НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 19.07.2010 № А73-5921/2010

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-5921/2010

«19» июля 2010 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шумченко Галины Николаевны об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края № 05/17-48/57 от 30.03.2010,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель не явился (извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ);

от административного органа – представитель не явился (извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ).

Сущность дела:   Индивидуальный предприниматель Шумченко Галина Николаевна (далее – ИП Шумченко Г.Н., предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с требованием отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, административный орган) от 30.03.2010 № 05/17-48/57, которым предприниматель привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Срок на обжалование оспариваемого постановления восстановлен судом в порядке статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по ходатайству заявителя.

Индивидуальный предприниматель, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статьи 123 АПК РФ, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статьи 123 АПК РФ, в судебное заседание не явился, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя административного органа в связи с невозможностью его явки в судебное заседание.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, по имеющимся материалам.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края совместно с ФАКБ «Региобанк» проведена проверка по соблюдению порядка работы с денежной наличностью индивидуальным предпринимателем Шумченко Г.Н., осуществляющей свою деятельность на складе № 11, расположенном по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, 16.

В ходе проверки установлено нарушение порядка работы ИП Шумченко Г.Н. с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, что выразилось в накоплении в кассе предпринимателя наличных денег сверх установленного лимита остатка кассы. Лимит остатка кассы банком в проверяемом периоде не установлен, следовательно, равен 0 рублей.

В нарушение пункта 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации за два рабочих дня 04.03.2010 и 10.03.2010 превышение лимита остатка в кассе денежных средств составило 4 799, 30 рублей.

По результатам проверки 28.04.2010 главным государственным налоговым инспектором ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в отношении ИП Шумченко Г.Н., в присутствии предпринимателя – Шумченко Галины Николаевны, составлен протокол № 17-48/57 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1. КоАП РФ.

Копия протокола об административном правонарушении от 28.04.2010 № 17-48/57, содержащая сведения о дате и месте рассмотрения дела (04.05.2010 в 14 часов 00 минут АО адресу г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 68, каб. 411) была вручена Шумченко Г.Н. лично. В протоколе имеется подпись Шумченко Г.Н. и ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении без личного присутствия предпринимателя.

04.05.2010 исполняющим обязанности начальника ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края вынесено постановление № 05/17-48/57, которым ИП Шумченко Г.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ. Согласно данному постановлению предпринимателю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Административным органом при вынесении постановления была допущена опечатка, а именно в постановление о назначении административного наказания ошибочно указана дата вынесения постановления (фактически рассмотрено 04.05.2010, однако в постановлении указана дата рассмотрения 30.03.2010), административным органом данная опечатка была устранена, в адрес предпринимателя направлено письмо от 12.05.2010 № 05-09/012429 с приложением первого листа постановления, содержащее уведомление об опечатке в дате вынесения постановления.

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратилась в суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), имеющимся в материалах дела доказательствам, суд находит требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок ведения кассовых операций), объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

В силу пунктов 5, 6 Порядка ведения кассовых операций, предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Аналогичное правило установлено пунктом 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 № 14-п, утвержденного Советом Директоров Банка России (далее – Положение от 05.01.1998 № 14-п), согласно которому в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям.

Согласно пункту 7 Порядка ведения кассовых операций, предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Также пунктами 2.2., 2.6 Положения от 05.01.1998 № 14-п предусмотрено, что наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятия, сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Согласно пункту 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Банка России 19.12.1997 № 47, в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.

Согласно пункту 19 Письма ЦБ РФ от 16.03.1995 № 14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью», порядок ведения кассовых операций распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.

Из материалов дела следует, что лимит кассы ИП Шумченко Г.Н. на 2010 год не устанавливался, однако за два рабочих дня 04.03.2010 и 10.03.2010 административным органом зафиксировано превышение лимита остатка в кассе денежных средств в сумме 4 799, 30 рублей.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления от 04.05.2010 № 05/17-48/57 о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения по статье 15.1 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и вина предпринимателя подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 28.04.2010 № 17-48/57, справкой о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что действия предпринимателя правомерно были квалифицированы административным органом по статье 15.1. КоАП РФ.

Вместе с тем оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного размера штрафа по следующим основаниям.

В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств установлен статьей 4.3. КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся, в том числе в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Согласно оспариваемому постановлению от 04.05.2010 № 05/17-48/57, на предпринимателя наложен административный штраф в размере 5 000 рублей, при этом материалы дела не содержат и административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии отягчающих обстоятельств, которые являлись бы основанием для применения к заявителю более строгого наказания.

Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.

При изложенных выше обстоятельствах, учитывая все обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения и вины последнего, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление от 04.05.2010 № 05/17-48/57 в части назначения наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей, снизив его размер до 4 000 рублей.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края № 05/17-48/57 от 04.05.2010, которым индивидуальный предприниматель Шумченко Галина Николаевна привлечена к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, изменить в части назначения административного наказания, снизив размер штрафа до 4 000 тысяч рублей.

В остальной части требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников