А73-11269/2008
Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-11269/2008-74АП
22 октября 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи И.А. Мильчиной,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Селиной Анны Михайловны
об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Хабаровскому краю от 01.10.2008 № 245
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя –предприниматель Селина А.М., паспорт 08 01 382663, выдан ОВД района имени Лазо Хабаровского края 30.11.2001;
от административного органа –не явился
Сущность дела: индивидуальный предприниматель Селина Анна Михайловна (далее –ИП Селина А.М., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Хабаровскому краю (далее –Инспекция, административный орган) от 01.10.2008 № 245, которым она привлечена к административной ответственности по статье 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) в виде штрафа в размере 4000 рублей.
В судебном заседании предприниматель на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении.
Инспекция явку в суд своего представителя не обеспечила, о времени и месте настоящего судебного заседания извещена в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –АПК РФ).
Судом в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 15.10.2008 по 22.10.2008.
На основании поручения от 17.09.2008 № 702 должностными лицами Инспекции проведена проверка полноты оприходования в кассу денежных средств за период с 16.07.2008 по 16.09.2008, полученных с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в торговом павильоне, принадлежащем ИП Селиной А.М. и расположенного по адресу: с. Сита, района имени Лазо Хабаровского края, пер. Донской, 7а.
В результате проверки установлен факт превышения выручки фискального отчета по сравнению с данными журнала кассира-операциониста. Согласно фискальному отчету за 08.08.2008 общая сумма выручки составила 9561,90 руб., в то время как в журнале кассира-операциониста зафиксирована общая сумма выручки за 08.08.2008 - 4669,00 руб. Превышение выручки фискального отчета по сравнению с данными журнала кассира-операциониста составило 4892,90 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.09.2008 № 13-44/304.
По факту неоприходования денежных средств в журнал кассира-операциониста в отношении ИП Селиной А.М. с ее участием 24.09.2008 составлен протокол № 433 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1. КоАП РФ.
01.10.2008 руководителем Инспекции по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 245, которым предприниматель привлечена к административной ответственности по статье 15.1. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 4000 рублей.
Несогласие предпринимателя с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения предпринимателя, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 15.1. КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций установлен Центральным банком РФ.
Так, Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 № 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее –Порядок).
Согласно пунктам 1, 3 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждении банков, для осуществления расчетов наличными деньгами. Каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с пунктом 22 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
Решением Совета Директоров Банка России от 19.12.1997 утверждено Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (далее –Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
Кроме того, Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
В силу пункта 1 указанного Положения денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением ККМ, допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ и включенных комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ.
В соответствии с пунктом 12 Положения по применению ККМ оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Центральным банком РФ.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 № 104 утверждены Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее –Типовые правила), которыми определяется порядок эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
В соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил на каждую ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением заводится журнал кассира-операциониста.
Порядок ведения кассовой книги и ее форма (№ КО-4) утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации кассовая книга применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе.
Порядок ведения журнала кассира-операциониста и его форма (КМ-4) утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132. Журнал кассира-операциониста применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денежных средств по каждой ККТ организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Запись в журнал кассира-операциониста делается после снятия показаний счетчиков и проверки фактической суммы выручки.
Из этого следует, что в кассовой книге ведется учет операций, проводимый в кассах предприятий в соответствии с Порядком, установленным Центральным банком РФ, в журнале кассира-операциониста ведется учет наличных денег по каждой контрольно-кассовой машине в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации ККМ.
Изложенное позволяет сделать вывод, что расхождение результатов сумм в фискальном отчете ККМ с данными, отраженными в журнале кассира-операциониста не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1. КоАП РФ, выраженной в неоприходовании в кассу денежной наличности, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1. КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о недостаточности данных, указывающих на наличие в действиях (бездействии) предпринимателя признаков события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1. КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1. КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающим производство по делу о рассматриваемом правонарушении.
Судом в ходе судебного разбирательства установлены перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии закону оспариваемого постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Хабаровскому краю от 01.10.2008 № 245, об отсутствии оснований для привлечения ИП Селиной А.М. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1. и применения конкретных мер ответственности, в связи с чем постановление подлежит отмене в полном объеме как несоответствующее закону.
Уплаченная предпринимателем при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40. Налогового кодекса РФ, поскольку в соответствии со статьей 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административных органом о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
требования индивидуального предпринимателя Селиной Анны Михайловны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Хабаровскому краю от 01.10.2008 № 245 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 15.1. КоАП РФ.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Селиной Анне Михайловне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей, уплаченную по квитанции от 02.10.2008 № 38.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
СудьяИ.А. Мильчина