НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 22.02.2024 № А73-19115/2022

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-19115/2022

11 марта 2024 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 22.02.2024 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи О.П. Медведевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.К. Верестевой,

рассмотрел в заседании суда дело по иску комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЁСИТИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680051, <...>)

о взыскании 1 000 000 руб.,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, ФИО1

при участии:

от истца – ФИО2 по доверенности от 07.04.2023 №02-13-2656

Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ёсити» о взыскании в краевой бюджет субсидии в размере 1 000 000 руб. и процентов по правилам статьи 395 ГК РФ по день возврата субсидии.

Определением от 25.11.2022 исковое заявление принято к производству, возбуждено дело №А73-19115/2022.

Этим же определением, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле привлечен ФИО1.

Решением суда от 28.04.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.10.2023 решение от 28.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

Определением от 22.11.2023 дело принято на новое рассмотрение.

В судебное заседание ответчик и третье лицо не явились.

ФИО1 отзыв не представил.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы истца, суд

УСТАНОВИЛ:

Между Комитетом и ООО «Ёсити» было заключено два соглашения:

- от 14.10.2019 № 74/ТМ об участии в программе Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов» (далее - Соглашение об участии в программе);

- от 09.12.2019 № 74/ТМ-59С о предоставлении субсидии из краевого бюджета работодателю на финансовое обеспечение затрат работодателя на оказание мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, гражданам, привлекаемым для трудоустройства из субъектов РФ, не включенных в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.04.2015 № 696-р (далее - Соглашение о предоставлении субсидии).

Согласно разделу 1 Соглашения об участии в программе, ООО «Ёсити» (работодатель) в целях реализации мероприятий программы Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов» обязалось привлечь из других субъектов Российской Федерации и трудоустроить в 2019 году 4-х работников.

Работодатель заключает с гражданами, привлечёнными для трудоустройства в рамках программы из других субъектов РФ, трудовые договоры на неопределённый срок или срочные трудовые договоры продолжительностью не менее двух лет, с предоставлением надлежащим образом заверенных копий таких трудовых договоров в Комитет (п. 2.2.4 Соглашения об участии в программе).

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения о предоставлении субсидии субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными: в 2019 году ООО «Ёсити» субсидии на финансовое обеспечение затрат Получателя на оказание мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты гражданам, привлекаемым для трудоустройства из субъектов РФ.

Субсидия предоставляется Комитетом Получателю в размере не более 1 000 000 рублей на одного работника, привлеченного Получателем субсидии. Общая численность работников, которых планируется привлечь Полу­чателем в 2019 году, составляет 4 человека (п.1.2).

Общий размер субсидии, предоставляемой из краевого бюджета в 2019 году составляет 4 000 000 руб. (п.2.2).

Пунктом 4.3 Соглашения о предоставлении субсидии установлено, что ООО «Ёсити» обязано ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Комитет отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия (далее - отчет о расходах), вместе с копиями документов, подтверждающих понесенные затраты.

Во исполнение условий названных Соглашений ООО «Ёсити» были заключены срочные трудовые договоры на 2 года с ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5

Комитетом в соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 Соглашения о предоставлении субсидии Обществу по платежным поручениям от 10.12.2019 № 728677, от 24.12.2019 № 97081 перечислена субсидия в общем размере 4 000 000 руб.

В подтверждение факта осуществления единовременной выплаты ФИО1 в размере 1000 000 руб. Обществом представлены документы: приказ «Об осуществлении работодателем мер поддержки работника» №0106/2001, расходный кассовый ордер от 29.06.2020 №1.

Вместе с тем, согласно пункту 9 Перечня, копия расходного ордера не является допустимым документом, подтверждающим получение единовременной выплаты, что является нарушением получателем субсидии порядка предоставления субсидии.

По факту нарушения условий и порядка предоставления субсидии Комитетом составлен акт от 13.09.2022 №2, в котором ООО «Ёсити» предлагалось устранить выявленное нарушение.

В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика направлено требование от 06.10.2022 №14-29-7251 о возврате субсидии, оставление которого без удовлетворения явилось основанием истцу для обращения с настоящим иском в суд.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 3 и 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов Российской Федерации работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, предоставляется финансовая поддержка.

Порядок предоставления работодателю финансовой поддержки устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации (далее - меры поддержки).

В силу пункта 5 статьи 22.2 Закона о занятости региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов разрабатывается с учетом соглашений об участии в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, заключенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, с работодателями, испытывающими потребность в привлечении трудовых ресурсов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 22.2 Закона о занятости с работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее двух лет, в которых указываются меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 июля 2015 года N 191-пр "О реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов" утверждена программа Хабаровского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов" (далее - Программа).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2015 года N 293-пр утвержден Порядок и условия предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом на привлечение трудовых ресурсов (далее - Порядок N 293-пр).

В соответствии с пунктом 2.16 Порядка N 293-пр в редакции от 14 ноября 2019 года, действовавшей на момент вступления ответчика в программу, работодатель расходует средства субсидии в срок не более двух лет со дня заключения трудового договора с работником.

В силу пункта 2.17 Порядка N 293-пр (в редакции от 14 ноября 2019 года) средства субсидии, не использованные работодателем по истечении двух лет со дня заключения трудового договора, подлежат возврату.

Аналогичное положение предусмотрено в пункте 3.7 соглашения об участии в программе.

Требование истца о возврате суммы субсидии основывается на том, что ответчиком в подтверждение факта осуществления единовременной выплаты ФИО1 представлен расходный кассовый ордер, который не является допустимым документом, поскольку пунктом 9 Перечня установлено, что для подтверждения факта осуществления единовременной выплаты работнику работодатель представляет в Комитет копию платежного поручения о перечислении финансовых средств; копию расчетного листка по заработной плате работника с указанием суммы единовременной выплаты; копию локального нормативного акта, устанавливающего размер единовременной выплаты.

В соответствии с пунктом 9 Перечня документами, подтверждающими единовременные выплаты работнику, являются: копия платежного поручения о перечислении финансовых средств, копия расчетного листка по заработной плате работника с указанием суммы единовременной выплаты, копия локального нормативного акта, устанавливающего размер единовременной выплаты.

Данный перечень является императивным и расширительному толкованию не подлежит.

Документами, предоставляемыми работодателем для подтверждения затрат, понесенных им в связи с оказанием мер поддержки работникам, в том числе являются: транспортные расходы по переезду работника к месту работы; расходы, связанные с провозом личного имущества работника и членов его семьи; расходы по найму, аренде, приобретению жилого помещения на территории Хабаровского края.

При первоначальном рассмотрении дела в подтверждение тому, что ФИО1 отработал в Обществе не менее 2 лет, ответчиком в материалы дела представлены следующие документы: реестры выплат, расчетные ведомости, табеля учета рабочего времени, приказ от 21.12.2021 №3 о прекращении трудового договора с работником, договоры жилого найма от 01.01.2020 №1, от 02.12.2020 №2.

Доказательств несения транспортных расходов, связанных с переездом работника к месту работы, расходов, связанных с оплатой аренды жилого помещения, ответчиком не представлено.

При этом, копия кассового ордера, копии табелей учета рабочего времени, подписанные и составленные в одностороннем порядке, копии договоров найма жилого помещения (без возможности идентифицировать подписантов) не могут являться надлежащими доказательствами, достоверно подтверждающими факт предоставления ФИО1 денежных средств, а также того, что ФИО1 прибывал в Хабаровском крае, учитывая, что согласно условиям трудового договора он, как бригадир, осуществлял работу дистанционно, что подразумевает выполнение трудовых функций вне места работы, не требующего выезда к этому месту работы. Однако, предоставленная Обществу субсидия является одним из видов мероприятий, проводимых в рамках федерального проекта «Содействие занятости», входящего в состав национального проекта «Демография», направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов, и предусматривающих привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ.

Представленные ответчиком документы вызывают у суда сомнения в их достоверности, поскольку согласно приказу от 21.12.2021 №3, с ФИО1 трудовые отношения прекращены с 21.12.2021, тогда как в табеле учета рабочего времени за период с 01.12.2021 по 31.12.2021 проставлены отработанные дни вплоть до 30.12.2021.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд установил допущение со стороны ответчика нарушений условий предоставления субсидии, правовым последствием которого является наступление ответственности в виде возврата субсидии в бюджет.

Установленный судом факт нарушения Обществом условий предоставления субсидии, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.

Указанная правовая позиция отражена в Определении ВС РФ № 308-ЭС17-9296, отражённом в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018.

В силу статей 1102, 1107 ГК РФ неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на неё проценты в порядке, предусмотренном статьей 395 ГК РФ.

В силу пункта 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

На основании изложенного, исковые требования комитета подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению с 26.10.2022, поскольку согласно направленному ответчику требованию от 06.10.2022, последний должен был произвести возврат субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, то есть не позднее 25.10.2022.

В силу части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЁСИТИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680051, <...>) в пользу комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>) субсидию в сумме 1000 000 руб., проценты по правилам статьи 395 ГК РФ, начиная с 26.10.2022 по день исполнения обязательства по возврату субсидии.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЁСИТИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680051, <...>) в федеральный бюджет госпошлину в сумме 23 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья О.П. Медведева