НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 19.12.2012 № А73-14153/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-14153/2012

19 декабря 2012 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

Судьи - Букиной Е.А.,

Рассмотрев в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК) дело по иску ООО «Глобус» к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчику о взыскании неосновательного обогащения 45 886 руб. 10 коп.

Требования мотивирует наличием договора на подачу и уборку вагонов, по условиям которого истец обязан оплачивать услуги ответчика по ставкам тарифного руководства № 3.

В период с 18.02. по 17.05.2012 г. ответчик производил списание денежных средств с лицевого счета истца в качестве платы за подачу, уборку вагонов с применением коэффициента 1,6, в то время, как надлежало применять коэффициент 1,3.

Излишне полученные денежные средства составляют неосновательное обогащение ответчика.

Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому, факт и сумма списания ответчиком не оспариваются.

Исковые требования ответчик не признает, ссылаясь на ст. 313, 316, 317 ТК и Положение о корпоративной системе оплаты труда работников ДВЖД, утвержденным Приказом 235/Н от 30.03.2007 г., устанавливающее районный коэффициент к заработной плате в размере 1, 7 и доплату за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях – 50 %. В результате чего, ответчиком был применен коэффициент 1, 6.

Изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 15.02.2012 г. сторонами заключен договор на подачу и уборку вагонов.

Согласно условиям договора, ответчик оказывает истцу обусловленные им услуги, а истец обязан к их оплате. Оплата производится посредством списания денежных средств с лицевого счета истца.

Согласно п.2 ст. 790 ГК, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования а так же иных сопутствующих услуг определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Согласно ст.58 УЖТ, за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В отношении услуг железнодорожного перевозчика, порядок установления платы за перевозку и сопутствующие услуги определен в УЖТ и ФЗ «О ж/д транспорте».

Согласно ст. 2 УЖТ, ст. 8 ФЗ, плата за перевозку грузов и иные услуги взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.

Постановлением ФЭК от 19.06.2002 г. № 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов, которыми установлены сборы за подачу уборку вагонов, а так же коэффициенты к ним.

Согласно п. 15 договора стороны договорились, что сбор за подачу, уборку вагонов осуществляется по ставкам указанных Правил с учетом коэффициента доплаты к сборам.

Как следует из условий договора, услуги оказываются на пути необщего пользования, расположенном на ст. Дугда ДВЖД.

Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 г. № 12 Зейский район Амурской области, где находится станция Дугда, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Согласно п.2.8. Правил, на станциях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате и доплаты за работу в пустынных и безводных районах, в районах с особыми климатическими условиями, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к ставкам сборов за хранение, взвешивание, подачу и уборку вагонов, в том числе маневровую работу и пробег локомотивов в зависимости от установленных коэффициентов, применяются коэффициенты доплат к отдельным сборам, приведенные в таблице N 13 настоящего Тарифного руководства.

2.8.2. Коэффициент доплат к отдельным сборам по таблице N 13 настоящего Тарифного руководства определяется исходя из суммы, полученной от сложения действующих для данного места коэффициентов к заработной плате и доплат за работу в пустынных и безводных районах, в районах с особыми климатическими условиями, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Например, при районном коэффициенте к заработной плате 1,2 и коэффициенте доплаты за работу в районе Крайнего Севера 1,8 сумма учитываемых коэффициентов составит: 1 + 0,2 + 0,8 = 2. В связи с чем коэффициент доплат к сборам по таблице N 13 настоящего Тарифного руководства равен 1,5.

В данном случае сумма коэффициентов и доплат - 1, 8 (1+ 0,3 (районный коэффициент к заработной плате, определенный в соответствии с Информационным письмом Департамента по вопроса пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16) + 0, 5 (процентная надбавка к заработной плате, установленная Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных с ним местностях»).

Согласно таблице № 13, если при сложении коэффициентов получается 1, 61 -1, 8, то применяется коэффициент 1, 3.

Доводы ответчика со ссылкой на статьи 313, 316, 317 ТК и Положение о корпоративной системе оплаты труда работников ДВЖД не принимаются судом по следующим основаниям.

Согласно ст.313 ТК,государственные гарантии и компенсации лицам, работающим врайонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

¦

Согласно ст.316 ТК, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Согласно ст.317 ТК, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Согласно ст.8 ТК, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно ст.1 ТК, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Таким образом, нормы ТК, на которые ссылается ответчик, регулируют правоотношения между работодателем и работником. Они не распространяются на иных лиц, с которыми работодатель вступает в иные правоотношения.

Следовательно, предоставив в порядке ст.8, 313 ТК дополнительную надбавку к заработной плате своим работником, ответчик взял на себя это обязательство.

Но это обстоятельство не является основанием для увеличения установленных в централизованном порядке тарифов, применяемых ответчиком с третьим лицами.

Это так же обусловлено ст.8 ФЗ № 17-ФЗ, согласно которой, тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответственно, взимание платы за услуги с применением повышенного коэффициента противоречит вышеназванным нормам.

Правовых оснований для получения денежных сумм в больших размерах, нежели установлены указанными нормами, у ответчика не имелось.

В силу положений ст.1102 ГК, получение ответчиком данной суммы (разницы) является его неосновательным обогащением, которое он обязан возвратить истцу.

Судебные расходы истца по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика на основании ч.1 ст.110 АПК в полном объеме.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

  Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Глобус» (ОГРН 1082801005968) в счет неосновательного обогащения 45 886 руб. 10 коп., в счет судебных расходов по оплате государственной пошлины 2 000 руб., всего – 47 886 руб. 10 коп.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья Букина Е.А.