Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14671/2017
23 октября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2017 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.И. Вершининой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре
о привлечении Индивидуального предпринимателя Кобзырева Антона Александровича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ,
при участии представителей:
от заявителя – Ивановой Н.С., действующей по служебному удостоверению;
от лица, привлекаемого к ответственности – не явился.
Сущность дела: Прокуратура города Комсомольска-на-Амуре (далее – прокуратура, заявитель) обратилась в арбитражный суд с требованием привлечь индивидуального предпринимателя Кобзырева Антона Александровича (далее – ИП Кобзырев А.А., предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель прокуратуры в предварительном судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении.
Индивидуальный предприниматель, извещенный о времени и месте предварительного судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своего представителя в суд не обеспечил, отзыв на заявление и возражения против проведения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в первой инстанции в одном судебном заседании не представил.
В отсутствие возражений участвующих в деле лиц, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала ранее изложенную позицию.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Кобзырев Антон Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 26.05.2008г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре за основным государственным регистрационным номером 308270314700098, ИНН 270391471380.
18.08.2017 года прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре во исполнение пункта 6 Плана работы на 2-е полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Кобзыревым Антоном Александровичем требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации детских аттракционов.
Проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем Кобзыревым А.А. в г. Комсомольске-на-Амуре, в 60 метрах в северо-восточном направлении от памятника Первостроителям на набережной р.Амур, используемом предпринимателем на основании разрешения главы города Комсомольска-на-Амуре от 29.03.2017 № 769-па, размещены детские аттракционы: надувной пневматический аттракцион «Сказка с тентом», надувной пневматический аттракцион «Дворик», аппарат «Розовый джип 4*4», 10 электромобилей.
На территории парка культуры и отдыха по ул. Аллея Труда, 22 в г.Комсомольске-на-Амуре ИП Кобзыревым А.А. также размещены детские аттракционы: механический аттракцион карусель «Медовый пир», надувной пневматический аттракцион «Осьминог», надувной аттракцион «Мадагаскар», аттракционы «Качалка», «Водный шар», «Водный ролл», «Бамперные лодочки», детский городок, тир Арбалетный.
На указанное игровое оборудование имеются паспорта, сертификаты соответствия.
Игровое оборудование используется несовершеннолетними детьми. Лицами, посещающими аттракционы, согласившимися с правилами посещения, поведения, оплачивается вход, о чем выдается чек.
В результате проверочных мероприятий прокуратурой установлен факт нарушения предпринимателем требований национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55515-2013 «Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.08.2013 № 542-ст.
Результаты осмотра игрового оборудования и территории зафиксированы актом осмотра № 1 от 18.08.2017г., актом проверки № 2 от 18.08.2017г., составленными в присутствии Кобзырева А.А.
31.08.2017г. по установленному проверкой факту И.о. прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Богатским В.Н. в отношении ИП Кобзырева А.А. возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, о чем в присутствии предпринимателя вынесено соответствующее постановление.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Кобзырева А.А. к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя прокуратуры, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ КоАП РФ влекут административную ответственность в виде наложения на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 14.43 КоАП РФ, являются лица, указанные в диспозиции данной нормы, в числе которых исполнитель - лицо, оказывающее какие-либо услуги.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон №184-ФЗ), пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (статья 2 Закона №184-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), который так же устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом под потребителем Закон о защите прав потребителей понимает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которогосоответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.08.2013 № 542-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55515-2013 «Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации» (далее – ГОСТ Р 55515-2013,Стандарт).
Требования настоящего стандарта предназначены для снижения уровня риска причинения вреда посетителям, зрителям и персоналу надувного игрового оборудования.
Согласно пункту 1.2 ГОСТ Р 55515-2013, Стандарт определяет мероприятия, относящиеся к рискам, связанным с использованием по назначению оборудования при его эксплуатации, и требования по их минимизации для посетителей, зрителей и персонала.
Согласно п.п. 8.3.1., 8.3.2., 8.4.1 Стандарта оператор и персонал должны быть легко узнаваемы. Экипировка должна быть яркой и контрастной. Оператор и, при необходимости, персонал должны иметь при себе эффективные средства сигнализации (например, звуковую или световую), посредством которых они могут привлечь внимание посетителей и зрителей.
В соответствии с п. 8.5.3. Стандарта при использовании оборудования по назначению первичные средства пожаротушения должны располагаться на видном месте недалеко от оборудования.
Согласно п. 8.6.2 ГОСТ Р 55515-2013 средства доврачебной медицинской помощи должны располагаться на видном месте.
В силу п. 8.7.2.3 Стандарта визуальная информация для посетителей, выполненная в виде информационной таблички, должна быть нанесена изготовителем непосредственно на оборудование со стороны входа на оборудование или установлена на мобильном стенде (или в виде таблички) возле оборудования со стороны входа.
В соответствии с п. 8.7.2.9 ГОСТ Р 55515-2013 рекомендуется в визуальной информации для посетителей указывать:
- максимальную вместимость оборудования по весу или числу посетителей;
- рост, вес, возраст посетителей, допускаемых на оборудование;
- правила пользования оборудованием для посетителей;
- ограничения и запреты при пользовании оборудованием;
- сведения об эвакуации и необходимые эвакуационные знаки;
- расположение места оказания первой медицинской помощи;
- адреса и телефоны экстренных служб (службы спасения, скорой помощи);
- другую необходимую и достоверную информацию.
В силу п. 5.8 Стандарта эксплуатант должен иметь и вести внутреннюю документацию установленного образца (журналы), необходимую для подтверждения выполнения процедур эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования.
Как следует из материалов дела, 18.08.2017г. прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре в ходе проведения проверки на предмет соблюдения ИП Кобзыревым А.А. законодательства Российской Федерации при эксплуатации детских аттракционов, установленных в г.Комсомольске-на-Амуре, в 60 метрах в северо-восточном направлении от памятника Первостроителям на набережной р. Амур, а также на территории парка культуры и отдыха по ул. Аллея Труда, 22 г. Комсомольска-на-Амуре выявлены нарушения вышеуказанных требований законодательства при эксплуатации детских аттракционов, а именно:
- в нарушение п.п. 8.3.1., 8.3.2., 8.4.1 Стандарта, оператор аттракционов, размещенных в 60 метрах в северо-восточном направлении от памятника Первостроителям на набережной р. Амур, Карачевцев Д.В. не узнаваем, его экипировка не является яркой и контрастной, средства сигнализации у оператора отсутствуют;
- в нарушение п. 8.5.3 Стандарта аттракционы, размещенные в 60 метрах в северо-восточном направлении от памятника Первостроителям на набережной р. Амур, не оснащены первичными средствами пожаротушения;
- в нарушение п. 8.6.2 Стандарта, средства доврачебной медицинской помощи к аттракционам, размещенным в 60 метрах в северо-восточном направлении от памятника Первостроителям на набережной р. Амур, расположены не на видном месте - на лавочке, расположенной за аттракционом «Сказка с тентом», доступ для посетителей к данной лавочке ограничен. Средства доврачебной медицинской помощи к аттракционам, размещенным на территории парка культуры и отдыха по ул. Аллея Труда, 22, также расположены не на видном месте - в помещении кассы, доступ посетителей к которой ограничен;
- в нарушение п.п. 8.7.2.3., 8.7.2.9 ГОСТ Р 55515-2013 возле надувного пневматического аттракциона «Дворик», размещенного в 60 м. в северовосточном направлении от памятника Первостроителям на набережной р.Амур, отсутствует визуальная информация для посетителей, содержащая сведения о максимальной вместимости оборудования по весу или числу посетителей; росте, весе, возрасте посетителей, допускаемых на оборудование; правилах пользования оборудованием для посетителей; ограничениях и запретах при пользовании оборудованием; сведениях об эвакуации и необходимых эвакуационных знаках; расположении мест оказания первой медицинской помощи; адресах и телефонах экстренных служб (службы спасения, скорой помощи).
Визуальная информация для посетителей к надувному пневматическому аттракциону «Сказка с тентом», размещенному на вышеназванной территории, не содержит сведения о росте, весе посетителей, допускаемых на оборудование; об эвакуации и необходимых эвакуационных знаках; расположении мест оказания первой медицинской помощи; адресах и телефонах экстренных служб (службы спасения, скорой помощи).
Визуальная информация для посетителей к надувным пневматическим аттракционам «Осьминог», «Мадагаскар», размещенным на территории парка культуры и отдыха по ул. Аллея Труда. 22, на внешней стороне помещения кассы не содержит сведения о росте посетителей, допускаемых на оборудование, об эвакуации и необходимых эвакуационных знаках; расположении мест оказания первой медицинской помощи; адресах и телефонах экстренных служб (службы спасения, скорой помощи);
- в нарушение п. 5.8 Стандарта ИП Кобзыревым А.А. журнал эксплуатации, технического обслуживания и ремонта надувного игрового оборудования не ведется.
Изложенное позволяет сделать вывод о наличии в действиях ИП Кобзырева А.А. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП.
Факт административного правонарушения предпринимателем не оспаривается и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, актом осмотра № 1 от 18.08.2017г., актом проверки № 2 от 18.08.2017, фотоматериалами, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.08.2017г., объяснением предпринимателя от 31.08.2017.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
В рассматриваемом случае вина ИП Кобзырева А.А. в форме неосторожности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, и выражена в том, что предприниматель, не исполняя вышеизложенные требования ГОСТа Р 55515-2013 при эксплуатации детских игровых аттракционов не может не знать о возможности наступления вредных последствий от таких действий, хотя в силу своего правового статуса и публичности правил, должен это предвидеть. Следовательно, в действиях предпринимателя содержатся признаки субъективной стороны вменяемого административного правонарушения. Доказательств невозможности соблюдения требований ГОСТа Р 55515-2013 в материалы дела не представлено.
Учитывая характер выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства в области технического регулирования, принимая во внимание, что данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения режима государственного регулирования безопасности продукции, соблюдения прав потребителей, а также, учитывая, что совершенное правонарушение нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и может причинить существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей правило, в соответствии с которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность предпринимателя, судом по материалам дела не установлено, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к правонарушителю наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (Прокуратура Хабаровского края, л/с 04221390040), расчетный счет получателя платежа 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, ИНН 2721024410, КПП 272101001, ОКТМО 08070001, БИК 040813001, КБК 415 1 16 90010 01 6000 140. Наименование платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет».
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.1, частью 2 статьи 14.43, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя Кобзырева Антона Александровича, 18 марта 1981 года рождения, уроженца г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, проживающего по адресу: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, д. 38, кв. 5, зарегистрированного 26.05.2008г. ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре за основным государственным регистрационным номером 308270314700098, ИНН 270391471380, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак