НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 25.05.2016 № А73-3969/16

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-3969/2016

25 мая 2016 года

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Хорское» 

о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском, имени Лазо районах от 16.03.2016г. № 64 по делу об административном правонарушении,

Сущность дела: Закрытое акционерное общество «Хорское» (далее – Заявитель, ЗАО «Хорское») обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением  о признании не законным и отмене постановления № 64 Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском, имени Лазо районах (далее –  Административный орган) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.45 Кодекса  об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ).

Административным органом материалы дела суду представлены,  отзыв на заявление в материалы дела не был представлен.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Суд установил:

Закрытое акционерное общество «Хорское» зарегистрировано 04.02.2009 г. Межрайонной ИФНС №4 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации 10992713000049, ИНН 2713015927.

Начальником  территориального отдела Маньковым В.М. в результате внеплановой документарной выездной проверки, проведенной на основании определения  о возбуждении дела об административном правонарушении распоряжении от 15.02.2016г. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах Манькова В.М. в период  с 10-00 16.02.2016г. по 11-00 10.03.2016г.  обнаружено, что АО «Хорское» нарушило требования статьи 7 п. 1 ТР ТС 015/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», а именно: проводит реализацию зерна сои без сопроводительных документов, содержащих информацию о соответствии партии зерна требованиям ТР ТС 015/2011.

10.03.2016 г. Начальником  территориального отдела Маньковым В.М  в присутствии представителя по доверенности Проживиной Н.В., составлен в отношении ЗАО «Хорское» протокол № 64 от 10.03.2016г. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.45 КоАП РФ.

16.03.2016г. начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах Маньковым В.М. в присутствии генерального директора ЗАО «Хорское» Ним М.А. было вынесено постановление  о назначении административного наказания № 64 по части 1 статьи 14.45 КоАП  в виде штрафа в размере 100.000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением Общество обратилось в суд с требованием о признании его недействительным и отмене.

Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 (ред. от 18.07.2014) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" (вместе с "ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна") устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.

В соответствии со статьей 6 ТР ТС 015/2011 оценка соответствия поставляемого зерна требованиям настоящего технического регламента проводится в формах:

- подтверждения (декларирования) соответствия зерна; 

- государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТР ТС 015/2011 зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, направляемое на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, не подлежит подтверждению соответствия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТР ТС 015/2011 подтверждение соответствия зерна, произведенного на единой таможенной территории Таможенного союза, и зерна, ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза, проводится по единым правилам и схемам, установленным настоящим техническим регламентом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 ТР ТС 015/2011 при декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемого зерна требованиям технических регламентов Таможенного союза и в части ответственности за несоответствие поставляемого зерна требованиям технических регламентов Таможенного союза (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 ТР ТС 015/2011  в зависимости от схемы декларирования соответствия подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия осуществляется на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны: органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем менеджмента, аккредитованной испытательной лаборатории, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 ТР ТС 015/2011  декларирование соответствия зерна осуществляется по схемам 1д, 2д, 3д, 4д и 6д.

При декларировании соответствия по схемам 1д, 3д, 6д заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся изготовителем, либо выполняющее функции иностранного изготовителя.

При декларировании соответствия по схемам 2д, 4д заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 ТР ТС 015/2011  Схема декларирования 1д включает следующие процедуры:  формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов зерна;  принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения.

Заявитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие зерна требованиям настоящего технического регламента, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.

С целью контроля соответствия зерна требованиям настоящего технического регламента заявитель проводит испытания образцов зерна. Испытания образцов зерна проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории.

Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.

Срок действия декларации о соответствии зерна, выпускаемого серийно, - не более 3 лет.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 ТР ТС 015/2011 Схема декларирования 2д включает следующие процедуры:  формирование и анализ технической документации; проведение испытаний образцов зерна;  принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения.

Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

Заявитель проводит испытания образцов зерна для обеспечения подтверждения заявленного соответствия партии зерна требованиям настоящего технического регламента. Испытания образцов зерна проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.

Срок действия декларации о соответствии на партию зерна - по выбору заявителя.

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 ТР ТС 015/2011  Схема декларирования 3д включает следующие процедуры:  формирование и анализ технической документации;  осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов зерна; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения.

Заявитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие зерна требованиям настоящего технического регламента, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.

С целью контроля соответствия зерна требованиям настоящего технического регламента заявитель проводит испытания образцов зерна. Испытания образцов зерна проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.

Срок действия декларации о соответствии зерна, выпускаемого серийно, - не более 3 лет.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 ТР ТС 015/2011 Схема декларирования 4д включает следующие процедуры:  формирование и анализ технической документации;  проведение испытаний образцов зерна;  принятие и регистрация декларации о соответствии;  нанесение единого знака обращения.

Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

Заявитель проводит испытания образцов зерна для обеспечения подтверждения заявленного соответствия партии зерна требованиям настоящего технического регламента. Испытания образцов зерна проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.

Срок действия декларации о соответствии на партию - по выбору заявителя.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 ТР ТС 015/2011 Схема декларирования 6д включает следующие процедуры:  формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается сертификат на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента;  осуществление производственного контроля;  проведение испытаний образцов зерна; принятие и регистрация декларации о соответствии;  нанесение единого знака обращения;  контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.

Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению стабильности функционирования системы менеджмента и условий производства зерна, соответствующей требованиям настоящего технического регламента, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.

С целью контроля соответствия зерна требованиям настоящего технического регламента заявитель проводит испытания образцов зерна.

Испытания образцов зерна проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории.

Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.

Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системы менеджмента.

При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:

- приостанавливает действие декларации о соответствии;

- отменяет действие декларации о соответствии.

В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, вносится соответствующая запись.

Срок действия декларации о соответствии зерна, выпускаемого серийно, - не более 5 лет.

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 ТР ТС 015/2011  техническая документация, подтверждающая соответствие зерна требованиям настоящего технического регламента, может включать:

протоколы испытаний, проведенных заявителем и/или аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), подтверждающие соответствие зерна требованиям настоящего технического регламента;

документы, подтверждающие безопасность зерна в соответствии с законодательными актами Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза;

сертификаты соответствия на системы менеджмента;

иные документы, подтверждающие безопасность зерна.

В соответствии с пунктом 12 статьи 7 ТР ТС 015/2011  декларация о соответствии оформляется по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 13 статьи 7 ТР ТС 015/2011  декларация о соответствии подлежит переоформлению в следующих случаях:

при изменении требований настоящего технического регламента;

при изменении состава технической документации или технологического процесса производства и/или хранения, которые повлияли или могут повлиять на соответствие зерна установленным требованиям.

Переоформление декларации о соответствии осуществляется в порядке ее принятия.

В соответствии с пунктом 14 статьи 7 ТР ТС 015/2011 техническая документация, включая документы, подтверждающие соответствие на территории государства - члена Таможенного союза, должна храниться:

1) на зерно, выпускаемое серийно, - у заявителя в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) производства зерна;

2) на партию зерна - у заявителя в течение не менее 10 лет со дня реализации партии зерна.

Доказательные материалы, подтверждающие результаты сертификации системы менеджмента, хранятся в органе по сертификации систем менеджмента, выдавшем сертификат соответствия, в течение не менее 5 лет после окончания срока действия сертификата соответствия системы менеджмента.

Вышеуказанные документы должны предоставляться органам государственного контроля (надзора) по их требованию.

В соответствии с пунктом 15 статьи 7 ТР ТС 015/2011  Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза.

В силу части 2 статьи 3 ТР ТС 015/2011, каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.

При выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерна, предназначенного для направления на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, оно сопровождается товаросопроводительными документами без информации о декларации.

В силу статьи 14.45 КоАП РФ, реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, административным органом в ходе проверки установлен факт нарушения указанных нормоположений.

Сопроводительные документы на продукцию -  Транспортные накладные №№228, 225, 223, представленные административным органом, содержат перечень прилагаемых к транспортной накладной документов и перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений, разрешений, инструкций, товарораспределительных  и других документов, а также содержа указание на декларацию соответствия.

При анализе представленных товаросопроводительных документов Общества, имеющихся в деле об административном правонарушении, судом установлено отсутствие необходимых сведений о сертификате соответствия или декларации соответствия, только в товарных накладных, тогда как транспортные накладные Общества содержали все вышеуказанные сведения о сертификации продукции.

Таким образом, продукция сопровождалась сопроводительными документами, содержащими сведения  о декларациях о соответствии продукции.

Требования о содержании данных сведений в каждом виде сопроводительных документов ТР ТС 015/2011 не содержит.

Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Положения статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливают правила, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Общества события рассматриваемого правонарушения, что является основанием для признания незаконным и отмене постановления административного органа.

Исходя из вышеизложенного, Руководствуясь частью 1 статьи 14.45, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Заявление Закрытого акционерного общества «Хорское»  - удовлетворить.

Постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах от 16.03.2016года № 64  признать незаконным и отменить полностью.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                            А.В. Зверева