НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 20.03.2015 № А73-17288/14

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-17288/2014

23 марта 2015 года

Резолютивная часть решения была объявлена судом 20 марта 2015. 

В полном объеме  решение было изготовлено судом 23 марта 2015.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе: судьи Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.

рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Амурское пароходство»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края

о  признании недействительным в части решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 10.12.2014 № 208

При участии :

От заявителя – до перерыва : представитель ФИО1 по доверенности от 30.10.2014, представитель ФИО2 по доверенности от 10.02.2015  031, представитель ФИО3 по доверенности от 11.02.2015 № 034, после перерыва : представитель ФИО1 по доверенности от 30.10.2014

От Пенсионного фонда – главный специалист – эксперт отдела выездных проверок ФИО4 по доверенности от 20.01.2015 № 67

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 12.03.2015 по 19.03.2015, с 19.03.2015 по 20.03.2015.  

Предмет спора : 

Открытое акционерное общество «Амурское пароходство» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее – Пенсионный фонд) о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края подпункта 3.1 пункта 3 резолютивной части решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 10.12.2014 № 208 в части предложения Открытому акционерному обществу «Амурское пароходство» уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть по дополнительному тарифу в размере 331 799,33 руб., о признании недействительным подпункта 3.4 пункта 3 резолютивной части решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 10.12.2014 № 208 о привлечении Открытого акционерного общества «Амурское пароходство» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, о признании недействительным пункта 4 резолютивной части решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 10.12.2014 № 208 о привлечении Открытого акционерного общества «Амурское пароходство» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В судебном заседании представители Общества заявили ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым просили суд признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 10.12.2014 № 208 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части подпункта 3.1 пункта 3 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть по дополнительному тарифу в размере 331 799,33 руб., подпункта 3.4 пункта 3, пункта 4. Уточнение требований судом принято на основании статей 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Уточненные требования представители Общества поддержали, настаивали на их удовлетворении.  

Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании уточненные требования Общества не признал по основаниям, изложенным отзыве, дополнениях к отзыву, после объявленного в судебном заседании перерыва Пенсионный фонд согласился с доводами Общества о том, что доначисление спорных сумм страховых взносов по дополнительному тарифу было произведено, в том числе на выплаты, произведенные работникам, работающим на судах в акватории порта и не имеющим права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относительно которых общая сумма страховых взносов по дополнительному тарифу составила 6 644,63 руб.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд

У С Т А Н О В И Л  :

на основании решения от 02.07.2014 № 240 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края была проведена выездная проверка Открытого акционерного общества «Амурское пароходство» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, своевременности, достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

При проведении выездной проверки ОАО «Амурское пароходство» Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края пришло к выводу о занижении Обществом в 2013 базы по страховым взносам в связи с неисчислением страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в отношении выплат, произведенных работникам плавсостава, в виде оплаты отпуска после отгула, учебного отпуска,  оклада, доплаты за ночные часы, районные коэффициенты, оплаты за вредные условия, среднего заработка за время нахождения в командировке.

Выводы проверки были зафиксированы в акте выездной проверки от 10.12.2014 № 208, по результатам рассмотрения которого с учетом возражений плательщика страховых взносов заместителем руководителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края было принято решение от 10.12.2014 № 208 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Указанным решением Общество было привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в виде взыскания штрафов в общей сумме 14,81  руб.

Помимо этого, решением от 10.12.2014 № 208 плательщику страховых взносов были начислены пени по страховым взносам в сумме 8,67 руб., а также было предложено уплатить доначисленную недоимку по страховым взносам на страховую часть по дополнительному тарифу в общей сумме 358 564,59 руб.

Кроме того, решением от 10.12.2014 № 208 Обществу было предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, а также представить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013, полугодие 2013, 9 месяцев 2013, 2013 календарный год в отношении застрахованных лиц, по которым проверкой были установлены факты занижения базы для начисления страховых взносов.

Не согласившись с решением Пенсионного фонда от 10.12.2014 № 208 в части подпункта 3.1 пункта 3 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть по дополнительному тарифу в размере 331 799,33 руб., а также в части подпункта 3.4 пункта 3, пункта 4, Общество обратилось  с настоящим заявлением в арбитражный суд. 

Учитывая представленные доказательства, суд признал уточненное заявление подлежащим частичному удовлетворению.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ ОАО «Амурское пароходство» является плательщиком страховых взносов, в связи с чем, в силу части 1 статьи 18 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно части 2 статьи 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 года  следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации :

2013 год – 2,0 процента, 

2014 год –  4,0 процента,

2015 год и последующие годы – 6,0 процента. 

В силу части 3 статьи 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным настоящей статьей, положения частей 4 и 5 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются.

Частью 4 статьи 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ контроль за соблюдением требований, установленных настоящей статьей, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой плательщиками страховых взносов, уплачивающими дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе в электронном виде, в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, основанием для доначисления ОАО «Амурское пароходство» спорной суммы страховых взносов на страховую часть по дополнительному тарифу в размере 331 799,33 руб., предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, а также представить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013, полугодие 2013, 9 месяцев 2013, 2013 календарный год, явилось неисчисление Обществом страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат, произведенных работникам плавсостава, в виде оплаты отпуска после отгула, учебного отпуска, оклада, доплаты за ночные часы, районные коэффициенты, оплаты за вредные условия, среднего заработка за время нахождения в командировке. 

Не соглашаясь с решением Пенсионного фонда от 10.12.2008 № 208 в оспариваемой части, Общество указывает на то, что в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утвержденным Постановлением Минтруда России от 20.02.1996 № 11, в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава. Согласно пунктам 4 и 5 Правил  исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются следующие периоды : период работы на теплоходе, очередной отпуск (сразу после работы на теплоходе), больничный лист (сразу после работы на теплоходе или во время очередного отпуска). Принимая во внимание вышеуказанные положения Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 и письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.12.2013 № НП-30-26/20622 в специальный стаж не включаются следующие периоды : время нахождения в учебном отпуске, отпуск без сохранения содержания, отгулы без оплаты, очередной отпуск после отгулов без оплаты, выходные дни после отгулов без оплаты. Для включения в специальный стаж работы работникам плавсостава периодов межрейсового технического обслуживания судна необходимо документально подтвердить полную занятость и участие в ремонте. При этом исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиками страховых взносов со всех выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда (вопросы №№ 1 и 4 письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.06.2013 № ТМ-30-26/9649).

С указанными доводами Общества суд не может согласиться. 

Как было указано выше, в соответствии с положениями части 2 статьи 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы по дополнительному тарифу, предусмотренному частью 2 статьи 58.3 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ, подлежат исчислению и уплате с выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».  

Согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «и» пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года №1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 6 октября 1992 года, когда вступила в силу статья 167 КЗоТ РФ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2007 №71-В07-9).

Таким образом, спорные периоды работников плавсостава на судах речного флота (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), включая время нахождения в учебном отпуске, отпуске без сохранения содержания, отгулах без оплаты, очередном отпуске после отгулов без оплаты, выходных днях после отгулов без оплаты, входят в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем, на указанные выплаты подлежат начислению   страховые взносы по дополнительному тарифу.

Доводы Общества о том, что для включения в специальный стаж работы работникам плавсостава периодов межрейсового технического обслуживания судна необходимо документально подтвердить полную занятость и участие в ремонте, при этом исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиками страховых взносов со всех выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда (вопросы №№ 1 и 4 письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.06.2013 № ТМ-30-26/9649) суд также отклоняет. 

Положения, регулирующие порядок исчисления и уплату страховых взносов по дополнительным тарифам, законодательно закреплены в ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В соответствии с положениями ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы по дополнительным тарифам исчисляются в общем порядке, установленном для исчисления страховых взносов, на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ, за исключением выплат, указанных в статье 9 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Каких-либо особенностей для исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам, в том числе положений о том, что исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиками страховых взносов со всех выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ, нормы ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ не содержат.

Кроме того, как разъяснил в пункте 9 письма от 30.12.2013 № НП-30-26/20622 «О дополнительных тарифах страховых взносов» Пенсионный фонд Российской Федерации, по вопросу исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, осуществляемых в пользу отдельных профессиональных категорий работников, для которых предусмотрен особый порядок исчисления периодов соответствующих работ (водолазы и другие работники, занятые на работах под водой, работники, занятые в определенных профессиях (должностях) на подземных горных работах, плавсостав на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, работники, занятые в сезонных отраслях промышленности: в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, работники летного состава гражданской авиации, парашютисты всех наименований, спасатели, десантники-пожарные всех наименований, спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России) необходимо иметь в виду следующее.

У вышеперечисленных категорий работников возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии обусловлено совершением работником определенных действий в течение календарного года, в частности, у водолазов - погружение под воду, у парашютистов - совершение прыжков, у летчиков - совершение полетов и т.д.

В целях применения положений ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ занятость работой этих лиц (под водой, под землей, в небе и т.п.) не указывается с продолжительностью их нахождения в соответствующих условиях работы и количеством совершенных определенных действий (погружений, прыжков с парашютом и т.п.).

Следовательно, на выплаты и иные вознаграждения в пользу упомянутых работников следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, с момента возникновения с такими лицами трудовых отношений.

Также в пункте 11 письма от 30.12.2013 № НП-30-26/20622 Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что лица, осуществляющие трудовую деятельность в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов пригородного и внутригородского сообщения), относятся к лицам, занятым на работах, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ.

В связи с этим на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников плавсостава судов морского, речного флота, флота рыбной промышленности (включая суммы за период оплачиваемых дней отдыха, оплату учебного отпуска, основного отпуска), следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений, вне зависимости от навигационного периода работы вышеуказанных судов.

Таким образом, на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников плавсостава судов морского, речного флота, флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов пригородного и внутригородского сообщения), включая суммы за период оплачиваемых дней отдыха, оплату учебного отпуска, основного отпуска подлежат начислению страховые взносы по дополнительному тарифу, предусмотренному частью 2 статьи 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ, с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений, независимо от навигационного периода работы таких судов.   

Доводы Общества о том, что в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а согласно пункту 5 указанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, суд также отклоняет.

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует обратить внимание судов на то, что исходя из пункта 5 названных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил). Особый порядок установлен для исчисления стажа работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных в пунктах 7, 13 и 15 этих Правил (полевые геологические работы, работы в течение полного навигационного периода, полного сезона, подземные работы).

Доводы Общества о том, что из письма Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 23.07.2013 № 4-14/11813, которым в рассматриваемой ситуации руководствовалось Общество, также следует, что начисление дополнительного тарифа на компенсацию за неиспользованный отпуск в периоде, когда отсутствует подтверждение специального стажа, не производится, суд также отклоняет.

Указанное письмо не свидетельствует о незаконности доначисления оспариваемым решением Пенсионного фонда от 10.12.2014 № 8 страховых взносов по дополнительному тарифу на спорные выплаты.

Кроме того, в связи с разъяснениями, приведенными в письме Пенсионного фонда от 23.07.2013 № 4-14/11813, ОАО «Амурское пароходство» было освобождено от ответственности за неуплату страховых взносов и начисления пени. 

Иные приведенные в ходе судебного разбирательства доводы Общества о неправомерности доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу суд также отклоняет, как не основанные на положениях статьи 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которые как было указано выше, исчисляются в  общеустановленном порядке, предусмотренном ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ для исчисления страховых взносов, без каких-либо особенностей.  

Между тем, как было установлено в ходе судебного  разбирательства, доначисление спорных сумм страховых взносов по дополнительному тарифу было произведено Пенсионным фондом, в том числе на выплаты, произведенные работникам, работающим на судах в акватории порта и не имеющим права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости : ФИО5 (крановщик плавкрана), ФИО6 (крановщик плавкрана), ФИО7 (крановщик плавкрана), ФИО8 (повар плавкрана), ФИО9 (повар плавкрана), ФИО10 (главный специалист по МКУБ), ФИО11 (инженер-интендант), ФИО12 (инженер-диспетчер) и др., согласно представленным ОАО «Амурское пароходство» спискам, относительно которых общая сумма страховых взносов по дополнительному тарифу составила 6 644,63 руб. (3 047,42 руб. + 3 597,21 руб.). 

Как было указано выше, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности  (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В дополнительном отзыве от 17.03.2015 № 14-25/230 и в судебном заседании 20.03.2015 Пенсионный фонд после ознакомления с представленными Обществом документами согласился с требованиями Общества в указанной части.

Принимая во внимание вышеизложенное, подпункт 3.1 пункта 3 оспариваемого решения Пенсионного фонда от 10.12.2014 № 208 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть по дополнительному тарифу в размере 6 644,63 руб. подлежит признанию незаконным. 

В этой же части подлежат признанию незаконными подпункт 3.4 пункта 3 и пункт 4 решения Пенсионного фонда от 10.12.2014 № 208, которыми Обществу было предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, а также представить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета за спорные периоды.

В остальной части требования Общества удовлетворению не подлежат.

Приведенные в ходе судебного разбирательства доводы Общества о том, что поскольку законодательство о страховых взносах не предусматривает возможность указания в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения на обязательное внесение исправления в документы бухгалтерского учета плательщика страховых взносов, оспариваемое решение Пенсионного фонда от 10.12.2014 № 208 в части  предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета является незаконным, суд отклоняет. 

В соответствии с частью 8 статьи 39 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

При этом форма решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской                        Федерации о страховых взносах утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.11.2013 № 698н.

Пункт 4 указанной формы решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской  Федерации о страховых взносах предусматривает предложение плательщику страховых взносов внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.11.2013 № 698н, которым была утверждена форма решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, недействующим или утратившим силу не признан. 

Вследствие этого, в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 10.12.2014 № 208 ОАО «Амурское пароходство» было правомерно предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета. 

На основании вышеизложенного, уточненное заявление Общества подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 7959/08, с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

уточненное заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным подпункт 3.1 пункта 3 решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 10.12.2014 № 208 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть по дополнительному тарифу в размере 6 644 руб. 63 коп.

В этой же части признать незаконными подпункт 3.4 пункта 3 и пункт 4  решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 10.12.2014 № 208 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края в пользу Открытого акционерного общества «Амурское пароходство» судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда  было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                  М.А. Барилко