НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 18.11.2020 № А73-8228/20

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-8228/2020

25 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 18.11.2020 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 25.11.2020 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шутенко Ю.В..

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Управления лесами Правительства Еврейской автономной области

к         Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

о         признании незаконным предписания от 07.04.2020 №2

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Запрягаев Р.Н., представитель по доверенности № 90 от 31.08.2020г.;

от ДМТУ Росстандарта – Изотов И.В., представитель по доверенности № 40 от 27.12.2019г.

Сущность спора: Управление лесами Правительства Еврейской автономной области (далее – заявитель, Управление, Управление лесами) обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Дальневосточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – ДМТУ Росстандарта) от 07.04.2020 №2.

Представитель заявителя, принимающий участие посредством онлай-заседания, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении, письменном дополнении к заявлению.

Представитель ДМТУ Росстандарта с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.11.2020г. по 18.11.2020г.

Судом установлено следующее.

В период с 12.03.2020 по 07.04.2020г отделом государственного надзора (инспекцией) Хабаровского края и ЕАО ДМТУ Росстандарта на основании приказа от 04.03.2020 г. № 145 в рамках осуществления федерального государственного метрологического надзора в отношении Управление лесами Правительства Еврейской автономной области была проведена внеплановая документарная проверка.

По результатам проверки в действиях Управления лесами Правительства Еврейской автономной области были установлены нарушения требований статей 9, 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - ФЗ № 102), выразившееся в применении средств измерений (мерная лента (рулетка), мерная вилка, буссоль, GPS навигатор) без проведения поверки.

Факт нарушения отражен в акте проверки № 34 от 07.04.2020 г.

В связи с этим, было выдано предписание от 07.04.2020 № 2 с целью устранения нарушения законодательства. Указанным предписание было предписано устранить выявленные нарушения, поверить средства измерений: мерная лента (рулетка), мерная вилка, буссоль, GPS навигатор, применение средств измерений мерная лента (рулетка), мерная вилка, буссоль, GPS навигатор запретить до устранения выявленных нарушений.

Не согласившись с вышеуказанным предписанием, Управление обратилось  в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.

Из анализа положений статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, регулируются Законом об обеспечении единства измерений. Целью названного закона является установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации; защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности; содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу (части 1 и 2 статьи 1 Закона об обеспечении единства измерений).

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений определена в частях 3 - 5 статьи 1 Закона об обеспечении единства измерений.

Согласно части 3 статьи 1 Закона № 102-ФЗ, сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при:

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

4) осуществлении деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

7) осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров;

8) выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов;

9) оказании услуг почтовой связи, учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;

10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

13) проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля;

14) выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора);

18) осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;

19) обеспечении безопасности дорожного движения.

Таким образом, к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, помимо прочего, отнесены осуществление мероприятий государственного контроля (надзора), осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

В силу части 4 указанной стать, к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно части 5 данной статьи, сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 102-ФЗ, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Часть 1 статьи 13 Закона № 102-ФЗ устанавливает, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять на поверку.

Под поверкой средств измерений понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям; метрологические требования - требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены (статья 2 Федерального закона № 102-ФЗ).

В силу части 1 статьи 5 Закона № 102-ФЗ, измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 17 Закона № 102-ФЗ запрещается применение стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям, а также неповеренных средств измерений при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В соответствии с пунктом 2 раздела I порядка поверки средств измерений, утвержденного Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 № 1815 «Об утверждении порядка поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке»(далее – Порядок № 1815) показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки каждого типа средств измерений устанавливаются при утверждении типа средств измерений в соответствии с пунктом 1 статьи 12 закона № 102-ФЗ.

В силу пункта 13 Порядка № 1815, результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.

В пункте 14 Порядка № 1815 установлены сроки действия результатов поверки СИ.

В соответствии с пунктом 18 Порядка № 1815 периодической поверке подвергается каждый экземпляр средств измерений, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.

Из положений приведенных норм следует, что в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений должны применяться средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку; при применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации, которые содержатся в паспортах и эксплуатационных документах на средства измерений.

В соответствии с пунктом 18 раздела III Порядка № 1815 периодической поверке подвергается каждый экземпляр средств измерений, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.

 Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о единстве измерений решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или  средств измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.

Согласно пункту 3 статьи 12 Закона № 102-ФЗ утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом  в области обеспечения единства измерений – Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона № 102-ФЗ сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Административным регламентом № 971 установлена процедура отнесения технических средств к средствам измерений.

По результатам проведенной экспертизы Федеральным агентством в обязательном порядке должны быть подготовлены приказ об отнесении технического средства к средствам измерений либо заключение об отсутствии оснований для отнесения его к средствам измерений, которые размещаются на интернет-сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Федеральный информационный фонд по обеспечению единства (ФГИС «Аршин» https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4) измерений содержит перечень измерительных приборов, которые утверждены в установленном порядке в качестве средств измерений. К указанному перечню относятся утвержденные типы средств измерений: навигационная аппаратура - 24 ед., рулетки измерительные - 72ед., вилки лесные - 5 ед., буссоли - 10 ед.

Судом отклоняется довод заявителя о недоказанности факта использования спорных средств измерения.

Как следует из пояснений ДМТУ Росстандарта, в материалы проверки Заявитель не представил эксплуатационную документацию на свои средства измерений, а также сообщил о том, что средства измерений, используемые управлением, не поверены.

При этом, в письме исх. 05-04/1282 от 26.03.2020, Управление лесами указало, что использует такие средства измерений как мерная лента (рулетка), мерная вилка, буссоль и GPS навигатор при осуществлении федерального лесного надзора (лесной охраны). Указанные средства измерений применялись Управлением при проведении плановой выездной проверки ООО «Хуа Синь», что подтверждается актом проверки № 1 от 02.03.2020 г.

 Управление лесами Правительства Еврейской автономной области согласно Постановлению правительства ЕАО от 19.06.2012 N 285-пп «Об утверждении Положения об управлении лесами правительства Еврейской автономной области» осуществляет в пределах своей компетенции на землях лесного фонда области федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Суд не может согласиться с позицией заявителя об отсутствии обязанности по обеспечению единства измерений и обязательных метрологических требований в области осуществления федерального государственного лесного надзора и, следовательно, обязанности по проведению обязательной поверки средств измерений, применяемых в указанной области.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008  N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В пункте 4 этой же статьи установлено, что результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.

В силу пункта 7 указанной статьи, средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.

Таким образом, Федеральный закон от 26.06.2008  N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" не содержит исключений относительно проведения поверок средств измерений в указанной заявителем области, относящейся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В силу пункта 18 Порядка проведения проверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815, периодической поверке подвергается каждый экземпляр средств измерений, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.

Необходимо также отметить, что оспоренное предписание не содержит указание на обязанность Управления лесами по поверке инструментов не относящихся к средствам измерений, а также по поверке средств измерений, не используемых Управлением лесами фактически. Так из текста оспоренного предписания следует запрет на применение вышеуказанных средств измерений до устранения нарушения (т.е до проведения поверки), что соотносится с вышеуказанными положениями Закона № 102-ФЗ.

Кроме того, относительно ссылки заявителя на применение им рассматриваемых средств измерений в ходе административных производств,  необходимо также отметить следующее.

 В силу части 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Согласно части 2 указанной статьи, показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Таким образом, КоАП РФ устанавливает обязанность по применению в ходе  административного производства средств измерений, поверенных в установленном порядке.

С учетом изложенных обстоятельств следует признать, что оспариваемое предписание, возлагающее на Управление лесами Правительства ЕАО обязанность по устранению выявленных нарушений обязательных требований, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя, у ДМТУ Росстандарта имелись правовые основания для выдачи в адрес заявителя обязательного для исполнения предписания.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемого предписания недействительным, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 200-211 АПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Управления лесами Правительства Еврейской автономной области о признании незаконным предписания Дальневосточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.04.2020 №2, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается  через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                   Зверева А. В.