, превышающей расчетную и обоснованную, что является нарушением статьи 34 БК РФ.
Таким образом, МБОУ СОШ № 29 нарушены положения статьи 34 Бюджетного кодекса РФ.
В связи с этим оспариваемое представление в части требования о возврате в бюджет города Хабаровска денежных средств признанию недействительным не подлежит.
Государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде на основании статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается, поскольку уплачена им в полном объеме при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 110, 170-176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников