Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3969/2016
25 мая 2016 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Хорское»
о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском, имени Лазо районах от 16.03.2016г. № 64 по делу об административном правонарушении,
Сущность дела: Закрытое акционерное общество «Хорское» (далее – Заявитель, ЗАО «Хорское») обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании не законным и отмене постановления № 64 Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском, имени Лазо районах (далее – Административный орган) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.45 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ).
Административным органом материалы дела суду представлены, отзыв на заявление в материалы дела не был представлен.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Суд установил:
Закрытое акционерное общество «Хорское» зарегистрировано 04.02.2009 г. Межрайонной ИФНС №4 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации 10992713000049, ИНН 2713015927.
Начальником территориального отдела Маньковым В.М. в результате внеплановой документарной выездной проверки, проведенной на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении распоряжении от 15.02.2016г. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах Манькова В.М. в период с 10-00 16.02.2016г. по 11-00 10.03.2016г. обнаружено, что АО «Хорское» нарушило требования статьи 7 п. 1 ТР ТС 015/2011 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», а именно: проводит реализацию зерна сои без сопроводительных документов, содержащих информацию о соответствии партии зерна требованиям ТР ТС 015/2011.
10.03.2016 г. Начальником территориального отдела Маньковым В.М в присутствии представителя по доверенности Проживиной Н.В., составлен в отношении ЗАО «Хорское» протокол № 64 от 10.03.2016г. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.45 КоАП РФ.
16.03.2016г. начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах Маньковым В.М. в присутствии генерального директора ЗАО «Хорское» Ним М.А. было вынесено постановление о назначении административного наказания № 64 по части 1 статьи 14.45 КоАП в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением Общество обратилось в суд с требованием о признании его недействительным и отмене.
Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 (ред. от 18.07.2014) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" (вместе с "ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна") устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
В соответствии со статьей 6 ТР ТС 015/2011 оценка соответствия поставляемого зерна требованиям настоящего технического регламента проводится в формах:
- подтверждения (декларирования) соответствия зерна;
- государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТР ТС 015/2011 зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, направляемое на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, не подлежит подтверждению соответствия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТР ТС 015/2011 подтверждение соответствия зерна, произведенного на единой таможенной территории Таможенного союза, и зерна, ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза, проводится по единым правилам и схемам, установленным настоящим техническим регламентом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 ТР ТС 015/2011 при декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемого зерна требованиям технических регламентов Таможенного союза и в части ответственности за несоответствие поставляемого зерна требованиям технических регламентов Таможенного союза (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 ТР ТС 015/2011 в зависимости от схемы декларирования соответствия подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия осуществляется на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны: органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем менеджмента, аккредитованной испытательной лаборатории, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 ТР ТС 015/2011 декларирование соответствия зерна осуществляется по схемам 1д, 2д, 3д, 4д и 6д.
При декларировании соответствия по схемам 1д, 3д, 6д заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся изготовителем, либо выполняющее функции иностранного изготовителя.
При декларировании соответствия по схемам 2д, 4д заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 ТР ТС 015/2011 Схема декларирования 1д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов зерна; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения.
Заявитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие зерна требованиям настоящего технического регламента, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
С целью контроля соответствия зерна требованиям настоящего технического регламента заявитель проводит испытания образцов зерна. Испытания образцов зерна проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории.
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
Срок действия декларации о соответствии зерна, выпускаемого серийно, - не более 3 лет.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 ТР ТС 015/2011 Схема декларирования 2д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; проведение испытаний образцов зерна; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения.
Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
Заявитель проводит испытания образцов зерна для обеспечения подтверждения заявленного соответствия партии зерна требованиям настоящего технического регламента. Испытания образцов зерна проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
Срок действия декларации о соответствии на партию зерна - по выбору заявителя.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 ТР ТС 015/2011 Схема декларирования 3д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов зерна; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения.
Заявитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие зерна требованиям настоящего технического регламента, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
С целью контроля соответствия зерна требованиям настоящего технического регламента заявитель проводит испытания образцов зерна. Испытания образцов зерна проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
Срок действия декларации о соответствии зерна, выпускаемого серийно, - не более 3 лет.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 ТР ТС 015/2011 Схема декларирования 4д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; проведение испытаний образцов зерна; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения.
Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
Заявитель проводит испытания образцов зерна для обеспечения подтверждения заявленного соответствия партии зерна требованиям настоящего технического регламента. Испытания образцов зерна проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
Срок действия декларации о соответствии на партию - по выбору заявителя.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 ТР ТС 015/2011 Схема декларирования 6д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается сертификат на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов зерна; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения; контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению стабильности функционирования системы менеджмента и условий производства зерна, соответствующей требованиям настоящего технического регламента, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.
С целью контроля соответствия зерна требованиям настоящего технического регламента заявитель проводит испытания образцов зерна.
Испытания образцов зерна проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории.
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системы менеджмента.
При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:
- приостанавливает действие декларации о соответствии;
- отменяет действие декларации о соответствии.
В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, вносится соответствующая запись.
Срок действия декларации о соответствии зерна, выпускаемого серийно, - не более 5 лет.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 ТР ТС 015/2011 техническая документация, подтверждающая соответствие зерна требованиям настоящего технического регламента, может включать:
протоколы испытаний, проведенных заявителем и/или аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), подтверждающие соответствие зерна требованиям настоящего технического регламента;
документы, подтверждающие безопасность зерна в соответствии с законодательными актами Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза;
сертификаты соответствия на системы менеджмента;
иные документы, подтверждающие безопасность зерна.
В соответствии с пунктом 12 статьи 7 ТР ТС 015/2011 декларация о соответствии оформляется по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 13 статьи 7 ТР ТС 015/2011 декларация о соответствии подлежит переоформлению в следующих случаях:
при изменении требований настоящего технического регламента;
при изменении состава технической документации или технологического процесса производства и/или хранения, которые повлияли или могут повлиять на соответствие зерна установленным требованиям.
Переоформление декларации о соответствии осуществляется в порядке ее принятия.
В соответствии с пунктом 14 статьи 7 ТР ТС 015/2011 техническая документация, включая документы, подтверждающие соответствие на территории государства - члена Таможенного союза, должна храниться:
1) на зерно, выпускаемое серийно, - у заявителя в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) производства зерна;
2) на партию зерна - у заявителя в течение не менее 10 лет со дня реализации партии зерна.
Доказательные материалы, подтверждающие результаты сертификации системы менеджмента, хранятся в органе по сертификации систем менеджмента, выдавшем сертификат соответствия, в течение не менее 5 лет после окончания срока действия сертификата соответствия системы менеджмента.
Вышеуказанные документы должны предоставляться органам государственного контроля (надзора) по их требованию.
В соответствии с пунктом 15 статьи 7 ТР ТС 015/2011 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза.
В силу части 2 статьи 3 ТР ТС 015/2011, каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.
При выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерна, предназначенного для направления на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, оно сопровождается товаросопроводительными документами без информации о декларации.
В силу статьи 14.45 КоАП РФ, реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, административным органом в ходе проверки установлен факт нарушения указанных нормоположений.
Сопроводительные документы на продукцию - Транспортные накладные №№228, 225, 223, представленные административным органом, содержат перечень прилагаемых к транспортной накладной документов и перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений, разрешений, инструкций, товарораспределительных и других документов, а также содержа указание на декларацию соответствия.
При анализе представленных товаросопроводительных документов Общества, имеющихся в деле об административном правонарушении, судом установлено отсутствие необходимых сведений о сертификате соответствия или декларации соответствия, только в товарных накладных, тогда как транспортные накладные Общества содержали все вышеуказанные сведения о сертификации продукции.
Таким образом, продукция сопровождалась сопроводительными документами, содержащими сведения о декларациях о соответствии продукции.
Требования о содержании данных сведений в каждом виде сопроводительных документов ТР ТС 015/2011 не содержит.
Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Положения статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливают правила, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Общества события рассматриваемого правонарушения, что является основанием для признания незаконным и отмене постановления административного органа.
Исходя из вышеизложенного, Руководствуясь частью 1 статьи 14.45, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Заявление Закрытого акционерного общества «Хорское» - удовлетворить.
Постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах от 16.03.2016года № 64 признать незаконным и отменить полностью.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.В. Зверева