НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 18.10.2013 № А73-8190/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-8190/2013

23 октября 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена 18.10.2013, в полном объеме решение изготовлено 23.10.2013.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола секретарем В.А. Храмовой с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Дальтрансгаз» о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 18-608-08-ЮЛ от 12.07.2013г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Коломынцев А.В. доверенность № 20/13 от 15.07.2013, Сосновская Н.В. доверенность от 01.01.2013 № 05/13.

от административного органа: не явился.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв с 14.10.2013 по 18.10.2013.

Сущность дела:   Открытое акционерное общество «Дальтрансгаз» (далее ОАО «Дальтрансгаз», Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 18-608-08-ЮЛ от 12.07.2013г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях, изложенных в заявлении, настаивал в полном объеме.

Административный орган явку в судебное заседание своего представителя не обеспечил.

Суд установил:

В соответствии с распоряжением и.о. руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора Кадочникова Ю.В. от 25.04.2013 г. № 608, в период с 03.06. по 21.06.2013 года была проведена плановая выездная проверка опасных производственных объектов ОАО «Дальтрансгаз», а именно:

- станция газораспределительная (ГРС-3), per. № А71-00986-004 от 11.03.2009 года;

- станция газораспределительная (ГРС-1), per. № А71-00986-003 от 11.03.2009 года;

- участок магистрального газопровода п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск, Per. № А71-00986-001 от 14.02.2007 года,

с целью проверки соблюдения ОАО «Дальтрансгаз» обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

По результатам проверки в действиях ОАО «Дальтрансгаз» выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, которые зафиксированы в Акте проверки Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Дальневосточного управления Ростехнадзора) от 21.06.2013 г. № 18-608-8 -ПЛ-В.

В ходе проверки установлено что:

1) ОАО «Дальтрансгаз» не переоформило лицензию № ВП-001137 (КС) от 27 ноября 2009 года на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в связи с изменением места нахождения юридического лица.

В лицензии (в разделе место осуществления лицензируемого вида деятельности) не отражены районы: Амурский, Нанайский и Комсомольский, где эксплуатируется опасный производственный объект «Участок магистрального газопровода «п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск» per. № 71-00986-001».

2) в декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта «Участка магистрального газопровода п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск, зарегистрированного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Per. № 08-08(00).0141-11-МТ, находящегося в эксплуатации, выявлены несоответствия сведений, и не внесены изменения, уточнения: а именно:

- не отражен факт изменения адреса нахождения юридического лица;

- не внесены сведения об организации, с которой заключён договор по оказанию услуг по транспортировке газа в части технического обслуживания данного опасного производственного объекта;

- не внесены сведения об изменении штатной численности работников, штатная численность работников ОАО «Дальтрансгаз» на ОПО в декларации не соответствует фактической;

- не отражены сведения об общей численности работников других организаций, размещенных вблизи декларируемого объекта (построенный объект МГ «Сахалин-Хабаровск-Владивосток»);

- изменились сведения о системе управления промышленной безопасностью, включая данные о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности в Обществе;

- в сведения о составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб по обеспечению промышленной безопасности;

- не отражены сведения в связи с изменением данных о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии, а также сведения о порядке действий сил и использования средств организации, эксплуатирующий опасный производственный объект, а так же взаимодействия с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварии;

- в декларацию не внесены коррективы, в связи с изменением технологической схемы процесса транспортировки газа на опасном производственном объекте «Участкок магистрального газопровода п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск».

3) Генеральный директор ОАО «Дальтрансгаз» Титов Анатолий Иванович не аттестован в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области промышленной безопасности по эксплуатации опасных производственных объектов в следующих областях аттестации:

А - общие требования промышленной безопасности.

Б - специальные требования промышленной безопасности.

4) Обществом ОАО «Дальтрансгаз» не представлены:

- отчетные и подтверждающие документы по выполнению и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности по выполнению «плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов за 2012 год»., а так же в Дальневосточное управление Ростехнадзора не представлена информация (в соответствии с Постановлением Правительства «Об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»), а именно:

б) организация системы управления промышленной безопасностью;

в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного
 контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;

г) количество опасных производственных объектов с описанием основных
 потенциальных источников опасности и возможных последствий аварий;

е) план мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;

з) состояние оборудования, применяемого на опасном производственном объекте и подлежащего обязательной сертификации;

и) освидетельствование и контрольные испытания опасных производственных
 объектов;

к) план проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год; л) оценка готовности работников эксплуатирующей организации к действиям во время аварии;

м) описание аварий и несчастных случаев, происшедших на опасном производственном объекте, анализ причин их возникновения и принятые меры;

5) Общество, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий не создало собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Письмом от 21.06.2013 № 18-14/4634 ОАО «Дальтрансгаз» уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем на письме имеется печать организации, письмо вручено главному инженеру ОАО «Дальтрансгаз» по доверенности № 18/13 от 14.06.2013.

По установленному проверкой факту 28.06.2013 главным государственным инспектором Дальневосточного управления Ростехнадзора Кадочниковым Ю.В. в отношении ОАО «Дальтрансгаз» в отсутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении № 08-608-8-ПЛ-В/ЮЛ по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Письмом от 01.07.2013 № 18-14/4843 ОАО «Дальтрансгаз» уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем на письме имеется входящий штамп № 430 от 03.07.2013.

12.07.2013 по результатам рассмотрения материалов проверки Дальневосточным управлением Ростехнадзора вынесено постановление № 18-608-08-ЮЛ о привлечении ОАО «Дальтрансгаз» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, является административным правонарушением ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 1 Федерального закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами, в силу статьи 2 Закона №116-ФЗ, являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к указанному Закону.

Согласно данному приложению, к категории опасных производственных
 объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные; на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 116 -ФЗ, требования промышленной
 безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 116 -ФЗ федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:

- осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, в том числе требования к работникам опасных производственных объектов;

безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

В силу статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация,
 эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Дальневосточное управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указывает, что ОАО «Дальтрансгаз» не переоформило лицензию № ВП-001137 (КС) от 27 ноября 2009 года на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в связи с изменением места нахождения юридического лица и о месте осуществления лицензируемого вида деятельности.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Пунктами 1, 10 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (для лицензиата - юридического лица).

Согласно части 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826 «Об утверждении типовой формы лицензии» утверждена типовая форма лицензии, оборотная сторона которой должна включать в себя, в том числе адреса мест осуществления работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, место нахождения организации.

Согласно Устава ОАО «Дальтрансгаз» основным видом деятельности Общества является обеспечение природным газом, нефтью и нефтепродуктами потребителей Дальнего Востока.

ОАО «Дальтрансгаз» имеет лицензию № ВП-001137 (КС) от 27.11.2009 года на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является Хабаровский край, Хабаровский район.

Опасный производственный объект, участок магистрального газопровода п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск рeг. № А71-00986-001 от 14.02.2007 эксплуатируется в том числе в Амурском, Нанайском и Комсомольском районах, однако в лицензии, в разделе место осуществления лицензируемого вида деятельности не отражены Амурский, Нанайский и Комсомольский районы.

Далее, лицензия содержит информацию о месте нахождения ОАО «Дальтрансгаз» - г. Хабаровск, ул. Калинина, 108.

Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц и изменений в устав ОАО «Дальтрансгаз» (л.д. 42 т. 2) адрес места нахождения Общества: 680509 Хабаровский край, Хабаровский район, с. Ильинка, ул. Солнечная, 1.

ОАО «Дальтрансгаз» в нарушение Пунктов 1, 2, 10 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ не переоформило лицензию № ВП-001137 (КС) от 27.11.2009 года на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в связи с изменением места нахождения юридического лица и места осуществления лицензируемого вида деятельности.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статьей 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ предусмотрено, что разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Согласно пунктов 10, 11, 21 РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений (утвержден Приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 N 893) декларация уточняется или разрабатывается вновь при изменении сведений, содержащихся в ней, или изменении требований промышленной безопасности. Декларация уточняется путем внесения в нее частичных изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими и/или технологическими изменениями на опасном производственном объекте, которые не влияют на условия безопасной эксплуатации и не увеличивают значения показателей риска аварии.

Раздел 2 «Результаты анализа безопасности» должен включать:

1) сведения об опасных веществах:

- наименование опасного вещества;

- степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека и окружающую природную среду, в том числе при возникновении аварии;

2) общие сведения о технологии:

- схему основных технологических потоков, которая должна представлять блок-схему с указанием наименования опасных веществ и направления их перемещения в технологической системе декларируемого объекта;

- общие данные о распределении опасных веществ по декларируемому объекту, которые должны включать сведения об общем количестве опасных веществ, находящихся в технических устройствах, - аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих по максимальным регламентным (проектным) значениям количества опасного вещества;

3) основные результаты анализа риска аварии.

В декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта «Участка магистрального газопровода п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск, зарегистрированного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Peг. № 08-08(00).0141-11-МТ, находящегося в эксплуатации, выявлены несоответствия сведений, и не внесены изменения, уточнения, а именно:

- не отражен факт изменения адреса нахождения юридического лица;

- не внесены сведения об организации, с которой заключён договор по оказанию услуг по транспортировке газа в части технического обслуживания данного опасного производственного объекта;

- не внесены сведения об изменении штатной численности работников, штатная численность работников ОАО «Дальтрансгаз» на ОПО в декларации не соответствует фактической;

Так в раздел разделе 1.4.1 Декларации промышленной безопасности (л.д. 88 т. 2) указана общая численность работников на декларируемом объекте 117, тогда как согласно штатного расписания руководителей, специалистов и служащих с 01.01.2013 г. (л.д. 43-46 т. 2) и штатного расписания рабочих с 01.01.2013 г. (л.д. 47-48 т. 2) в совокупности численность работников составляет 62,2 человека.

- не отражены сведения об общей численности работников других организаций, размещенных вблизи декларируемого объекта (построенный объект МГ «Сахалин-Хабаровск-Владивосток»), который проложен в одном техническом коридоре с объектом «Участок магистрального газопровода п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск»;

- изменились сведения о системе управления промышленной безопасностью, включая данные о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности в Обществе, а именно: штатное расписание руководителей, специалистов и служащих с 01.01.2013 г. (л.д. 43-46 т. 2) и штатное расписание рабочих с 01.01.2013 г. (л.д. 47-48 т. 2), нет служб ЛЭС (линейно эксплуатационной службы, диспетчерской службы, ЭХЗ, КИПиА);

- в сведения о составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб по обеспечению промышленной безопасности. На сегодня нет службы линейно-эксплуатационной службы (ЛЭС), аварийно-ремонтной службы (АРС);

- не отражены сведения в связи с изменением данных о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии, а также сведения о порядке действий сил и использования средств организации, эксплуатирующий опасный производственный объект, а так же взаимодействия с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварии.

При расчетах зон поражающих факторов не учтен опасный производственный объект Магистральный газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», который проложен в одном техническом коридоре с объектом «Участок магистрального газопровода п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск», а так же не отражены два узла редуцирования газа (УРГ) которые были в монтированы в магистральный газопровод п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск», в 2012 году);

- в декларацию не внесены коррективы, в связи с изменением технологической схемы процесса транспортировки газа на опасном производственном объекте «Участкок магистрального газопровода п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск», а именно в 2012 году два узла редуцирования газа (УРГ) были вмонтированы в магистральный газопровод п. Октябрьский (Комсомольский район) - Хабаровск».

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Согласно пунктов 2.1, 5.1 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ПБ 03-517-02)  (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 октября 2002 г. N 61-А) организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов обеспечивают подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности в порядке, установленном Госгортехнадзором России. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: выполнять требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.

Пунктом 3.2.1 «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (ПБ 08-624-03) (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 56) установлено, что организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, обязаны иметь в штате работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям в количестве, необходимом для осуществления деятельности.

Пунктом 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37) предусмотрено, что в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:

руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 2000 человек;

руководители и специалисты экспертных организаций, выполняющих работы для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций;

специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности;

Генеральный директор ОАО «Дальтрансгаз» Титов Анатолий Иванович не аттестован в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области промышленной безопасности по эксплуатации опасных производственных объектов в следующих областях аттестации:

А - общие требования промышленной безопасности.

Б - специальные требования промышленной безопасности.

Согласно статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 5, 14, 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. N 263), в редакции действовавшей на момент совершения административного правонарушения, ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эксплуатирующие организации представляют информацию об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы. Информация по планам на текущий год и по итогам прошедшего года представляется в сроки, устанавливаемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В информации об организации производственного контроля должны содержаться следующие сведения:

б) организация системы управления промышленной безопасностью;

в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;

г) количество опасных производственных объектов с описанием основных потенциальных источников опасности и возможных последствий аварий;

е) план мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;

ж) копии договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

з) состояние оборудования, применяемого на опасном производственном объекте и подлежащего обязательной сертификации;

и) освидетельствование и контрольные испытания опасных производственных объектов;

к) план проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год;

л) оценка готовности работников эксплуатирующей организации к действиям во время аварии;

м) описание аварий и несчастных случаев, происшедших на опасном производственном объекте, анализ причин их возникновения и принятые меры;

ОАО «Дальтрансгаз» не представлены:

- отчетные и подтверждающие документы по выполнению и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности по выполнению «плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов за 2012 год»., а так же в Дальневосточное управление Ростехнадзора не представлена информация (в соответствии с Постановлением Правительства «Об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»), а именно:

б) организация системы управления промышленной безопасностью;

в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного
 контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;

г) количество опасных производственных объектов с описанием основных
 потенциальных источников опасности и возможных последствий аварий;

е) план мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;

з) состояние оборудования, применяемого на опасном производственном объекте и подлежащего обязательной сертификации;

и) освидетельствование и контрольные испытания опасных производственных
 объектов;

к) план проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год; л) оценка готовности работников эксплуатирующей организации к действиям во время аварии;

м) описание аварий и несчастных случаев, происшедших на опасном производственном объекте, анализ причин их возникновения и принятые меры;

Согласно статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно пункта 5.1 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ПБ 03-517-02)  (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 октября 2002 г. N 61-А) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования и нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

ОАО «Дальтрансгаз», в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий не создало собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Доводы заявителя о том, что ООО «Газпром трансгаз Томск» имеет нештатные аварийно-спасательные формирования, судом отклоняются.

Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Закон № 151- ФЗ) установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Таким образом, наличие заключенного заявителем соответствующего договора с профессиональной аварийно-спасательной службой не исключает обязательность соблюдения требований действующего законодательства в отношении нештатного аварийно-спасательного формирования.

Оспаривая постановление административного органа, общество указывает, что не является эксплуатирующей организацией, ссылаясь на договор № 101/0241/11/01/0762/11 от 01.08.2011, в связи с чем, обязанности, за неисполнение которых к ответственности привлечено Общество, возложены на исполнителя по договору - ООО «Газпром трансгаз Томск».

Действительно, 01.08.2011 между ОАО «Дальтрансгаз» (заказчик) и ООО «Газпром трансгаз Томск» заключен договор № 101/0241/11/01/0762/11 о взаимодействии при оказании услуг по транспортировке газа в части технического обслуживания и ремонта магистрального газопровода «Октябрьский – Хабаровск».

Предметом данного договора является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту объектов недвижимого и движимого имущества ОАО «Дальтрансгаз».

Согласно пункта 2.10.1 договора заказчик   обязан в том числе: обеспечить регистрацию соответствующих объектов в государственном реестре опасных производственных объектов; обеспечить наличие необходимых приборов и систем контроля за производственным процессом в соответствии с установленными требованиями; обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности оборудования, зданий и сооружений, в установленные сроки; обеспечить оснащение газораспределительных станций (далее - ГРС) средствами по предотвращению проникновения на ГРС посторонних лиц; обеспечить выполнение требований промышленной безопасности по оснащению объектов необходимым оборудованием и системами для хранения опасных веществ, используемых в технологическом процессе; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа в части оснащения объектов необходимым оборудованием, сооружениями и системами в соответствии с требованиями нормативных документов.

Суд, анализируя договор от 01.08.2011 делает вывод, что ООО «Газпром трансгаз Томск» не является единственной эксплуатирующей организацией магистрального газопровода «Октябрьский – Хабаровск». Данный договор заключен для взаимодействия при оказании услуг по транспортировке газа в части технического обслуживания и ремонта магистрального газопровода.

Указанный договор не предоставляет ООО «Газпром трансгаз Томск» правомочий по эксплуатации опасного производственного объекта применительно к понятию эксплуатации опасных производственных объектов, установленному действующим законодательством.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870), под эксплуатацией сети газораспределения понимается использование такой сети по назначению в соответствии с проектной документацией.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе, эксплуатация опасного производственного объекта, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

В соответствии с пунктом 15 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 г. N 606, заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (далее - эксплуатирующая организация).

Согласно пунктам 23.1, 23.1.2 Административного регламента, При осуществлении ведения государственного реестра опасных производственных объектов, его территориальных и ведомственных разделов для внесения изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в связи с изменениями сведений, содержащихся в ранее выданном свидетельстве о регистрации или в карте учета опасного производственного объекта, эксплуатирующая организация направляет в регистрирующий орган следующий пакет документов представляются, в том числе, документы, подтверждающие права собственности и владения опасным производственным объектом.

Согласно пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», эксплуатация опасного объекта - ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте.

По смыслу указанных норм, эксплуатация объекта предполагает его использование по назначению, то есть, извлечение полезных свойств объекта.

Между тем, из положений представленного договора не следует, что ООО «Газпром трансгаз Томск» предоставлены права на использование магистрального газопровода «Октябрьский – Хабаровск».

В материалах дела отсутствует акт приема передачи имущества, который свидетельствовал бы о передаче объекта для его использования, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что ввиду принадлежности объекта ОАО «Дальтрансгаз» на праве собственности последнее является эксплуатирующей организацией применительно к требованиям Федерального закона N 116-ФЗ, Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции в том числе по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, на которую возложена обязанность по регистрации изменений характеристик опасного производственного объекта.

При этом частичная передача опасного производственного объекта для взаимодействия при оказании услуг по транспортировке газа в части технического обслуживания и ремонта магистрального газопровода, не освобождает общество от публичной обязанности по соблюдению обществом как собственником данных объектов общих требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, установленных Законом N 116-ФЗ и подзаконными актами в данной области.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что Общество не имело возможности для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат.

Следовательно, действия Общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

На основании изложенного, постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 18-608-08-ЮЛ от 12.07.2013г. законно и обоснованно и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований открытому акционерному обществу «Дальтрансгаз» о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 18-608-08-ЮЛ от 12.07.2013г., отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников