НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 25.08.2022 № А73-2305/2022

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                          дело № А73-2305/2022

сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2022 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи  Шестак Ж.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Миловановой П.С., Гудайтите Д.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края

об отмене постановления от 11.01.2022г. № 16-35/320 о назначении административного наказания,

В судебное заседание явились представители:

от заявителя (в режиме онлайн) – ФИО2 по доверенности от 10.01.2022г. №04-09/7;

от контрольно-счетной палаты (в режиме онлайн) – ФИО3, председатель контрольно-счетной палаты.

Сущность дела: Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства г. Комсомольска-на-Амуре» (далее – МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре», учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палате (далее – контрольно-счетная палата) о признании недействительным представления от 19.01.2022г. № 9 в части пунктов 4, 6, 7, 8, 9, 10 описательно-мотивировочной части и пунктов 1, 3, 4, 5, 6 резолютивной части представления.

В ходе судебного разбирательства учреждением заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в соответствии с которым заявитель просит признать недействительным представление Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты от 19.01.2022 № 9 в части:

- пункт 4 описательно-мотивировочной части по факту неправомерного принятия бюджетных обязательств по льготному проезду в размерах, превышающих доведенные ЛБО;

- пункт 6 описательно-мотивировочной части о неправомерности расходования бюджетных средств на оплату стимулирующей выплаты за качество выполняемой работы, исчисленной на доплату за работу в праздничные дни;

- пункт 7 описательно-мотивировочной части об отсутствии методики
(алгоритма) расчета доплаты за работу в праздничные дни в Постановлении №3773-па; 

- пункт 8 описательно-мотивировочной части о переплате средств местного бюджета по заработной плате в размере 295,46 рублей;

- пункт 9 описательно-мотивировочной части о переплате средств местного бюджета по льготному проезду в размере 1 258,27 рублей;

- пункт 10 описательно-мотивировочной части по неэффективному использованию бюджетных средств в сумме 50 000 рублей на оплату административного штрафа на основании постановления Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края;

- пункт 1 резолютивной части о принятии действенных мер по устранению
нарушений и недостатков, а также исключению подобных фактов в дальнейшем в
части принятия бюджетных обязательств по льготному проезду в размерах
превышающих доведенные ЛБО; расходования бюджетных средств на оплату
стимулирующей выплаты за качество выполняемой работы, исчисленной на
доплату за работу в праздничные дни в отсутствие алгоритма расчета доплаты в
Постановлении № 3773-па; отсутствия методики (алгоритма) расчета доплаты за
работу в праздничные дни в Постановлении № 3773-па; переплаты средств
местного бюджета по заработной плате в размере 295,46 руб., по льготному проезду
в размере 1258,27 руб.; неэффективного использования бюджетных средств в
сумме 50 000 рублей на оплату административного штрафа на основании
Постановления Комитета государственного строительного надзора Правительства
Хабаровского края;                                

- пункт 3 резолютивной части по возврату (возмещению) в доход местного бюджета неправомерно начисленных и выплаченных сумм:

премии в размере 295,46 руб., в том числе 226,93 руб. КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждения» (доп БК А211)и 68,53 руб. КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» (доп БКА213);

компенсации льготного проезда в размере 1258,27 руб., КБК 013 0113 7300410560 112 Л214;    

- пункт 4 резолютивной части о принятии мер по исключению случаев принятия и (или) исполнения бюджетных обязательств в размерах превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств в части исполнения бюджета по коду вида расходов 112 по подстатье 214 (компенсации льготного проезда) и соблюдению работниками (подотчетными лицами) финансовой дисциплины в части предоставления документов по льготному проезду;

- пункт 5 резолютивной части;

- пункт 6 резолютивной части по направлению информации (предложений) главному распорядителю бюджетных средств - Управлению архитектуры и  градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о необходимости внесения изменений в постановление № 3773-па в части расчета доплаты за работу в выходные и праздничные дни.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению на основании статьи 49 АПК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании на уточненных требованиях настаивал по основаниям,  указанным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель контрольно-счетной палаты с заявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве.

В судебном заседании, в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлялись перерывы с 17.08.2022 до 22.08.2022, с 22.08.2022 до 12 часов 00 минут 25.08.2022.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Комсомольской-на-Амуре контрольно-счётной палатой в соответствии с пунктом 1.2.5 плана работы на 2021 год проведено контрольное мероприятие в отношении Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре» на предмет проверки правомерности составления и исполнения бюджетной сметы в части содержания учреждения, а также полноты и правильности отражения расходов в части содержания МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре» в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с требованиями законодательства.

Проверкой установлены нарушения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушение Положения об оплате труда работников Учреждения, нарушения бухгалтерского учета и учетной политики Учреждения, факты неэффективного использования бюджетных средств, что отражено в акте проверки № 9 от 20.12.2021.

С целью принятия мер по устранению выявленных в ходе проверки бюджетных и иных нарушений, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений контрольно-счётная палата внесла руководителю МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре» представление № 9 от 19.01.2022, в котором содержится описание нарушений и указаны обязательные для исполнения мероприятия, направленные на устранение этих нарушений.

Так, согласно оспариваемому представлению, по результатам проведенного контрольного мероприятия установлены следующие нарушения:

Пункт 4

В нарушение ст.ст. 161 и 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), установлены факты принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные ЛБО по четырем КБК в части следующих расходов:

- льготный проезд, КБК 013 0113 7300410560 112 Л214 - 4 случая на общую сумму 142 017,77 рублей,

- командировочные расходы, КБК 013 0113 7300410560 112 К212 - 2 случая на общую сумму 18 463,83 рублей,

- исполнение судебного акта, КБК 013 0113 7300410560 831 А290 - 1 случай в сумме 4 514 112,96 рублей,

- уплата  иных  платежей:  пеней,  штрафов,  КБК  013  0113 7300410560 853 А853 - 4 факта на общую сумму 44 593,57 рублей.

Пункт 6

Не подтверждена правильность расходования бюджетных средств на оплату стимулирующей выплаты за качество выполняемых работ, исчисленной на доплату за работу в праздничные дни в размере 28 733,37 рублей (14 фактов, 9 работников): нарушен п. 2 Порядка установления стимулирующей выплаты за качество выполняемых работ, приложения № 3 к Постановлению №3773-па.

Пункт 7

Постановление № 3773-па не содержит методики (алгоритма) расчета доплаты за работу в праздничные дни.

Пункт 8

Установлен один случай ошибочного расчета среднедневного заработка работника ФИО4, который находился в командировке (не доплатили сохранение средней заработной платы).

Общая сумма переплаты средств местного бюджета по заработной плате сложилась на общую сумму 295,46 рубля, в том числе 226,93 руб. КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» (доп БК А211) и 68,53 руб. КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» (доп БК А213).

Пункт 9

При расчетах с подотчетными лицами допущены нарушения:

- при отсутствии документа, подтверждающего использование личного транспорта подотчетного лица, а также дату выезда и дату прибытия на личном транспорте, допущена переплата средств местного бюджета по выплате компенсации льготного проезда, КБК 013 0113 7300410560 112 Л214, на сумму 1 258,27 рублей;

- в нарушение пункта 6.3 Указаний Банка России от 11.03.2014 №3210У, пункта 2.5.2 Положения «Об Учетной политике для целей бюджетного учета» утвержденного приказом директора Учреждения от 18.12.2019 №112п в проверяемом периоде имело два случая нарушения срока сдачи авансовых отчетов.

Пункт 10

Неэффективное использование бюджетных средств в сумме 50 000,00 рублей КБК 013 0113 7300410560 853 А853 на оплату Учреждением административного штрафа в краевой бюджет за нарушение требований технических регламентов проектной документации при строительстве объекта капитального строительства на основании постановления Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края № С196-1/20 от 28.07.2020 (ст. 34 БК РФ).

В числе обязательных для исполнения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, в представлении указаны следующие мероприятия:

1. В целях повышения эффективности, результативности использования бюджетных средств Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре» проанализировать результаты контрольного мероприятия, принять действенные меры по устранению отмеченных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, а также исключению подобных фактов в дальнейшем.

2. Привести в соответствие с действующим законодательством Учетную политику Учреждения, в том числе: исключить ссылки на недействующие нормативно-правовые акты; установить перечень документов, на основании которых возникают принимаемые, принятые, денежные и отложенные обязательства; предусмотреть форму первичного учетного документа, на основании которого в бухгалтерском учете подлежат отражению операции по счетам санкционирования.

3. Принять меры по возврату (возмещению) в доход местного бюджета неправомерно начисленных и выплаченных сумм:

- премии в размере 295,46 рубля, в том числе 226,93 рубля КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» (доп БК А21 1) и 68,53 рубля, КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» (доп БК А213);

- компенсации льготного проезда в размере 1 258,27 рублей, КБК 013 0113 7300410560 112 ЛI214.

4. В целях надлежащего исполнения бюджетных полномочий получателя бюджетных средств в соответствии со ст. 162 БК РФ в установленном бюджетным законодательством и муниципальными правовыми актами порядке:

- при составлении сметы и внесении изменений в неё не допускать случаи нарушения хронологической последовательности отражения изменений, случаи отсутствия расчетов плановых показателей;

-принять меры по исключению случаев принятия и (или) исполнения бюджетных обязательств в размерах, превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств;

-принять меры по соблюдению работниками (подотчетными лицами) Учреждения финансовой дисциплины в части предоставления документов по командировкам и по льготному проезду в целях обеспечения своевременности принятия решений по эффективному управлению финансовыми ресурсами и имуществом.

5. В целях обеспечения соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ и обеспечения результативности, целевого характера использования бюджетных средств в соответствии со статьей 162 БК РФ, не допускать случаев, приводящих к оплате штрафов за совершение Учреждением правонарушений в сфере строительства.

6. Довести до сведения Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств для Учреждения, информацию (предложения) о необходимости внесения изменений в Постановление № 3773-па в части расчета доплаты за работу в выходные и праздничные дни.

7. Внести изменения в Устав Учреждения о фактически открытых казначейских счетах.

Не согласившись с вынесенным представлением в части пунктов 4, 6, 7, 8, 9, 10 описательно-мотивировочной части и пунктов 1, 3, 4, 5, 6 резолютивной части, МКУ «УКС г. Комсомольска-на-Амуре» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В статье 266.1 БК РФ установлено, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.

Согласно пункту 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом.

Согласно статье 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее - Закон № 41-ФЗ) и Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ).

При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Законом № 41-ФЗ и Законом № 6-ФЗ; направляются объектам контроля представления. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В силу статьи 270.2 БК РФ представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Законом № 41-ФЗ и Законом № 6-ФЗ.

На основании статьи 3 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

В статье 9 Закона № 6-ФЗ определено, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет полномочия по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии со статьей 10 названного Федерального закона внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.

При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.

Согласно статье 12 указанного Федерального закона контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.

В силу статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Представление контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом право подписывать представление контрольно-счетного органа может быть предоставлено также аудиторам.

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В соответствии с Уставом городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Комсомольская-на-Амуре контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля города Комсомольска-на-Амуре, образуется городской Думой и ей подотчетна.

Статус, состав, полномочия и порядок осуществления деятельности Комсомольской-на-Амуре контрольно-счётной палаты определены решениями Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 № 69 «О контрольно-счетном органе муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и от 14.12.2011 «Об утверждении положения о Комсомольской-на-Амуре контрольно-счётной палате» (в редакции решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13.12.2021 № 131).

Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Контрольно-счетная палата является органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.

Заявитель создан в форме муниципального казенного учреждения, поэтому осуществление в отношении него внешнего муниципального финансового контроля со стороны ответчика является правомерным.

Таким образом, обжалуемое представление выдано контрольно-счетной палатой в пределах предоставленных законом полномочий.

Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Закона № 6-ФЗ муниципальный финансовый контроль (проводимый контрольно-счетными палатами муниципальных образований) осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В силу статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

На основании статьи 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Под иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства в силу положений статьи 3 БК РФ следует понимать указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.

В статье 1 БК РФ определено, что к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Следовательно, контрольно-счетная палата уполномочена на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о государственной службе, законодательства о контрактной системе, поставках товаров) не относится к полномочиям счетной палаты.

В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 307-КГ15-17833.

В рассматриваемом случае предметом и целью контрольного мероприятия является проверка правомерности составления и исполнения бюджетной сметы в части содержания МКУ «УКС г.Комсомольска-на-Амуре», а также полноты и правильности отражения расходов в части содержания МКУ «УКС г.Комсомольска-на-Амуре» в бухгалтерском учете и отчетности.

Анализ вышеуказанных нормоположений позволяет суду сделать вывод о том, что выявленные в ходе проверки нарушения, отраженные в пунктах  6, 8, 7 описательно-мотивировочной части представления, а именно: нарушение п. 2 Порядка установления премиальных выплат, утвержденного Постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 20.11.2013 № 3773-па в части неправомерности начисления стимулирующей выплаты за качество выполняемой работы на доплату за работу в праздничные дни; в части переплаты средств местного бюджета по заработной плате в размере 295,46 рублей, а также отсутствие в Постановлении № 3773-па методики (алгоритма) расчета доплаты за работу в праздничные дни не являются нарушением бюджетного законодательства, в связи с чем не могут быть включены в обязательное для исполнения представление и влечь за собой применение мер бюджетного реагирования, указанных в пунктах 3, 6 резолютивной части представления. При этом, доказательств, которые бы свидетельствовали о незаконности действий учреждения по начислению таких стимулирующих выплат и расходованию бюджетных средств в данной части, контрольно-счетной палатой не представлено и материалы дела не содержат.

Кроме того, отраженное в пункте 7 описательно-мотивировочной части представления нарушение, выразившееся в отсутствии в Постановлении № 3773-па методики (алгоритма) расчета доплаты за работу в праздничные дни, не может вменяться в вину учреждению, поскольку указанный нормативно-правовой акт издан в установленном порядке Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре. При этом Уставом МКУ «УКС г.Комсомольска-на-Амуре» не определены обязанности учреждения в части внесения изменений в нормативно-правовые акты, издаваемые иными юридическими лицами. Доказательств обратного контрольно-счетной палатой не представлено.

В пункте 9 описательно-мотивировочной части представления указано, что учреждением допущены нарушения при расчетах с подотчетными лицами, а именно при отсутствии документа, подтверждающего использование личного транспорта, а также дату выезда и прибытия на личном транспорте, учреждением выплачено излишне 1258,27 руб.  В связи с чем, вынесено требование о принятии учреждением мер по возврату неправомерно выплаченной суммы в доход местного бюджета (п. 3 резолютивной части представления) и принятии мер по соблюдению работниками (подотчетными лицами) финансовой дисциплины в части предоставления документов по льготному проезду (п. 4 резолютивной части представления).

Пунктом 9 Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.10.2009 № 69 «О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц,  работающих  в  органах  местного  самоуправления  и  муниципальных учреждениях муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (далее – Решение № 69)установлен   исчерпывающий   перечень документов, необходимых для подтверждения проезда на личном транспорте.

К авансовому отчету работника ФИО5 № 61 от 06.11.2020 на сумму 10 679,87 рублей приложены все документы, перечисленные в п. 9 Решения № 69:

-  кассовые чеки о приобретении бензина,

-справка о норме расхода топлива и о расстоянии кратчайшего пути следования от пункта выезда до пункта прибытия,

-документ, подтверждающий фактическое пребывание работника в месте использования отпуска,      

-  копии паспорта транспортного средства.

Сумма документально подтверждённых расходов ФИО5 по использованию личного транспорта к месту проведения отпуска и обратно, подлежащих возмещению, составила 10 679,87 руб., в связи с чем, учреждением бюджетные обязательства приняты к учету и исполнены в полном объеме.

При таких обстоятельствах, данная выплата не может быть расценена как произведенная неправомерно.

Требуемые контрольно-счетной палатой документы, подтверждающие использование личного транспорта, а также дату выезда и прибытия на личном транспорте, Решением № 69 не предусмотрены.

Однако, в ходе контрольного мероприятия, ревизорами запрошена справка транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно. Согласно справке, стоимость проезда составила 9421,60 рублей. В результате чего контрольно-счетной палатой сделан вывод о переплате средств местного бюджета на сумму 1258,27 рублей.

Вместе с тем, при наличии всех документов, предусмотренных п. 9 Решения № 69, суд признает необоснованным требование проверяющих о предоставлении справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда, и, соответственно, неправомерным принятие к учету указанных в справке сумм в качестве подтверждения стоимости проезда к месту отпуска и обратно.

В противном случае, действия работодателя приведут к ущемлению прав работников на получение в полном объеме предусмотренной законодательством компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, что является нарушением норм трудового законодательства.

С учетом установленных по делу обстоятельств, пункт 3 резолютивной части представления, содержащий требование о принятии мер по возврату (возмещению) в доход местного бюджета неправомерно начисленных и выплаченных сумм: премии в размере 295,46 руб. и компенсации льготного проезда в размере 1258,27 руб., является незаконным и подлежит признанию недействительным.

К числу основополагающих принципов бюджетного законодательства отнесен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который определен в статье 38 БК РФ, и означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, ответчик, установив указанные выше нарушения, не доказал, что произведенные выплаты осуществлены с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного статьей 38 БК РФ, эффективности использования бюджетных средств, иных принципов либо с нарушением иных норм бюджетного законодательства.

Представление контрольно-счетной палаты должно содержать ссылки на нормы бюджетного законодательства или иных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения. Исходя из предоставленных законом полномочий, счетная палата не вправе проверять и выдавать представления с целью устранения нарушений иного законодательства, не регламентирующего бюджетные правоотношения.

Между тем, ни в самом акте проверки, ни в указанных выше пунктах представления не указано, какие нормы бюджетного законодательства нарушены учреждением, что является достаточным основанием для признания представления незаконным в указанной части.

Кроме того, суд считает, что оспариваемое представление не может
считаться законным в части пункта 10 описательно-мотивировочной части, содержащего нарушение статьи 34 БК РФ, что выразилось в неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 50 000,00 рублей КБК 013 0113 7300410560 853 А853 на оплату Учреждением административного штрафа в краевой бюджет за нарушение требований технических регламентов проектной документации при строительстве объекта капитального строительства на основании постановления Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края № С196-1/20 от 28.07.2020; а также в части пункта 5 резолютивной части, содержащего предложение в целях обеспечения соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ и обеспечения результативности, целевого характера использования бюджетных средств в соответствии со статьей 162 БК РФ, не допускать случаев, приводящих к оплате штрафов за совершение учреждением правонарушений в сфере строительства.

Как указано контрольно-счётной палатой, в рамках проверки за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета в части расходов по оплате иных платежей (пеней, штрафов) (КБК 013 0113 7300410560 853 А853) установлено, что данные расходы произведены в 2020 году в размере 199 835,37 рубля. При этом, Учреждением на основании постановления Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края от 28.07.2020 года № С196-1/20 уплачен административный штраф в размере 50 000 рублей в краевой бюджет за нарушение требований технических регламентов проектной документации при строительстве объекта капитального строительства. По мнению контрольно-счётной палаты, денежные средства в размере 50 000 руб., израсходованные на уплату штрафа, являются неэффективным расходованием бюджетных средств.

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Статьей 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статьей 162 БК РФ определены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, к которым относится, в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных получателю бюджетных средств ассигнований.

В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума № 23) разъяснено, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Обязанность доказывания неэффективного использования бюджетных средств в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возложена на контрольно-счетную палату.

Установленные заявителем в ходе проверки, а также в ходе судебного
разбирательства обстоятельства, по мнению суда, не свидетельствуют о неэффективном расходовании управлением бюджетных средств, поскольку выделенные заявителю на уплату административного штрафа бюджетные средства направлены им именно на уплату
административного штрафа и именно в том размере, который был установлен
для заявителя постановлением
Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края от 28.07.2020 № С196-1/20, что не отрицается и
контрольно-счетной палатой.

При этом следует учитывать, что при неисполнении указанного постановления в добровольном порядке учреждение могло быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Доказательств неэффективного использования бюджетных средств в порядке, предусмотренном абзацем четвертым пункта 23 постановления Пленума № 23, ответчиком в материалы дела не представлено.

Оценка контрольно-счетной палатой в качестве свидетельствующего о неэффективном использовании бюджетных средств того поведения заявителя, которое привело к наложению указанного административного штрафа (то есть факта совершения
административного правонарушения), не основана на нормах бюджетного
законодательства.

Между тем, суд признает обоснованным указание в пункте 4 описательно-мотивировочной части оспариваемого представления нарушения статей 161 и 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе  в части принятия учреждением бюджетных обязательств по льготному проезду в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО).

Так в ходе проверки установлено и отражено в пункте 4.3 Акта проверки от 20.12.2021 № 9,что в нарушение требований статей 161 и 219 БК РФ Учреждение в 2020 году приняло бюджетные обязательства в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств по четырем КБК в части следующих расходов:

- льготный проезд, КБК 013 0113 7300410560 112 Л214 - 4 случая на общую сумму 142 017,77 рублей,

- командировочные расходы, КБК 013 0113 7300410560 112 К212 - 2 случая на общую сумму 18 463,83 рублей,

- исполнение судебного акта, КБК 013 0113 7300410560 831 А290 - 1 случай в сумме 4 514 112,96 рублей,

- уплата  иных  платежей:  пеней,  штрафов,  КБК  013  0113 7300410560 853 А853 - 4 факта на общую сумму 44 593,57 рублей.

Расходы Учреждения по льготному проезду (КБК 013 0113 7300410560 112 Л214) приняты с превышением ЛБО на общую сумму 142 017,77 рублей в четырёх случаях:

26 820,10 рублей - 05.08.2020, авансовый отчет от 05.08.2020 № 41 на сумму 97 300,10 рублей подотчетного лица ФИО6;

17 825,50 рублей - 01.09.2020, авансовый отчет от 01.09.2020 № 49 на сумму 17 825,50 рублей подотчетного лица ФИО6;

86 692,30 рублей - 23.09.2020, авансовый отчет от 23.09.2020 № 55 на сумму 68 866,80 рублей подотчетного лица ФИО7;

10 679,87 рублей - 06.11.2020, авансовый отчет от 06.11.2020 № 61 на сумму 97 300,1 рублей подотчетного лица ФИО5 (анализ движения, учета и исполнения обязательств по КБК 013 0113 7300410560 112 Л214 «Льготный проезд» - приложение № 5 к Акту).

Нарушения подтверждаются бюджетной сметой на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов от 9 января 2020 года и уточненной бюджетной сметой на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов от 31 декабря 2020 года,а также иными документами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО.

Бюджетное законодательство определяет лимит бюджетных обязательств как объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем   финансовом   году   и   плановом   периоде).   Под   бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ).

Согласно указанной статье под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. При этом, размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в муниципальных учреждениях устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.10.2009 № 69 «О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях муниципального образования городского округа «город Комсомольск-на-Амуре» утверждено «Положение о размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях муниципального образования городского округа «город Комсомольск-на-Амуре» (далее - Положение).

В соответствии с названными нормативными правовыми актами, работнику и членам его семьи один раз в два года производится за счет средств работодателя компенсация расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска работника и обратно (далее - компенсация льготного проезда). Компенсация работнику расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации имеет целевое назначение, гарантирующей возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.

При отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете учреждение руководствуется: Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157и (далее - Инструкция № 157н); Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года№ 256н (далее - Стандарт № 256п).

В соответствии с указанными актами бухгалтерский учет в учреждениях ведется   методом   начисления,   согласно   которому   результаты   операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций. Таким образом, не предоставление работникам компенсации па оплату стоимости проезда к месту отпуска, приведет к нарушению трудового законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а непринятие к учету бюджетных обязательств - к искажению показателей бухгалтерской отчетности, что является не допустимым.

В рамках реализации прав своих работников МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре», согласно пояснительной записке к прогнозу расходов местного бюджета на 2020-2022 годы, определило, что потребность в расходах на оплату льготного проезда составляет 540 000,00 рублей. Однако, в виду дефицитного бюджета города Комсомольска-на-Амуре сумма доведенного до Учреждения объема бюджетных ассигнований и ЛБО на расходы по льготному проезду на начало года составила 70 480,00 рублей, что на 469 520,0 рублей (или на 86,95%) меньше от прогнозной потребности. В течение года лимиты были увеличены на 124 192,27 рублей и на конец 2020 года составили 194 672,27 рубля. То есть, при прогнозе в 540 000 рублей на расходы по льготному проезду, фактически эти расходы составили 194 672,27 рубля, что на 345 327,73 рубля больше прогноза Учреждения.

Учреждение не отрицает принятие бюджетных обязательств по льготному проезду сверх утвержденных лимитов, при этом ссылается на то, что непредоставление работникам такой компенсации и непринятие к учету бюджетных обязательств приведет к нарушению трудового законодательства и искажению бухгалтерской отчётности.

В то же время, как отмечает контрольно-счётная палата в акте проверки от 20.12.2021, непринятие бюджетных обязательств на суммы льготного проезда, причитающиеся работникам Учреждения, могло привести к нарушению трудового законодательства и к искажению показателей бухгалтерской отчетности, однако, даже при таких обстоятельствах принятие обязательств сверх лимитов не является правомерным  и не относится к исключительному случаю.

На основании изложенного, суд полагает факт нарушения учреждением норм бюджетного законодательства, отраженного в пункте 4 описательно-мотивировочной части представления и выразившегося в принятии учреждением бюджетных обязательств по льготному проезду в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств, подтвержденным материалами дела, в связи с чем требование заявителя о признании пункта 4 представления в оспариваемой части является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Принимая во внимание изложенное, требование заявителя о признании недействительным представления контрольно-счетной палаты № 9 от 19.01.2022г. в части  пунктов 6, 7, 8, 10 в полном объеме, пункта 9 (в части) описательно-мотивировочной части, пунктов 3, 5, 6 в полном объеме, пункта 4 (в части) резолютивной части подлежит удовлетворению.

При этом, поскольку нарушения, отраженные в пункте 4 описательно-мотивировочной части оспоренного представления, установленные  контрольно-счетной палатой в ходе проверки, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, то содержащееся в пункте 1 резолютивной части представления требование о необходимости принятия мер по их устранению является правомерным.  

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ с Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты в пользу Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства г. Комсомольска-на-Амуре» подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить частично.

Представление Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты № 9 от 19.01.2022г. признать недействительным в следующей части:

- пункты 6, 7, 10 описательно-мотивировочной части представления – в полном объеме,

- пункт 9 описательно-мотивировочной части представления - в части  отсутствия документа, подтверждающего использование личного транспорта подотчетного лица, дату выезда и дату прибытия на личном транспорте, а также в части переплаты средств местного бюджета по выплате компенсации льготного проезда на сумму 1 258 руб. 27 коп.,

-  пункт 3  резолютивной части представления – в части принятия мер по возврату в доход местного бюджета компенсации льготного проезда в размере 1 258 руб. 27 коп.,

- пункт 4 резолютивной части представления – в части принятия мер по соблюдению работниками (подотчетными лицами) Учреждения финансовой дисциплины в части предоставления документов по льготному проезду в целях обеспечения своевременности принятия решений по эффективному управлению финансовыми ресурсами и имуществом,

-  пункты 5, 6 резолютивной части представления – в полном объеме.  

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты в пользу Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства г. Комсомольска-на-Амуре» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

 Судья                                                                                                              Ж.Г. Шестак